Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Философия для чайников


Информационный Канал Subscribe.Ru


Философия для чайников

Мракобесие, богословие и наука в одном флаконе

В ту пору, когда история человеческого разума только начиналась, мудрость была продуктом "три в одном". Эта смесь - очень походила на некоторые современные популярные книги, предлагающие исцеление от всех болезней, универсальную веру и окончательное знание. Разница только в том, что древние мудрецы были гораздо разумнее современных шарлатанов, а нынешние "пророки" и спириты - гораздо практичнее древних мудрецов. (О "практичности" первых философов рассказывает легенда о фракийской девушке, которая рассмеялась над Фалесом, упавшим в колодец: "Смотрит на небо, а земли под ногами не замечает". Сегодня фракийская девушка и Фалес поменялись местами и это знак диалектического витка - начало эпохи чайников).

Напомню, что в предыдущем выпуске мы говорили о философии, как о "товарном знаке" разума, чем и отличали ее от множества других упражнений для ума и сердца. Я даже поставил целый ряд вопросов, которые самым подлым образом не получили ответа, как будто ответы предполагались по ходу последующих встреч и служили рекламным ходом для удержания подписчиков в напряжении, дабы не покинули автора прежде времени.

На самом деле ответов не будет.

Точнее говоря, я надеюсь, что вы дадите на них ответы хотя бы самим себе, согласуясь со своим мировоззрением. (Более того, открывается форум, где каждый имеет возможность поделиться своими ответами, вопросами и взглядами на жизнь. Для разговоров - пожалуйста, сюда).

А пока, почти следуя за разделами программы по философии, принятой в российских вузах, поговорим об этом самом мировоззрении.

Собственно, - слово русское и вполне понятное. Воззрение на мир основывается на том, чему нас научили родители, какая культура (и шире цивилизация) нас окружала, что давало образование, куда мы ездили, во что верим, на чем специализируемся и т.д. Список может быть изрядно расширен, если речь идет о чьем-то личном мировоззрении.

Но всякое личное мировоззрение базируется на более глобальных основаниях, которые уже так или иначе названы - это общие теории, религии и мифы.

Соответственно, принято считать, что мировоззрение бывает мифологическим, религиозным и теоретическим. Как правило, традиция советских и российских учебников по философии указывает на поступательное развитие мировоззрения, когда миф стоит вначале, а теория особенность современного этапа развития человечества. На самом деле, мифологические, религиозные и мировоззренческие черты присутствуют в человеческом разуме одновременно и даже самые развитые философские системы, утверждаемые вершиной теоретического мировоззрения не лишены мифологических и религиозных черт, хотя, на первый взгляд, их присутствие не всегда заметно. Но в дальнейших выпусках я постараюсь это утверждение доказать.

Пока же попробуем понять, что такое миф, религия и теория в чистом виде.

Если человек идет на экзамен одетый в "счастливую рубашку", имея монету в своей туфле, избегая по дороге черных кошек и теток с пустыми ведрами, то он руководствуется в данный момент мифологическим мировоззрением. Давайте заметим в указанном примере три важные его особенности.

  1.  Человек совершает обыденные действия, но в них встраивает некий смысловой контекст, который каким-то особым способом воздействует на результат этого действия.
  2. Хотя события и поступки (счастливая рубашка, монета и пустые ведра) не связаны с результатом экзамена причинно-следственным способом, тот, кто вызывает эти события, внутренне уверен в какой-то иной, назовем ее синхронистичной, связи.
  3. События и поступки напоминают ритуал или молитву в религии, но они не обращены к чему-то или кому-то находящемуся вне нашего мира, а мир представляется единым.

Некоторые источники называют еще в качестве особенности поэтику мифа, некоторые философские системы относят миф к древнейшей форме мировоззрения, другие указывают на то, что миф пронизывает современную литературу, науку, философию и журналистику. Есть еще один признак, без которого мифология утрачивает свою силу и притягательность - это нуминозность. Проще этот термин можно объяснить, как гипнотическую вовлеченность участников мифологического действия в его содержание. Более широкое значение связано со словом "нуминоз", в алхимии и иных подходах синонимичным с Богом.

Наиболее ярко миф представлен в древних племенах и некоторых современных языческих цивилизациях.

Тенденцией религиозного взгляда является расщепление мира на посюсторонний и потусторонний. С одной стороны, есть земной мир, с его страданиями и заботами, с его, обязательно признаваемой религией, иллюзорностью, и мир иной, действительно существующий, куда уходит душа после смерти, мир Бога и справедливого суда. С различными нюансами, этот подход присущ большинству мировых монотеистических религий. Обряд и ритуал отрываются от повседневной деятельности и становятся специальным действием для общения с иным миром и Богом.

Здесь я не буду разбирать сущность религий и разновидности мифологии, каждый читатель найдет огромное количество сведений по данной тематике в любом учебнике философии.

Теоретическое мировоззрение связано с наукой, логикой и философской рефлексией, чему и будут посвящены наши дальнейшие выпуски.

Интересную философско-политическую работу вы найдете здесь.

Диалектика
- ах, о диалектике еще рано, хотя, наверное, помните про развитие по спирали, какую-то там борьбу противоположностей и о том, что качество жизни зависит от количества каких-нибудь мани. (Вверх)
Особенно рекомендую
- посмотреть учебник 1989 года Введение в философию// Под ред. И.Т. Фролова. (Я намеренно не делаю пока библиографические ссылки по всем правилам оформления научной литературы. Как только читатели привыкнут к этим выпускам, и как только некоторые мысли потребуют более точной адресации, я перейду к правилам оформления научных работ. Поэтому прошу коллег ученых сильно не раздражаться). (Вверх)
Причинно-следственная связь
- предполагает наличие причины и следствия, где явление-причина каким-то очевидным или закономерным образом ведет к возникновению явления-следствия. То есть, бильярдный шар, ударяющийся о другой бильярдный шар является причиной движения другого бильярдного шара. Опоздание студента на лекцию может быть связано с тем, что ночью он посетил элитный клуб, где принял энное количество "бальзама". Соответственно, этот "бальзам", позднее возвращение домой, возбужденность перед сном становятся причиной того, что наш герой проспал, а то, что он проспал становится причиной того, что он опоздал на лекцию. Наконец, камень падает на землю, потому что существует гравитация. Гравитация - причина, падение камня - следствие. Пусть вас не смущает некоторая очевидность сказанного. Я, к несчастью, знаю очень много неглупых людей, которые на экзамене не могли привести пример ни одной причинно-следственной связи, а нам для движения к более интересному необходимо понять самое очевидное. Но причинно-следственным связям мы посвятим отдельный выпуск, поэтому здесь ограничусь только такой информацией. (Вверх)
Синхронистичность
- предполагает непричинную связь между событиями, "счастливая рубашка" помогла сдать экзамен, обещанное в гороскопе событие произошло, сбылся сон, золото получили чудесным способом (то есть не было химической реакции расщепления вещества с элементом золота или ядерного синтеза) и т.д. Некоторые мировоззренческие системы отрицают наличие синхронистичности, другие - признают, миф связан с синхронистичностью обязательно. Особенно рекомендую почитать последнюю работу великого психолога ХХ века Карла Юнга Синхронистичность. (Юнг К.Г. Синхронистичность, - М.: Вагриус, 2000). (Вверх)
Единство
- простое слово, но очень сложная категория мифологии, оказавшая сильное воздействие на развитие западной философии. Под единством понимается, что мир есть какая-то единая вещь изменение одной части которой сразу ведет к очевидным изменениям других частей. Когда древние греки ваяли античную философию они ввели понятие системы, которое напрямую связано с единством. До сих пор нет очевидных доказательств системности, причинности, закономерности и синхронистичности, но все эти категории тянут свое происхождения от единства мира, научного доказательства которого тоже не существует. Оставлю это определение в таком загадочном виде. Будем помнить о нем в каждом последующем выпуске. (Вверх)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное