Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | архив | отзывы | клиенты
 


ЧТО ВОЗМОЖНО С ПОМОЩЬЮ РАССЫЛКИ (письмо подписчика)

У меня снова есть повод сказать "Спасибо, Учитель". За то, что показал правильную дорогу, по которой я прошел САМ - до новой вершины. Только что состоялось мое успешное выступление на международной конференции по программированию в Словакии. В отличие от большинства предыдущих, эта конференция имела для меня 3 особенности:
1) заграница: раньше я выступал на конференциях в родной Украине и не менее родной России;
2) почти полностью, за исключением двух человек, незнакомая среда (обычно бывало, что с доброй четвертью участников я был знаком до того);
3) the last but not the least - полная англоязычность конференции, это для меня впервые.

Сидя в зале, видел, как под микроскопом, или как на витрине, классические, прям-таки выставочные образцы ошибок. Люди (тамошние и из других стран) массово
1) держали голову в докладе, а не доклад в голове;
2) поворачивались ко мне задом, к проекционному экрану передом и, судорожно вцепившись взглядом в собственные слайды, бубнили что-то еле слышное себе под нос... как будто к экрану и обращались;
3) (многие) читали слово в слово текст, который и без того опубликован в сборнике трудов;
4) в точности на время выступления впадали в кататонический ступор / столбняк / паралич (каждому свое...)
Моя стратегия строилась на следующем:

1) сразу и в явно вербализованном виде отмел повторение того, что напечатано. Заявил, что мне гораздо интереснее обсуждать не математические выкладки (которые каждый желающий может проследить по напечатанному тексту), а нечто неформализуемое, не поддающееся математизации - те глубинные интуитивные факторы, которые лежали в основе моей находки;

2) вел себя так, будто говорю с людьми из аудитории лично - по очереди с каждым (благо, участников в секции было всего 20). Выбрав рандомное лицо из аудитории, фиксировал взгляд на нем и слегка выдвигался именно в его сторону. Затем следовал взгляд на меня со стороны жертвы, который оставалось перехватить и удержать. Имхо, жертва, ошарашенная личным вниманием докладчика, просто стеснялась отключиться ("он ведь СО МНОЙ персонально говорит") даже когда я переключался на следующую жертву. Кстати, после установления визуального контакта следовала с моей стороны хотя бы беглая подстройка под позу / темп / жест (всякий раз под то, что легче всего было перехватить). Так успел пройти по 5-6 человекам из разных концов зала. Имхо, каждый завоеванный (втянутый, завлеченный) невольно втягивал (завлекал) еще двух рядом сидящих, потому даже такой частичной выборки оказалось достаточно.

3) выбросил из головы и тем более из рук все заранее заученные тексты и (разумеется!!!) бумажки. Импровизил. С удивлением обнаруживая, что моих знаний английского для этого вполне хватает. Сослался на 3 предыдущих доклада (польстив их авторам и приковав их внимание). На ходу отреагировал на вопрос из зала.

4) двигался и (умеренно) жестикулировал

Успех!

Всего

Вадим


А ЧТО И БЕЗ НЕЕ

Если Вам будет интересен мой личный выстраданный опыт, то вот он.

Я рос тихим, спокойным и очень стеснительным мальчиком (мне сейчас 36 лет). Для меня было истинной пыткой отвечать какой-либо урок, стоя перед всем классом. Я краснел, потел, заикался, и был согласен на "2", лишь бы меня оставили в покое. Спасибо учителям, многие из них опрашивали меня письменно.

Так продолжалось довольно долгое время. Из-за того, что я ОЧЕНЬ много читал (и МАЛО говорил вслух), моя живая устная речь была плохо развита. Я думал быстрее, чем у меня получалось артикулировать то, что я хочу сказать. Примерно в возрасте 12 лет я прочитал "Человек, который смеётся" Виктора Гюго. В конце книги были комментарии, и я узнал из них о Демосфене с камнями во рту. Наверно тогда я впервые начал задумываться о том, что надо что-то делать с собой. Ведь в остальном я был абсолютно нормальным ребёнком. (Но тогда не было Вашей рассылки, да и компьютеров не было, поэтому я не знал, чего делать).

Когда я поступил в педагогический институт, все мои одноклассники очень удивлялись моему выбору. Один так и сказал - "ты никогда не сможешь работать в школе". А я ведь работаю, и именно в школе, уже 12 лет. И даже год назад был аттестован на высшую категорию. So, I am a self-made man.

Когда я учился на втором курсе, мне было поручено подготовить доклад об Яне Амос Коменском для семинара по педагогике. Подготовить я его подготовил, но прочитал его так, что самому было потом стыдно. Совершенно случайно я увидел то, что записала преподаватель в своей тетради в ходе моего доклада. "Речь невнятная, скомканная. Вниманием аудитории не владеет, не умеет преподнести материал..." Тут я призадумался уже серьёзно.

Самое интересное, что теоретически, в общих чертах, я знал, как надо говорить и выступать перед аудиторией. Но как это сделать? И я начал сам лично тренировать себя. Мне помогало зеркало и отсутствие людей поблизости. Я декламировал в полный голос стихи и пел песни. Громко и внятно читал вслух, представляя себя диктором ТВ. Когда я шёл куда-нибудь один по улице или бульвару (и никого вокруг не было, и рядом громко шумел транспорт) я пел во всю глотку что-нибудь. Моим любимым деятелем в то время был А.Ф. Кони. Даже я имел наглость записаться в студенческий театр миниатюр.

Время шло, и постепенно я исправлял многие свои недостатки. Моя речь стала внятной, чёткой и громкой. Правда, стеснение оставалось намного дольше, но сейчас это уже в прошлом.

Зимой 1989 года я смотрел на кассете выступление Маргарет Тэтчер на конференции партии консерваторов. В начале её выступления у неё отказал микрофон, и пока его делали, она так общалась с многотысячным залом (на чистейшем английском языке), что я восхищался ею. Это надо было видеть.

Мой дебютный триумф имел место быть 27 июня 1989 года. Это был День молодёжи в парке районного посёлка, где мы работали в стройотряде. Я один, стоя на сцене перед толпой людей (порядка 500 человек), провёл книжный аукцион. Я вёл аукцион около трёх часов, и продал все книги (кроме двухтомника Маяковского и словаря иностранных слов), а их было примерно сто. (Никак не могу вспомнить слово, обозначающее человека, ведущего аукцион).

Я к нему не готовился, меня пригласили вести аукцион только вечером предыдущего дня. На меня снизошло настоящее вдохновение, и откатал я как опытнейший профессионал, хотя до этого никаких аукционов я не проводил. Мне пришлось говорить без умолка почти три часа, и чего я только не говорил. Я сыпал анекдотами, и историческими и литературными байками. При этом, не забывая поднимать цену, и уговаривать почтеннейшую публику приобрести ту или иную книгу, расхваливая и книгу и публику. Этим аукционом я горжусь, и сам себе поражаюсь. Радислав, это была истинная профессиональная работа.

Две недели назад я провёл семинар для учителей района на тему "Тест как средство контроля и диагностики в процессе изучения иностранного языка". Получилось очень даже неплохо, но тот аукцион мне уже не превзойти.

Андрей


«Я от души радуюсь вашим успехам, дорогие мои!», - следовало бы мне написать. Но не напишу, ибо это будет неправдой. Я совершенно равнодушен к вашим успехам и советую также относиться к ним и вам самим. Ибо если вы радуетесь своим успехам, вы полагаете, что недостойны их. Вам следует понять, что ваш успех также органичен и также положен вам, как две руки и две ноги. Он не свалился на вас, подобно лотерейному выигрышу. Вы рождены для успеха и сейчас просто получаете то, что вам положено. От души желаю вам новых обыкновенных успехов!


