Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес: обмен опытом

  Все выпуски  

Новости Питерского Клуба Своего Дела


Информационный Канал Subscribe.Ru


www.moroz.onego.ru
www.shsd.ru
www.virtus.ru
www.allbis.net
www.perm-delo.narod.ru
http://www.rezultat.vl.ru
Встреча в Киеве
www.rostov-job.narod.ru
www.allianceesm.com
www.anastasia.ru
www.almaty-delo.narod.ru
www.pksd.narod.ru
www.au-delo.by.ru
Встреча в Москве
Обучение по Курдюмову

Обучение по Курдюмову. Продолжение.

 

Здравствуйте друзья!

Сначала одно письмо.

Сергей, здравствуй!

Прочитал рассылку "Обучение по Курдюмову"

У меня сын 10 лет и дочь 5 лет, так что вопросы обучения

стоят довольно серьезно.

У сына в школе уже прививают навыки учиться только ради оценки.

Не нравится мне такой подход.

Немного о себе относительно ШСД.

Год назад начал Свое Дело (теплотехника,ЖКХ) и успешно его развиваю.

Учился в ШСД, пока не покритиковал Гуру:(

Занесен в разряд "дураков":(

Похоже от ШСД отстранен, но попытку продолжить учебу еще сделаю:)

Хотя на сегодняшнем этапе в "Своем Деле" и своей головы достаточно:)

А вот в вопросе как реформировать школьную учебу сына пока не достаточно.

Поэтому просьба: вышли пожалуйста "Педагогическую опупему" целиком.

-----------------------------------------------------

С ув. Вячеслав

Архангельск

Так как это письмо не единственное, а всем написавшим высылать персонально наверное не очень правильно, то продолжаю публикацию эссе Николая Курдюмова.

 

 

 

НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..

Не подумайте плохого: у меня семь лет интересного, творческого и весьма успешного педстажа. О нём я уже упоминал в “Мечтая…”. То есть учителей я понимаю очень хорошо – сам такой. Но могу ответственно заявить: если бы тогда, в центре Дианетики, всё то же самое мне преподавал самый классный учитель, результат был бы абсолютно другим. Я бы, несомненно, узнал много нового, заинтересовался. Но не понял бы и половины, не наработал навыки – и не смог бы применить и десятой части изученного. И не решил бы своих “неразрешимых” проблем.

Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога. С энтузиазмом взялся за курсы. Постоянно хотелось обсудить, высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими за обучение. Они назывались “супервайзеры” (наблюдатели). Нашим наблюдателем была Лена – хрупкая девочка, моложе меня на десять лет. И она просто издевалась! Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или упражнение. Никаких разговоров. Максимум – “пересмотрите то, проясните там-то”. А если сдал – сдал такое трудное упражнение! – ставит подпись, разворачивается и уходит. Молча! Кошмар!!!

Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка “творческого общения”, на перемене она отвела меня в сторону: “Николай, вы очень способный студент, вы всё делаете успешно – я это вижу. Но – какова цель вашей учёбы? За что вы платили свои деньги: за то, чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы сумели избавиться от своих проблем?” Моя челюсть медленно опустилась. Потом так же медленно встала на место. Впервые в жизни юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и что значит – обучаться! Это значит, создавать свою способность. Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха “творческого педагога” слетела. Осталось осознание того, зачем я здесь. Дальше я вкалывал без помех.

Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему, наблюдатель уже занят решением ваших проблем. Вы этого не знаете – но он знает.

Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы, диспуты, викторины – это прекрасно. Может быть, нужны чисто приобщательные школы. Но сейчас мы – про обучение.

А оно выглядело так. Ты получаешь материалы учебного курса – буклет с текстами и рисунками. Тексты написаны просто, насыщены примерами; главы короткие, ёмкие; рисунки изображают разные процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические слова прояснены в сносках. В конце буклета – “контрольный лист”: список заданий и упражнений. Этот лист – главная гарантия результата.

Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль. Грамотный учитель скажет – достигаешь понимания. И ошибётся: до понимания ещё далеко!

Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до десятка разных заданий. Они подобраны и расположены так, что их проработка приводит к гарантированному учебному результату по данной главе.

1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и понятиям. Это – тоже навык, о нём - позже.

2. Потом перевести главные понятия и процессы в массу: нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора простых предметов. Это называется “демо” - демонстрация. На столиках – коробки с разным канцелярским хламом. Оказывается, нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё! И если это удалось – ты ПОНЯЛ. Если же нет – спорь до драки, но понимание не достигнуто. Слава Богу, пока это не удалось, наблюдатель не пустит дальше!

Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь. И не поймёте, пока не сделаете это. На досуге попробуйте продемонстрировать: тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки, школьный экзамен и реальный экзамен, влюблённые ссорятся. Не поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато увидите, что такое – понимание!

3. Потом нужно связать понимание с реальностью: привести (письменно) несколько примеров изученного из жизни.

4. Теперь надо ввести в эту реальность себя – представить, решить и описать, каким образом ты применишь это для решения своей проблемы, для достижения успеха.

5. Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью тренировки до полного умения.

Налицо стандартный цикл: понять текст – перевести в массу – в реальность – в свою жизнь. Натренировать навык. Учебный продукт, результат цикла – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ.

Не доделать, упустить хоть одно задание в контрольном листе – значит, не получить способность. Проверено.

Не получена способность – значит, вы занимались чем угодно, но не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист: гарантировать всё необходимое для получения способности.

“Но ведь все – разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А кто-то уже знает половину курса! Как можно всех – под одну гребёнку!?” Это, коллеги, обычная учительская каша в голове. Да, все разные. Но механизм понимания – одинаков. “Лучше воспринимает на слух” - скорее всего, просто не хочет учиться: способности на слух не создаются. “Уже знает” - нет проблем, быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе. Но сейчас мы – о наблюдателе.

Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создавать способность применять? Любой обученный наблюдатель – может.

Задача наблюдателя – добиться конечного результата по каждому упражнению курса. Он точно знает, что малейшая его поблажка – предательство. Он знает конечные результаты упражнений. Он может определить малейшую недопонятость, недоделку. Он точно знает, где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его искать. И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не убедится в завершении упражнения.

Наблюдатель ничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает. Он точно знает: дать готовый ответ – значит обесценить работу студента, отменить обучение. Понимание и способность нельзя дать извне – их можно только наработать самому. Наблюдатель имеет карту. И он следит, чтобы человек сам шёл по карте – и учился её читать.

Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!): ты начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь учебный цикл, и можешь эффективно обучаться сам чему угодно. Нехилый побочный продукт, верно?

Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?

1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс с учётом постепенности и полноты всех навыков. Его продукт – курс, гарантирующий способность, если он пройден по контрольному листу.

2. Хорошо обученный наблюдатель курса. Его работа – добиться от вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа. То есть наработки нужной вам способности.

  1. Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.

Всё это выглядит механистично и безжизненно. Но это работает. И всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе близок, мы учимся именно таким способом – сами тренируем себя до результата.

Вот. А что же такое – мы, учителя, самая почётная профессия? Чем мы заняты на уроках? Что побуждает нас работать с детьми? Ну, давайте совсем честно.

Во-первых, нам нравится чувство собственной значимости. Привычка быть в центре внимания. Это проще среди детей. Не верите? Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые умнее вас.

Учитель – это статус. Для очень многих это - всерьёз. Учитель “обязан быть умнее”. Это быстро трансформируется в “ученик обязан быть глупее”. И тогда умным затыкают рты, а послушных ставят в пример. Какая уж тут учёба!

Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного – потребность в отклике и благодарности. У редких предметников-профи – удовлетворение: хоть кому-то реально помог. Вероятно, ради этого некоторые готовы работать задаром.

Это всё – во-первых. Значит, во-вторых – зарплата и большой отпуск. А в третьих - привычный уклад жизни, коллектив и прочее.

Наблюдателю всё равно, с кем работать – хоть с академиками. Он – не заложник системы. У него нет статуса, он не обязан быть умнее – но он точно знает, что делает. Поработав с ним пару дней, академики могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности, они могут обнаружить, что их способность обучаться была близка к нулю, но очень быстро развивается.

Наблюдатель добивается конкретных способностей - и он их гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет жизнь людей к лучшему.

“Почувствуйте разницу!..”

 

2. ЧТО МЕШАЕТ НАМ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ

Нагородив массу красной пропаганды, половина из которой вызывает недоумение и раздражение - но зато избавившись от всех ненужных эмоций! – я приступаю к сути самой учебной технологии. Прочитав сие, вы сможете, наконец, понять мою самоуверенность.

Для того, чтобы всерьёз научиться учиться, существует специальный учебный курс. За полтора месяца серьёзной, почти авральной учёбы вы узнаёте всё об основах обучения, о его проблемах и препятствиях, но, главное, вы приобретаете способности с ними справляться.

Здесь я приведу очень простой, детский вариант самых основных данных этого курса, к тому же вольно пересказанных и дополненных моими эмоциями. Посему, никаких способностей вы не приобретёте. Дай Бог, чтоб заинтересовались и хоть что-нибудь попробовали!

Обучение состоит из трёх основ: ПОНИМАНИЯ СЛОВ, УЧЕБНОЙ МАССЫ И ПОСТЕПЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ. Препятствий в обучении – всего три: ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МАССЫ, НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ и НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА. С самой началки школа занимается культивированием и бурным размножением этих препятствий, так что они врастают в умы и сплетаются в кучи. Детвора, за редким исключением, так глубоко тонет в них, что даже и не подозревает о поверхности, куда можно выплыть, вдохнуть и осмотреться. Открою секрет: учителя – не лучше. Они ведь учились в тех же школах. Вот и сидят они вместе с детьми на самом дне, давно забыв о способностях, которые можно создавать, вынырнув на поверхность.

Препятствия в обучении – явление и этическое, и социальное, и психо-физиологическое. Все три препятствия – это конкретный запрет жить, быть способным, управлять средой. Это боль и расстройство. Они напрямую воздействуют на ум и тело, и выражаются в конкретных физиологических и психических проявлениях.

  1. ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ: ОТСУТСТВИЕ МАССЫ.
  2.  

    МАССА – это что-то материальное. Изображения, предметы, звуки, материальные процессы – всё, что можно воспринять и пронаблюдать.

    Все вы помните, как неудержимо клонило вас в сон на лекциях. И какая тоска, а часто и недомогание разбирало при чтении сухих учебников. И как хотелось порвать тетрадь и вышвырнуть в окно учебник, когда кто-то нудно, долго и тщетно пытался вам что-то объяснить. Причина очень проста:

    НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ ТРАКТОР, НЕ ИМЕЯ ПОД РУКАМИ ТРАКТОРА.

    Делание предполагает массу, что-то материальное, реальное. Его нужно видеть, проследить, как работают все детали, узнать на ощупь, трогать, двигать, управлять. Теория тут – только объяснение того, как лучше это делать.

    Умственное делание – тоже работа с массой, только масса тут умственная. Её легче всего создать с помощью реальной, физической массы. Разницы между ними, по сути, никакой. Вот пример.

    Нас учат считать, перекладывая палочки или яблоки. И правильно делают! Мы видим, как в массе происходит сложение или вычитание. Эта масса становится умственной массой. Считая в уме, мы сначала двигаем умственные “костяшки счёт”. Постепенно, в результате тренировки, эти массы усложняются, уменьшаются, сжимаются, отодвигаются на задний план – создаётся умственный калькулятор. В конце концов он начинает работать автоматически, в режиме “скрыть”. Но присмотритесь к нему – там всё равно работают какие-то массы: картинки, образы, схемы.

    Точно так же мы осваиваем решение других логических задач, управление всеми жизненными ситуациями: сначала создаём умственную массу, потом превращаем её в скрытый, компактный инструмент – стандартную программу поведения.

    Если, читая или слушая, мы не успеваем или не можем чётко вообразить то, о чём идёт речь, то есть создать умственную массу – обучению кранты: мы отрываемся от реальности предмета.

    А это вам не хухры-мухры. Недостаток массы вызывает конкретные реакции: чувство подавленности, скуку, сонливость, головокружение или раздражение. Это может сопровождаться разными болезненными ощущениями в теле. Посмотрите на ваших ребят, когда вы им что-то долго объясняете. Знакомо? Сильные предметники знают: дотошно объясняет тот, кто не может “показать на пальцах”. То есть – сам не понимает то, о чём говорит.

    В начальной школе – обилие картинок, моделей, масс, и обучение весьма близко к нормальному. Но чем ученик старше, тем меньше в обучении массы и больше пустых, “подвешенных” текстов. Это странно до дикости: ведь масса необходима в обучении независимо от возраста! Но это подтверждает мою гипотезу: школа искусственно вгоняет ребят в подавленное состояние. И давить приходится тем сильнее, чем они старше - иначе их растущая дееспособность просто взорвёт нашу школьную систему. Ребята растут, а мы пытаемся сохранить их управляемость и послушность на уровне начальной школы. И теоретизация учёбы – только одна из наших неосознанных реакций. Общеизвестно: к концу школы интеллектуальные способности учеников снижаются. Вы можете это объяснить как-то иначе?..

    Теперь глянем трезвым глазом на нашу лекционную систему обучения. “Можно ожидать самого высокого уровня самоубийств и заболеваний в тех областях образования, где изучаются отсутствующие массы” (Р. Хаббард). No comment.

    Если студент впал в тоску и болезненное состояние – скорее всего, ему не хватает массы. Дайте её – и он сразу вылечится. Глоток массы – это глоток воздуха для ума.

    КАК СОЗДАТЬ МАССУ? Способов много. Можно дать её в готовом виде. Вот трактор – пробуй, разбирай, изучай. Можно показать фильм, картинки, изобразить на пальцах, проиграть сценически. Это хорошо помогает понять текст или рассказ. Хорошие учителя так и делают: показывают, рисуют, создают опорные схемы. Точная масса заменяет кучу слов: “лучше один раз увидеть”!

    Но ещё на порядок лучше, если ученик создал массу САМ. Тогда он не просто поймёт изученное, но сможет и применять его, и объяснить другому.

    Можно создать массу в двух измерениях – НАРИСОВАТЬ.

    Можно – в трёх: вылепить из пластилина.

    А можно показать с помощью набора простых предметов. Не важно, каких – любых. Особенно удобно так показывать какой-то процесс.

    Всё это называется – демонстрация, демо.

    Закон: нарисовать, вылепить и показать можно всё, что угодно.

    Закон: если вы не можете создать массу в двух или трёх измерениях, вы не поняли того, что изучили. Или того, что преподаёте!

    Следствие: чтобы что-то очень хорошо понять, нужно это нарисовать, вылепить, показать с помощью предметов, а потом – на пальцах. “Показать на пальцах” - не метафора. Это очень, очень хороший уровень понимания.

    Тренировочное упражнение. Продаю за так идею. Соберитесь – например, математик, биолог и литератор. Возьмите ваши родные понятия средней сложности. Например: производная, отбор, эпитет. И создавайте массу этих понятий всеми способами – до полного офонарения. И показывайте друг другу. Если, например, литератор испытал озарение и увидел, что такое производная – значит, получилось. Вы даже не представляете, сколько открытий сделаете и сколько восторга испытаете, пытаясь понять то, чему давно учите!

  3. ВТОРОЕ ПРПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ: НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ.

Даю массу: вы строите башню. Сначала вы делаете и закрепляете все опоры первого этажа. Потом на них ставите второй этаж. В нём вы тоже хорошо закрепляете все опоры и конструкции. Так же – третий этаж, и так далее. Вдруг очередной этаж рушится. Это вы в спешке не затянули несколько болтов на предыдущем этаже. Но это полбеды. Вдруг кренится вся башня – оказывается, на первом этаже забыли поставить одну опору.

Постепенность – это цепочка действий, где каждое следующее происходит благодаря предыдущему. Это – основа любого реального процесса. Например, чтобы съесть шоколадку, нужно 1) найти деньги, 2) подойти к магазину, 3) зайти в него, 4) купить шоколадку, и 5) – съесть её? Нет, 5) – сперва развернуть. Съесть – это 6). Нетрудно видеть, что недоделка или пропуск любого пункта полностью исключает результат. Не верите – попробуйте!

Освоение любого предмета, темы, навыка имеет свою постепенность. Последовательность шагов. Эта последовательность однозначна, конкретна и точна. Курс – и есть такая последовательность. Нельзя пропустить или поменять шаги местами. Потому что только полное освоение одного шага (навыка, идеи) делает возможным освоение следующего. При любом нарушении постепенности конечная способность не достигается.

Что мы тут имеем? Похожую картину.

Если в начальной школе постепенность выстроена достаточно корректно, то дальше её следы теряются в тумане. Но даже в началке шаги учёбы не осваиваются до конца.

Всё мы - разные. Шаги тоже разные. Общее – одно: все шаги доводятся до конечного результата. Упражнение, которое я прошёл за два часа, кто-то может проходить месяц – но он его закончит с той же победой! Время не имеет значения – важен результат.

Поурочная система в принципе запрещает полное освоение шагов. Перескочить дальше, не освоив предыдущее – узаконенное школой нарушение постепенности. Вы берётесь за новую тему или упражнение, и чувствуете: не идёт, не можете, не получается! При этом, как и в случае с массой, возникают свои чёткие реакции: замешательство, смятение, чувство, что голова идёт кругом, ощущение беспомощности.

Если такие симптомы появились на фоне нормальной учёбы, лекарство одно – восстановить постепенность. Нужно вернуться назад, к предыдущему шагу - туда, где ученик ещё не испытывал трудностей, где ему было всё понятно. Вот именно тут, где-то ближе к концу, ему на самом деле что-то не понятно. Тут он что-то упустил, недоработал. Как только пропуск будет найден и освоен – затор исчезнет.

Возможно, упущенный шаг далеко позади. Тогда ученик уже давно скачет по верхам, учится механически, не вдумываясь в предмет. Большинство ребят переболели этим ещё в началке или в среднем звене, и, не найдя выхода, махнули рукой и полностью самоустранились от предмета. Они просто сидят на уроках, иногда проговаривая какие-то фразы и что-то списывая, как того требуют школьные правила игры. Восстановить такое нарушение – значит, фактически просмотреть назад весь курс и залатать все дырки. Вряд ли это возможно полностью, но со своими детьми я проделал нечто похожее – и с хорошим эффектом. Это – тема отдельного эссе.

Продолжение следует.

 

И одно объявление.

 

Доброго здоровья, Сергей!

Будем знакомы!
Слышал о Вас немного от Володи Волосенкова, а сегодня прочёл
выпуск "Новости ШСД", и захотел познакомиться поближе. (:

Яросвет. Познаю Мир и Себя в нём. Стремлюсь реализоваться, делать
максимальное, на что способен. И, конечно, жить в радости! (:
Помогаю в этом Людям.

Прошу включить в Ваши рассылки объявление:

Открыта свежая рассылка - “Смысл Жизни”
(Подписаться можно:
http://ksebe.hut.ru)

-------------------------

...Некоторые думают, что Жизнь смысла не имеет. Что ж, пусть так
считают и дальше. Видимо, им так легче... (: Но... "Помоги Себе
Сам" (с). За шкирку их тащить не будем. (:

А, постепенно разбираясь в том, что казалось сложным, придём к
пониманию, осознанию Смысла Жизни. (И, конечно, Цели). Найдём,
что является общим для всех Людей, и что - уникальным для каждого
Человека.

Полагаю, Тебя в первую очередь интересует лично Твой СЖ?
Если Твоё желание его познать (обрести) действительно
велико - значит, задача будет решена! И Ты найдёшь Свой Путь,
Своё место в Мире...

Помощь в этой рассылке Ты найдёшь. Правда, будет она не всегда
очевидна и стандартна... (: Что это за методы, думаю, Ты и
Сам(а) разберёшься... Но предупреждаю сразу: на халяву
не надёйся и на готовенькое рот не разевай (((:
Придётся и извилинами пошевелить, и другими частями как
тела, так и Души...

И Твоя индивидуальность, если её не станешь затаптывать
в серость, а позволишь раскрыться - расцветёт самобытным
цветком! И за плоды её Люди будут благодарны Тебе...

И ещё очень важное предупреждение: познав Свой
Смысл Жизни, Ты уже НЕ СМОЖЕШЬ ЖИТЬ, КАК РАНЬШЕ!
А что дальше? - об этом потом...
Подумай ещё раз: нужны ли Тебе перемены?

И, "пока не началось", предупреждаю:

Внимание!!!
Эту рассылку читать, тем более думать над ней и
познавать собственный Смысл Жизни ПРОТИВОПОКАЗАНО при:
* нежелании развиваться,
* отсутствии чувства юмора,
* обидчивости,
* короче, ОГРАНИЧЕННОСТИ (во всех смыслах). (:

Подписаться можешь сейчас - здесь:
http://ksebe.hut.ru/index.htm#solsub

Успехов в добрых делах!

(:Y:) Яросвет,
автор рассылки “Путь к Себе (для живых)”
http://ksebe.hut.ru/subscribe,
Представитель Школы Своего Дела
в Минске и окрестностях.
Что Я Миру дал сегодня?..



На пришедшие в мой адрес письма по поводу выпуска Обзор новейшей истории ШСДhttp://subscribe.ru/archive/economics.school.moroz/200310/23221119.html

Я отвечу в следующем выпуске. На чем бы и хотелось поставить точку.

 

Помни о цели.

Сидоренко Сергей ssv21@fromru.com

 

Сидоренко Сергей
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться на другие наши рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. Представитель Школы своего Дела (ШСД) в регионе (job.search.moroz)
  3. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ШСД (lit.book.news.moroz)
  5. Образ Будущего Анастасии (culture.people.megre)
  6. Альянс ШСД (job.search.2952)
  7. Азбука женской гениальности (home.woman.delo)
  8. Записки Штирлица (economics.school.stirliz)
  9. Верните, люди, Родину свою (culture.people.rodina)
  10. Питерский клуб своего Дела (job.education.sdpiter)
  11. Московский клуб ШСД (economics.school.clubshsdinmos)
  12. Новости Киевского сообщества предпринимателей (economics.news.kievpredpr)
  13. Жизненная стратегия ученика ШСД (psychology.strategy)
  14. 1000% прибыли на рекламе? Это не просто, а ОЧЕНЬ ПРОСТО!!! (ad.konserva2000)
  15. Новости Питерского сообщества предпринимателей (culture.people.pomestue)
  16. Бизнес-афоризмы (economics.school.words)
  17. Лучшие бизнес-истории (economics.school.businessstories)
  18. Свое дело - зачем? Шаг за шагом. (Минский клуб ШСД) (economics.school.minskdelo)
  19. Как правильно строить Своё Дело, с пользой для себя и людей. (economics.school.buildbusiness)
  20. Даешь свое Дело! (culture.people.svoedelo)
  21. Издательский бизнес. Как начать Дело с нуля?!(economics.school.publisher)

RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное