Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатная литература по экономике Маркетинг Выпуск 82


Сайт "Дистанционный консалтинг" продолжает рассылку материалов учебного пособия "Маркетинг"

ГЛАВА 29. Некоторые правовые аспекты деятельности предприятия

29. 6. Товарные знаки

Товарный знак – это обозначение, позволяющее отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Для нас в повседневной жизни товар, на котором стоит знак какой-нибудь известной фирмы, является образцом определенного качества или стандарта. Кроме того, с помощью известного товарного знака можно вывести на рынок новые виды товаров.

Например, вам понравились тени для век марки "АБВ". Вероятно, вы купите и новый крем для снятия макияжа марки "АБВ", когда он появится в продаже, поскольку вам нравятся товары с этой маркой.

В соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании".

Следует иметь в виду, что не всякий товарный знак может быть официально зарегистрирован. Так, не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

  • не обладающих смыслоразличительной способностью;
  • представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;
  • вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;
  • являющихся общепринятыми символами и терминами;
  • указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

Кроме того, не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

  • являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
  • противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак.

Никто не может использовать охраняемый в России товарный знак без разрешения его владельца.

Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом в Государственное патентное ведомство России.

Заявка должна содержать:

  • заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
  • заявляемое обозначение и его описание;
  • перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Заявка на товарный знак проходит установленную законом экспертизу. Экспертиза заявки осуществляется Патентным ведомством и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Предварительная экспертиза заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в Патентное ведомство. После этого проводится экспертиза заявленного обозначения, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Выдача свидетельства на товарный знак производится в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца еще на десять лет.

Под "товарным знаком" понимается также знак обслуживания, т.е. обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Если вы занимаетесь оказанием каких-нибудь особых или уникальных видов услуг, это может иметь самое непосредственное отношение к вашему виду бизнеса.

Если у вас есть определенное обозначение, которое вы бы хотели зарегистрировать в качестве своего товарного знака, укажите его, учитывая те ограничения, о которых шла речь в данном разделе. В случае необходимости постарайтесь придумать другие варианты товарного знака.

29. 7. Нарушение ваших прав, охраняемых законом

Нарушение ваших прав, предусмотренных действующим в России законодательством, влечет за собой гражданскую, уголовную и административную ответственность. В данном случае речь идет о введении в заблуждение потребителей в связи с использованием вашей деловой репутации другими людьми.

Нарушение закона состоит в том, что обманутые потребители покупают некачественные поддельные товары, которые продаются под видом популярных фирменных товаров, по сути, не имея с ними ничего общего, кроме названия или внешнего вида.

Если нечто подобное случается с предлагаемыми вами товарами или услугами, вы можете подать на нарушителей закона в суд, требуя соответствующей компенсации за причиненный вам материальный и моральный ущерб.

Вам может потребоваться юридическая защита, например, в случае:

  • использования вашего имени без соответствующего разрешения;
  • использования вашего товарного знака;
  • использования дизайна ваших товаров (т.е. определенного сочетания и расположения цветов и соответствующего оформления упаковки);
  • введения потребителей в заблуждение относительно места происхождения и состава товаров;
  • ложного утверждения о том, что товары продаются с вашего согласия;
  • использования без вашего разрешения отдельных элементов проводимой вами рекламной кампании или мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.

Следующий выпуск рассылки с материалами пособия "Маркетинг" выйдет 10 апреля.


В рассылке использованы материалы, разработанные специалистами Московского агентства по развитию предпринимательства.

В нашем агентстве вы можете получить консультации по вопросам регистрации предприятий, ведения бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, права.

Специалисты Московского агентства по развитию предпринимательства готовы оказать вам эффективную помощь, которая будет способствовать устойчивому развитию вашего бизнеса.


В избранное