Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

И страстно ходил мой первый преподаватель философии по аудитории,


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия для чайников

Перед вами четвертый выпуск "Философии для чайников". Я думаю, подписавшись, вы уже ознакомились с кратким содержанием рассылки.
Поэтому не буду повторяться. Здесь лишь о технических вопросах. Если возникают какие-то проблемы пишите мне сюда. Пожалуйста, ознакомьтесь с предыдущими выпусками. Архив здесь. Кроме того, можно всегда скачать обновляемый архив в zip формате, который день и ночь обитает вот по этому адресу.

Спасибо всем, кто теперь с нами!

Греки+торговля+свобода=философия?

И страстно ходил мой первый преподаватель философии по аудитории, и страстно говорил он, что подлинная философия могла возникнуть только в античной Греции и только потому, что греки были свободны.

Чуть позже он написал книгу о том, что философия родилась не только в Древней Греции, а имела совсем другие формы на Востоке. И так же страстно, как когда-то на лекции, доказал и эту сентенцию (сентенция - такое ба-а-альшое умозаключение). Ни эту книгу, ни этого преподавателя называть сейчас не буду, потому что на самом деле очень люблю и его самого, и его книги, и его страстную любовь к древним грекам.

А вопрос происхождения философии - действительно спорный, и некого винить в некорректности.

Интересным тут является стремление очень разных философских направлений, порою даже противоположных, сослаться на какую-то социально-экономическую ситуацию античности, чтобы доказать возможность возникновения философии только в рабовладельческой Греции. Ясно, что западнический экономизм&либерализм должен просто млеть от возможности указать на элементы свободы античного общества, которые способствовали возникновению теоретической мысли, ставшей впоследствии основой западного процветания и цивилизации.

Такого же мнения придерживалась царская охранка в России 30-х годов XIX века, когда закрывала журнал "Европеец" будущего славянофила Киреевского. Достаточно вспомнить донос, предварявший закрытие "Европейца". "В сей философии все говорится под условными знаками…" Просвещение – свобода, деятельность разума – революция, искусство отыскания середины – конституция.

Мой преподаватель, когда высказывал первую мысль о свободе античного мира - был правоверным марксистом, ибо без этого не мог быть философом в СССР.

А вот вам мнение другого марксиста, Карла Каутского.

"Совершенно иначе, чем на ремесленника влияет его занятие на купца. <…> Чем больше развивается торговля, чем больше отделяются друг от друга, хронологически и пространственно, купля и продажа, чем разнообразнее монетная система, чем больше дифференцируется акт купли и акт платежа, чем больше развивается употребление кредита и уплата процентов, тем сложнее запутаннее и разнообразнее становятся различные числовые комбинации. Таким образом, торговля должна развивать математическое, а вместе с ним абстрактное мышление". Далее Каутский показывает различие между торговыми центрами Востока и Греции. Восток вел сухопутную торговлю. Его купцы обогащались медленнее, не имели времени для занятий философией. Там, в отличие от Средиземноморья мировоззренческие функции выполняло жречество. Восточный мыслитель привязан к традиции и государству. Греческий – к собственности и капиталу.

Может быть, приведенные примеры в меньшей мере говорят о природе философии, так же как мало говорят о ее подлинной родине, но они указывают на то, что разные цивилизации могут по разному расценивать акт мышления и по разному проявлять свою разумность. И если внимательно рассмотреть многочисленные тома написанные по этому поводу можно понять, что тот или иной выбор зависит, прежде всего, от того, что собственно считать философией.

Академическая философия в ее традиционных и авангардных формах, та самая, которую изучают во всех почти университетах мира, как бы мы того не хотели развивается в русле западной цивилизационной традиции. Той традиции, которая основана на абстрактном теоретическом мышлении, магии числа и познаваемости. При сравнении мудрости запада и востока видно, что первая основана на познании, вторая - на понимании.

Те, кто уже встречался с преподавателями философии, помнят, а кому предстоит - услышат, у каждого учителя этого предмета есть присказка на первом занятии, что к сожалению, программа посвящена только западной философии и восточной мы будем касаться вскользь. А в уже упомянутом в прошлых выпусках знаменитом учебнике И.Т. Фролова даже отведено несколько страниц восточной философии, но именно столько, чтобы на протяжении всего остального курса ее не вспоминать. И причина проста - восточная философия, с точки зрения западной традиции никогда не существовала, теперь она есть, но это молодая теория, вплетающая восточный колорит в традиционную академическую структуру.

Отсюда еще одна простая вещь - есть философия и Философия. Первая является теорией, имеет свой развитый научный аппарат и преемственную историю, за исследования в области этой философии даются научные степени и существует специальное философское образование. Более того, на западе - любой ученый, занимающийся какими-либо конкретными науками считается философом, что подтверждает и, защищаемая там, степень доктора философии. Под Философией же будем понимать не только логико-познавательную мудрость, но и другие - понимающие формы разума.

И на западе, и в России достаточно часто высказывались мнения, что философия не является наукой или специальной надстроечной теорией. Вместо этого говорилось, что она - особый род искусства. Но так же как интуитивная философия Дильтея, методология искусства не стала главенствующей линией в философии. На ее примеры мы можем указать сославшись на работы Ницше, Шестова, Камю. Но в настоящий момент мне кажется преждевременным такое забегание вперед.

Сейчас пока укажу на то, что в знаменитый античный период в европейской культуре произошло разделение различных форм разумной деятельности, та самая специализация, о которой мы говорили в первом выпуске и которая за несколько тысячелетий предварила современную нам эпоху чайников .

Теперь, чтобы хоть сколько-нибудь понять нашим наполовину европейским, наполовину сибирским умом идеи Философии, нужно сначала разобраться в философии, так как язык западной цивилизации за два столетия правления династии Романовых и еще одно столетие экономизма стал нам более понятным.

Попробуем все-таки разобраться, что произошло.

Философия, по большому счету, объединяет в себе все. Наука и история, мистерия и молитва, литература и музыка, кулинария и вышивание крестиком, семейные отношения и секс - все это Философия. И в таком своем девственном неразделенном виде она явилась человечеству в те первые тысячелетия его существования, когда специализация еще не разорвала на части торопливый античный разум. В таком виде она пребывала на востоке и отчасти в России и Средней Азии.

Революция произведенная в Древней Греции произвела на свет философию, как основу различных видов деятельности и как способ обоснований различных ценностных и этических мотивов в этой деятельности. С того времени стало возможным появление еще более маленьких философий. Например,  философия кулинарии могла бы начинаться со слов: "Кулинария есть процесс человеческой деятельности, основанный на сгущении белка. Суп, соусы, крем или хлеб - все это различные способы сгущения органических масс..." И т.д., да простят меня братцы химики! Но главное, чтобы в последних томах этой кулинарной системы вывести какие-либо ценностные и этические категории. Даже есть и предтеча у такого рода произведения. Взгляните в знаменитую советскую поваренную книгу 1952 года и прочитайте предисловие Микояна. Вы сразу увидите, что, несмотря на ерничество, я был близок к истине.

О великой античной революции и завязывании всех клубков философских споров и падений мы поговорим в следующий раз. Тема эта серьезная и возможно потребует нескольких выпусков, хотя я и постараюсь быть как можно более лаконичным.

Киреевский И.В. - русский журналист, мыслитель и политический деятель 30-50-х годов XIX века. Стал известен как редактор журнала "Европеец", в котором проявлял некоторые западнические и либеральные убеждения, но более пропагандировал немецкую философии (в особенности Шеллинга и Гегеля). Журнал вышел двумя книжками, третья была запрещена цензурой на основании анонимного доноса. (Европеец. Журнал И.В. Кириевского. 1832// Под ред. И.Г. Фризмана. – М.: Наука, 1989. – С.431 – 432). (Вверх)

Каутский Карл - это сначала его Ленин назвал иудушкой Каутским и ренегатом Каутским, а затем эти прозвища закрепились за Львом Троцким. Но Каутский не всегда был ренегатом и долгое время оставался среди сподвижников Маркса. Отрывок процитированный и пересказанный здесь взят из книжки, которую стоит почитать и потому что она принадлежит к тому времени, когда Каутский еще не стал отцом ревизионизма, и потому, что книга хороша для тех, кого волнует история религий и в некоторых частях сохраняет актуальность. Во всяком случае, исследование Каутского серьезно превосходит аналогичные работы Энгельса. (Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990.) (Вверх)

Познание - рационально-опытное исследование мира. Когда кто-то познает предмет или явление, он исследует его части, взаимодействие между частями, взаимодействие этого предмета или явления с миром и т.д. Обратите внимание, когда девушка говорит, что ее кто хорошо знает, в этой фразе скрывается сожаление (знает, но не понимает) Таким образом, познание - это нечто отвлеченное от наших эмоций и оценок. Обязательно вернемся к этой теме и не раз. (Вверх)

Понимание - а этот термин очень спорен в рамках западной теоретической философии. И даже там, где понимание предлагают как совершенно самостоятельный способ освоения действительности, его необходимость доказывается теоретическими познавательными методами. (Такие доказательства встречаются, например, у В. Дильтея, который видел в понимании интуитивное познание некой духовной целостности. Но попробуем увидеть сущность этого слова иначе. Русский язык очень точно отражает его смысл, возводя в долгий ряд однокоренных слов: отнимать, занимать, унимать, принимать, снимать, обнимать, отнимать, иметь и т.д. Все они ведут свое происхождение от очень древнего праславянского словечка ить (еть), которая более всего известно современному русскому человеку как мягкое ругательство итить. Вообще-то ить - достаточно безвредный глагол, обозначающий иметь, в том числе, иметь сексуально. Отсюда попсовое "па-анимаешь, я тебя ждала", что подразумевает не просто знание о том, что девочка ждала мальчика, а стремление прожечь в бедном мальчике боль ее ожидания. Следовательно, понимать - это иметь вместе с кем-то, то же, что и он. И относится понимание исключительно к человеку и человеческому. И тоже вернемся к этой проблеме. (Вверх)

Экономизм - я объединяю под этим понятием два полюса социальной философии: марксизм и либерализм. Всякий взгляд на природу вещей в человеческом обществе, связанный с указанием на ее зависимость от экономики, может укладываться в мировоззренческую шкалу экономизма. Мы постараемся раскрыть это понятие более подробно в свое время, но тех, кто крайне торопится или любит самостоятельные пути отправляю к идеям политического движения "Евразия" и его лидера А.Дугина. С этими господами можно во многом спорить, во многом соглашаться. А в вопросе определения "экономизма" как особого явления в политической жизни ХХ века, Дугин и его движение, как мне кажется стоят к истине ближе других. (Вверх)

Теперь о некоторых важных для развития нашей рассылки моментах. Вы можете не соглашаться со мной, и уже, вероятно, какие-то мои высказывания вызвали раздражение. Я могу ошибаться, так как пишу этот текст прямо на ваших глазах, хотя он и был изложен во многих моих лекциях. Но стремление облегчить изложение, а так же та новизна, которая с каждым новым выпуском будет все сильнее отличать этот текст от классических отечественных учебников, порой могут привести к фактологическим ошибкам. Поэтому я предлагаю следующее. Вы можете написать мне свои замечания и вопросы. Некоторые ваши тексты я постараюсь включить в эту рассылку и опубликовать на своем сайте со ссылками на ваши ресурсы. Вот ящик для переписки. Другой вариант, вы можете высказаться на форуме - здесь. И, наконец, можете просто добавить свои материалы и комментарии на наш сайт www.inteligent.ru. Это потребует регистрации, но она бесплатная и недолгая. Другими словами, выбирайте любой путь.

Спасибо всем кто подписался на эту рассылку. Постараюсь сделать ее интересной и динамичной.

Эдуард Нигмати



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное