Когда моя теща громко восхищается внуком,
приговаривая: "Какой ты умненький... у-у-умненький-благоразумненький!",
я тихо бешусь, вспоминая, что с этим же
речитативом она "стирала" свою собаку.
Но за этими словами кое-что есть. Человеку
свойственно очеловечивать окружающий мир,
и главным средством очеловечения для него
всегда являлась экстраполяция (простите,
перенос) своих качеств на другие объекты.
Главным же качеством в человеческом
самовосприятии чаще всего представляется эта самая умность-благоразумность.
Не разум - обратите внимание, - не сознание, а
умение использовать ум в благих целях. Все,
что в мире совершает поступки на благо меня,
или случается на благо меня - наделяется
человеческими чертами и поэтому мы
получаем возможность это нечто любить.
Тут возникает несколько простых вопросов, ответы
на которые не так уж очевидны.
Что такое ум?
Что такое разум?
Что такое любовь?
И что такое человек?
Как только человек задает эти вопросы
хотя бы себе самому, он начинает
философствовать.
Но что такое сама философия и почему она
начинается с рассуждений о разуме, любви и
человеке?
Всякий учебник даст сначала перевод с
древнегреческого - "любовь к мудрости".
(Как видите и мы повыпендривались этим
переводом). Когда трудно дать определение, а,
особенно, когда определения разных
направлений крайне противоречивы, "топаешь"
к истокам и этими истоками прикрываешься,
как последней броней.
И тут возникает еще один штрих
человеческой души и вопросы, ведущие к
философии.
Человек пока - единственное известное нам
существо, способное помнить не только себя.
Как это стало возможно, наука умалчивает.
Хотя Конрад Лоренц, например,
приводит массу увлекательных фактов из
жизни животных, которые показывают, что
есть множество видов способных к обучению (не
дрессировке) и передаче опыта от старшего
поколения младшему. Вот только не обладают
эти животные знаковой системой передачи
информации. А попросту - не говорят, не имеют
мифов и традиций, не изобрели печать и
телевидение. И поэтому опыт животных не
сохраняется долее двух поколений одной
семьи или стаи.
Но вопросы в нашем случае проистекают не
из естественнонаучной постановки проблемы
- "как?", а из несколько иных оснований.
Философия исторична, она начинает свой путь
среди мифов и религиозных систем и по сути
решает те же задачи, которые были
поставлены мифами и религиями. Эти задачи
принято называть мировоззрением, различая
бытовое (личное), мифологическое, религиозное и
теоретическое мировоззрение. Причем
последнее как бы и основывают на философии
и науке, хотя при более тщательном
рассмотрении можно увидеть неразрывную
связь мифологического, религиозного и
теоретического способов понимания мира.
Несколько позже мы увидим, как навязчиво
мыслители разных поколений пытались
доказать или хотя бы оправдать древние
мифологические истины.
И миф, и религия, и философия, и даже наши
житейские устремления, так или иначе,
служат одной цели - оправданию разумного бытия человека
В большей мере философия связана с
исследованием человека как разумного
существа, хотя иногда может показаться, что
ее вопросы направлены к сущности мира.
Я бы хотел особым образом подчеркнуть, что
философия занята именно рефлексиейразума и этим отличается от наук,
которые оперируют понятиями восприятия,
психики, сознания и т.д. То есть предмет
философии шире, чем сознание и даже шире,
чем психика. Именно поэтому, бурно
развивающаяся, психология не вытеснила
философию, не заменила ее.
Впрочем не смогли заменить философию ни
науки, ни религии, ни мифологии, ни
литература, хотя и всегда ходили рядом с ней.
Теперь такую попытку делает журналистика,
но все равно журналистика остается
отдельной профессией, теория журналистики -
отдельной наукой, а философия чайников
существует сама по себе. И эта философия -
такой же лейбл разума, каким были
все ее предшественницы.
Но о соседстве философии с другим
отраслями человеческой деятельности, и о ее
взаимодействии с ними, а так же о
странностях развития того что принято
называть мировоззрением мы поговорим в
следующем выпуске.
-
ученый, создатель этологии, науки о
поведении животных. В наших рассуждениях
многое станет более понятным, если у вас
найдется время почитать замечательный
перевод его работ на русский язык в
сборнике Обратная сторона зеркала. (Вверх)
- это исключительно
философский термин и пока мы еще не готовы
дать его полноценные определения. Именно
так во множественном числе, потому что
любое понятие (только не путайте с "панятиями",
которые люди определенного стиля жизни
соблюдают) в философии приобретает
совершенно разные значения, в зависимости
от времени, направления и личных
пристрастий мыслителей, которые их давали.
Так что с бытием будем разбираться в
следующих выпусках, а пока поймем, что
существительное это связано с глаголом быть
и относится ко всему, что есть. (Вверх)
- в последнее время
это слово употребляется чаще в негативном
смысле по отношению к человеку, который
вместо того, чтобы заниматься делом,
копается в своей душе. Но это грубая
подделка подлинного смысла этого слова.
Рефлексия действительно связана с
исследованием себя и вектор ее направлен
вглубь человеческой души. Это не праздная
задача, а исследовательский инструмент
философа, который пытается теоретически
осмыслить процессы происходящие в его
психике по поводу тех или иных событий или
явлений. В некоторой мере рефлексия -
инструмент самопознания и может быть
полезна психологу, но все-таки главным в ней
остается исследование своих реакций по
поводу внешних событий. Конечно, для тех,
кто эффективность человеческой жизни
измеряет увеличением переплавки чугуна и
стали, или ростом банковского счета,
рефлексия, как минимум, иронический упрек в
адрес праздных бездельников от праздной
науки... (Вверх)
Читайте также на сайте www.inteligent.ru
новые учебные материалы по журналистике и
технологии печати.
Е. Дорощук, кандидат
педагогических наук
Деятельностная модель журналистики
Основные понятия и категории, которые мы используем, когда говорим о деятельностной концепции журналистского творчества, несут и психолого- педагогическую характеристику, так как они связаны с психологией и педагогикой творчества вообще, и творчества журналиста, прежде всего. Всегда достаточно сложно определить наиболее важные части того предмета, который собираешься изучать. Попытаемся это проделать с нашим предметом изучения – творчеством журналиста. Для этого выделим наиболее существенные слагаемые всего процесса журналистского творчества, а за основу его возьмем условно процесс создания журналистского произведения.
(Подробности)
Э.
Нигмати
Как текст превратить в книгу
Если вы нашли свою цель и средство для
существования в создании текстов, значит
эта книга для вас.
Прежде всего, необходимо понять, что любой
текст это не только слова, информирующие,
потрясающие, рассказывающие, увещевающие,
но и то, каким способом они донесены до
адресата. Мы будем рассуждать о форме, но с
пониманием, что форма сама несет в себе
содержательные элементы и именно поэтому к
ней нужно относиться строго и с пониманием.
Но в большей мере нас интересует форма
печатного издания. То есть мы оставим в
стороне композиционные проблемы
сочинительства, а рассмотрим, как
сочиненное должно выглядеть после печати, и
какими средствами создается такая форма, и
что она привносит в сочиненный вами текст. (Подробности)