Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Философия для "чайников"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия для "чайников"

Когда я писал эти слова у этой рассылки было 1300 подписчиков. Если учесть, что первые три выпуска получили только два человека, а четвертый около трехсот, то получается, что тысяча подписчиков оказалась обездоленной, в том смысле, что большинство из вас я должен был бы послать скачивать архив либо к себе на сайт, либо в архив рассылки, что конечно же стоит сетевого времени.

Тем не менее огромное спасибо, что многие читатели посетили в эти дни наш ресурс и даже зарегистрировались.

Второе. Я получил письмо с Украины от подписчика Вандера (И. Деревянко), в котором было совершенно точно указано, что выпуски "Философии для чайников" не пронумерованы и в таком же виде лежат на сайте. Это, естественно, усложняет работу с архивом.

Третье. Получатели текстового формата заимели с моей помощью ошибочные ссылки на архив и форум.

Все это потребовало специального выпуска, и я надеюсь, что те кто уже эти тексты читал не будут на меня в большой обиде хотя бы потому, что тут указана последовательность и логика "Философии для чайников". Кроме того, в конце недели вы получите пятую часть, то есть нынешний выпуск не снимает с меня обязанности прислать новую главку.

"Философия для чайников" - не учебник, не популяризация в полном смысле и не совсем может быть признана изложением философии для начинающих. Это книга, которая пишется при вас и вместе с вами, хотя ее содержание давно изложено в моих лекциях и некоторых научных работах. Она затеивалась как специальный курс по философии журналистики, но по разным обстоятельствам переросла себя.

Эти тексты, конечно могут быть использованы для написания рефератов, для самообразования, для лучшего познания природы философии, они даже идут в порядке заданном программой российских вузов. Но на этом не заканчивается их задача...

Эпоха "чайников"
Лейбл разума
Мракобесие, богословие и наука в одном флаконе
Греки+торговля+свобода=философия?
Ссылки и словарь

Эпоха "чайников"

Там, где положено быть тяжелой структурной единице учебника со страшным названием "введение", мы попробуем рассмотреть понятие "чайника", как основу данного сочинения.

Так называемые "буржуазные экономисты-классики" однажды в XIX веке открыли выгоду специализации и возвели ее в ранг одного из краеугольных камней рыночной экономики. Чуть позже другой корифей (но теперь уже теории менеджмента) Эрик Мейо вдруг всполошился, что сотрудники теряют интерес к труду и его результатам в связи все с той же специализацией. Снижение интереса по Мейо ведет к снижению производительности труда, а это ведь другой краеугольный камень рыночной экономики. Что делать?.. Всполошились классики менеджмента. Эпоха принесла благодатный ответ - компьютер.

Вот ведь радость какая? Машина позволяет многие процессы завершать от начала до конца силами одного работника. Производительность высокая и можно в какой-то мере отказаться от специализации. (Пока не будем вдаваться в идеи прибавочной стоимости - всему своя глава, однако эта мысль еще вернется на страницы этого сочинения, так как идеи Мейо достаточно уязвимы именно в части классической экономики).

Проблема в другом. Совсем недавно один знакомый был на стажировке в США по вопросам полиграфии и увидел следующую картину. Несколько человек набирают тексты в Word и ничего кроме Word не знают. Несколько дизайнеров разрабатывают картинки в Photoshop и тоже ограничены только знанием этого приложения. На выходе сидит чувак с ножницами и делает клееный макет по картинке нарисованной главным дизайнером, который вообще не знает компьютера. Вот вам и Мейо с его благородными идеями. Рыночные американцы даже под маркой передовой теории менеджмента не примут ухода в натуральное хозяйство - не потому что там люди такие, а потому что такие экономика, культура и политика.

Чувак, идеально знающий ножницы, - лучший образец капиталистического работника. Он не преисполнен высоких надежд, его главная мечта заработная плата, которая и охарактеризует меру его социального статуса. И этот чувак - чайник, потому что, завершив свои служебные дела, он желает учиться. Это желание пронизывает его насквозь, потому что связано оно с инстинктивными программами поведения любого человека. Но так как любая учеба требует больших материальных и духовных затрат, наш чайник решает обучаться в самом простом глобальном университете под названием СМИ.

Компьютер, увы, очень мало способствовал развитию натурального хозяйства, зато развил возможности распространения информации до небывалых величин. Промолчим пока о качестве, подлинности и разумности информации, распространяемой через СМИ. Напомним только, что носит она фрагментарный характер, что в том объеме и в той скорости, с которой она навязывается слушателям глобального университета, скрыты преграды. Эти шумы превращают современного всезнайку в обладателя бесполезных и, очень часто, вредных вещей.

Труженик ножниц и клея в использовании внешнего знания оказывается наиболее безвредным существом. Но теперь второе образование в СМИ получают выпускники высших школ, к сожалению, не лишенные амбиций, но глубоко знающие только свой предмет. (Это в лучшем случае. Вопрос о глубоких знаниях - полемический - и в данной работе мы вынесем его за скобки).

Эпоха "чайников" несет с собой дилетантизм. Он становится основой массовой культуры, которая на первый взгляд не является философией, но на самом деле - от начала до конца - массовая культура есть философия журнализма. До той поры пока такая философия является лишь средством для тренировки ума, она не несет с собой никакого вреда. Но так же как и компьютерная игра способна вовлечь человека в виртуальную реальность настолько, что он словно алкоголик забудет о радостях и заботах внешнего мира, так и философия журнализма способна составить иллюзию реального знания.

Помните горделивое замечание о том, что в Internet можно найти все?

Вероятно, оно достоверно только для знания уже найденного, хотя можно и сомневаться, что все найденное знание есть в сети. Но можно ли в чистой информации найти новое знание? Это вторая проблема, которую несет с собой эпоха "чайников". Проблема наделяющая каждого из нас уверенностью, что в сети можно сделать подлинную научную работу. Достаточно ее найти и скачать.

Эта иллюзия начинает работать со студенческой скамьи, когда для зачета выкачиваются сделанные кем-то рефераты, курсовые, дипломные. Для кого-то встает вопрос о диссертации. А некто находит в поиске информации профессию. Химики больше не хотят возиться с колбами, физикам не нужен реактор или синхрофазатрон. Юристы не создают новых законов, они надеются найти их аналоги в источниках. Лучшая работа - та, что в кабинете при компьютере. Информация - ценнее обобщения или образа. Это гносеология (простите за ругательство - дальше их будет больше) философии журнализма.

Соответственно, такая теория познания порождает логику, которая с виду корректна, но на самом деле основывается на сиюминутной вере в прочитанное или увиденное на экране. Одна знакомая, достаточно образованная женщина (даже учительница), достаточно вольно трактовала Библию, которую никогда не читала, только потому, что недавно прочла такие трактовки в попсовой книжке малоизвестного автора. После спора она кардинально сменила точку зрения на почти православный взгляд, потому что ей дали прочитать другую популярную книжку.

Можно сказать, что нынешняя логика делает выводы не с помощью аргументов, приобретенных опытом, разумом или чувством, а на основании информационных событий, которые навязываются сиюминутными задачами социальных групп, экономических корпораций и политической злобы дня. Книжный факт (текст) всегда имел значение в человеческой культуре, но он никогда не противоречил естеству настолько, насколько это стало возможным в информационном обществе. Силе этого факта поклоняются почти все современные философские направления от экзистенциализма до конструктивизма.

Но если у теоретиков - текст является объектом исследования, хотя и модного, благодаря веяниям эпохи, то чайники просто подвластны этому явлению. Чайники строят жизнь и культуру, основываясь на идеях и информации, преподнесенных газетами, радио, телевидением и web-изданиями.

Воздержимся и здесь от оценочных заявлений. Чайникам может нравится их жизнь и картина мира. Взгляд образованного человека обнаруживает в происходящем возможное разрушение европейской культуры и видит приближение опасности нашествия варваров. Такие прогнозы бытуют в философии с конца XIX века, и они не лишены оснований.

Отсюда - цель нашего сочинения. Мы попытаемся создать наиболее приемлемое изложение философии в стиле понятном умному человеку, который в силу культурных событий нашего времени и особенностей российского образования стал "чайником".

Крайне не хотелось бы создать учебник для варваров, которые через тысячу лет после разорения Запада, будут переживать новый Ренессанс. Уж если бороться за жизнь, то сегодня...

Лейбл разума

Когда моя теща громко восхищается внуком, приговаривая: "Какой ты умненький... у-у-умненький-благоразумненький!", я тихо бешусь, вспоминая, что с этим же речитативом она "стирала" свою собаку.

Но за этими словами кое-что есть. Человеку свойственно очеловечивать окружающий мир, и главным средством очеловечения для него всегда являлась экстраполяция (простите, перенос) своих качеств на другие объекты. Главным же качеством в человеческом самовосприятии чаще всего представляется эта самая умность-благоразумность. Не разум - обратите внимание, - не сознание, а умение использовать ум в благих целях. Все, что в мире совершает поступки на благо меня, или случается на благо меня - наделяется человеческими чертами и поэтому мы получаем возможность это нечто любить.

Тут возникает несколько простых вопросов, ответы на которые не так уж очевидны.

Что такое ум?
Что такое разум?
Что такое любовь?
И что такое человек?

Как только человек задает эти вопросы хотя бы себе самому, он начинает философствовать.

Но что такое сама философия и почему она начинается с рассуждений о разуме, любви и человеке?

Всякий учебник даст сначала перевод с древнегреческого - "любовь к мудрости". (Как видите и мы повыпендривались этим переводом). Когда трудно дать определение, а, особенно, когда определения разных направлений крайне противоречивы, "топаешь" к истокам и этими истоками прикрываешься, как последней броней.

И тут возникает еще один штрих человеческой души и вопросы, ведущие к философии.

Человек пока - единственное известное нам существо, способное помнить не только себя. Как это стало возможно, наука умалчивает. Хотя Конрад Лоренц, например, приводит массу увлекательных фактов из жизни животных, которые показывают, что есть множество видов способных к обучению (не дрессировке) и передаче опыта от старшего поколения младшему. Вот только не обладают эти животные знаковой системой передачи информации. А попросту - не говорят, не имеют мифов и традиций, не изобрели печать и телевидение. И поэтому опыт животных не сохраняется долее двух поколений одной семьи или стаи.

Но вопросы в нашем случае проистекают не из естественнонаучной постановки проблемы - "как?", а из несколько иных оснований. Философия исторична, она начинает свой путь среди мифов и религиозных систем и по сути решает те же задачи, которые были поставлены мифами и религиями. Эти задачи принято называть мировоззрением, различая бытовое (личное), мифологическое, религиозное и теоретическое мировоззрение. Причем последнее как бы и основывают на философии и науке, хотя при более тщательном рассмотрении можно увидеть неразрывную связь мифологического, религиозного и теоретического способов понимания мира. Несколько позже мы увидим, как навязчиво мыслители разных поколений пытались доказать или хотя бы оправдать древние мифологические истины.

И миф, и религия, и философия, и даже наши житейские устремления, так или иначе, служат одной цели - оправданию разумного бытия человека В большей мере философия связана с исследованием человека как разумного существа, хотя иногда может показаться, что ее вопросы направлены к сущности мира.

Я бы хотел особым образом подчеркнуть, что философия занята именно рефлексией разума и этим отличается от наук, которые оперируют понятиями восприятия, психики, сознания и т.д. То есть предмет философии шире, чем сознание и даже шире, чем психика. Именно поэтому, бурно развивающаяся, психология не вытеснила философию, не заменила ее.

Впрочем не смогли заменить философию ни науки, ни религии, ни мифологии, ни литература, хотя и всегда ходили рядом с ней.

Теперь такую попытку делает журналистика, но все равно журналистика остается отдельной профессией, теория журналистики - отдельной наукой, а философия чайников существует сама по себе. И эта философия - такой же лейбл разума, каким были все ее предшественницы.

Но о соседстве философии с другим отраслями человеческой деятельности, и о ее взаимодействии с ними, а так же о странностях развития того что принято называть мировоззрением мы поговорим в следующем выпуске.

Мракобесие, богословие и наука в одном флаконе

В ту пору, когда история человеческого разума только начиналась, мудрость была продуктом "три в одном". Эта смесь - очень походила на некоторые современные популярные книги, предлагающие исцеление от всех болезней, универсальную веру и окончательное знание. Разница только в том, что древние мудрецы были гораздо разумнее современных шарлатанов, а нынешние "пророки" и спириты - гораздо практичнее древних мудрецов. (О "практичности" первых философов рассказывает легенда о фракийской девушке, которая рассмеялась над Фалесом, упавшим в колодец: "Смотрит на небо, а земли под ногами не замечает". Сегодня фракийская девушка и Фалес поменялись местами и это знак диалектического витка - начало эпохи чайников).

Напомню, что в предыдущем выпуске мы говорили о философии, как о "товарном знаке" разума, чем и отличали ее от множества других упражнений для ума и сердца. Я даже поставил целый ряд вопросов, которые самым подлым образом не получили ответа, как будто ответы предполагались по ходу последующих встреч и служили рекламным ходом для удержания подписчиков в напряжении, дабы не покинули автора прежде времени.

На самом деле ответов не будет.

Точнее говоря, я надеюсь, что вы дадите на них ответы хотя бы самим себе, согласуясь со своим мировоззрением.

Пока, почти следуя за разделами программы по философии, принятой в российских вузах, поговорим об этом самом мировоззрении.

Собственно, - слово русское и вполне понятное. Воззрение на мир основывается на том, чему нас научили родители, какая культура (и шире цивилизация) нас окружала, что давало образование, куда мы ездили, во что верим, на чем специализируемся и т.д. Список может быть изрядно расширен, если речь идет о чьем-то личном мировоззрении.

Но всякое личное мировоззрение базируется на более глобальных основаниях, которые уже так или иначе названы - это общие теории, религии и мифы.

Соответственно, принято считать, что мировоззрение бывает мифологическим, религиозным и теоретическим. Как правило, традиция советских и российских учебников по философии указывает на поступательное развитие мировоззрения, когда миф стоит вначале, а теория особенность современного этапа развития человечества. На самом деле, мифологические, религиозные и мировоззренческие черты присутствуют в человеческом разуме одновременно и даже самые развитые философские системы, утверждаемые вершиной теоретического мировоззрения не лишены мифологических и религиозных черт, хотя, на первый взгляд, их присутствие не всегда заметно. Но в дальнейших выпусках я постараюсь это утверждение доказать.

Пока же попробуем понять, что такое миф, религия и теория в чистом виде.

Если человек идет на экзамен одетый в "счастливую рубашку", имея монету в своей туфле, избегая по дороге черных кошек и теток с пустыми ведрами, то он руководствуется в данный момент мифологическим мировоззрением. Давайте заметим в указанном примере три важные его особенности.

  1.  Человек совершает обыденные действия, но в них встраивает некий смысловой контекст, который каким-то особым способом воздействует на результат этого действия.

  2. Хотя события и поступки (счастливая рубашка, монета и пустые ведра) не связаны с результатом экзамена причинно-следственным способом тот, кто вызывает эти события, внутренне уверен в какой-то иной, назовем ее синхронистичной, связи.

  3. События и поступки напоминают ритуал или молитву в религии, но они не обращены к чему-то или кому-то находящемуся вне нашего мира, а мир представляется единым.

Некоторые источники называют еще в качестве особенности поэтику мифа, некоторые философские системы относят миф к древнейшей форме мировоззрения, другие указывают на то, что миф пронизывает современную литературу, науку, философию и журналистику. Есть еще один признак, без которого мифология утрачивает свою силу и притягательность - это нуминозность. Проще этот термин можно объяснить, как гипнотическую вовлеченность участников мифологического действия в его содержание. Более широкое значение связано со словом "нуминоз", в алхимии и иных подходах синонимичным с Богом.

Наиболее ярко миф представлен в древних племенах и некоторых современных языческих цивилизациях.

Тенденцией религиозного взгляда является расщепление мира на посюсторонний и потусторонний. С одной стороны, есть земной мир, с его страданиями и заботами, с его, обязательно признаваемой религией, иллюзорностью, и мир иной, действительно существующий, куда уходит душа после смерти, мир Бога и справедливого суда. С различными нюансами, этот подход присущ большинству мировых монотеистических религий. Обряд и ритуал отрываются от повседневной деятельности и становятся специальным действием для общения с иным миром и Богом.

Греки+торговля+свобода=философия?

И страстно ходил мой первый преподаватель философии по аудитории, и страстно говорил он, что подлинная философия могла возникнуть только в античной Греции и только потому, что греки были свободны.

Чуть позже он написал книгу о том, что философия родилась не только в Древней Греции, а имела совсем другие формы на Востоке. И так же страстно, как когда-то на лекции, доказал и эту сентенцию (сентенция - такое ба-а-альшое умозаключение). Ни эту книгу, ни этого преподавателя называть сейчас не буду, потому что на самом деле очень люблю и его самого, и его книги, и его страстную любовь к древним грекам.

А вопрос происхождения философии - действительно спорный, и некого винить в некорректности.

Интересным тут является стремление очень разных философских направлений, порою даже противоположных, сослаться на какую-то социально-экономическую ситуацию античности, чтобы доказать возможность возникновения философии только в рабовладельческой Греции. Ясно, что западнический экономизм&либерализм должен просто млеть от возможности указать на элементы свободы античного общества, которые способствовали возникновению теоретической мысли, ставшей впоследствии основой западного процветания и цивилизации.

Такого же мнения придерживалась царская охранка в России 30-х годов XIX века, когда закрывала журнал "Европеец" будущего славянофила Киреевского. Достаточно вспомнить донос, предварявший закрытие "Европейца". "В сей философии все говорится под условными знаками…" Просвещение – свобода, деятельность разума – революция, искусство отыскания середины – конституция.

Мой преподаватель, когда высказывал первую мысль о свободе античного мира - был правоверным марксистом, ибо без этого не мог быть философом в СССР.

А вот вам мнение другого марксиста, Карла Каутского.

"Совершенно иначе, чем на ремесленника влияет его занятие на купца. <…> Чем больше развивается торговля, чем больше отделяются друг от друга, хронологически и пространственно, купля и продажа, чем разнообразнее монетная система, чем больше дифференцируется акт купли и акт платежа, чем больше развивается употребление кредита и уплата процентов, тем сложнее запутаннее и разнообразнее становятся различные числовые комбинации. Таким образом, торговля должна развивать математическое, а вместе с ним абстрактное мышление". Далее Каутский показывает различие между торговыми центрами Востока и Греции. Восток вел сухопутную торговлю. Его купцы обогащались медленнее, не имели времени для занятий философией. Там, в отличие от Средиземноморья мировоззренческие функции выполняло жречество. Восточный мыслитель привязан к традиции и государству. Греческий – к собственности и капиталу.

Может быть, приведенные примеры в меньшей мере говорят о природе философии, так же как мало говорят о ее подлинной родине, но они указывают на то, что разные цивилизации могут по разному расценивать акт мышления и по разному проявлять свою разумность. И если внимательно рассмотреть многочисленные тома написанные по этому поводу можно понять, что тот или иной выбор зависит, прежде всего, от того, что собственно считать философией.

Академическая философия в ее традиционных и авангардных формах, та самая, которую изучают во всех почти университетах мира, как бы мы того не хотели развивается в русле западной цивилизационной традиции. Той традиции, которая основана на абстрактном теоретическом мышлении, магии числа и познаваемости. При сравнении мудрости запада и востока видно, что первая основана на познании, вторая - на понимании.

Те, кто уже встречался с преподавателями философии, помнят, а кому предстоит - услышат, у каждого учителя этого предмета есть присказка на первом занятии, что к сожалению, программа посвящена только западной философии и восточной мы будем касаться вскользь. А в уже упомянутом в прошлых выпусках знаменитом учебнике И.Т. Фролова даже отведено несколько страниц восточной философии, но именно столько, чтобы на протяжении всего остального курса ее не вспоминать. И причина проста - восточная философия, с точки зрения западной традиции никогда не существовала, теперь она есть, но это молодая теория, вплетающая восточный колорит в традиционную академическую структуру.

Отсюда еще одна простая вещь - есть философия и Философия. Первая является теорией, имеет свой развитый научный аппарат и преемственную историю, за исследования в области этой философии даются научные степени и существует специальное философское образование. Более того, на западе - любой ученый, занимающийся какими-либо конкретными науками считается философом, что подтверждает и, защищаемая там, степень доктора философии. Под Философией же будем понимать не только логико-познавательную мудрость, но и другие - понимающие формы разума.

И на западе, и в России достаточно часто высказывались мнения, что философия не является наукой или специальной надстроечной теорией. Вместо этого говорилось, что она - особый род искусства. Но так же как интуитивная философия Дильтея, методология искусства не стала главенствующей линией в философии. На ее примеры мы можем указать сославшись на работы Ницше, Шестова, Камю. Но в настоящий момент мне кажется преждевременным такое забегание вперед.

Сейчас пока укажу на то, что в знаменитый античный период в европейской культуре произошло разделение различных форм разумной деятельности, та самая специализация, о которой мы говорили в первом выпуске и которая за несколько тысячелетий предварила современную нам эпоху чайников.

Теперь, чтобы хоть сколько-нибудь понять нашим наполовину европейским, наполовину сибирским умом идеи Философии, нужно сначала разобраться в философии, так как язык западной цивилизации за два столетия правления династии Романовых и еще одно столетие экономизма стал нам более понятным.

Попробуем все-таки разобраться, что произошло.

Философия, по большому счету, объединяет в себе все. Наука и история, мистерия и молитва, литература и музыка, кулинария и вышивание крестиком, семейные отношения и секс - все это Философия. И в таком своем девственном неразделенном виде она явилась человечеству в те первые тысячелетия его существования, когда специализация еще не разорвала на части торопливый античный разум. В таком виде она пребывала на востоке и отчасти в России и Средней Азии.

Революция произведенная в Древней Греции произвела на свет философию, как основу различных видов деятельности и как способ обоснований различных ценностных и этических мотивов в этой деятельности. С того времени стало возможным появление еще более маленьких философий. Например,  философия кулинарии могла бы начинаться со слов: "Кулинария есть процесс человеческой деятельности, основанный на сгущении белка. Суп, соусы, крем или хлеб - все это различные способы сгущения органических масс..." И т.д., да простят меня братцы химики! Но главное, чтобы в последних томах этой кулинарной системы вывести какие-либо ценностные и этические категории. Даже есть и предтеча у такого рода произведения. Взгляните в знаменитую советскую поваренную книгу 1952 года и прочитайте предисловие Микояна. Вы сразу увидите, что, несмотря на ерничество, я был близок к истине.

О великой античной революции и завязывании всех клубков философских споров и падений мы поговорим в следующий раз. Тема эта серьезная и возможно потребует нескольких выпусков, хотя я и постараюсь быть как можно более лаконичным.

Ссылки и словарь

Специализация- экономический термин, подразумевающий всеобщее разделение труда, на всех этапах производства. Противостоит экономической структуре натурального хозяйства, когда одна семья обеспечивала себя полностью своим трудом, или, по крайней мере, ремесленник производил определенную вещь от начала до конца и сам ее продавал.

Преграды (шум, помехи) - в теории коммуникации под этими терминами понимается явление искажения или отсутствия информации при передаче ее от отправителя к получателю. Например, водитель в шуме мотора слышит значение (простите за корявость), которое объясняет ему, каково состояние двигателя. Для остальных это только шум, который не имеет значения. Соответственно информация - это то, что значит, означает, значимо, имеет значение. Характеристики и причины преград будут даны в следующих главах.

Гносеология - раздел философии, то же, что и теория познания. Под философскими теориями познания подразумеваются системы общих представлений, на основании которых строится общий взгляд на картину мира. В основе большинства гносеологий лежат так называемые понятия априори, то есть знания данные до опыта, скажем идеи единства мира, наличия абсолютного существа, субстанций (чуть позже о субстанциях) и т.д. Но некоторые теории так же априорно утверждают отсутствие таких понятий. Расцветом гносеологии был XVIII век. Последней глобальной гносеологической теорией - марксизм. Но и современные мыслители не прочь "пожонглировать" идеями единого знания. С термином гносеология мы еще поработаем на историческом материале, только тогда он станет более внятным.

Логика - пока достаточно знать, что это наука о корректном мышлении и его методах.

Аргумент - определенны факт, который используется в логических рассуждениях для подтверждения вывода. Нельзя путать с опытом. Аргументом может быть не только событие, но чье-то высказывание, публикация, символ веры и т.д. Его обоснованность определяется скорее возможностью получателя воспринять его как подтверждение мысли, другое дело, что вопросы корректности использования аргументов зачастую остаются в стороне.

Текст- в нашем случае этот термин употреблен в широком толковании, как комплекс знаков передаваемых определенными способами. Такой термин присущ семиотическим учениям. Семиотика - наука о знаках и способах их интерпретации (объяснения).

Информационное общество - термин современной социологической науки, указывающий на возникновение так называемой информационно-зависимой культуры и экономики, где информация воспринимается как самостоятельный фактор производства, науки и менеджмента, противостоящий материальной действительности, но имеющий благодаря человеку равное значение. (Может быть, пока не понятно, но дальнейший текст поможет разобраться со смыслом информации понимаемой субстанционально).

Экзистенциализм - философское учение XX века, основывающееся на идее принципиальной непознаваемости мира научными средствами. Другое дело человек, который с точки зрения экзистенциалистов является маленьким слепком всеобщего бытия. Большую часть времени человек пребывает в неведении, но глобальные чувства страха, любви, ненависти, смерти, свободы и т.д. проявляют в нем интуитивное прозрение, так как в такие мгновения человек сливается с бытием и отключает мышление. Такие чувства называют экзистенциями.

Конструктивизм - философское учение XX века утверждающее социальные корни картины мира. Социальные группы влияния партии, лидеры, журналисты конструируют взгляды претендующие на всеобщность на основании своих культурных задач, политических целей и социальных потребностей. (В таком усеченном виде мы имеем, конечно, достаточно грубую словарную характеристику философских учений, суть которых становится ясна только после самостоятельного знакомства с источниками).

Лоренц Конрад - ученый, создатель этологии, науки о поведении животных. В наших рассуждениях многое станет более понятным, если у вас найдется время почитать замечательный перевод его работ на русский язык в сборнике Обратная сторона зеркала.

Бытие - это исключительно философский термин и пока мы еще не готовы дать его полноценные определения. Именно так во множественном числе, потому что любое понятие (только не путайте с "панятиями", которые люди определенного стиля жизни соблюдают) в философии приобретает совершенно разные значения, в зависимости от времени, направления и личных пристрастий мыслителей, которые их давали. Так что с бытием будем разбираться в следующих выпусках, а пока поймем, что существительное это связано с глаголом быть и относится ко всему, что есть.

Рефлексия - в последнее время это слово употребляется чаще в негативном смысле по отношению к человеку, который вместо того, чтобы заниматься делом, копается в своей душе. Но это грубая подделка подлинного смысла этого слова. Рефлексия действительно связана с исследованием себя и вектор ее направлен вглубь человеческой души. Это не праздная задача, а исследовательский инструмент философа, который пытается теоретически осмыслить процессы происходящие в его психике по поводу тех или иных событий или явлений. В некоторой мере рефлексия - инструмент самопознания и может быть полезна психологу, но все-таки главным в ней остается исследование своих реакций по поводу внешних событий. Конечно, для тех, кто эффективность человеческой жизни измеряет увеличением переплавки чугуна и стали, или ростом банковского счета, рефлексия, как минимум, иронический упрек в адрес праздных бездельников от праздной науки...

Диалектика - ах, о диалектике еще рано, хотя, наверное, помните про развитие по спирали, какую-то там борьбу противоположностей и о том, что качество жизни зависит от количества каких-нибудь мани. Особенно рекомендую - посмотреть учебник 1989 года Введение в философию// Под ред. И.Т. Фролова. (Я намеренно не делаю пока библиографические ссылки по всем правилам оформления научной литературы. Как только читатели привыкнут к этим выпускам, и как только некоторые мысли потребуют более точной адресации, я перейду к правилам оформления научных работ. Поэтому прошу коллег ученых сильно не раздражаться).

Причинно-следственная связь - предполагает наличие причины и следствия, где явление-причина каким-то очевидным или закономерным образом ведет к возникновению явления-следствия. То есть, бильярдный шар, ударяющийся о другой бильярдный шар является причиной движения другого бильярдного шара. Опоздание студента на лекцию может быть связано с тем, что ночью он посетил элитный клуб, где принял энное количество "бальзама". Соответственно, этот "бальзам", позднее возвращение домой, возбужденность перед сном становятся причиной того, что наш герой проспал, а то, что он проспал становится причиной того, что он опоздал на лекцию. Наконец, камень падает на землю, потому что существует гравитация. Гравитация - причина, падение камня - следствие. Пусть вас не смущает некоторая очевидность сказанного. Я, к несчастью, знаю очень много неглупых людей, которые на экзамене не могли привести пример ни одной причинно-следственной связи, а нам для движения к более интересному необходимо понять самое очевидное. Но причинно-следственным связям мы посвятим отдельный выпуск, поэтому здесь ограничусь только такой информацией.

Синхронистичность - предполагает непричинную связь между событиями, "счастливая рубашка" помогла сдать экзамен, обещанное в гороскопе событие произошло, сбылся сон, золото получили чудесным способом (то есть не было химической реакции расщепления вещества с элементом золота или ядерного синтеза) и т.д. Некоторые мировоззренческие системы отрицают наличие синхронистичности, другие - признают, миф связан с синхронистичностью обязательно. Особенно рекомендую почитать последнюю работу великого психолога ХХ века Карла Юнга Синхронистичность. (Юнг К.Г. Синхронистичность, - М.: Вагриус, 2000).

