Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатная литература по экономике Маркетинг Выпуск 81


Семинар для предпринимателей по правовым вопросам

Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП) совместно с Московской юридической палатой и Коллегией адвокатов в рамках «Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы на 2004-2006 годы» проводит серию семинаров по правовой поддержке предпринимателей.
16 марта (четверг) в Центральном доме предпринимателя состоится семинар на тему: "Защита интересов потерпевших при силовом захвате предприятия".
Начало семинара в 16.00. Вход бесплатный.
Адрес ЦДП: Москва, ул. Покровка, 47/24 (проезд до ст. м. "Курская" или "Красные ворота").
Подробную информацию можно получить по телефону: (495) 234-53-82.


Сайт "Дистанционный консалтинг" продолжает рассылку материалов учебного пособия "Маркетинг"

ГЛАВА 29. Некоторые правовые аспекты деятельности предприятия

29. 4. Дизайн

В странах с развитой рыночной экономикой законодательством предусмотрена отдельная защита определенного дизайна товаров. Дизайн первоначально регистрируется сроком на пять лет. Затем его можно перерегистрировать еще два раза на тот же срок при условии соблюдения определенных юридических требований.

Определенный дизайн регистрируется только в том случае, если он является новым и оригинальным. Как правило, это касается конкретной формы, рисунка или орнамента некоторых видов товаров.

Защита дизайна отличается от защиты авторского права, которое не требует специальной регистрации. Обычно защита дизайна связана с некоторыми видами промышленных товаров.

Нарушение права на дизайн возникает в том случае, когда кто-нибудь применяет его к своим товарам. Это бывает и при импорте одинаковых товаров. Кроме того, право на дизайн распространяется на промышленные отливки, штамповки, модели для литья и т.д., а не только на готовые изделия.

В России нет специального законодательного акта, предусматривающего защиту права на определенный дизайн. В России в 1992 г. был принят Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", в котором перечисляются различные виды товарных знаков, среди которых, в частности, могут быть изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. То есть право на определенный дизайн товара регулируется только действием этого закона.

Если вы считаете необходимым зарегистрировать дизайн своих товаров или специальных инструментов, связанных с их производством, запишите свои соображения по этому поводу.

29. 5. Патенты

В соответствии с Патентным законом Российской Федерации, правом на подачу заявки и получение патента обладают автор изобретения, работодатель или их правопреемник.

Автор изобретения – физическое лицо, творческим трудом которого оно создано, - имеет право на подачу заявки и получение патента в следующих случаях:

  • если изобретение не является служебным;
  • если изобретение является служебным, но договором между автором и работодателем предусмотрено право автора на получение патента;
  • если изобретение является служебным, но работодатель в течение четырех месяцев с даты уведомления его автором о созданном служебном изобретении не подаст заявку, не переуступит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит автору о сохранении изобретения в тайне.

Объектами изобретения могут являться:

  • устройство;
  • способ;
  • вещество;
  • штамм микроорганизма;
  • культуры клеток растений и животных.

Не признаются патентоспособными следующие изобретения:

  • научные теории и математические методы;
  • методы организации и управления хозяйством;
  • условные обозначения, расписания, правила;
  • методы выполнения умственных операций;
  • алгоритмы и программы для вычислительных машин;
  • проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • топологии интегральных микросхем;
  • сорта растений и породы животных;
  • решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Заявка на выдачу патента на изобретение подается в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Заявка должна содержать:

  • заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент;
  • описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;
  • формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;
  • чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
  • реферат.

В соответствии с Патентным законом Российской Федерации, для признания изобретения патентоспособным проводится проверка его промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня.

По результатам проверки патентоспособности выносится решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче.

Получив патент, вы должны решить, что вы будете делать с ним дальше.

Можно попытаться самостоятельно внедрить ваше изобретение в производство, наладить серийный выпуск и массовый сбыт вашей продукции. Для этого вам потребуются определенные ресурсы. Кроме того, вам придется столкнуться с множеством проблем в сфере производства и сбыта, над которыми ломают голову другие предприниматели.

Однако, скорее всего вам не хватит необходимых ресурсов, и оптимальным решением в этом случае может стать продажа лицензии на ваше изобретение другому предпринимателю. В результате в качестве владельца патента вы сможете получать фиксированные отчисления с каждой проданной единицы товара. Самое главное - держать под постоянным контролем показатель объема продаж во избежание его искусственного занижения. Этот момент особенно важен, если товары производятся за границей.

Продажа лицензии является очень удобным способом получения прибыли от запатентованного изобретения. Однако на самом деле все получается не так просто, как на словах. Довольно сложно найти такого предпринимателя, который согласился бы взяться за практическую реализацию Вашей идеи. Поэтому недостаточно получить патент на свое изобретение. Нужно еще суметь найти партнеров для налаживания промышленного производства и сбыта продукции.

Прежде чем подписывать с кем-нибудь какое-либо соглашение, проконсультируйтесь с юристом, специализирующимся в области патентного права. Это позволит вам затем избежать лишних неприятностей.

Следующий выпуск рассылки с материалами пособия "Маркетинг" выйдет 27 марта.


В рассылке использованы материалы, разработанные специалистами Московского агентства по развитию предпринимательства.

В нашем агентстве вы можете получить консультации по вопросам регистрации предприятий, ведения бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, права.

Специалисты Московского агентства по развитию предпринимательства готовы оказать вам эффективную помощь, которая будет способствовать устойчивому развитию вашего бизнеса.


В избранное