Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Напомню, что "Философия для чайников"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия для "чайников"

К этому часу - с нами 1601 подписчик.

Напомню, что "Философия для чайников" - не учебник, не популяризация в полном смысле и не совсем может быть признана изложением философии для начинающих. Это книга, которая пишется при вас и вместе с вами, хотя ее содержание давно изложено в моих лекциях и некоторых научных работах. Она затеивалась как специальный курс по философии журналистики, но по разным обстоятельствам переросла себя.

Я не знаю всего и не могу написать учебник по всей философии. Это было бы так же смешно, как если кто-нибудь взялся бы создать книгу обо всей математике. Поэтому буду рад вашим сообщениям на сайте, на форуме или по электронной почте. Интересные мысли будут публиковаться в подписке. На сегодняшний день мы имеем три письма: два - с похвалой, одно - с упреком. В удобный момент и в подходящем месте я упомяну о них. Наши координаты в нижней части этого выпуска.

Эти тексты, конечно могут быть использованы для написания рефератов, для самообразования, для лучшего познания природы философии, они даже идут в порядке заданном программой российских вузов. Но на этом не заканчивается их задача...

Античные "образованцы"

"А был ли мальчик?" Именно эту знаменитую фразу из горьковского "Клима Самгина" мне хочется произнести, когда мы рассуждаем об античной культуре и философии. Обширная литература, которая сообщает нам об этом времени, пестрит подробностями и цитатами, создающими иллюзию реальности. "Мужик, откуда знаешь про реальность?" - так и хочется бросить другую цитату во след всем этим книгам, сообщениям и трактатам. Ведь, когда присмотришься внимательнее к артефактам, легшим в основу нашего знания об античном времени, вдруг выясняешь, что Гомер как личность то ли был, то ли не был... От первых философов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена осталось по одной двум подлинным строчкам. И даже отец всех европейских споров Сократ, оказывается ничего за свою жизнь не написал, а только говорил с учениками...

Греки старательно заметали следы. Но еще больше в этом вопросе преуспели римляне и средневековые европейцы. Однажды сгорела крупнейшая библиотека в Пергаме. Затем великий Цезарь приказал спалить Александрийскую библиотеку. Когда же победило христианство весь европейский мир был обращен на изживание памяти и фактов античной культуры, которая погибла бы вообще, если бы арабы не сохранили малую часть для потомков и если бы Везувий не "законсервировал" в, уничтоженных им городах Геркулануме и Помпеях, другую часть.

(Кстати, в детстве я был твердо уверен, что знаменитая картина "Последний день Помпеи" изображает последний день Помпея и страстно искал на ее репродукции Помпея, чей последний день, не понимая, почему так много фигур нагородил художник. Этот факт, может быть наилучшим образом, иллюстрирует важность не того, что было на самом деле, а того, что мы думаем по этому поводу. Хотя, одновременно, то что было формирует нашу возможность и наши способы думать об этом прошедшем. Такая сложная и недоказанная здесь мысль вполне достаточна для формирования дальнейших рассуждений по теме. Я понимаю, что кому-то просто вывода не достаточно, а объяснения на этом месте - преждевременны. Поэтому отсылаю к статье "История и Современность". В сети она опубликована здесь. В ней есть достаточное количество ссылок, обратившись к которым вы найдете огромное количество материалов по семиотической историософии. А мы пока проследуем за логикой повествования).

"А был ли мальчик?"

Был. И он таков, каким мы представляем его сегодня, и таков, каким он смог стать благодаря своим историческим действиям.

В советское время, например, было принято говорить о софистике только в негативных тонах. Недавно я слышал на одной философской лекции такое высказывание. "Софисты первые интеллигенты, так как брали за умственный труд деньги". Сделаем здесь еще один важный вывод. Даже при  достаточном количестве артефактов и исторических документов итоговые трактовки их значения сильно зависят от различных условий, то есть от экономики, культуры, традиции, моды, языка, социальной структуры и т.д.

Таким образом, кое-что (малую часть) об античной философии мы знаем. А так как это кое-что действовало на развитие всей западной философии, а через западную - и на русскую, мы должны считаться с этой реальностью. Считаться даже в том случае, если реальность сегодняшнего дня не совсем совпадает с тем, что было на самом деле.

"Рожденные в СССР", как правило, помнят что-то про "основной вопрос философии" и про "первичность материи и вторичность сознания". В той или иной форме к вопросам первичности той или иной субстанции современное "философоведение" в России уделяет особое внимание. В начале множества рассказов об античной философии будет упомянуто, что первые философы были примитивными материалистами, а Платон - первый идеалист. Так и тянет сказать - "а на самом деле". Но воздержусь. Укажу только, что современное знание показывает, что древних философов "основной вопрос философии" почти не интересовал. Они все время пытались спасти науку и образование.