Единство - простое слово, но очень сложная категория мифологии, оказавшая сильное воздействие на развитие западной философии. Под единством понимается, что мир есть какая-то единая вещь изменение одной части которой сразу ведет к очевидным изменениям других частей. Когда древние греки ваяли античную философию они ввели понятие системы, которое напрямую связано с единством. До сих пор нет очевидных доказательств системности, причинности, закономерности и синхронистичности, но все эти категории тянут свое происхождения от единства мира, научного доказательства которого тоже не существует. Оставлю это определение в таком загадочном виде. Будем помнить о нем в каждом последующем выпуске.

Киреевский И.В. - русский журналист, мыслитель и политический деятель 30-50-х годов XIX века. Стал известен как редактор журнала "Европеец", в котором проявлял некоторые западнические и либеральные убеждения, но более пропагандировал немецкую философии (в особенности Шеллинга и Гегеля). Журнал вышел двумя книжками, третья была запрещена цензурой на основании анонимного доноса. (Европеец. Журнал И.В. Кириевского. 1832// Под ред. И.Г. Фризмана. – М.: Наука, 1989. – С.431 – 432).

Каутский Карл - это сначала его Ленин назвал иудушкой Каутским и ренегатом Каутским, а затем эти прозвища закрепились за Львом Троцким. Но Каутский не всегда был ренегатом и долгое время оставался среди сподвижников Маркса. Отрывок процитированный и пересказанный здесь взят из книжки, которую стоит почитать и потому что она принадлежит к тому времени, когда Каутский еще не стал отцом ревизионизма, и потому, что книга хороша для тех, кого волнует история религий и в некоторых частях сохраняет актуальность. Во всяком случае, исследование Каутского серьезно превосходит аналогичные работы Энгельса. (Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990.)

Познание - рационально-опытное исследование мира. Когда кто-то познает предмет или явление, он исследует его части, взаимодействие между частями, взаимодействие этого предмета или явления с миром и т.д. Обратите внимание, когда девушка говорит, что ее кто хорошо знает, в этой фразе скрывается сожаление (знает, но не понимает) Таким образом, познание - это нечто отвлеченное от наших эмоций и оценок. Обязательно вернемся к этой теме и не раз.

Понимание - а этот термин очень спорен в рамках западной теоретической философии. И даже там, где понимание предлагают как совершенно самостоятельный способ освоения действительности, его необходимость доказывается теоретическими познавательными методами. (Такие доказательства встречаются, например, у В. Дильтея, который видел в понимании интуитивное познание некой духовной целостности. Но попробуем увидеть сущность этого слова иначе. Русский язык очень точно отражает его смысл, возводя в долгий ряд однокоренных слов: отнимать, занимать, унимать, принимать, снимать, обнимать, отнимать, иметь и т.д. Все они ведут свое происхождение от очень древнего праславянского словечка ить (еть), которая более всего известно современному русскому человеку как мягкое ругательство итить. Вообще-то ить - достаточно безвредный глагол, обозначающий иметь, в том числе, иметь сексуально. Отсюда попсовое "па-анимаешь, я тебя ждала", что подразумевает не просто знание о том, что девочка ждала мальчика, а стремление прожечь в бедном мальчике боль ее ожидания. Следовательно, понимать - это иметь вместе с кем-то, то же, что и он. И относится понимание исключительно к человеку и человеческому. И тоже вернемся к этой проблеме.

Экономизм- я объединяю под этим понятием два полюса социальной философии: марксизм и либерализм. Всякий взгляд на природу вещей в человеческом обществе, связанный с указанием на ее зависимость от экономики, может укладываться в мировоззренческую шкалу экономизма. Мы постараемся раскрыть это понятие более подробно в свое время, но тех, кто крайне торопится или любит самостоятельные пути отправляю к идеям политического движения "Евразия" и его лидера А.Дугина. С этими господами можно во многом спорить, во многом соглашаться. А в вопросе определения "экономизма" как особого явления в политической жизни ХХ века, Дугин и его движение, как мне кажется стоят к истине ближе других.

Архив рассылки - http://subscribe.ru/catalog/job.education.philo

Еще одна интересная рассылка сайта - http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.lito

Сайт автора - www.inteligent.ru

Пишите мне - enigmati@yandex.ru

Всегда ваш Эдуард Нигмати



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное