Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ ∙ О возможностях ТРИЗ в системе школьного образования


 

 

О возможностях ТРИЗ в системе школьного образования

1. Суть ТРИЗ. Прочитайте внимательно это сочетание слов: Теория решения изобретательских задач.

Изобретательская задача – это проблемная ситуация, когда надо что-то придумать, готового решения нет. Или решение есть,  но нас оно не устраивает, надо что-то новенькое..

Решение изобретательской задачи – это идея, которая ликвидирует проблему. (Всё! Стало ясно, что надо делать!)

Теория решения – это правила, законы, приёмы, методы, с помощью которых можно найти решение проблемы.

А теперь всё вместе: теория решения изобретательских задач – это правила, законы по которым можно придумывать, находить решение проблемы.

Эти правила можно и нужно применять, когда что-то ни одной яркой мысли в голову не приходит… С их помощью можно придумывать то, что до Вас ещё никто не придумал!

2. Проблемы в реальной жизни. У кого их нет? Проблемы разного уровня и сложности: бытовые, производственные, общественные, психологические и т.д. и т.п.

Отношение к проблемам может быть разное:

  • Можно проблемы не замечать – «живём да живём…»
  • Можно проблемы видеть, но не решать – «может как-нибудь рассосётся?..»
  • Можно проблемы решать, как говорится, «методом тыка» или «авось, получится…» , т.е. принимать к исполнению то, что первое пришло в голову.
  • А можно применять для решения проблем инструменты ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления. Откуда взялись эти методы, в чём их смысл, и как ими пользоваться в системе школьного образования – это и будет содержанием  нашей рассылки.

3. Современные задачи школьного образования.

Наш мир бурно развивается, и в ходе развития возникает множество задач и проблем. И если основная цель школы - подготовить детей к самостоятельной жизни в современном обществе, то надо учить детей работе с проблемами. Учить выявлять проблемы, относиться к ним как к возможностям изменения себя и окружающего мира, возможностям роста и развития. Учить решать проблемы спокойно, вдумчиво, без паники, используя   богатый инструментарий для творческого мышления – ТРИЗ и другие методы.

Убеждена, что ТРИЗ и другие методики творческого мышления могут много дать сфере образования.

4. Возможности ТРИЗ в школьном образовании:

  • Используя методы активизации творческого мышления можно генерировать новые идеи по применению школьных знаний, (например, придумать оригинальную игрушку, которая по совместительству будет электроскопом или устройством для демонстрации закона Паскаля). 
  • Можно выявлять и конструировать проблемные ситуации из учебного материала по любому предмету и, далее, тренировать мышление детей в решении этих проблем, искать и находить варианты решения. (Вы знаете, сколько игр и аттракционов можно придумать, используя свойства конуса?)
  • Можно находить и использовать при решении изобретательских и исследовательских задач связи между разными науками, интегрировать получаемые знания, формировать в сознании учащегося единую картину мира (проблему малокровия на уроке биологии мы решали средствами физики, химии, даже географии и литературы!)
  • Решение сложных проблем может стать темой исследовательской работы учащегося  в научном обществе (например, тема «Почему растения растут вверх? Как они узнают, куда им расти?»);
  • С помощью ТРИЗ можно получить оригинальную идею социального или учебного проекта, найти новые формы воспитательной работы.

 

 

 

Автор рассылки
Бояркина Валентина Ивановна, учитель ТРИЗ

 О себе…
Родилась в Саратове. После школы поехала в Сибирь на стройку. Тогда это называлось  - романтика. Сейчас я бы сказала – желание самореализации. Строила Красноярскую ГЭС, потом Усть-Илимскую. Закончила заочно строительный и патентоведческий институты. Вышла замуж. Родили и вырастили четверых детей. Построили дом. Дети подарили нам восемь внуков.
Лет 30 назад узнала, что есть на свете такая удивительная вещь, как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Это тоже оказалось судьбой. Изучала по книгам Альтшуллера и его учеников. Пыталась вести кружки для детей и взрослых.
А потом – перестройка. Для инженеров-строителей работы не стало. Пришлось переквалифицироваться. Пришла в школу – черчение, ИЗО и ТРИЗ.
Благодарна судьбе, что она меня заставила сменить работу и заняться интереснейшим делом.
Видеть, как у детей загораются глаза и рождаются интересные мысли – это большое счастье!

Итог на данный момент: учитель высшей категории, преподаватель ТРИЗ III уровня - аттестована в Международной ассоциации ТРИЗ, руководитель городской проблемной группы ТРИЗ, многократный дипломант конкурсов Международной ассоциации ТРИЗ  и Российской ассоциации ТРИЗ (и мои ученики тоже), финалист российского конкурса «Дистанционный учитель года-2006».
Сфера моих интересов и деятельности:
∙ Творческая составляющая в школьном образовании .
∙ Разработка творческих заданий в разных предметных областях, и методика их выполнения с помощью инструментов ТРИЗ.
∙ Решение исследовательских задач в области естествознания, технология выдвижения гипотез и идей по их экспериментальной проверке.
∙ Закономерности развития систем.
∙ ТРИЗ и социально-ориентированная проектная деятельность детей. Получение идей оригинальных и эффективных проектов, решение проблем, возникающих по ходу воплощения проектов в жизнь.
∙ Очное и дистанционное обучение ТРИЗ детей и учителей разных специальностей.


В избранное