Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2019. Выпуск25--26


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 25-26

[2019]

 

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

В Новоуральске - 4 "стобалльника" // Нейва. - 2019. -19 июня (№ 47). - С. 18 : фот.*

О том, как сдали ЕГЭ и ОГЭ в Новоуральске. Четверо выпускников написали экзамены на 100 баллов - Евгения Зайцева (литература), Вероника Лыкова (история) из гимназии № 41, Елизавета Киселёва из школы № 45 (химия), Сергей Чубуков из лицея № 56 (история).

Гилязова Е. Все, что снято, превратил в шедевры // Наша городская газета. - 2019. - 19 июня (№ 25). - С. 12 : фот.*

В Детской художественной школе Новоуральска открылась выставка памяти фотографа Валерия Крыщенко.

ЕГЭ

Более 80 тысяч участников сдадут ЕГЭ-2019 в резервные сроки основного периода [Электронный ресурс] // ЕГЭ 2019 : официал. информ. портал Единого гос. экзамена. – [Б. м.], 2001-    . – URL: http://www.ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=27126 (дата обращения: (17.06.2019).*

Сдать экзамены в резервные сроки могут выпускники прошлых лет, желающие улучшить свой результат, выпускники текущего года, пропустившие или не завершившие экзамен в основной срок по болезни или иной уважительной причине, подтвержденной документально, а также выпускники, не набравшие минимальный балл для получения аттестата по одному из двух обязательных предметов – русскому языку или математике. Ход экзаменов в регионах будут контролировать общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора.

ЕГЭ по обществознанию прошел без сбоев [Электронный ресурс] // ЕГЭ 2019 : официал. информ. портал Единого гос. экзамена. – [Б. м.], 2001-    . – URL: http://www.ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=27059 (дата обращения: (17.06.2019).*

Самый массовый ЕГЭ по выбору, обществознание, прошел 10 июня без существенных сбоев и нарушений. Заявления на участие в ЕГЭ по обществознанию в этот день подали более 349 тысяч человек, в том числе 343 тысячи выпускников текущего года. Данный предмет выбрали почти 50% участников основного периода ЕГЭ 2019 года.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Асташина Н. И. Использование региональной Красной книги для формирования экологической компетентности / Н. И. Асташина, А. Е. Асташин // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 50-55 : табл.

Представлена методическая система развития экологической компетентности учащихся средствами региональной Красной книги. Обосновываются этапы развития экологической компетентности.

Бирюкова Е. Г. Определение мочевины в кожном экскрете человека / Е. Г. Бирюкова, Г. А. Савин // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 60-64.

Предложены опыты по определению в кожном экскрете мочевины - важнейшего метаболита азотистого (белкового) обмена. Показана возможность демонстрации зависимости количественного содержания мочевины в кожных выделениях от физических нагрузок. Указанные физиологические эксперименты могут быть использованы на уроках по изучению метаболизма, а также на внеурочных формах занятий.

Борзова З. В. Основы пчеловодства. Программа внеурочной деятельности для учащихся VIII-IX классов / З. В. Борзова, Ф. М. Фейзиев // Биология в школе. - 2019. -№ 4. - С. 65-71 : табл.

Рассматриваются вопросы жизнедеятельности пчел, организации пасеки, качества меда. Предлагаются задания для формирования у школьников навыков проведения исследовательских и проектных работ.

Бубякина С. М. Ментальные карты как средство достижения результатов обучения на уроке биологии / С. М. Бубякина, И. И. Павлов // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 34-40 : 2 рис.

В статье показаны особенности использования ментальных карт на уроке биологии в разделе "Эволюционное учение". Приводится теоретический разбор проблемы данного приема. Представлено поурочное планирование занятия по использованию ментальных карт и результаты педагогического эксперимента, проведенного в общеобразовательном учреждении.

Выродов И. В. Бионика: вчера, сегодня, завтра / И. В. Выродов, Ю. Г. Кропова // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 23-29.

Рассмотрены основные аспекты становления бионики как прикладной отрасли биологии. Приведены характеристики видов и методов современной бионики. Показаны примеры использования бионических конструкций в различных сферах деятельности человека.

Зубков Н. В. Токсикологические свойства Pb и Cd их баланс в системе почва - растение при внесении удобрений / Н. В. Зубков, В. М. Зубкова // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 10-22 : 13 табл.

Рассмотрены источники и последствия загрязнения окружающей среды свинцом и кадмием, приводится расчет баланса тяжелых металлов в системе почва-растение при внесении различных норм и видов удобрений.

Князев Ю. П. Чтобы помнили... З. В. Ермольева - выдающийся отечественный биолог / Ю. П. Князев, А. П. Князев // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 30-33.

Рассмотрена биография советского биолога Зинаиды Виссарионовны Ермольевой, внесшей огромный вклад в изучение холеры, впервые в СССР синтезировавшей пенициллин и создавшей промышленную технологию его производства.

Кулев А. В. Изучаем фауну России. Сибирский углозуб // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 72-78 : 5 фот.

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

Массивное параллельное секвенирование как основа формирования компетентности биолога / Э. И. Анаркулова [и др.] // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 4-9 : 6 рис.

Формирование компетентности специалиста в области биологии требует постоянного поиска новых методов, обеспечивающих воспитание системного подхода в усвоении новых знаний. Одним из таких методов является метод массивного параллельного секвенирования.

Международный день биологического разнообразия / материал подгот. Е. Н. Огольцова // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 79-80 : 2 рис.

Представлена краткая информация о празднования Международного дня биологического разнообразия.

Мингалеева М. Т. Традиционная культура как основа формирования экологической культуры учащихся // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 56-60.

Для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития необходимо учитывать связь поколений, которая может сохраниться при использовании в учебно-воспитательном процессе традиций своего народа. Экологические традиции - ключ к духовному возрождению и залог формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Митина Е. Г. "Уроки биологии" в ботаническом саду / Е. Г. Митина, А. В. Ищенко // Биология в школе. - 2019. - № 4. - С. 41-48 : 1 рис., 5 табл.

Статья посвящена вопросам формирования биологических знаний, освоения способов деятельности и развития ценностных ориентаций обучающихся в условиях образовательной среды ботанического сада. Рассмотрены организационные и содержательные аспекты проектирования такого процесса обучения биологии для школьников VI-VIII классов.

УЧИТЕЛЮ РУССКОГО  ЯЗЫКА

Арапова Н. С. Тропики и субтропики // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 6-10.

Этимология слов Тропики и Субтропики.

Бочкарева Г. А. Виды сочинений в формате ОГЭ по русскому языку в свете стилевых и жанровых характеристик Ст. 3 / Г. А. Бочкарева, Т. Н. Дорожкина // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 27-32 : табл.

Рассматривается одно из речевых произведений школьного учебно-творческого дискурса – сочинение-рассуждение, создаваемое на основе истолкования слова или словосочетания в формате основного государственного экзамена по русскому языку; анализируются особенности его стилевой и жанровой реализации. Предлагаются рекомендации по предупреждению типичных ошибок при написании сочинения; даются его образцы и аналитический комментарий к ним. Показано, что сочинение должно соответствовать нормам организации текста, продуцируемого в рамках научно-публицистического стиля.

Волошина О. А. Учение Ф. Ф. Фортунатова о частях речи в русском языке // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 76-81.

Исследуется роль учения Филиппа Федоровича Фортунатова о частях речи в развитии грамматической теории 20 века. Анализируются принципы фортунатовской классификации частей речи. Особое внимание уделено форме слова как основе классификации частей речи в индоевропейских языках.

Григоренко О. В. Новые аффиксоиды в словообразовательной системе русского языка на рубеже XX–XXI веков // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 69-75 : 2 табл.

Анализ специфики новых аффиксоидов в словообразовательной системе русского языка. Исследование проводилось на основе описательного, контекстуального методов, методов компонентного и лексикографического анализа. Представлен авторский взгляд на процесс формирования корпуса неогенных аффиксоидов.

Елистратов В. С. Из словаря рассказов Н. В. Гоголя: "Коляска" // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 3-5.

Краткий словарь-глоссарий редких и забытых слов и выражений Николая Васильевича Гоголя в повести "Коляска".

Козулина Н. А. Лексика русского языка, связанная с представлениями о внеземных цивилизациях : (по материалам неологических словарей) // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 63-68.

Описание и обзорный анализ лексики, связанной с представлениями о внеземных цивилизациях (космические пришельцы, летательные аппараты и т. п., а также отрасли знания, занимающиеся их изучением) и зафиксированной в неологических словарях русского языка. Новые слова по данной тематике рассматриваются в их историческом, семантическом и словообразовательных аспектах. Примеры некоторых неологизмов проиллюстрированы цитатами из словарей, неологической картотеки и базы данных.

Краснова Н. Н. Урок "Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным" // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 20-22.

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным".

Куманяева А. Е. Всероссийский семинар "Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции" // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 88-89.

Краткая информация о Всероссийском семинаре "Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции", который проходил 29-30 марта 2019 года.

Мельникова Е. М. Орфограмма "Безударная гласная в корне слова" в заданиях Единого государственного экзамена по русскому языку // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 33-37.

Анализ особенностей представления в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена по русскому языку орфограммы "Безударная гласная в корне слова" и проблем, связанных с выделением корневой морфемы и определением ее статуса.

Монетова Е. О. "В кафе у дядюшки Глагола". Повторение изученного о глаголе в V классе // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 18-19.

Повторение основных сведений о глаголе, используя занимательные задания на тему "Кулинария".

Николина Н. А. Семантика заглавия романа В. В. Набокова "Подвиг" : (к 120-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 58-62.

Роман Владимира Владимировича Набокова "Подвиг" имеет в современном литературоведении разные трактовки. Ключом к его интерпретации может служить анализ заглавия произведения. Рассматривается семантика названия и показана его связь с текстом. Для анализа используются описательный и сопоставительный методы, а также обращение к этимологии слова и его семантической структуре.

Острикова Т. А. О вкладе М. Т. Баранова в методологию школьной методики русского языка // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 38-45 : 2 табл.

Актуализировано значение теоретико-методологической деятельности профессора Михаила Трофимовича Баранова в области школьной методики русского языка; представлена матрица докторского исследования ученого по обогащению словаря учащихся; рассмотрена разработанная Барановым классификация методов обучения в их взаимосвязи с видами упражнений и других типов работ и заданий.

Пахнова Т. М. Подготовка к итоговому собеседованию при обучении русскому языку // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 11-13.

Рекомендации девятиклассникам по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.

Пересветова Е. В. Пишем кулинарный рецепт, или "Экзотическое блюдо" // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 14-17.

Предлагаются задания, которые помогут школьникам составить кулинарный рецепт.

Ходякова Л. А. Внеурочная деятельность: формирование общекультурной компетенции школьников на основе прецедентных имен русской культуры / Л. А. Ходякова, А. В. Супрунова // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 90-97 : 2 табл.

Развитие общекультурной компетенции школьников во внеурочной читательской деятельности по русскому языку посредством проектного метода создания учебного иллюстрированного словаря на основе прецедентных имен русской культуры.

Черникова Н. В. Программа элективного курса "Неологизмы и окказионализмы в русском языке" : (X-XI классы) / Н. В. Черникова, Т. А. Рязанова // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 98-103 : 2 табл.

Программа элективного курса, разработанная на основе компетентностного подхода к обучению в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень), нацелена на развитие и совершенствование языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся. Программа элективного курса включает цели, задачи, терминологический аппарат, основные формы организации занятий и их содержание.

Шутан М. И. Работа с концептом "время" на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 11-16.

Характеризуется работа с концептом "время" в старших классах. Предлагается такая система деятельности учеников, которая охватывает лексику, фразеологию, словообразование, акцентологию, морфологию, синтаксис. Анализ лирических текстов, произведения живописи и афоризмов способствует выявлению художественных смыслов концепта.

ШКОЛЬНОМУ  ПСИХОЛОГУ

Белобородова А. Как организовать психологическую смену в летнем лагере, чтобы сплотить школьников // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 50-56.

В данной статье представлены мероприятия, целью которых является сплочение коллектива и повышение психологической культуры школьников.

Габриэлян А. Е. Профилактика суицидального поведения подростков // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 17-21.

О том, как проводить профилактику суицидального поведения подростков.

Гирко Д. Д. Профилактика клипового мышления // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 22-33.

Публикуются сценарии занятий по профилактике клипового мышления у учащихся 5-6 классов.

Гуцул В. Ф. Адаптация первоклассника к школе // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 11-16.

Советы для родителей и учителей, как адаптировать первоклассника к школе.

Как определить готовность педагогов обучать детей с ОВЗ : пример анкеты // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 20-29.

В статье представлена анкета, которая поможет педагогам определить степень их готовности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Калошин В. Ф. Как действовать учителю в критической ситуации // Психолог в школе!. - 2019. - № 5/6. - С. 77-80.

Советы для учителей о том, как действовать в критической ситуации.

Калошин В. Ф. Практикум по преодолению лени// Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 70-76.

Советы по борьбе с ленью.

Каспрук М. Н. Арт-терапия в комнате психологической разгрузки // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 34-37.

Упражнения, представленные в мастер-классе применяют в работе с детьми, поэтому предлагаемый материал можно использовать как основу для занятий в комнате релаксации.

Кнышева Т. Программа занятий, чтобы развить любознательность и интерес к чтению у школьников // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 76-79.

В статье представлена авторская программа для младших школьников по формированию мотивации к чтению.

Константинова Г. Ф. Мир леворукого ребенка // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 6-9.

О проблемах леворуких детей, а также советы, как подготовить ребенка к школе.

Левченко И. М. Молодежь выбирает здоровье // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 38-44.

Публикуется программа тренинг-курса по здоровому образу жизни для подростков.

Леус Т. А. Проблема самоидентификации личности у старшеклассников в условиях модернизации образования // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 2-5.

О проблемах самоидентификации старшеклассников.

Мендаева Д. Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе : сценарий родительского собрания // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 38-47.

В статье даны рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе.

Млодик И. "Родителям важно уметь выдерживать самостоятельность детей" // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 32-37.

В статье представлены рекомендации родителям по развитию самостоятельности детей.

Оськина Е. "Любимое место", "Круг доверия" и другие игры сформируют у детей навыки релаксации и саморегуляции // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 59-62.

В статье представлены игры и упражнения, которые помогут школьникам адаптироваться в коллективе и освоить релаксационные и медитативные практики по преодолению психоэмоциональных перегрузок.

Павленко Т. Н. Сказки для формирования социально-эмоциональной компетентности младших школьников // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 63-66.

Публикуются сказки, направленные на формирование социально-эмоциональной компетентности младших школьников.

Пономаренко Е. Н. Предотвращение социальных стереотипов и родительских установок на выбор ребенка // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 67-69.

Публикуется сценарий тренинга для родителей, направленный на предотвращение социальных стереотипов и родительских установок.

Поставничий Ю. С. Теоретические основы формирования исследовательских навыков у учащихся // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 60-62.

О том, как формировать исследовательские навыки у учащихся.

Соколова Е. К. Тонкости общения с подростками // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 57-59.

Советы для педагогов о том, как общаться с подростками.

Соловьева Д. Готовая тетрадь с заданиями, чтобы развить познавательные способности школьников // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 64-75.

В статье представлена готовая тетрадь по программе "Интеллектика", целью которой является развитие познавательных способностей младших школьников.

Стригун В. М. Предупреждение насилия в ученической среде // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 45-48.

Публикуется сценарий занятия с элементами тренинга для учащихся 8-9-х классов, обучающихся в инклюзивной школе.

Фатеева М. В. Путь к успеху // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 49-51.

Публикуется сценарий тренингового занятия с одаренными детьми старшего школьного возраста.

Фялковсякая О. Т. Лидер — это тот, кто идет впереди // Психолог в школе! - 2019. - № 5/6. - С. 52-54.

Публикуется сценарий тренинга для лидеров ученического самоуправления.

Хайрова З. Как составить аналитический отчет педагога-психолога за 2018/19 учебный год : образец документа / З. Хайрова, Ю. Тукфеева // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 5. - С. 8-19.

В статье представлен образец оформления аналитического отчета педагога-психолога.

 

                                                               Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-05-80

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 

 


В избранное