Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | архив | отзывы | клиенты
 


ПОТЕРЯЛАСЬ ЖЕЛТАЯ СОБАЧКА

Недавно на тренинге участники задали мне вопрос, на первый взгляд, к его теме не относящийся. Уже отвечая на него, я понял, что относящийся и еще как. Речь шла о восстановлении памятника Дзержинскому в Москве. Как вы знаете за эту акцию активно выступал мэр столицы Юрий Лужков. Это заявление всколыхнуло общественность. Редкий телеведущий (от политического обозревателя до комика) не высказался (гневно) по этому поводу. Уже Лужкова обвиняли чуть ли не в пособничестве террористам, ибо Дзержинский, практически типа тоже был террорист. Бабушки на скамеечках забыли о слишком короткой юбке Таньки с четвертого этажа и слишком громкой музыке из окон Витьки с седьмого. У них тоже проходит дворовой референдум по поводу памятника. Тут и там по Москве вспыхивали автобусно-уличные перепалки. Народ полез в учебники истории, чтобы для себя выработать отношение к личности Феликса Эдмундыча и факту восстановления памятника ему на Лубянке.

Перенесемся в XVIII век. Жил в степенной Европе художник. Не то, чтобы гений, не то чтобы бездарь. Но спросом пользовался. Писал портреты VIP-персон. За деньги, конечно. В один прекрасный день он понял, что без труда мог бы выдавать по два-три портрета в месяц. А пишет только по одному. Налицо недополучение прибыли. В чем причина? Да в заказчиках, будь они неладны. Когда картина уже совсем готова, им вдруг не нравится, что их изобразили в римской тоге. Хотя на этапе формулирования техзадания этот вопрос обсуждался. То они не хотят уже быть изображенными сидя. То купидонов им не сверху хочется, а снизу. То у них, видите ли, рожа крива. И хорошо бы, если бы один раз работу переделывать, а то и два и три… А ведь за это время можно было бы две новых сверстать.

Призадумался наш художник и придумал еще одного персонажа для своих работ. Вообразите теперь, что настал час сдавать работу придирчивому заказчику. А надо сказать, что свойство VIP-персон таково, что принять работу просто так, без придирок, им западло. Сказать: «Супер, это то, что я хотел» для них – лоховство. Еще за секунду до того, как художник сорвет шторку с мольберта, наш заказчик потирает руки и подумывает, что бы там еще в работе мастера подправить. Но когда перед его взором предстает холст с его портретом, он видит в правом нижнем углу маленькую желтую собачку. Ярко-ярко желтую. Явно оттягивающую внимание с самого объекта, выполненного в пастельных тонах. Вызывающую, потешную собачонку, топчущую своими тщедушными лапками пафос портрета и псевдогероизм изображенного. Сегодня она делает это в мастерской малоизвестного художника, завтра – в гостиной заказчика, а через столетия (как знать?) она будет продолжать это низкое дело на стенах Лувра и Эрмитажа!

- Что это? – спрашивает клиент.
- Собачка, - отвечает художник.
- Вижу, что не мэр Москвы Юрий Лужков, а к чему она здесь?
- Просто так, для красоты, - с лицом невинно убиенного Святого Себастьяна отвечает автор.
- Убрать!
- Минуточку, как убрать?! Я художник, я так вижу.
- Я – заказчик, я плачУ. Или не плачу, если мне не нравится. Уберите собачку.
- Видите ли, я должен Вам признаться кое в чем. Собачка – мой талисман. Я пририсовываю ее всюду. Она обеспечит моим картинам славу после моей смерти. К тому же, коллекционеры и искусствоведы Третьяковки будут безошибочно узнавать мои работы издалека, просто по наличию в правом нижнем углу маленькой желтой собачки. (Художник продолжает нести эту и подобную галиматью до тех пор, пока терпение заказчика не иссякает).
- Это как Вам угодно, сударь Вы мой, но с собачкой я портрета не возьму и платить не стану.
- Не возьмете-с?!!
- Никак не могу-с.
- О горе мне, горе! А без собачки, стало быть, возьмете…
- Непременно.
- Эх, будь по-Вашему (тут изображаются внутренние муки от пережитого поругания чести и достоинства), пожалуйте с оговоренным гонораром завтра в это же время…

Так лукавый художник пустил собачку жить в века и пользуют ее политики и бизнесмены, торговые агенты и школьные учителя, маленькие дети и публичные ораторы. Иногда и не зная об этом.

А как же наш памятник Дзержинскому? Совсем о нем забыли? – Нет, не забыли. Ибо все это время говорили о нем. Вся эта история с памятником – не более, чем желтая собачка, призванная отвлечь нас от неких непопулярных мер правительства Москвы, которые, как я предположил на тренинге, будут приняты в момент наивысшего накала страстей. Тогда мне было трудно сказать, что это будет. Я предположил (с наивысшей вероятностью) повышение цен на проезд в общественном транспорте или тепло, выдачу карт-бланша Церетели на строительство еще одного памятника себе самому и народному долготерпению, введение нового налога, смещение популярного в народе чиновника и замещение его любимым зятем высшего руководителя. На самом деле произошло повышение стоимости коммунальных услуг. Но когда это произошло – мы не заметим, ибо все наше внимание (коего количество конечно) было занято вопросом установления памятника предводителю органов. Как можно было предположить, сразу после повышения цен, тема была забыта.

И только угрюмый Дзержинский еще больше нахмурился, ибо не думал не гадал он, никак не ожидал он, что быть ему спустя десятилетия после смерти не Железным Феликсом, а маленькой желтой собачкой… Вот уж поистине, - кармическое воздаяние…

ИНТЕРВЬЮ ПО СЕКРЕТУ

Автор рассылки дал интервью журналу «Секрет фирмы», о чем мы уже сообщали. Но подавляющее большинство подписчиков не смогли проконтактировать с этим изданием. Восстанавливая историческую справедливость, публикуем текст интервью. Жаль только, что не можем перенести со страниц журнала и фото, где автор изображен с лицом героя гражданской войны.

Большинству менеджеров время от времени приходится выступать на конференциях, круглых столах и т. п. Не все любят это делать, да и не у всех получается. О том, как произвести хорошее впечатление на аудиторию, рассказывает консультант по публичным выступлениям РАДИСЛАВ ГАНДАПАС. Текст: Ирина Пигарева

СЕКРЕТ ФИРМЫ: Все ли могут стать хорошими ораторами?

РАДИСЛАВ ГАНДАПАС: Да. Главное, чтобы человек научился получать кайф от выступления перед публикой. Но такое умение достигается практикой, никакая книга не научит выступать публично. Это похоже на обучение ребенка плаванию - объяснять, как двигать руками-ногами бесполезно, нужно его поддержать в воде, а потом он поплывет сам.

СФ: А почему "выход на сцену" у многих вызывает не удовольствие, а наоборот, волнение и страх?

РГ: В каком-то американском исследовании людей спрашивали, что они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение. А на втором с очень небольшим отставанием -- страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: "Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну."

СФ: Как же побороть волнение?

РГ: По большому счету волнение -- это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, "лишний" адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений -- помахать руками, приседать, сделать двадцать глубоких вдохов и выдохов. Но только не перед самим выходом, чтобы не сбить дыхание. Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами, да еще и намокшую -- и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, степень волнения заметно снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.

"Готовиться письменно бесполезно"

СФ: Каков, по вашему, главный секрет публичного выступления?

РГ: Перед тем, как начать подготовку, нужно четко поставить цель - чего вы хотите добиться. То есть что должны сделать слушатели после вашего выступления -- пойти записываться в вашу партию, покупать ваши товары и т. п.

СФ: Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?

РГ: Готовиться письменно бесполезно, потому что письменная речь и публичное выступление -- принципиально разные способы коммуникации. Даже если вы выучили текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура.

CФ: А если сначала набросать короткий план?

РГ: Это лучше сделать потом. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?

СФ: Чем можно произвести впечатление на людей?

РГ: Самое главное - это то, что люди видят (порядка 60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (около 30%). И только 10% - что именно мы говорим. То есть общий смысл сказанного оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить, скажите по-разному одну и ту же фразу (даже "Я тебя люблю), и вы увидите, что ее воздействие разное.

СФ: И как же понравиться аудитории?

РГ: Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно. Поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю "свой-чужой". Я служил в ракетных войсках ПВО, и там есть прибор, который посылает сигнал самолету. Если самолет отвечает "я свой", его не трогают, а если чужой -- сбивают. Подобный прибор есть у каждого из нас в голове. "Свой" - этот тот, в котором много меня, это человек, который на меня похож.

СФ: То есть вы предлагаете одеваться так же, как слушатели?

РГ: До известных пределов. Если премьер-министр придет на встречу со студентами в драных джинсах, никто ему не поверит, будет ясно, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично. Как Ельцин, который приходил на КВН в свитере.

СФ: Какое значение имеют темп речи, голос, разные "словечки"?

РГ: Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, то высока вероятность, что вас воспримут как "своего". Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас примут благосклонно.

"Доведите аудиторию до негативного состояния"

СФ: Как выстраивать свое выступление?

РГ: Любое произведение - музыкальное, художественное, поэтическое - строится по законам композиции. Это вступление, основная часть, которая заканчивается кульминацией, и заключение. Никто это не придумывал, это заложено природой. Мы все делаем по этой композиции - болеем, например. Почему же публичное вступление должно развиваться как-то иначе?

СФ: Значит, главную мысль не надо выкладывать с самого начала?

РГ: Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное - создать определенный эмоциональный фон. Некоторым ораторам свойственно сдавать соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу. Поэтому лучше всего сначала сделать комплимент. Скажем, "для меня большая честь выступать перед вами, перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области" и т. д. Надо еще учитывать, что комплимент, сделанный непрофессионально, может привести к обратному эффекту, поэтому делать комплименты приходится учиться.

СФ: Как еще можно начать выступление?

РГ: Есть еще одна прекрасная возможность -- рассказать о том, что вы чувствуете в настоящий момент. "Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене". И у людей начинают появляться какие-то ответные чувства. Сравните: "Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли..." Есть прием, который я называю "когда я ехал к вам на встречу". Например: "Когда я ехал сегодня к вам на встречу, я увидел на остановке плачущую девочку. И подумал, что прав был Достоевский -- ни одна революция не стоит слезы ребенка..." Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Здесь может быть анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась, и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.

СФ: О чем нужно говорить в основной части?

РГ: Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%, а кульминация -- дело нескольких секунд). Принято считать, что публику нужно ограждать от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного! Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом, о проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику "накачали". Здесь срабатывает эффект маятника -- довели сначала аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход. И овации обеспечены.

СФ: Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?

РГ: Один мой ученик поздравлял сотрудниц компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался в том духе, что "благодаря вам наша компания..." -- и далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик -- должность у него не Бог весть какая. Сначала на него никто не обратил внимания. Тогда он встал с бокалом, выдержал паузу и сказал: "Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить..." Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом -- запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: "Конечно, конечно достойны! Конечно, за них, а за кого же, как не за милых дам!" И у всех отлегло -- овации, вопли... А ведь человек сказал банальнейший тост, просто сначала оттянул маятник в минус. И сразу стал заметной фигурой, даже шеф заметил его наличие в штатном расписании.

СФ: Что делать, если посреди выступления человек запнулся или забыл, о чем нужно говорить?

РГ: Говорите, что помните. Люди не поймут, они ведь не сидят и не сверяют ваш текст, они будут думать, что так и надо. А вот если вы замолчите, тогда обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант -- вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое передать другими словами. Публика этого "не просечет" или подумает, что повторение - мать учения. Еще один способ поймать потерянную нить выступления называется "порожняк". Вы возвращаетесь к последней фразе или к последнему слову и начинаете развивать эту тему. С помощью этого приема можно выбраться из любой безвыходной ситуации.

СФ: А как быть с кульминацией?

РГ: Публика может обойтись без кульминации - получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть - это то предложение, которое вы делаете аудитории. "Голосуйте за нашу партию", "покупайте наши товары", "приходите в наш супермаркет" и т. п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, оно может быть сформулировано не так прямолинейно, а облечено в более мягкую форму.

СФ: На какой ноте стоит завершать выступление?

РГ: Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Например, для последующих встреч с этой аудиторией - вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом "свой-чужой": "Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению". Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория - он так фантазирует, но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: "Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга."

Некоторые тонкости публичного выступления

СФ: Есть ли специальные способы, как привлекать к себе внимание аудитории?

РГ: Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Причем в его глазах нет немого укора -- лицо блаженного. Постепенно устанавливается полнейшая тишина. Нужно выждать еще несколько секунд, и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том самом слове, где вы это почувствовали и сделайте паузу, пока не установится тишина. И продолжаете с того места, где остановились.

СФ: Нужны крепкие нервы, чтобы тянуть такие паузы.

РГ: Когда я начал использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу нужно держать долго, но во второй и третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания. Кстати, этот прием позволяет удерживать внимание достаточно долго, и он работает не только с детьми, но и на взрослой аудитории.

СФ: Что делать оратору, если у него слабый голос?

РГ: Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается с помощью упражнений, выполняемых в течение 10-15 минут в день. За три месяца можно достигнуть очень серьезных результатов.

СФ: Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?

РГ: Думаю, это миф. Когда я открываю очередную книгу по публичному выступлению и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: "Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие". Как от этого можно стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью...

СФ: Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов - "типа", "как бы" и др. Как от них избавиться?

РГ: От них можно избавиться за три дня. Если Вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой договоритесь -- как только вы поймаете себя на его использовании, тут же должны мяукнуть или сказать неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь -- сидите в ресторане, разговариваете по мобильному телефону или едете общественном транспорте. Пару раз мяукнете в общественном транспорте - - и быстро отучитесь.

СФ: А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Некоторые рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.

РГ: Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю над книгой ритуальное сожжение. Да, отчасти это снижает волнение человека, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальной аудитории? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.

СФ: Так как же сохранить контакт со всем залом?

РГ: Некоторые проводят глазами по залу полукруг, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. Сектор обзора обычного человека -- 35-40 градусов, у опытных ораторов - 40-45. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то например, заметил, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов. Не имея зрительного контакта с оратором, они начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т. д. Но это очень просто исправить. Вспомните, как работает радар - у него сектор обзора 45 градусов, но на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор - он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним он обращается.

СФ: Кстати, о жестикуляции: она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать?

РГ: Жестикуляция важна, ведь движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в диапазоне, сравнимом с величиной головы. Но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, и это практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума -- все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны. Ставить шаблонные жесты, мне кажется, преступно, они превратят человека в буратино.

Всем читателям желаю научиться получать удовольствие от выступлений перед публикой, ибо все, что человек делает с удовольствием, он делает правильно.

Ваш РГ






Веб-дизайн: Светлана Казьмина
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное