Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выиграть выборы или сделать успешный бизнес - 26


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Социальные Технологии-26

Общий метод определения типа управления для личности

В этом выпуске рассылки мы даем развернутый вывод ОБЩЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА для определения типа управления для конкретной личности - то есть для "типа личности" (далее в этой книге часто слово "личность" мы будем упускать). 

Ниже, следуя развитому способу описания типов личности, приведен оптимальный для практического использования метод определения типа личности. Он основан на последовательном применении 4-х дихотомий - то есть последовательном четырехкратном разделении всех 16 типов на ДВА равные непересекающиеся класса.

Как видно из построения нашей типологии, чтобы однозначно определить тип 2АИА, необходимо задать: 1) рациональность или иррациональность программной функции, 2) описывает ли программная (или творческая) функция процесс или состояние, 3) для рациональной компоненты определить, логика это или этика, и, наконец, 4) для иррациональной компоненты определить, интуиция это или сенсорика.

Напомним, что мы используем следующие названия (термины) для типов (то есть - для 2АИА):

  • Тип называется рациональным, если его программная функция рациональна (тогда творческая, соответственно - иррациональная).
  • Тип называется экстравертом, если его программная функция описывает состояние (тогда творческая функция, соответственно, - процесс).
  • Тип называется логическим, если он содержит логическую компоненту информации безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (этический тип, соответственно, содержит этическую компоненту информации).
  • Тип называется интуитивным, если он содержит интуитивную компоненту информации безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (сенсорный тип, соответственно, содержит сенсорную компоненту информации).

Определения как иррационального, так и интровертного типа - очевидны.

Кратко говоря: для того, чтобы определить тип личности человека, необходимо произвести соотнесение проявлений его деятельности к одному из двух полюсов таких дихотомий (противопоставлений или - альтернатив, то есть двух возможностей):

    1. Рациональный - иррациональный.
    2. Экстраверт - интроверт.
    3. Логик - этик.
    4. Сенсорик - интуит.

Сразу отметим, что проводить такое соотнесение можно в любой, произвольной последовательности. Действительно, в зависимости от типов как Вашего собственного, так и человека, определяемого Вами, некоторые из альтернатив будут Вами разрешены легко и быстро, а над некоторыми Вам придется потрудиться больше.

— Правильно ли я Вас понял, что у каждого эксперта по определению типов личности должна быть своя собственная (соответствующая его собственному типу) методика определения типа?!

Вообще говоря - да. Однако методика, которой лично Вы будете руководствоваться, должна учитывать не только специфику Вашего собственного типа, но также и специфику всей Вашей личности. Поэтому мы и описываем ниже самые разнообразные альтернативные различия между типами, стремясь охватить как можно более богатый материал, чтобы предоставить Вам наилучшие условия и наибольшие возможности. Но что именно Вы из этого материала выберете для себя - решать Вам. 

Итак, переходим к описанию дихотомий - альтернатив. Мы будем описывать их последовательно, друг за другом, стремясь выделить те различия в проявлениях активности, которые следуют из теории 2АИА. Читатель, в качестве упражнения, может выписать проявления активности человека в рамках каждой из дихотомий в таблицу - один столбец для одного полюса дихотомии, а другой для другого. Тогда РАЗЛИЧИЕ будет более наглядным. Такая Таблица сможет помочь при типировании конкретных людей.

Рациональный - иррациональный

Иррациональные типы воспринимают информацию, относящуюся ко всему иерархическому уровню как целому. Поэтому они очень хорошо отдают себе отчет, чего они хотят, для чего они действуют, и, собственно, как, каким образом нужно им действовать, чтобы достичь интересующей их цели по управлению ВНУТРИ данного уровня. Таким образом, иррациональный тип (в отличие от рационального!) всегда четко представляет себе результаты своих непосредственных действий, так как он одновременно "видит" не только тот объект, "над которым он творит", но и все остальные такие "подобные этому" объекты.

Поэтому можно сказать, что иррациональный тип действует, чтобы выйти из какого-либо состояния, - имеется в виду его некое психическое, душевное состояние. Иными словами, иррациональные типы вначале внутренне раскачиваются, собирая - накапливая необходимую для адекватного решения информацию, а уж потом совершают действия.

Кстати, поскольку время, необходимое на такое "сканирование" всего иерархического уровня как целого иногда бывает довольно значительно, то иррациональные типы много поступков совершают "по привычке", просто по сложившимся установкам, чтобы "не терять времени".

Иррациональные типы часто кажутся более импульсивными, более непредсказуемыми, чем рациональные. В отличие от рационального типа, причины, побуждающие к действиям иррациональный тип личности, не всегда обладают высокой степенью ясности и могут быть названы однозначно и определенно.

Действительно, описание всего иерархического уровня как целого уже само по себе не является столь однозначным и четко определенным, как описание конкретных, этот уровень составляющих объектов (или же свойств таких объектов). Вследствие этого, поведение иррационального типа и представляется более непредсказуемым, чем рационального. Наконец, поскольку иррациональный тип программируется компонентами информации, характеризующими весь уровень как целое, то вполне возможны ситуации, когда в ближайшей окрестности, "непосредственно рядом", и сами конкретные объекты, составляющие рассматриваемый иерархический уровень, и свойства таких объектов, остаются без изменений (иными словами - иррациональный тип "заметил" что-то вне своего ближайшего окружения), - но иррациональный тип тем не менее приступает к деятельности - творчеству. Тогда такие его поступки кажутся импульсивными и совершенно непредсказуемыми...

Можно сказать, что иррациональные типы "программируются" общими идеями, ценностями, качествами, тогда как рациональные - "конкретными словами". Если кратко, то иррациональные типы программируются СИМВОЛАМИ, тогда как рациональные - ЗНАКАМИ.

Действительно, рациональный тип, программируясь отдельными либо конкретными объектами (их процессами или состояниями), либо взаимоотношениями между конкретными объектами (процессами или состояниями таких взаимоотношений), всегда в состоянии прямо указать, назвать те причины, которые побудили его к рассматриваемому поступку или действию. И такие причины являются наглядными и недвусмысленными, и их всегда можно охарактеризовать понятным всем и каждому образом. Наконец, на них всегда можно "прямо указать"!

Рациональный тип отождествляет себя с соответствующими конкретными объектами или со взаимодействиями между ними, тогда как иррациональный тип - со всем иерархическим уровнем в целом (точнее - либо его границей, либо с его топологией).

Рациональный тип программируется или конкретными объектами, составляющими данный иерархический уровень, или же конкретными взаимоотношениями между конкретными объектами. Рациональный тип воспринимает себя всегда как уникальность, как исключительность - в отличие от иррационального, который всегда воспринимает себя как часть некоего целого, воспринимает себя как пример реализации некоей общности всех людей. При этом рациональный тип всего иерархического уровня "не замечает", - вследствие чего его "поле зрения" сужено лишь только на то, что он "непосредственно сейчас" видит. Поэтому рациональный тип реагирует непосредственно и сразу на изменение ближней ситуации. Но, поскольку творческая функция рационального типа иррациональна - то есть относится ко всему иерархическому уровню как целому, то приходят они в психическое, душевное состояние спустя некоторое время после своих действий (как правило - после подробного их анализа).

Можно сказать, что происходит это по той причине, что рациональный тип для того, чтобы оценить правильность и верность своих действий, должен обязательно проделать "перевод" результатов своей иррациональной деятельности в термины рациональных компонент информации! Поэтому рациональный тип стремится еще перед началом деятельности продумать "все возможные варианты развития событий" - и при реализации своей творческой функции строго придерживаться разработанных им (или - данных ему) инструкций. А результаты своей деятельности - он должен сравнить с тем, что он ожидал: и если совпадает - то рациональный тип приходит в хорошее настроение, а если нет...

Можно сказать, что рациональный тип "видит" характеристики, отличающие данный конкретный объект от все других, ему подобных. Тогда как иррациональный тип "видит" в каждом конкретном объекте все то, что объединяет все такие подобные объекты в некий общий класс. Короче: рациональный тип видит различия, а иррациональный - общность.

С информационной точки зрения иррациональные типы выступают как объекты, производящие сжатие информации, тогда как рациональные типы - как объекты, производящие расширение информации. Именно поэтому рациональным типам и необходим "блок редукции от общего к частному" - чтобы суметь выразить "общее посредством конкретного".

Для практики тестирования сказанное выше можно суммировать следующим образом:

  • Для иррационального типа действие (а чаще всего при тестировании мы отмечаем именно действие: движения, поступки и эмоции и т.п.) всегда следствие какого-то его душевного состояния. Кратко: иррациональный тип действует, чтобы выйти из какого-то своего душевного состояния.
  • Рациональный же тип действует, чтобы войти в какое-то душевное состояние.
  • Иррациональный тип реагирует на эмоции и поступки других людей не сразу, - ему надо первоначально войти в какое-то душевное состояние.
  • Рациональный тип реагирует на эмоцию - эмоцией, на поступок - поступком, сразу и без "раскачки".

Вследствие вышесказанного, различия между иррациональным и рациональным типами проявляется также и в их отношении к своим поступкам:

  • Иррациональный тип не анализирует своих прошлых поступков, эмоций и действий: он "всегда" думает о своей деятельности в будущем.
  • Рациональный тип все свои поступки, эмоции и действия всегда тщательно обдумывает, анализирует и обсуждает, - можно сказать, что он "всегда" думает о своей деятельности в прошлом.

Можно сказать, что иррациональный тип, однажды сделав выводы - в дальнейшем уже (как правило, конечно!) не возвращается к анализу ситуации (действительно: конкретные решения - это просто проверка и усовершенствование его собственной "модели мира" - а именно она и только она (но совсем не конкретные поступки!) и имеет ценность!). Тогда как рациональный тип - постоянно занят обдумыванием, сравнением и анализом всех своих предыдущих ситуаций, действий и поступков: ведь он опирается на эту "конкретику" всю свою оставшуюся жизнь!

В общении же в людьми картина прямо противоположна! Иррациональный тип общение воспринимает как сбор необходимой информации - и поэтому общение начинает "без раскачки", непосредственно и сразу, без всяких предварительных "установок". Во время контактов - люди изучаются, анализируются (точнее - анализируется получаемая от них информация), - и лишь после этого появляются "установки" и "чувства" к этим людям, появляется "отношение" к ним. Вследствие этих причин иррациональный тип завязывает отношения с людьми легко и быстро - но эти отношения еще мало что говорят о силе его чувств к этим людям.

Рациональный же тип должен всегда получить какую-либо "установку", предваряющую начало его коммуникации с каким-либо человеком. Действительно, новый объект может быть привлечен к реализации творческой функции на уровне всего иерархического уровня лишь как целое - но для этого необходимо определить, его место в этого рода (на уровне всего иерархического уровня!) деятельности, - и "ориентирующая" информация здесь совершенно необходима. Собственно, рациональный тип всегда нуждается в помощи по осмыслению своих действий (что отмечено стрелками "обратной связи" на Рис.2). К тому же, для рационального типа важен ответ на вопрос о том, сможет ли он использовать свое общение с данным коммуникантом для реализации своей творческой функции - функции, результатов деятельности которой он сразу не понимает! - и "внешняя ориентировка" может существенно уменьшить время, необходимое для "узнавания". Отметим, что вследствие этого рациональный тип а) может пасть жертвой обманной установки - характеристики какого-то человека (данной ему либо случайно, либо - даже по злому умыслу), и б) рациональный тип долго держится за свои "заблуждения" насчет своих коммуникантов, и с большими потерями времени меняет их.

Все сказанное выше в последних абзацах относится не только к общению с людьми:

  • Иррациональный тип легко завязывает контакты с объектами окружающего мира (в том числе - с фирмами, объединениями людей, партиями и т.п.) и столь же легко и "рационально" (то есть - без сожаления) меняет эти объекты, если они перестали соответствовать его потребностям.
  • Рациональный тип нуждается в выработке "установки" для контакта с каким-либо объектом Реальности, - эту установку ему должен предоставить либо кто-то другой, либо он ее сам достаточно длительное время вырабатывает, - и лишь после этого данный коммуникативный контакт можно считать "состоявшимся". Объекты своей коммуникации рациональный тип меняет с большим трудом и лишь после "долгих колебаний".

Наконец, - еще несколько замечаний относительно маркеров иррациональность - рациональность в проявлении у конкретного человека.

  • У рационального типа движения более угловатые, чем у иррационального. Можно сказать, что, поскольку рациональный тип стремится все свести к определенным объектам, которые он непосредственно видит (видел) перед собой, то в процессе становления двигательных навыков он вырабатывает двигательные автоматизмы, направленные на решение конкретно встречавшихся ему проблем, - вследствие этого багаж его двигательных автоматизмов более специализирован (выработан для решения КОНКРЕТНЫХ частных задлач) и поэтому более беден, чем у иррационального типа. А двигательное автоматизмы иррационального типа рассчитаны на использование в общих ситуациях, поэтому они более вариабельны (интересно, что иррациональный тип, как правило, в состоянии самостоятельно проконтролировать свои двигательные навыки и сравнить их с неким "эталоном", который они либо видели, либо себе представляют, а также правильно определить направление дальнейшей тренировки нужного ему автоматизма).

Человек любит обсуждать - и спокойно относится к несогласию со своим мнением - по своей программной функции. Что же относится к творческой функции - то тут уж наблюдается нетерпимость к "критике" своих действий, к реализации своей программы.

Рациональный тип все свое творчество интерпретирует в терминах своей программной функции, и успех в таком сведении определяется наличием и богатством у него блока преобразований одной (творческой) компоненты информации в другую (программную) - см. Рис.2. Такие "блоки преобразований иррациональных компонент информации в рациональные" - нормативны, и они являют собой тот социальный феномен, который мы называем наукой и культурой, и формируются они в процессе обучения (точнее - "научения", когда недостающие блоки формируются под влиянием "авторитета"). Поэтому для рациональных типов процесс обучения часто оказывается критичным для их профессиональной деятельности и, как следствие, для их последующей жизни (иррациональные типы в этом отношении более пластичны, и часто могут обучиться новой профессии - сами).

Для иррационального типа ситуация менее остра по той причине, что он, в отличие от рационального, всегда понимает суть и смысл творимого им!

Поскольку человек склонен обсуждать именно свою программную функцию, то:

  • иррациональные типы много обсуждают иррациональные компоненты информации, - чаще всего (на уровне социума) о том, кто и как действует, какие симпатии к кто и к кому проявляет (или наоборот - не проявляет), об эмоциях и о собственных логических выводах (оп поводу всего иерархического уровня);
  • рациональные типы ведут нескончаемые разговоры по рациональных компонентах информации - об объектах, самочувствии, погоде, о том, кто и в каком темпе работает, какие у кого способности и как они развиваются.

Необходимо отметить, что в этом плане рациональному типу те "разговоры", что ведут между собой иррациональные типы, кажутся совершенно "пустыми", простой болтовней, не несущей совершенно никакого смысла. Совершенно аналогично иррациональный тип воспринимает разговоры между рациональными типами. (В этом нет ничего удивительного: ведь каждый человек ведет разговор лишь только для того, чтобы получить недостающую ему для принятия решения - и информацию иной рациональности он - просто "не понимает"!).

Можно привести такое образное описание:

Реальность напоминает мозаичную картину, а управление - заключается в достройке, в собирании такой (новой) мозаики. Тогда:

  • иррациональный тип, видя всю картину в целом, творит-создает необходимые для ее построения "камешки" (см. Рис. 1),
  • а рациональный тип из таких мозаичных камешков собирает картину: он видит камешки, но саму картину - то есть творимый им образ - не видит.

Анатолий Шиян

***

Вышел выпуск рассылки "Стратегия успеха"

В рассылке публикуются общедоступные материалы Школы Своего Дела

 а также:

Жизненная стратегия творческой личности

(по материалам Г. Альтшуллера и И. Верткина)

Это своего рода описание "деловой игры" между Внешними Обстоятельствами (ВО) и Творческой Личностью (ТЛ).

Дебют

Вектор действий внешних обстоятельств:
Заставить человека заниматься целью А, нужной ВО, приданием человеку узкой функциональной специализации и формированием у него потребностей в ценностях, монопольно принадлежащих ВО.

Вектор действий творческой личности
Выбрать независимую от ВО достойную цель Б  и отстоять право ее разработки. Здесь подразумевается, что цель Б шире цели А.

Часть 1

Главный конфликт. Внешние обстоятельства воспитывают управляемое, "нормальное" поведение: "Делай как все, иди проторенными путями - это нужно, почетно, выгодно. Не иди еретическим путем - это плохо, это против всех, это опасно". Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достойная Цель. иначе он как Творческая Личность не состоится. Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек приучен к независимому мышлению, способен к самообразованию, не боится отклонений от "нормального" поведения.

Ход ВО-1
Стандартное дошкольное и школьное воспитание и обучение: плохое, нетворческое, тенденциозное. Используются обязательные казенные школы с навязыванием своих преподавателей, учебных программ и стереотипов. Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. Лишь отдельные Учителя могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников к сотворению нового.

Ход ТЛ-1
Обучение и воспитание, направленное на творческое развитие личности. Раннее начало самостоятельного чтения. Попытки самостоятельной творческой деятельности. 

Ход ВО-2
Тяжелые жизненные условия в детстве: голод, слабое здоровье, болезнь, необходимость ранней работы. Навязывание "наследственной", обычно нетворческой, профессии.
Операция "Чучело": отчуждение детским (юношеским) коллективом " не своего", объявление бойкота "Чучелу", травля, обыгрывание физического недостатка, издевательства, все против одного. 

Ход ТЛ-2
Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию.
Получение информации не только о престижных профессиях но и о существовании достойных целей, достижение которых важнее всего.

Примеры к ходу ВО-1.
"
В Таганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоянным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии предложили выполнить три задания: 

  1. дать объяснения "трудным" словам (стабильность, агентура и др.);

  2. дать определение экономическим терминам;

  3. изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. 

Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30% опрошенных. Третье задание - всего 14 (!) процентов...
Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокузнецке. В эксперименте участвовало 112 человек - студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7%), неправильными - 605 (54%), неточными - 426 (39%).
Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 - слова "координация", 65 - слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения понятию "левые силы". Приведем некоторые примеры определений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

  • агентура - общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

  • вояж - поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

  • левые силы - малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основной партии; сторонники капиталистических идей;

  • курс акций - следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

  • либерал - пессимист; человек, относящийся к высшим слоям.

В.А. Бородина, С.М. Бородин. Учимся... читать. Уроки динамического чтения. Лениздат, 1985, с. 105-106.

"Листаю блокнот, исписанный заметками с уроков, которые довелось видеть в пору многочисленных поездок по сельским школам. Урок физики. Ее преподает здешняя же выпускница, заочница пединститута. Объясняет детям, что такое вещество. Это, говорит, все, что имеет форму. Понятно? Всем понятно, у одного вопрос: "А клей - вещество?". Учительница задумывается. Потом  неуверенно произносит: "Ну, если в пузырьке...".
Не верите, думаете анекдот? А учительница русского языка, которая пишет, что "жалелась" во все инстанции на завуча, врывающегося в класс, после того, как "прозвинел звонок". А учитель истории, который никак не может взять в толк, что Иван Грозный и Шекспир - современники? Или учительница, которую ничуть не смущает, что в сочинении "по картине" мальчик пишет: "Художник Левитан изобразил на своей картине колхозные поля"? А директор школы, подписывающий характеристику ученика, где сказано, что его мать соботтирует решение педсовета?
Были бы все это курьезы, исключительные события, говорить бы не о чем. Беда, однако, в том, что инспектор облоно, сопутствующая мне в поездке, не ужасалась, а, напротив, "утешала": дескать, бывает и хуже, ничего страшного, зато посмотрели бы вы, как эта же учительница работала в лагере труда и отдыха, ребята за ней толпой ходили. Ну, ошиблась - с кем не бывает?

И. Овчинникова. Сеем ли знания на ниву народную? "Известия" от 18 сентября 1987 г.

Пример к ТЛ-2
"Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собираться в Одессу к морю. Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тысячами населения, двумя монастырями, 22 церквями, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три - духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой - санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрасно переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".
И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обывателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

Е.И. Прохоров. Александр Грин. Изд. "Просвещение", М., 1970, с. 10-11

Примечание к ходам 1 и 2. 
На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремиться к "предцели": улучшить материальное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д. 

Если вы хотите узнать следующие ходы этой весьма жесткой "игры", 
подпишитесь на рассылку:

Рассылки Subscribe.Ru
Стратегия успеха

***

Форум по Социальным Технологиям. Добро пожаловать!

Страница поддержки рассылки:  http://delo3000.narod.ru/SOCTECH/main_soc.htm. Здесь будут публиковаться дополнительные материалы.

Предыдущие выпуски в архиве рассылки: http://subscribe.ru/archive/job.education.soctech/ 

Ведущий рассылки Сергей Сибиряков:
E-mail: delo3000@narod.ru
WWW: http://delo3000.narod.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное