При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология успеха" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Там, где положено быть тяжелой структурной единице учебника со страшным названием "введение", мы попробуем рассмотреть понятие "чайника", как основу данного сочинения.
Так называемые "буржуазные экономисты-классики" однажды в XIX веке открыли выгоду специализации и возвели ее в ранг одного из краеугольных камней рыночной экономики. Чуть позже другой корифей (но теперь уже теории менеджмента) Эрик Мейо вдруг всполошился, что сотрудники теряют интерес к труду и его результатам в связи все с той же специализацией. Снижение интереса по Мейо ведет к снижению производительности труда, а это ведь другой краеугольный камень рыночной экономики. Что делать?.. Всполошились классики менеджмента. Эпоха принесла благодатный ответ - компьютер.
Вот ведь радость какая? Машина позволяет многие процессы завершать от начала до конца силами одного работника. Производительность высокая и можно в какой-то мере отказаться от специализации. (Пока не будем вдаваться в идеи прибавочной стоимости - всему своя глава, однако эта мысль еще вернется на страницы этого сочинения, так как идеи Мейо достаточно уязвимы именно в части классической экономики).
Проблема в другом. Совсем недавно один знакомый был на стажировке в США по вопросам полиграфии и увидел следующую картину. Несколько человек набирают тексты в Word и ничего кроме Word не знают. Несколько дизайнеров разрабатывают картинки в Photoshop и тоже ограничены только знанием этого приложения. На выходе сидит чувак с ножницами и делает клееный макет по картинке нарисованной главным дизайнером, который вообще не знает компьютера. Вот вам и Мейо с его благородными идеями. Рыночные американцы даже под маркой передовой теории менеджмента не примут ухода в натуральное хозяйство - не потому что там люди такие, а потому что такие экономика, культура и политика.
Чувак, идеально знающий ножницы, - лучший образец капиталистического работника. Он не преисполнен высоких надежд, его главная мечта заработная плата, которая и охарактеризует меру его социального статуса. И этот чувак - чайник, потому что, завершив свои служебные дела, он желает учиться. Это желание пронизывает его насквозь, потому что связано оно с инстинктивными программами поведения любого человека. Но так как любая учеба требует больших материальных и духовных затрат, наш чайник решает обучаться в самом простом глобальном университете под названием СМИ.
Компьютер, увы, очень мало способствовал развитию натурального хозяйства, зато развил возможности распространения информации до небывалых величин. Промолчим пока о качестве, подлинности и разумности информации, распространяемой через СМИ. Напомним только, что носит она фрагментарный характер, что в том объеме и в той скорости, с которой она навязывается слушателям глобального университета, скрыты преграды. Эти шумы превращают современного всезнайку в обладателя бесполезных и, очень часто, вредных вещей.
Труженик ножниц и клея в использовании внешнего знания оказывается наиболее безвредным существом. Но теперь второе образование в СМИ получают выпускники высших школ, к сожалению, не лишенные амбиций, но глубоко знающие только свой предмет. (Это в лучшем случае. Вопрос о глубоких знаниях - полемический - и в данной работе мы вынесем его за скобки).
Эпоха "чайников" несет с собой дилетантизм. Он становится основой массовой культуры, которая на первый взгляд не является философией, но на самом деле - от начала до конца - массовая культура есть философия журнализма. До той поры пока такая философия является лишь средством для тренировки ума, она не несет с собой никакого вреда. Но так же как и компьютерная игра способна вовлечь человека в виртуальную реальность настолько, что он словно алкоголик забудет о радостях и заботах внешнего мира, так и философия журнализма способна составить иллюзию реального знания.
Помните горделивое замечание о том, что в Internet можно найти все?
Вероятно, оно достоверно только для знания уже найденного, хотя можно и сомневаться, что все найденное знание есть в сети. Но можно ли в чистой информации найти новое знание? Это вторая проблема, которую несет с собой эпоха "чайников". Проблема наделяющая каждого из нас уверенностью, что в сети можно сделать подлинную научную работу. Достаточно ее найти и скачать.
Эта иллюзия начинает работать со студенческой скамьи, когда для зачета выкачиваются сделанные кем-то рефераты, курсовые, дипломные. Для кого-то встает вопрос о диссертации. А некто находит в поиске информации профессию. Химики больше не хотят возиться с колбами, физикам не нужен реактор или синхрофазатрон. Юристы не создают новых законов, они надеются найти их аналоги в источниках. Лучшая работа - та, что в кабинете при компьютере. Информация - ценнее обобщения или образа. Это гносеология (простите за ругательство - дальше их будет больше) философии журнализма.
Соответственно, такая теория познания порождает логику, которая с виду корректна, но на самом деле основывается на сиюминутной вере в прочитанное или увиденное на экране. Одна знакомая, достаточно образованная женщина (даже учительница), достаточно вольно трактовала Библию, которую никогда не читала, только потому, что недавно прочла такие трактовки в попсовой книжке малоизвестного автора. После спора она кардинально сменила точку зрения на почти православный взгляд, потому что ей дали прочитать другую популярную книжку.
Можно сказать, что нынешняя логика делает выводы не с помощью аргументов, приобретенных опытом, разумом или чувством, а на основании информационных событий, которые навязываются сиюминутными задачами социальных групп, экономических корпораций и политической злобы дня. Книжный факт (текст) всегда имел значение в человеческой культуре, но он никогда не противоречил естеству настолько, насколько это стало возможным в информационном обществе. Силе этого факта поклоняются почти все современные философские направления от экзистенциализма до конструктивизма.
Но если у теоретиков - текст является объектом исследования, хотя и модного, благодаря веяниям эпохи, то чайники просто подвластны этому явлению. Чайники строят жизнь и культуру, основываясь на идеях и информации, преподнесенных газетами, радио, телевидением и web-изданиями.
Воздержимся и здесь от оценочных заявлений. Чайникам может нравится их жизнь и картина мира. Взгляд образованного человека обнаруживает в происходящем возможное разрушение европейской культуры и видит приближение опасности нашествия варваров. Такие прогнозы бытуют в философии с конца XIX века, и они не лишены оснований.
Отсюда - цель нашего сочинения. Мы попытаемся создать наиболее приемлемое изложение философии в стиле понятном умному человеку, который в силу культурных событий нашего времени и особенностей российского образования стал "чайником".
Крайне не хотелось бы создать учебник для варваров, которые через тысячу лет после разорения Запада, будут переживать новый Ренессанс. Уж если бороться за жизнь, то сегодня...
Преграды (шум, помехи) -
Гносеология
Аргумент
Информационное общество
На этом пока все.
Надеюсь на дальнейшие встречи. Следите за обновлениями на сайте www.inteligent.ru. Там кроме данной темы еще учебные материалы по теории и практике журналистики и PR. Много хорошей публицистики и литературы.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||