Мы все
учились понемногу чего-нибудь и как-нибудь… Но ценность знаний только тогда признается,
когда они полезны и практичны в современной повседневной жизни. Учиться
сегодня, чтобы использовать знания в далеком будущем, навевает абсурдностью.
Поэтому сегодня особенно возрастает ценность образования, если оно обладает
практичностью и отвечает потребностям реальной жизни. Из-за того, что
современное государственное образование не успевает в ногу со временем,
оно заботится о сохранении старых педагогических традиций, качество его становится
очень низким и практически мало применимым.
Чтобы
определить качество образования, нужно только изучить его востребованность в конкретных условиях и местах, насколько целесообразно
его применения для достижения конкретной
цели и повышения качества жизни.
Далее
статья
Показатели
качества образования
Образование
является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует
интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования
и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к
пониманию качества образования можно представить в виде следующей
последовательности:
Носитель
знаний
Передача
знаний
Получатель
знаний
Восприимчивость
методик передачи знаний
Фундаментальность
знаний
Востребованность
полученных знаний
Получение
новых знаний
Качество
образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей,
профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью
различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных
знаний обучающиеся могут:
выдержать
конкурсные экзамены при поступлении на обучение;
пройти
конкурсный отбор при устройстве на работу;
более
успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых
дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.
Научно-технический
прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых
производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрыровное образованиес целью получения новых
знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях
реальной необходимостью является непрерывное образование.
Показатели
качества образования
Исходя
из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки
показателей качества.
1.
Качество преподавательского состава.
2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
3. Мотивация преподавательского состава.
4. Качество учебных программ.
5. Качество студентов.
6. Качество инфраструктуры.
7. Качество знаний.
8. Инновационная активность руководства.
9. Внедрение процессных инноваций.
10. Востребованность выпускников.
11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
12. Достижения выпускников.
Остановимся
на содержании перечисленных блоков показателей.
Ключевой
фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика
обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.
Возникает
вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является
ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества
учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке
труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не
только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и
духовность. Поэтому качество преподавателя — понятие комплексное, включающее в
себя:
уровень
компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;
потребность
и способность заниматься преподавательской деятельностью;
наблюдательность
— способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;
способность
устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
известность;
научно-исследовательскую
активность;
наличие
научной школы.
В
открытом образовании, одной из особенностей которого является дистантность т. е. наличие расстояния между обучающимся и
учебным заведением, задачи преподавателя меняются. Он занимается координацией
учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует
учебный курс, повышает свою квалификацию. Образовательный процесс становится
высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и
телекоммуникационных технологий.
Характерно,
что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть
детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например,
уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим
самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической
работы; опытом практической работы в конкретной области. Безусловно, качество
образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть
соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность
преподавательской работы.
Автор:
Светлана Дмитриевна Ильенкова, доктор экономических наук, профессор
Copyright2008 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмо cons-help@mamochka.biz