ЗАЧЕМ ОРАТОРУ КОСТЫЛИ

Иные выступления подобны дереву. Выступающий, будучи не в силах сокрыть от уважаемой аудитории вспомнившийся к месту факт, слегка отклоняется от темы. Спустя время он пытается вернуться на прежнюю колею, и попутно приводит в качестве примера любопытную историю. Вернувшись к теме выступления, он какое-то время балует слушателей следованием заявленному названию. Но недолго. Спустя несколько минут он вспоминает о необходимости сообщить вот это, вот это и еще вот это. Если изобразить это выступление в виде схемы, получается нечто, похожее именно на дерево. На тренинге изображение такого дерева мы вешаем на стену, чтобы оно стало напоминанием о том, «как не надо».

Подобное выступление обычно с большим трудом воспринимается аудиторией. Сохранять внимание вообще очень сложно. На это уходит значительное количество энергии. Если же выступающий начинает выпендриваться и демонстрировать свою эрудицию – это вообще становится непосильным трудом. Примите также во внимание тот факт, что интеллектуальный уровень аудитории всегда ниже интеллектуального уровня субъектов, ее составляющих. Таким образом, выступать по схеме «дерево» - лучший способ сделать так, чтобы содержание вашего выступления осталось тайной даже после вашего ухода со сцены.

Иные выступления подобны бельевой веревке. Выступающий произносит первую фразу, как гвоздь забивает. Точно, уверенно, понятно. Так же произносит и последнюю фразу. И между этими гвоздями натягивает туго-претуго нить своих слов. Он ведет от приветствия к финальному слову нас с вами, как машинист ведет паровоз по рельсам. Он не делает ни шагу в сторону, он не дает этого шага ступить и вам. Конечно, такое выступление легко воспринимается. Очень легко. Слишком легко. И в один прекрасный момент вы уже понимаете, что в состоянии предсказать не только ход дальнейших мыслей, но и следующее предложение. Сюрприза не получается. Примитив не срабатывает.

Какую же схему предлагает автор рассылки? Давайте вспомним, как взбирается на вершину альпинист. Он вбивает в горную породу костыль, простегивает шнур, подтягивается выше, снова забивает костыль. И так дальше. Зачем он это делает? Чтобы, сорвавшись, пролететь не два километра, а только два метра и продолжить штурм. Он закрепляется на достигнутом, чтобы не угробить себя и результат всего, что он сделал до сих пор. Если бы альпинист стал оратором, его выступление скорее походило бы на ступеньки лестницы, после каждого блока информации он закреплялся бы в сознании слушателей. Как это сделать нам, знакомым с покорением горных вершин только по рассказам и кино?

Закрепляйтесь в сознании аудитории после каждого этапа вашего выступления. Как? Задайте вопрос, все ли понятно. Сделайте паузу. Смените место положения на сцене. Перелистните лист на флип-чарте. Смените слайд. Подведите промежуточные итоги. Скажите: «таким образом…» и, конечно, кое-что после этого. Предложите задать вопросы по этому разделу. Таким образом, ваше продолжительное выступление будет состоять из нескольких непродолжительных. Это очень хорошо ложится на сознание аудитории, легко запоминается, позволяет следить за логикой. К тому же, если вы допустите какую-либо ошибку, вы потеряете только впечатление по этому блоку, впечатление же, сформированное предыдущими этапами сохранится, ибо оно уже было закреплено и закапсулировалось в сознании слушающих. Нарисуйте сейчас дерево, два гвоздя с натянутой между ними веревкой, лестницу. Что из этих предметов напоминают ваши выступления чаще всего? А выступления других людей? Слушайте, анализируйте, меняйтесь к лучшему.

Ваш РГ






Веб-дизайн: Светлана Казьмина
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное