Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Умникам и умницам. Задачки на развитие логического мышления Выпуск 11


Информационный Канал Subscribe.Ru

2005-09-2411

УМНИКАМ И УМНИЦАМ.ЗАДАЧКИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


24 сентября 2005г
Выпуск 11

Сила ума проявляется в упражнении,а не в покое.
Александр Поп, поэт.


Я рада приветствовать Вас, мой уважаемый подписчик!

С Вами cнова Жанна Александрова в очередном выпуске рассылки "Умникам и умницам. Задачки на развитие логического мышления".

Сегодня для Вас:


  • Список победителей конкурса и ответ на конкурсную задачку


  • Cтатья номера. ПОГОВОРИМ О... том, как бороться с ленью. Внеклассное занятие.


  • Новые головоломки и веселые задачки


  • ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ЗАДАЧЕК

    А вот и наши новые победители - первые 5 читателей рассылки, приславшие правильный ответ на задачку предыдущего, конкурсного выпуска:

    1. Качанова Ольга
    2. Vladimir Irkutsk
    3. Viper
    4. Кучма Михаил
    5. Боконбаева Айжан
    Хочу отметить, что читатель по имени Viper уже второй раз становится победителем нашего интеллектуального конкурса. Так держать!! Всем победителям будет выслан ПРИЗ - еще один интересный кроссворд от Жанны - "Сок сибирского ананаса". А остальные читатели, приславшие как правильные, так и неправильные ответы: не расстраивайтесь, у Вас еще будет возможность поучавствовать в новом конкурсе для эрудитов в одном из следующих выпусков рассылки. Сегодня же - разминочный выпуск!

    А сейчас правильный ответ к конкурсной задачке:
    Спасительные слова

    Судьи своим решением создали парадоксальную ситуацию.
    -Офицер понял это и произнес два слова:
    - Меня расстреляют!
    - Ну и что же? Что вы хотите этим сказать? - спросили судьи с недоумением.
    - Только то, что вы потребовали от меня! - ответил молодой человек. - Я сказал фразу, а что она в себе заключает - правду или неправду - я предоставляю судить вам самим! но предупреждаю вас, господа судьи, что какой бы род казни вы не применили ко мне - теперь вы все равно окажетесь глубоко неправыми и несправедливыми судьями, не умеющими держать свое слово.
    Дерзкая речь француза задела за живое судей.
    Но офицер поспешил пояснить сказанное.
    - Я сказал: "Меня расстреляют". Следовательно, если вы меня повесите, то окажется, что я сказал неправду, а за неправду вы же сами обещали меня расстрелять. Если же вы решите подвергнуть меня расстрелу, от окажется, что я сказал правду, а за правду меня следовало, согласно вашему же условию, повесить.Ясно, что и в том, и в другом случае вы будете неправы, но....я к вашим услугам!
    Судьи настолько были поражены простой, логичной и остроумной речью молодого французского офицера, что, из уважения к его уму, единогласно решили помиловать его и даже дали возможность вернуться на дорогую для него родину.


    ПОГОВОРИМ О...

    том, что такое лень и как с нею бороться

    Сегодня в нашей вирутальной школе умников и умниц внеклассное занятие на очень интересную и, я думаю, актуальную для всех тему "Лень и как с нею бороться". Записывать ничего не надо, просто устраивайтесь поудобнее и читайте!

    Поводом провести такое внеклассное занятие послужила реплика одного из читателей рассылки: "Ну как создать личный тренажерный зал - это дело техники. Лучше объясните как заставить себя туда ходить?!!!!!!! Как перебороть лень и вечную усталость на работе?"

    Вот и я думаю, что прежде чем нам двигаться дальше в самосовершенствовании своего интеллекта, навыков и умения эфективного мышления, стоит немного отвлечься и поразмышлять, а что это за зверь такой - лень-матушка? А может, вовсе и не зверь?

         Выгнанный из райского сада за своеволие, человек получил приговор свыше: трудиться в поте лица своего. С тех пор "лень" считается одним из главных врагов закомплексованного человечества - в качестве милого римского божества она, увы, не прижилась. А зря. Ленивость не только спасает миллионы людей от ненужной им работы, внезапные приступы "лени" могут сохранить даже жизнь - обреченный на катастрофу самолет "просыпают" больше потенциальных пассажиров, чем обычно.

         Другое дело, лениться надо если не с удовольствием, то хотя бы с пониманием дела. Иначе лень - тяжкий труд, хуже всякой каторги, точнее - болезнь. Красивый лозунг "движение - это жизнь" - природе ни к чему. Двигательная активность - лишь один из способов достижения гармонии со средой обитания. Умной фауной тратится ровно столько энергии, сколько необходимо для сохранения вида - и ни джоуля больше. Кому-то из ее видовых представителей полезны постоянные перемещения, чтобы жирком не обрасти, а кому-то - нет. Рационалисту-крокодилу хватает нескольких минут резких телодвижений, чтобы следующие полгода пребывать в блаженной сытости, с приостановленными обменными процессами и практически полным слиянием с окружающей средой. А безобидный ленивец вообще обходится без этих резкостей - у него даже сердце бьется в три раза медленней, чем у соразмерного с ним зверька. Самое примечательное в том, что эти отъявленные лентяи живут намного дольше другой живности - из стандартных трудоголиков, рыскающих денно и нощно в поисках пищи.

         Впрочем, животным повезло - их сородичи не считают лень матерью всех пороков и не отягощают своих братьев чувством вины за нежелание трудиться "как все". Не бывает ленивых животных - бывают больные или старые. Мораль им никто читать не будет - их просто съедят. В прямом, а не переносном смысле - как это принято у людей. У людей все сложно и субъективно. "Ленивыми" могут восприниматься не только отдельные личности, но даже целые народы - просто потому, что так выглядят со стороны их поведенческие реакции или личностные черты. Если человек с южным темпераментом родится на Севере, то в глазах окружающих он, скорее всего, будет выглядеть законченным неврастеником, а вот жителя крайнего Севера средний европеец вполне может воспринять как заторможенного типа с замедленными реакциями. Проще говоря - генетического лентяя, хотя речь идет всего лишь об адаптации психотипа к естественной среде обитания. Но психологические стереотипы, позволяющие окружающим назвать "ленивыми" людей другой культуры или географической среды - из области социопсихологии и не так уж важны в обыденной жизни.

    Гораздо значимей то, что скрывается под маской "лени" внутри каждого из нас. Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться - какая бывает лень и что скрывается изначально за каждой из ее испостасей?

         ЛЕНЬ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. Ведь именно "ленивый" человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время - от пресловутого колеса до того же Интернета. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему ОПТИМАЛЬНЫМ СПОСОБОМ, без лишних трудозатрат.

         ЛЕНЬ КАК ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил - организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, да в крайнем случае просто поспать в незапланированное дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" - по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.

         ЛЕНЬ КАК ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ. Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчиненных за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего. И самая вроде бы "крайняя" степень лени - когда человеку даже "следить за собой" неохота. Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем ЛИЧНО ЕМУ надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках", особенно если супруга проявляет излишнее рвение в хозяйственных вопросах? Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчиненным распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдет в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду…)

        Но если уж говорить о лени как о пороке, то пожалуй, самая страшная ее разновидность - это леность ума. Когда просто лень подумать - что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если ему его модус жизни уже стал неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться - а думать ему лень. Можно сменить работу на лучшую - но это ж надо вести массу переговоров, размышлять, куда и когда позвонить, как о себе рассказать - а думать об этом лень. К тому же для высокооплачиваемой работы нужны новые навыки, а осваивать их - лень. Или, к примеру, женщина может автоматически заниматься домашним хозяйством, причем ненавистным, и клеймить всех в доме, что они ей не помогают (и становиться постепенно настоящей мегерой). А подумать, как замотивировать домашних ей помогать - лень. Или ребенок, делая те же уроки, тупо вызубривает "от сих и до сих", а что именно он выучил и как это можно в жизни применить - подумать лень… Вот именно такая лень опаснее всего. Но увы, как правило, страдающие ею вовсе не считают себя лентяями, от наличия у них такой лени не мучаются и обвиняют одних только окружающих в том, что у них самих в жизни все не так, как они бы хотели. Кстати, одна из самых известных поговорок "Лень, отвори дверь, сгоришь; хоть сгорю, да не отворю!" именно к данной разновидности лени подходит больше всего: человек будет мучить других и мучиться сам, но поразмыслить, ПОЧЕМУ у него в жизни все так плохо, и хоть как-то озаботиться самому, чтобы ему было лучше - опять-таки лень! А если при лености ума присутствует тяга к активной деятельности (по принципу "что тут думать - трясти надо"), мы получаем то самое, что грубо обычно называют "дурак с инициативой".

    Но как же все-таки с ней бороться?
    • Вообще, начиная "бороться с ленью", необходимо определить, какова ее природа? Мы здесь говорили о многих разновидностях лени, так чтобы избавиться от этого качества, попробуйте разобраться - чем она вызвана? Определитесь по возможности еще и с тем, чьей проблемой в конкретном случае является лень - вашей или ваших близких? Кому она мешает, кому стоит озаботиться тем, чтобы ее устранить?

    • Ни один человек не будет делать то, что ему неприятно, ненужно или так или иначе невыгодно. Поэтому лучший способ повлиять на чью-то чужую или свою собственную "лень" - известная фраза из кинофильма "Мимино": "Ты мне сделай хорошо - я потом тебе сделаю так хорошо, что нам обоим будет хорошо!" Иными словами - даже если человек от вас так или иначе зависим, разумнее его не заставлять, а именно мотивировать, вызывать заинтересованность в той или иной работе (причем не всегда и не только материальную). При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно.

    • Чаще всего жалобы на СВОЮ собственную лень - первый признак "трудоголика", нуждающегося в отдыхе. Здесь можно в качестве совета использовать шуточную фразу: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра". Не грех иногда и разрешить себе "полениться" - поспать, почитать, и т.п. Хотя бы потому, что работа потом пойдет лучше и быстрее. Как говорится, "лучше день потерять, потом за пять минут долететь." (Увы, это очень сложно понять и принять тем, чей трудоголизм является откровенным бегством от собственных психологических проблем… )

    • Придумывайте себе стимулы и поощрения.Превратить свои занятия из "надо" в "хочется" можно только самостимулированием и самопоощрением. В качестве таковых могут быть поездки за город, встречи с друзьями после завершения работы, посещения театров, музеев, выставок и т. п. Продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.

    • Избегайте шаблона в работе. Многие из нас становятся жертвами штампованного, негибкого мышления. Работая всегда определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Но любую работу можно усовершенствовать, сто ит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в одной последовательности, попробуйте другой порядок.Этим Вы, возможно, создадите себе дополнительную мотивацию и стимул к работе.

    • Учитесь переключаться. Почти никогда наш органим не "выключается" сразу, как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Переключаясь на другие занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. И свое время это экспериментально доказал И. М. Сеченов. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Если вы весь день на ногах, займитесь сидячей работой. Такая перемена даст вам возможность почувствовать себя бодрее.

    Ваше домашнее задание: Выскажите свое мнение на тему борьбы с ленью, поделитесь своими оригинальными методами самомотивации и психологическими приемами поддержания интереса к деятельности.

    На нашем следующем уроке мы начнем занятия на тренажере № 1 "Освобождение внимания" Все пожелания по данному курсу и ответы на домашнее задание присылайте сюда


    А сейчас новые задачки. Надеюсь, Вам будет не лень их решать!
    Задачка от Конгарова Артура ( одного из победителей предыдущего выпуска):

    Бабушка и котлеты

    Бабушке нужно пожарить 6 (шесть) котлет за 15 (пятнадцать минут). Одна сторона одной котлеты жарится 5 (пять) минут. В сковороду помещается 4 (четыре) котлеты. Как же можно помочь бабушке? (Сразу оговорюсь - котлеты нельзя резать, ломать, смешивать, надкусывать и т.п. также не стоит надеяться, что котлеты в сковороде упарятся настолько, что туда еще что-то можно будет положить)

    И еще одна задачка на десерт:

    Разве так бывает?

    Четыре весельчака сели играть и играли всю ночь до рассвета. Они играли за деньги, а не просто для забавы. У каждого был свой счет. Ну а когда стали подсчитывать выигрыш, оказалось, что у всех он одинаков! Вы можете объяснить этот парадокс? Если никто не проиграл, как же они все выиграли?

    На этом сегодня все! Присылайте ответы к задачкам, свои отзывы и пожелания!    Удачи Вам!

    Ведущая рассылки Жанна. Пишите мне

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: job.education.puzzle
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное