Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Урок литературы: проблемы, методы, подходы. № 4


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

15 апреля 2001 года

Методиколитературная почтовая рассылка

Выпуск № 4


Урок литературы:
проблемы, методы, подходы

Содержание номера

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

С этого номера рассылка приобрела свое лицо, благодаря которому ее можно будет отличить от других рассылок Subscribe.Ru. Надеюсь, что подобное визуальное решение придется Вам по душе и облегчит чтение рассылки.
В сегодняшнем номере:

  • "Толстый и тонкий" А.П.Чехова в 5 классе
  • Обзор ресурсов Интернета для учителей-словесников
  • Очередные смешные изречения из "Перловки"

Приятного Вам чтения!

Обращение
к читателям

Методические
материалы

Архив выпусков

Обзор ресурсов Сети

Методические
материалы
прошлых выпусков

"Перловка"


А. П. Чехов. "Толстый и тонкий".

1. Вступительное слово.

Крепостное право было отменено в 1861 г. Но исчезло ли рабство? За год до отмены крепостного права в России родился писатель, который так же как Тургенев, будет бороться с рабской психологией - но уже иного времени.
Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Город стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. "В детстве у меня не было детства", - говорил он. По воспоминаниям брата Александра, "Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул..." В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлениями жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где "60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких..."
И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: "Это глупо, это дико!" Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".
Это Чехов говорил и о себе...

- Что такое "рабская кровь", а что такое кровь "настоящая, человеческая"?

- Читали ли вы рассказы Чехова? Смотрели экранизации, инсценировки его произведений?

2. Выявление читательских ожиданий.

Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них - мелкий, бедный чиновник. Другой - состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

- Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сперва Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом совсем изменил сюжет...

3.Чтение учителем рассказа "Толстый и тонкий".

Послушайте рассказ и подумайте:
- Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого смысл рассказа? (Чтение вслух)

4.Выявление первоначального восприятия.

Вопросы:
- Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?
- Как автор относится к героям? Почему он называет их "толстый" и "тонкий"?
- На какие части можно разделить рассказ? Почему? Где происходит перелом?
- Как меняется речь тонкого (лексика)? Как меняются интонации? [прочитать выразительно]
- Как меняется смех тонкого? Какое это имеет значение?
- Почему дважды повторяются слова "приятно ошеломлены"? Одинаков ли их смысл?
- Что испортило встречу друзей детства?
- Как характеризуют героев их детские прозвища?
- Как вы представляете себе жизнь тонкого?
- Что было бы, если бы герои "поменялись чинами"?

5.Выразительное чтение по ролям.

(Чтение)
Как получилось?

6.Подготовка к инсценированию.

- Как вы думаете, можно ли инсценировать этот рассказ? Снять по нему фильм? По-чему?
- Охарактеризуйте персонажей. Как они выглядят? Чем интересны их роли? Кто мог бы их сыграть?
- Охарактеризуйте место действия.
- Какие моменты трудно передать средствами театра? Что же делать?

7.Инсценирование рассказа с коллективным режиссерским комментарием.

8.Обсуждение.


Обзор ресурсов Сети


На сайте Мечта студента в разделе "Учебники и учебные пособия" выложены полные электронные версии учебников Л.А.Смирновой "Русская литературы конца XIX - начала XX вв." и О.Ю.Богдановой "Методика преподавания литературы".

Статья Дмитрия УмбрашкоПелевин и Достоевский на уроке литературы. Об использовании интертекстуальности и гипертекста в преподавании русской классики на уроках литературы в школе.


"Перловка"


Рассказал добрый молодец о горе своем, а старичок накормил его, напоил и спать уложил.

Облил он лебедь живой водой - проснулась белая лебедь.

Пронзила стрела его руку, обиделся юноша и убежал.

... смотрю, стоит передо мной избушка на трех ножках. А в ней сидит бабка и торгует чупа-чупсами.

Было у них две дочки: старшая, средняя и младшая.

И вот пришла она к избушке, а та крутится как ненормальная.

На камнях сидел аспид! Но Мартин смело прошел мимо змеи, которая даже рот открыла от удивления. Плинк, весь дрожа, последовал за ним. Когда они отошли далеко от озера, Плинк поинтересовался, почему его друг так поступил. Мартин объяснил, что аспидов таких размеров не бывает.

Если, не читая эти произведения, посмотреть на них, то увидишь, что сказка написана в стихах, а миф - простым шрифтом.

Пушкин, наверное, хотел, чтобы в этой сказке была своя героиня, чтоб она испытала свои испытания, которые ей были даны и увидеть наконец-то свое счастье.

Психея ушла из своего места жительства и пошла искать свое счастье.

Сказка и миф чем-то похожи. Но чем именно? Я думаю, что Пушкин, читая этот миф, захотел написать еще одно произведение, т.к. миф ему понравился.


Все материалы, публикуемые в рассылке, принадлежат авторам. Перепечатка в любых изданиях (бумажных или сетевых) без согласования с ними не разрешается.
Адрес электронной почты для присылаемых материалов и обратной связи: eelmaa@yandex.ru
Архив и материалы рассылки расположены по адресу: www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html


Автор проекта: Ээльмаа Юрий,
аспирант кафедры методики преподавания рус. языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
e-mail: eelmaa@yandex.ru или elm666@mail.ru
ICQ: 67470889 (после 23.00. по московскому времени)
HomePage: www.eelmaa.narod.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное