Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2024. Выпуск 34-35


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 34-35

[2024]

 

 НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О проведении 43-х городских соревнований обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Новоуральского городского округа "Школа безопасности" : постановление от 19.07.2024, № 2202-а // Нейва. - 2024. - 26 июля (№ 61): Сб. офиц. док. № 36. - С. 9-12.*

 

Новоуральский городской округ. Администрация. Об утверждении Порядка финансирования расходов, связанных с получением начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования на территории Новоуральского городского округа : постановление от 19.07.2024, № 2200-а // Нейва. - 2024. -26 июля (№ 61): Сб. офиц. док. № 36. - С. 3-4.*

 

В Новоуральске подписалиСоглашение между участниками федерального проекта "Профессионалитет" // Наша городская газета. - 2024. - 24 июля (№ 29). - С. 2 : фот.*

 

В Новоуральске будет реализован проект "Профессионалитет", в рамках которого откроют первый в Свердловской области центр по подготовке специалистов для атомной отрасли.

 

Лобанов О. Конец Никольской единоверческой церкви или как строили новую Верх-Нейвинскую школу // Наша городская газета. - 2024. -7 авг. (№ 31). - С. 6-7 : фот.*

 

Об истории строительства школы в поселке Верх-Нейвинский.

 

Пашина Ю. Вспоминая тайны, иду в будущее // Наша городская газета. - 2024. - 7 авг. (№ 31). - С. 10-11.*

 

Ученица Детской художественной школы Юлия Пашина стала победителем конкурса "Молодые дарования России!". Ее исследовательская работа о скалах Семь Братьев с иллюстрациями заняла 2 место, приведен текст работы.

 

ЕГЭ

 

Опубликованы проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2025 года. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/opublikovany-proekty-kontrolnyh-izmeritelnyh-materialov-oge-2025-goda/ (дата обращения: 21.11.2024).*

 

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайтепроекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2025 году. Как и в предыдущие годы, все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.

 

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

 

Алексашкина Л. Н. Развитие науки и техники в Новейшее время как объект познавательной деятельности школьников при изучении истории // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 36-43.

 

В статье представлена методическая разработка, посвященная развитию науки и техники в Новейшее время. Автор приводит рекомендуемые для изучения сюжеты для подготовки тематических уроков в старших классах школы.

 

Алымов А. С. Историография деятельности войск НКВД против вооруженного националистического подполья в западной части СССР в 1939-1956 годах // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 31-35.

 

Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. После вхождения в состав СССР новых западных территорий в состав Украинской и Белорусской ССР в 1939 г. силовое противодействие вооруженному националистическому подполью оказывали войска НКВД СССР. Эти структуры, используя оперативные методы, выявляли членов вооруженного националистического подполья, места базирования отрядов и их руководителей, проводили операции по их ликвидации.

 

Безрукова В. С. Интеграция исторического и обществоведческого знания, человек как субъект истории // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 3-10.

 

Рассмотрены новые подходы к повышению воспитательного потенциала исторического образования школьников, такие, как интеграция обществоведческого и исторического знания, его антропологизация, увеличение созидательного контента изучаемых текстов и др.

 

Божич А. С. Александр II и общественные настроения 1860-х годов // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 11-16.

 

Анализируются различные аспекты реакции российского общества на внутреннюю политику самодержавия в 1860-е гг.

 

Гицевич Е. С. "Филологическое обозрение". Анализ и характеристика журнала // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 17-21.

 

Анализ журнала "Филологическое обозрение", издаваемого с 1891 по 1902 гг. в Российской империи. В ходе анализа автор приходит к выводу, что данный журнал может по праву считаться первым отечественным специализированным периодическим научным изданием по античному миру.

 

Гончарук Е. И. Становление высшего гуманитарного образования в Донбассе // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 25-30.

 

Исследуются основные этапы становления и развития высшего гуманитарного образования в Донбассе на примере Сталинского государственного педагогического института. Проанализирована история вуза от момента его создания в 1937 г. до преобразования в Донецкий государственный университет в 1965 г. Основное внимание акцентируется на изучении организационной структуры пединститута, динамики кадрового состава преподавателей, контингента студентов, что впоследствии позволило вузу трансформироваться в первый классический университет Донбасса.

 

Крысин Д. А. Личность Б. Н. Ельцина в школьных учебниках истории XXI века // Преподавание истории в школе. - 2024. -№ 1. - С. 22-24.

 

К личности и реформам Б. Н. Ельцина относятся по-разному. На современном этапе его называют лидером демократии и реформатором, однако некоторые историки критикуют его реформаторские идеи и внешнюю политику. Статья содержит историографический обзор школьных учебников, посвященных изучению деятельности Б. Н. Ельцина.

 

Пазин Р. В. Тематические тесты по разделу "Человек" // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 69-76 : табл.

 

В публикации приводятся тематические тестовые задания по разделу "Человек" курса обществознания 10 класса.

 

Профессиональная ориентация на учебных занятиях "Восстание под предводительством Емельяна Пугачева" в социально-гуманитарных классах (опыт регионов Урала и Поволжья) / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова, Ю. В. Першина, А. В. Скутнев // Преподавание истории в школе. - 2024. - № 1. - С. 52-58, [3-я с. обл.].

 

Обобщается эффективный опыт педагогов Урала и Поволжья по изучению истории восстания под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.) с учетом региональных и этнокультурных особенностей образовательных программ. Представлена методика организации практической работы в малых группах "архивистов", "экономистов", "литературоведов" и другой профессиональной направленности.

 

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Антонович Н. М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе начального языкового образования / Н. М. Антонович, Н. В. Антонова // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 24-29 : рис.

 

На примере учебного пособия "Беларуская мова" для 2 класса (текстов, методического аппарата) показана воспитательная направленность в обучении родному языку, возможность формирования системы духовно-нравственных ценностей младших школьников.

 

Воробьева Л. М. Обучение первоклассников самооцениванию качества чтения // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 59-61.

 

В статье говорится о необходимости развития способности первоклассников осуществлять самооценку качества своего чтения. Для этого определяются умения по самооценке результатов обучения, которыми они должны овладевать с I класса. Анализируется учебник "Литературное чтение" (Л. Ф. Климанова и др.) по наличию в нем соответствующих заданий.

 

Жесткова Е. А. Формирование читательской грамотности на уроках и внеурочных занятиях // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 66-70.

 

В статье раскрыты теоретические основы формирования функциональной читательской грамотности младших школьников. Приведены примеры заданий для IV класса, направленные на становление полноценной читательской деятельности обучающихся.

 

Макеева С. Г. Современная традиционная азбука / С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 4-10 : рис.

 

Статья посвящена переосмыслению традиционной букваристики в контексте современной методической науки. Изложена концепция создания "современной традиционной" азбуки.

 

Никитченков А. Ю. Готовимся к восприятию художественного произведения на уроке литературного чтения / А. Ю. Никитченков, А. Ю. Никитченкова, Н. А. Павленко // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 50-52.

 

Статья посвящена проблеме подготовки младших школьников к восприятию художественного произведения на уроке литературного чтения. Авторы предлагают варианты подготовительной работы, которые нацеливают учеников на целостное, эмоциональное и образное восприятие произведения словесного искусства.

 

Николаева Е. А. Теория и практика анализа киноматериалов при подготовке к уроку в начальной школе / Е. А. Николева, О. Н. Шумкина // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 61-65.

 

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей начальных классов к использованию киноматериалов на уроках. Понимание учителем специфики кинотекста и его поликодовости обеспечит организацию кинообразования младших школьников.

 

Пополитова О. В. К 100-летию со дня рождения В. Г. Горецкого // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 1-2, 2-я с. обл. : фот.

 

В декабре 2023 года в Ярославле прошла II Международная научно-практическая конференция "Чтения Горецкого", посвященная памяти выдающегося отечественного ученого-педагога, филолога Всеслава Гавриловича Горецкого.

 

Сильченкова С. Г. Ключевые проблемы теории и практики обучения русской грамоте // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 10-14.

 

В статье предпринята попытка обозначить "болевые точки" теории и практики методики обучения первоклассников первоначальному чтению. Автор совершает краткий экскурс в историю отечественной методики обучения грамоте и описывает достижения современной методической науки.

 

Тиринова О. И. Сохранение и развитие методического наследия В. Г. Горецкого в букварях Беларуси // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 15-19 : рис.

 

В контексте сохранения и развития в букварях Беларуси научного наследия В. Г. Горецкого рассматриваются актуальные вопросы методики обучения грамоте: порядок введения букв, использование алфавитного названия буквы, система ориентиров для чтения и др.

 

Трифонова К. А. Работа с пословицами в начальной школе // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 45-49.

 

Рассматривается проблема понимания смысла пословиц младшими школьниками. На основании выявленных особенностей восприятия ими пословиц и поговорок описаны эффективные виды работы с ними на уроках русского языка и литературного чтения, предполагающие их анализ и интерпретацию, а также создание речевых высказываний на основе народных изречений.

 

Шуткина И. В. Лингвокультурологический аспект начального языкового образования // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 37-40.

 

Автором статьи привлекается внимание к лингвокультурологическому аспекту языкового образования в начальной школе. Определяются существующие возможности его содержательного наполнения и методического обеспечения при изучении темы "Местоимение".

 

Юртаева Г. А. Образ православного духовенства на страницах учебников по основам православной культуры // Начальная школа. - 2024. - № 7. - С. 70-73.

 

В статье рассматривается проблема актуализации у младших школьников веры в нравственный идеал в лице представителей православного духовенства как образцов высоких нравственных качеств и служения ближнему и своему Отечеству. Представлен анализ учебников по основам православной культуры как средства формирования представлений четвероклассников о различных сферах служения православного духовенства.

 

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Андреев Г. А. Python - высокоуровневый язык программирования // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 41-43.

 

Рассмотрены преимущества, недостатки Python, задачи, решаемые с помощью Python.

 

Андрюшенко Л. Е. "Школьный театр": сетевая форма дополнительного образования / Андрюшенко Л. Е., Каличкина С. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 44-45 : фот.

 

Описывается практика сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в рамках реализации программы "Школьный театр".

 

Закирова О. С. Применение арт-терапевтических методов на занятиях с обучающимися // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 15-18.

 

Статья освещает роль арт-терапии в психологическом аспекте, подчеркивая важность использования искусства, особенно изобразительного, для разрешения внутренних конфликтов и эмоциональных проблем как у взрослых, так и у детей.

 

Исакова И. Н. Наставники счастливых людей - объединяйтесь! // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 36-40 : фот.

 

О фестивале "Музыка счастья", который был проведен в мае 2024 года Общероссийской Малой академией наук "Интеллект будущего" при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив в рамках проекта "Счастливые люди - вдохновение и сила России".

 

Коржуева О. Г. Серия упражнений для вокалистов "Вокальная гимнастика" : для обучающихся среднего возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 24-26 : фот.

 

Приведена серия упражнений, предназначенных для постановки певческого дыхания. Может быть использована на занятиях для обучающихся вокальных студий и педагогов, имеющих необходимость поставить дыхание во время пения в движении, не нарушая целостности номера.

 

Леонтьева А. Эксперты кружкового движения НТИ проводят проектную школу на Камчатке // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 7.

 

В Камчатском крае прошла проектная школа для воспитанников регионального Кванториума и активистов Движения Первых. На протяжении трех недель 60 школьников в возрасте от 13 до 17 лет работали над созданием прототипов и разработкой собственных технологических проектов для мониторинга климатических и биологических процессов Камчатки.

 

Мусина О. М. Техническое моделирование и конструирование через освоение программы "Художественная обработка дерева" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 8-10.

 

Описаны этапы изготовления изделий из дерева (фанеры). Занятия моделированием и конструированием позволяют воспитывать в детях дух коллективизма, прививают целеустремленность, развивают внимательность, интерес к технике и техническое мышление.

 

Огородникова Г. С. Шахматы и их значение в развитии детей : из опыта работы по обучению игре в шахматы // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 10-11.

 

Автор пишет о роли шахмат в развитии детей. Систематические игры в шахматы развивают внимание, память, мышление, формируют характер и волю, развивают целеустремленность, приучают к самостоятельности и ответственности, прививают умение мыслить системно и нестандартно.

 

Проскурнев И. С. Об особенностях базовой тренировки для новичков на занятиях "Тхэквондо" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 34-35 : рис.

 

Автор пишет о специфике начальной физической подготовки тхэквондистов.

 

Республиканский слет поисковыхотрядов (клубов) : // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 22

 

С 17 по 21 июня в Республике Беларусь в очно-заочном формате прошел республиканский слет поисковых отрядов (клубов) "Мы - наследники Победы", посвященный 80-й годовщине освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

 

Сокова М. Ю. Тимбилдинг как эффективное средство формирования и развития комфортной образовательной среды // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 27-29.

 

В статье речь идет о тимбилдинге как средстве создания комфортной образовательной и воспитательной среды, о его роли в развитии и становлении гармоничной личности каждого отдельного участника коллектива, а также о проблемах общения и дружбы в коллективе, связанных с цифровизацией современного мира. Проанализированы причины возникновения проблем общения и описана необходимость применения командообразующих игр с целью создания позитивных изменений в социально-психологических параметрах коллектива.

 

Ткачева В. С. Прыжковое упражнение в эстетической гимнастике. Прыжок в кольцо : план-конспект занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. -№ 7. - С. 29-33 : фот.

 

Предлагается план-конспект занятия, цель которого - закрепить и усовершенствовать выполнение прыжка в кольцо за счет смены исходного положения и приземления. Возраст обучающихся: 6-10 лет.

 

Тонева И. И. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. -  № 7. - С. 3-4.

 

Даются рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду.

 

Фестиваль детского творчества "Семья - источник вдохновения" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 35.

 

О региональном конкурсе-фестивале детского творчества среди загородных оздоровительных лагерей "Семья - источник вдохновения".

 

Чернусь В. Г. Специфика работы с детьми с ОВЗ на занятиях "Капоэйра" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 18-22 : фот.

 

Капоэйра - бразильское боевое искусство, синтез акробатики и гимнастики. В статье даются рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в секции капоэйра.

 

Юшкова А. В. Знакомство с соробаном-абакусом : методическая разработка занятия для воспитанников 5-7 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 23-24.

 

Соробан - японская счетная доска, которая также встречается под названием "абакус". Предлагается разработка занятия, нацеленного на формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям ментальной арифметикой через изучение данного вида счетной доски.

 

Юрчишина Е. Н. Приемы, методы и формы дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации обучающихся к ЗОЖ : семинар для педагогов дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 7. - С. 5-7.

 

Описаны цели, задачи и ход проведения семинара-практикума.

 

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

 

Асонова Е. А. Какая поэзия хороша для детей и подростков // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2024. - № 5. - С. 29-34 : ил.

 

Результаты исследования изучения мотивов родителей и подростков, определяющих их поэтические читательские практики.

 

Квашнина Е. [Как вырастить читающего ребенка] // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2024. - № 5. - С. 4-5 : фот.

 

Советы опытного специалиста о шагах, которые нужно сделать, чтобы помочь ученикам и их родителям научиться получать удовольствие от чтения.

 

Квашнина Е. С. От стихотворения - к арт-объекту // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2024. - № 5. - С. 36-47 : ил.

 

О визуальном поэтическом тексте и как его использовать в проведении уроков литературы и русского языка, на библиотечных занятиях для разного школьного возраста. Создание визуальных текстов школьниками.

 

Нечаева Е. В.Детская поэзия начала XXI века. Современное состояние, тенденции развития // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2024. - № 5. - С. 6-15 : ил.

 

О том, зачем нужна современная поэзия на уроках в школе, особенностях работы с поэтическими текстами, приемы работы с ними. О сайте "(Не) стихнет: хорошие стихи для хороших уроков", на котором собраны стихи для уроков русского языка и литературы в средней школе.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное