Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выиграть выборы или сделать успешный бизнес - 28


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Социальные Технологии-28

Анатолий Шиян

Общий метод определения типа управления для личности

(продолжение)

Логик - этик

До сих пор, рассматривая первые две дихотомии, мы, фактически, описывали различия в характеристиках типов, сравнивая либо их программные, либо - творческие функции. Сейчас же, переходя к описанию двух других дихотомий, нам придется сравнивать между собой функции, которые, возможно, находятся на разных местах (например, программную одного типа и творческую - другого)!

Поэтому при рассмотрении двух последних дихотомий необходимо учитывать специфику проявления функции типа в зависимости от ее расположения, то есть когда она программная или когда она творческая. Как правило, в процессе типирования конкретного человека эту особенность необходимо учитывать. Ниже, однако, мы опишем те стадии процесса управления, для которых такая зависимость не имеет места (более подробно об этом смотри в главе 9).

Главное различие между логиками и этиками находится в плоскости описания либо самих отдельных КС (логики), либо - отношений между отдельными КС (этики).

Логические типы проявляются в отношении к объективному миру, к реально существующим единичным объектам, поэтому они не знают, что они собой представляют в глазах других людей (так как они не могут посмотреть на себя "со стороны" - два объекта - "Я" и "Он" - для них уже слишком много!).

Этические - наоборот, сильны как раз в отношении к людям, - да и вообще, ко взаимоотношениям между многими объектами, составляющими данный иерархический уровень, - однако они всегда не уверены, что могут сделать что-либо объективно ценное (так как для этого им пришлось бы либо манипулировать единичным объектом (если этика - творческая функция), либо воспринимать (если она - программная) единичный объект).

  • Логический все старается сделать сам, свою нужность доказывать конкретными делами.
  • Этический же тип чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать контакты с ними, манипулировать их чувствами и эмоциями, - и никогда даже не сомневается в своих правах на все это (но зато всегда не уверен в своих собственных силах и способностях).

Логические типы более самостоятельны при решении проблем и задач объективного мира, когда приходится иметь дело с единичными объектами или субъектами, - и всегда удивляются неспособности этических решать такие объективные задачи.

Этические - наоборот, самостоятельны в отношениях с людьми, в регулировании их эмоциональной жизни, - и удивляются неумению логических пользоваться людьми и не понимать своего влияния на них.

  • Логические обычно доказывают свою правоту (ибо это их способность либо творить, либо программироваться процессами или состояниями отдельных объектов),
  • тогда как этические - уговаривают, им нетрудно и попросить (так как они легко управляют отношениями).

Логические просить и уговаривать не умеют, - но на уговоры других часто легко поддаются (так как этический блок у них нормативен - см. ниже). Обещаниям логических можно доверять больше, чем обещаниям этических, которые могут пообещать просто "чтобы не обмануть ожидания, не расстроить хорошего человека" (и чувствуют этические при этом себя не лгунами, а - "дипломатами").

Оценивая поступки других людей, логический пользуется критериями типа "логично - алогично", "разумно - не разумно", "правильно - неправильно" и тому подобными характеристиками (описывающими, по сути дела, процессы или состояния отдельных объектов). Этический для таких оценок использует критерии типа "хорошо - плохо", "гуманно - негуманно", "нужно - не нужно (ему самому, другим людям)", "честно - нечестно" и тому подобными (как видим, все эти характеристики относятся к совокупности объектов).

Этический умеет заботиться о людях, делать им приятное, постоять за них, переложить заботу о них на плечи посторонних людей. Но лишь о тех, кого он причисляет к "своим" (то есть рассматривает как принадлежащие "к его иерархическому уровню"). Для этического типа существует лишь то, что он может, в состоянии "выбить", получить, упросить от других людей. Вследствие этого близкие их любят и ценят, часто прощая им все погрешности.

Так как этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, то такие понятия, как "правда" и "неправда" имеют для них относительный смысл. Правда - это то, что ему или другим людям делает приятное, что выгодно, что делает этического "приятным и любимым всеми". Он умеет создавать о себе (и о "своих" - также!) выгодное впечатление, умеет хорошо отчитаться - и при этом, конечно же, не забыть похвалить и себя самого.

Можно сказать, что этический легко "прощает себе", тогда как логический - легче прощает другим.

Несколько слов о нормативных блоках - логическом для этического и этическом для логического.