Помните, что мы говорили о мифологии в прежних выпусках? Правильно. Одна из особенностей мифологического мировоззрения - представление о единстве мира. Восточное, прежде всего буддийское, мировоззрение вплоть до новейшего времени не входило в противоречие с этим представлением. Античность породила науку, а точнее - теоретическое познание.

С одной стороны, было необходимо сохранить идею единства, так требовал миф и традиция. Отсюда и появилась субстанция, как категория, отображающая единство. С другой стороны, теоретическая тенденция, связанная с особенностями греческой жизни и собственными закономерностями, рано или поздно открывала движение, изменчивость и развитие, что вступало в противоречие и с идеей единства, и с возможностью теоретического познания мира.

Древние мыслители были теоретиками в том смысле, что почти отказывались от опытного познания. Они не знали эксперимента и наблюдения. Они строили логические конструкции на основании традиции, мифа и внутреннего опыта. В этом отношении античная философия была психологическим явлением. Но через такой личностный подход античные философы успели сказать так много, что и до сих пор структура современного знания базируется на рефлексивных построениях древних греков.

Предположительно научно-теоретические установки были унаследованы античным миром из Малой Азии и Египта через раннюю островную крито-микенскую цивилизацию. И до определенного времени эти формы знания почти ничем не отличались от аналогичных форм во всем мире. Это была смесь мифа, математики, геометрии, мистерии, поэзии и театра. Сугубо прикладные потребности человека реализовывались в актах  мышления и поэтизации.

Вряд ли Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и даже Пифагора можно назвать философами в том узком западном смысле этого слова, о котором мы так же говорили прежде. Они возводили в ранг оснований странные, с точки зрения науки и теории вещи - воду, воздух, землю, огонь и даже число. Это была форма мифологии густо смешанная с естественно-математическими познаниями того времени. И в этих взглядах, вероятно, еще царило никем и ничем не разрушаемое единство.

Час философии настал с приходом Зенона, Гераклита Эфесского и софистов.

В следующем выпуске:

  1. Почему Гераклу не догнать черепаху?
  2. Как найти атом без микроскопа?
  3. Можно ли познать воду в которую не наступишь дважды?
  4. Как спасти науку от диалектики и демократии?

Семиотическая историософия - пожалуй, я ввожу здесь этот термин впервые. Его смысл заключается в конструкте двух понятий. Семиотика, о которой мы уже говорили (см. архив) и историософия, проще - философия истории. Историософий было великое множество, но объединяет это философское направление стремление доказать, что развитие общества было подчинено определенным законам, что эти законы можно понять, изучая историю и что на основании этих законов можно объяснять современность и прогнозировать будущее. Отсюда, семиотическая историософия является разновидностью философии истории и базируется на объяснении исторических событий законами воздействия знаков на человека. (Вверх)

Субстанция - очень смутная философская категория. Говоря просто - это форма, к которой можно свести, любую существующую вещь. Еще проще - то, что лежит в основе. Марксисты говорили, что субстанция есть некая объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Но другие философские учения считают иначе. Можно объяснить еще понятнее. Есть и в фармацевтике понятие субстанции. Там лекарство с таким-то названием и в такой-то форме, например таблетка, состоит из вещества или веществ - субстанции. Соответственно, если представить мир, состоящим из множества вещей и явлений, но решить, что все они имеют нечто единое, лежащее в основе, то это нечто и будет называться субстанцией. В философских спорах за субстанцию принимали идею, материю, а иногда и много различных вещей. Примером таких субстанций могут быть известные сегодня из астрологических прогнозов стихии воздуха, огня, воды, земли. Для религиозного человека субстанцией будет Бог. И т.д. Если постараться обобщить до конца, что и делает философия можно различные виды субстанций сводить к наиболее общим категориям. Бога посчитать Идеей. Воздух, огонь, воду и землю - материей. Отсюда - примитивный материализм ранних философов, ведь именно они считали стихии основой мира. (Вверх)

Архив рассылки - http://subscribe.ru/catalog/job.education.philo

Архив в формате zip - http://inteligent.ru/modules.php?op=modload&name=Downloads&file=index&req=viewdownload&cid=5 

Литературная рассылка сайта - http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.lito

Сайт автора - www.inteligent.ru

Пишите мне - enigmati@yandex.ru

Всегда ваш Эдуард Нигмати



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное