Интересное и необычное в русском языке
и литературе. Выпуск 2. Неизвестный
известный Эзоп.
В наше время очень популярно
мнение, что литература прямого
отношения к жизни не имеет. Жаль... Мы
занимаемся развитием тела, заботимся об
интеллекте, но, увы, о том, что можно
развивать и "двигать вглубь" свою душу,
вспоминаем крайне редко.. А ведь именно
литература - один из путей, позволяющих
овладеть нам мастерством человеческого
счастья и мудрости.
Обратимся к древности. Басня
-древнейший литературный жанр... О чём же она
как не о нас и нашей жизни? Сегодня я хочу
познакомить вас с некоторыми неизвестными
баснями очень известного родоначальника
басенного жанра - Эзопа. Это имя
знают все. Тем не менее, о нём самом мы знаем
мало. Что же нам известно? Он сочинитель
басен. Причём, его имя так срослось со
словом "басня", что, когда какой-нибудь
писатель брался за сочинение басен, он
писал на своей книге: "Эзоповы басни
такого-то писателя".
Ещё известно, что он был варвар, а, следовательно, раб. Говорить прямо то, что
он думал, для него было невозможно. Может,
поэтому он и сочинял именно басни?
Иносказательный язык басни и по сей день
называют "эзоповским".
Надо отметить, что Эзоп был
уродлив: голова как котёл, нос курносый,
губы толстые, руки короткие, спина горбатая,
брюхо вспученное. Когда Эзопу указывали на
его недостаток, он говорил: "Бочки в
погребе тоже уродливы, а вино в них на славу".
Зато боги наградили его даром слова, острым
умом и искусством сочинять басни. От
речистого раба хозяин поспешил отделаться ,
и повёл работорговец Эзопа с партией других
рабов на рабский рынок на остров Самос, где
в это время жил некий философ Ксанф.
Ксанф же решил выбрать себе
раба. Увидел трёх рабов: двое были красавцы,
а третий - Эзоп. Ксанф спросил у них: "Что
умеете делать?" Первый сказал: "Всё!"
Второй ответил: "Всё" А Эзоп сказал: "Ничего"
"Как так?" - "Да вот мои товарищи
уже всё умеют, мне ничего не оставили".
- "Хочешь я куплю тебя?" -"А тебе не
всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники,
тогда и спрашивай". Так Эзоп оказался у
Ксанфа.
Однажды Ксанф решил пригласить
учеников, Эзопа же послал на рынок: "
Купи всего самого лучшего, что есть на свете".
Пришли гости - Эзоп подаёт одни языки:
жареные, варёные, солёные. "Что это значит?"
- "А разве язык -не самое лучше, что есть на
свете? Я зыком признаются в любви,
устанавливают законы, договариваются,
рассуждают о мудрых вещах". "На завтра
купи мне всего самого худшего, что есть на
свете". На следующий день Эзоп подаёт
опять одни языки. "Ну, и что же это значит?"
- "А разве язык -не самое худшее, что есть
на свете? Языком люди делают больно,
проклинают, начинают войну!" Рассердился
Ксанф, но придраться не мог.
Собрался Ксанф в баню, говорит
Эзопу: "Ступай вперёд, посмотри, много ли
в бане людей?" Эзоп возвращается: "Один
человек там, Ксанф". Философ
обрадовался, направился в баню. Входит, а
там полным-полно. "Что за вздор?!" - "Нет,
не вздор говорил я тебе. Лежал перед баней
камень, все заходили и спотыкались об него,
только один нагнулся и поднял. Вот я и
подумал, что народу-то много, но человек-то
один".
Интересна история
освобождения Эзопа. Много раз мудрец
просил Ксанфа освободить его, но Ксанф не
хотел. Но случилась на Самосе тревога: когда
заседал государственный совет перед
народом, слетел орёл, схватил
государственную печать, взмыл ввысь и
оттуда уронил её за пазуху рабу .
Пригласили Ксанфа истолковать знамение. А
тот, по своему обычаю, говорит: "Это ниже
моего достоинства, но у меня есть раб, он
истолкует вам". Вышел Эзоп: "Растолковать
могу, но не к лицу рабу давать советы
свободным: освободите меня!" Освободил
народ Эзопа. Знамение же растолковано было
им так: "Орёл - птица царская, не иначе,
царь Крез решил покорить Самос и обратить
его в рабство". Огорчился народ и
отправил Эзопа к царю Крезу просить
снисхождения. Щедрому царю понравился
умный урод, с самосцами он помирился, а
Эзопа сделал своим советником. Долго потом
ещё жил Эзоп.
Погиб Эзоп в Дельфах. О его
гибели существует такая легенда.
Оказавшись в Дельфах, увидел мудрец, что
дельфийцы не сеют, не жнут, а кормятся от
жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами.
И высказал им понимание их жизни.
Дельфийцы же испугались, что разнесёт Эзоп
по свету о них дурную молву, и пошли на обман:
подбросили ему в мешок золотую чашу из
храма, а потом схватили и обвинили Эзопа в
краже и приговорили к смерти. Припал Эзоп к
алтарю Муз - его оторвали и повели на
казнь. А Эзоп и тут, перед лицом смерти
рассказал им свою басню:
"Спасался однажды заяц от
орла и просил помощи у навозного жука.
Посмеялся орёл над таким заступником и
растерзал зайца. Жук же стал мстить:
высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда
орлиные яйца, а сам улетел. Орёл стал
прятать своих птенцов, но везде находил его
жук. Тогда орёл спрятал яйца на груди Зевса,
но жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу
и тоже бросил его богу за пазуху. Зевс
возмутился и вскочил. Яйца опять упали и
разбились. Пришлось тогда Зевсу сделать так,
что орлы несут яйца тогда, когда жуки не
летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!"
Но жители Дельфов не
послушались и сбросили Эзопа со скалы.
Город же их через некоторое время постигла
чума, и ещё долго пришлось им
расплачиваться за Эзопову смерть.
Большинство басен Эзопа нам
всем хорошо известны: они пересказывались
на всех языках в стихах и прозе, в том числе
и нашим Крыловым. Но есть среди них и такие,
которые меньше известны; вот некоторые из
них.
Волы тянули телегу, немазаная
ось скрипела. Обернулись они и сказали ей:
"Эх, ты! Мы везём, а ты стонешь?" Не
похоже ли на многих из нас, сетующих на
тяготы жизни и забывающих, что судьба
человеку больше и не даст, чем тот
справиться сможет?
Шёл человек по лесу и
заблудился. Пожалел его лесной сатир,
привёл в свою пещёру, предложил горячей
похлёбки. Вошёл человек, стал дышать себе на
руки. "Что ты делаешь?" - "Отогреваю
их". Сел человек, стал дуть на похлёбку.
"Что ты делаешь?" -"Стужу её". Помрачнел
сатир и вывел гостя прочь. "Видно, -говорит,
-двуличный ты человек, если у тебя из одних и
тех же губ и тепло идёт, и холод".
Свинья смеялась над львицей,
что та рождает только одного детёныша. А
Львица ответила: "Одного, но льва!"
У отца было две дочери. Одну он
выдал замуж за огородника, другую -за
горшечника. Пришёл навестить первую,
спросил, как дела; та отвечала: "Да вот
молим богов, чтобы дождь пошёл и овощи
напились". Пришёл навестить другую,
спросил, как дела; та ответила: "Да вот
молим богов, чтобы солнышко светило и
горшки хорошо просохли". "Да, -
задумался отец, - если так, то с кем же из вас
молиться мне?" Так и мы порой
оказываемся на распутье, пытаясь понять,
кто прав, а кто виноват.
Прошли тысячелетия, а имя Эзопа
нам хорошо знакомо. И поныне мы размышляем
над его баснями. Так разве ж не жизнь
заключена в них?! Имена же Ксанфа и многих
других зажиточных современников
Эзопа известно нам лишь как окружение
великого баснописца.