  • Логика всех этических - нормативна, то есть воспринятая ними "как данность", выученная, установленная (разработанная) кем-то другим, "авторитетом" в этой области. Они стремятся строго выполнять все логические правила, которым научились на протяжении всей своей жизни. Им очень важно, чтобы используемые ими логические правила и логические цепочки были если не строго научными, то хотя бы - общепринятыми. Никакого творчества в этой области они не только не проявляют, но даже обладают весьма консервативным отношением ко всему новому в области логического, когда им приходится сталкиваться с этим в практической деятельности. Этические всегда весьма осторожны в оценке своих логических выводов и рассуждений, никогда не уверены в их правоте и всегда стремятся получить подтверждение в правильности их действий в "области логического" (так как самостоятельно устанавливать границы применимости логических цепочек и логических выводов вообще этики не умеют). Интересно, что часто они начитаны на эту тему гораздо больше логических (которым это просто и не очень-то и нужно!), хорошо рассказывают о разных научных истинах.
  • Этика логических - нормативна. Они строго выполняют установленные кем-то иным этические нормы, не допуская при этом никакого творчества и стремясь достичь в выполнении этических нормативов совершенства. Однако реальная жизнь подчас доставляет им разочарования в таком стремлении. Они часто начитаны по этическим вопросам - преимущественно в области художественной литературе.

ЗАМЕЧАНИЕ. Все, что касается нормативности недостающих блоков у данного типа также справедливо для всех остальных характеристик дихотомий! Собственно, роль такого социального явления, как обучение и образование, как раз и состоит в том, чтобы предоставить каждому типу возможность для формирования недостающих ему нормативных блоков, - тех, благодаря которым он в состоянии воспринимать недостающие ему компоненты информации. Отметим также, что по компонентам информации, являющимися нормативными, человек всю "шкалу" данных ее проявлений как-бы сводит к двум полюсам: "да" и "нет", "0" и "1" и тому подобное, тогда так по "родным" (имеющимся в его типе) компонентам он пользуется всей гаммой "полутонов". Смотри также главу 9.

Этические демонстрируют тонкость чувств и эмоций, так как они видят и понимают не только свои, но также чувства и эмоции других людей, за сравнительно неконкретными (для логического!) поступками, случайными словами, мимикой или жестами видят сложный внутренний мир человека. Любовь - сфера приложений этического мышления, это его задача, это его талант и его стихия. Этический легко определяет доброту человека, глубину его переживаний, но не умеет оценить затраченный труд (ни свой, ни других: ведь труд оценивается по характеристикам отдельных КС!), склонен "утонуть" в любом деле, - и никогда не уверен, имеет ли он моральное право на отдых.

Основная отличительная черта логических - это их умение оценивать логику других. Прежде всего - этических, чью логику они "проверяют" и кому они ее разъясняют. Логический легко оценивает количество затраченного труда и столь же легко определяет, когда наступает "время отдохнуть".

  • Логик "придумывает" систему доказательств и аргументации,
  • но уговаривает к ней прислушаться, принять ее, настаивает на этом - этик!

Логические не умеют говорить о своих чувствах, избегают этих тем при общении. Вместо разговора - они склонны действовать. Для них чрезвычайную важность приобретает модель поведения - она у них является нормативной, и поэтому чтобы изменить ее, нужно порой значительное время. Чувства логического типа неуверенные, ломкие, - и для того, чтобы они окрепли, необходимо время и активные действия второго коммуниканта. Однако уже установившиеся, определившиеся чувства логического типа более устойчивы и продолжительны (ведь он должен проверить и доказать необходимость их "отмены" - логическим путем!).

Этический же не скрывает ни своих чувств, ни своих эмоций. Для них самое главное не столько то, любят ли их (это - главное для логического!), сколько то, любят ли они сами! Этические считают, что если кто-то не ответил на их чувства - значит он "неблагодарный" и ... не достоин любви. Вследствие этого этические часто меняют объекты своих привязанностей, они как-бы "перескакивают" своими чувствами с одного объекта внимания - на другой. И - часто сами же устают от такого "мелькания" объектов и от постоянного "поиска". Этический склонен уступать - но такое поведение его не бесконечно! Когда чувства его к кому-то иссякают, они могут смениться на свою противоположность - на ненависть, например, которой этот тип отдается также "со всем пылом".

  • Логический способен удерживать в своем внимании лишь только один объект (СЛЭ: "Погодите минутку! Я только закончу выбор режима для компьютера, и мы разговор продолжим").

Этический же способен сосредотачивать внимание на нескольких объектах - "делах" сразу (вспомним хрестоматийное описание СЭЭ!)

(продолжение следует)

***

Рассылка "Стратегия успеха":
Есть правило: 20% действий и мыслей дают 80% результата. Мы публикуем материалы, позволяющие выделить эффективные действия и отбросить 80% суеты, дающей всего 20% результата (или, если хотите, 20% денег).

 

Рассылки Subscribe.Ru
Стратегия успеха

***

Форум по Социальным Технологиям. Добро пожаловать!

Страница поддержки рассылки:  http://delo3000.narod.ru/SOCTECH/main_soc.htm. Здесь будут публиковаться дополнительные материалы.

Предыдущие выпуски в архиве рассылки: http://subscribe.ru/archive/job.education.soctech/ 

Ведущий рассылки Сергей Сибиряков:
E-mail: delo3000@narod.ru
WWW: http://delo3000.narod.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное