Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Парное обучение

25 июня 2001 года.

Тема: Диалог с Олей Румянцевой.

 

Здравствуйте, дорогие мои!

Сегодня письмо пришло. Оля собрала и причесала нашу с ней переписку. Почитаем вместе. Сначала – сегодняшнее письмо.


Ольга: Недавно прочла один из предпоследних выпусков рассылки, и обуяло меня раскаяние :)

Г.О.: Можете ли Вы перечитать этот выпуск и найти в нем “то самое” место? Это было бы важно для меня и интересно для нас обоих...

Ольга: Я вижу, что направление рассылки несколько изменилось, и, может быть, мое письмо уже некстати, но все же посылаю старый эскиз (здесь мы говорим об “эскизе выпуска рассылки”), мной несколько исправленный и дополненный, на Ваше рассмотрение.

Время прошло достаточно, и на месте я не стояла. Уже есть реальные результаты, и есть чем поделиться. Ну как?

Г.О.: Так делитесь же! Ждем!!

А дальше - дальше мы читаем нашу с Олей переписку, к которой я уже теперь, сегодня, сделал комментарии, которые дополнительно помечены знаком “+”.

===============

Ольга: Не ожидала я такой отзывчивости, чем очень приятно удивлена. Поэтому ответить захотелось сразу же.

Г.О.: Ну, что тут скажешь?...:-) Спасибо.

А скажите, пожалуйста, Ольга, зачем Вам она (здесь речь идет о рассылке – о ее полном комплекте, который запросила Ольга) понадобилась? Для какой-то конкретной проблемы? Или?

Ольга: Дело в том, что пол года назад я вдруг на 23 году жизни выяснила, что за 10 лет школы и 5 лет института так и не научилась учиться. Летом задала себе как-то вопрос, каким образом, изучая 8 лет историю, например, я не могу ничего вспомнить кроме отрывочных фактов?

Взяла учебник, прочла, и поняла, что у меня за эти годы не сформировалось никакой системы. То есть меня не учили видеть предмет в общем, но зато давали массу сведений, которые иногда при случае вспоминаются.

Г.О.+: Моя жена Танюша в этом случае всегда вспоминает своего учителя по политэкономии, который всеми доступными ему способами заставлял студентов зубрить определения “до упора”. И пока студент не сдавал все определения без исключения, к экзамену он не допускался. И вот в конце курса учитель (Тираспольский пединститут) сказал, “а кто из Вас может изложить всю политэкономию на нескольких страничках?”… Таня нарисовала схему всей политэкономии на одной страничке. Учитель, конечно, эту схему изъял себе в собственность. Но у Тани осталась способность структурировать получаемые знания.

Сказать тут нужно к слову, что эта самая “способность структурировать получаемые знания” отличает профессионала от ремесленника… И – заметьте!!! – не имеет никакого значения, в какой “области” он это делает! Если уж умеет, то всегда он может стать профессионалом в любой области.

Ольга: И вторая проблема, с которой мне пришлось столкнуться. В какой то момент я заметила, что иностранный язык, изучением которого я усиленно занимаюсь, разделился на две половины – быстро запоминаемую и тяжело запоминаемую. Причем сложность слова может быть самой разной. Наблюдая за этим феноменом, заметила - изучая иностранный язык, я в первую очередь увеличиваю словарный запас русского языка! Как это ни парадоксально, но запомнить перевод слова, которое, как говорится, всегда на языке, легче, чем редкоупотребляемые слова и выражения.

Г.О.+: Вот-вот! Появилось представление об “персональном комфортном словарном ядре” данного конкретного человека… О нем мы писали, а вы – читали, 14 апреля 2001.

Ольга: Последние несколько лет я больше всего читала узкоспециализированную, научную литературу, и с переводом и запоминанием слов проблем нет. А классика, которая уже давно пылится на полке, вызывает большие трудности.

Г.О.: Не происходит структурирования приобретаемого знания.

Ольга: Особенным пунктом стоит английский язык, где даже простая мысль о традиционном изучении языка вызывает у меня страшное отчуждение. Спасибо любимой школе?

Г.О.: Мои новейшие представления об этом вопросе говорят мне, что “спасибо” нужно сказать псевдоученым, насоздававшим горы методической макулатуры…

Ольга: А не может ли быть так, что эта проблема существует у многих, но не все ее видят?

Г.О.: Ну, конечно, проблема имеет массовый характер. И почти 100% людей, которых она “облагодетельствовала”, ее не видят… Не видят потому, что в дополнение к несформированной способности к структурированию знания имеется еще и несформированная способность и навык рефлексии. К слову сказать, как я себе представляю, парное обучение формирует способность рефлексии вполне надежно и в массе.

Ольга: И не измениться ли успеваемость, если что-то изменить в программе?

Г.О.: Как я понимаю, - а это всегда именно так и есть, - Вы со словом “программа” связываете информационное наполнение учебного процесса? То есть звучит ли Ваш вопрос примерно так: “если изменить состав изучаемых предметов и их информационное наполнение, то не повысится ли успеваемость?”. Так?

Ольга: Нет, не так . Я предполагала информационное наполнение оставить то же, а изменить подачу изучаемого материала. Мне не привелось найти такого учебника, который я себе представила. А ведь достаточно несколько первых занятий посвятить сначала в общих чертах (например история) он начала до конца. Второй этап – то же самое, но чуть по подробнее, уделяя внимание уже именам и событиям. А дальше можно подробно останавливаться на деталях, которые так любит школа, ребенок не будет пугаться, ведь он уже об этом слышал, и соответственно забывать.

Г.О.: Если “так”, то мой ответ – барахло все это! Именно этим занимаются “академики” и их камарилья уже многие сотни лет… Причина лежит от этого места да-а-а-алеко!

Ольга: В первый раз, скажу честно, это выражение меня поставило в тупик. Причем очень глухой, так как мне совсем не понравилось. Сейчас, и это приятно заметить, стиль рассылки очень сильно изменился в лучшую сторону, в гораздо лучшую сторону. Поэтому предлагаю перефразировать.. да?

Г.О. +: Попробую. Причина не-формирования у учеников способности к структурированию знания лежит в том, что: а) кто-то “умный” это сделал вместо него, и б) именно потому, что проструктурировано “кем-то”, но не самим учеником, эта структура не ложиться… Ведь известно, что в прокрустовом ложе даже самому Прокрусту было неудобно лежать!

Ольга: Вот такие проблемы, решение которых я пытаюсь найти. К педагогике я не имею никакого отношения.

Г.О.: Я – тоже, но только к “той” не имею, про которую мы здесь прошлись нелестно. А к моей педагогике – я имею полное и тесное отношение… К автодидактике субъекта.

Ольга: Хочу посвятить себя в будущем психологии. Хочется понять, чем традиционные методы по восприятию отличаются от нетрадиционных, понять на себе, помочь другим, своим будущим детям в частности. Очень пафосно? Тогда хотя бы свои проблемы для начала решить. Язык выучить :)

Г.О.: Один мой знакомый, - очень известный и уважаемый мною человек, - часто говорил: “Раньше я думал, что психология “вредная лженаука”. Теперь я так не думаю! Теперь я думаю, что психология “вредная лженаука всех времен и народов””. Так что – будьте бдительны! Читайте “Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры”, Эрик Берн и “Homo ludens” (человек играющий), Хойзинга. И делайте собственную психологию. Иначе они Вас заболтают до одури…:-)

Г.О.: Я - Вам 250.000 знаков (здесь речь у нас идет о том, что Оля попросила прислать полный комплект рассылки), а Вы - мне выборку тех мест из текстов, которые более всего Вам помогли? Нет! не "понравились"! а именно продвинули что-то в Вашей жизни? Как Вы думаете?

Ольга: Обязательно.

Г.О.: Мы все, - я надеюсь, вместе, - будем ожидать и внимательно читать… Желаю Вам всего самого доброго, Ольга, - Григорий Олегович.

Г.О.+: Вот это еще не сделано. Ни один из читателей, намеревавшихся это сделать, не сделал до сих пор. Видать, самому мне придется... Да я-то не против, да хотелось прибавить свежий взгляд со стороны.

 

Привет! - Григорий Олегович, тренер по иняз-спорту и соведщий рассылок:

“Скорочтение, память, диалектика”

http://subscribe.ru/archive/help.memory/

“Парное обучение”

http://subscribe.ru/archive/job.education.para/

 

Дружественные нашей рассылке сайты и рассылки:

“Продлись, продлись, очарованье жизни...”

http://subscribe.ru/catalog/science.health.ageing

Е-shop “про витамины” и защиту организма от вредностей” http://fineline.narod.ru/

Если у Вас есть еще другие, с которыми нам следовало бы подружиться, то - “давайте обсудим”.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное