4. 2. Планирование деятельности компании с помощью самооценки
4. 2. 2. Оценка внешних условий деятельности организации (продолжение)
Какие методики проведения анализа микросреды наиболее доступны небольшому предприятию?
Одной из наиболее простых и доступных методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов
Strengths - сильные стороны
Weaknesses - слабые стороны
Opportunities - возможности
Threats - угрозы
В рамках проведения SWOT-анализа исследуются основные факторы «микросреды» (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также "внутренняя среда" (сильные и слабые стороны компании или конкретного маркетингового проекта).
Как проводится SWOT-анализ?
SWOT-анализ обычно начинают с изучения возможностей и угроз компании со стороны микросреды (ближайшего окружения компании). Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха.
Наиболее эффективно функционирует та компания, которая способна создать максимальную ценность продукции для потребителя. В ходе анализа составляется так называемая "матрица возможностей". Основное внимание обращается на те возможности, которые обеспечивают высокую вероятность успеха.
Угрозы со стороны окружающей среды - негативное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которые могут привести к сокращению объемов продаж и снижению доходов компании. Угрозы классифицируют в соответствии с их серьезностью и вероятностью возникновения. В ходе анализа составляется "матрица угроз". Чтобы избежать угроз, компания должна подготовить план действий, в котором будет предусмотрена ее ответная реакция.
Анализ сильных и слабых сторон. Осознание привлекательных возможностей внешней среды - одно, понимание сильных и слабых сторон компании - другое. Отсюда следует необходимость периодической оценки внутренних сильных и слабых сторон вашего бизнеса. В ходе анализа сильных и слабых сторон обычно рассматривают внутреннюю структуру, ресурсы и организационную деятельность компании, давая оценку каждому фактору (основная сильная сторона, менее сильная сторона, незначительная слабая сторона, основная слабая сторона). Более подробно факторы самооценки внутренней среды компании будут рассмотрены в следующих разделах данной главы.
Как выглядит SWOT-матрица?
Рассмотрим пример составления матриц "Возможности - Угрозы" для компании, производящей профессиональные осветительные системы для телестудий.
Конкуренту удается создать более перспективную осветительную систему
Общеэкономический спад
Повышение издержек
Правительственный акт о сокращении выдачи лицензий на телевещание
В матрице возможностей в левом верхнем квадранте (1) представлены наиболее перспективные рыночные возможности компании. Возможности, представленные в нижнем правом квадранте (4), незначительны и даже не рассматриваются. Возможности, представленные в верхнем правом (2) и нижнем левом (3) квадрантах, должны быть тщательно проанализированы на случай, если через какое-то время их привлекательность и вероятность успеха увеличатся.
Можно ли привести обобщенный перечень показателей внешней среды, на которые нужно обратить особое внимание при проведении самооценки факторов внешней среды деятельности компании?
Как вы уже поняли, этих показателей достаточно много. Вот наиболее существенные из них, которые обязательно учитываются при проведении оценки микро- и макросреды деятельности компании:
Факторы внешней среды
Показатели внешней среды
1.
Поставщики
1.
Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам)
и материалов
2. Интегральный
показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки,
запасных частей и т.д.
3. Интегральный
показатель качества информации, поступающей в организацию
4. Интегральный
показатель качества нормативно-методической и технико-экономической
документации, поступающей в организацию
5. Интегральный
показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию
6. Прогноз изменения
условий поставок
2.
Потребители
1.
Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров
организации
2. Прогноз изменения
параметров рынка по объему и ассортименту товаров
3. Прогноз изменения
доходов потребителей
4. Прогноз изменения
состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны
и в мире
3.
Конкуренты
1.
Анализ качества, цен, конкурентоспособности товаров конкурентов, силы
конкуренции на рынках
2. Анализ
организационно-технического уровня производства основных конкурентов
3. Прогнозирование
конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов
4. Прогнозирование
рыночной стратегии основных конкурентов
4.
Контактные аудитории
1.
Анализ отношения к организации и ее товару финансовых кругов
региона (страны), средств массовой информации, государственных
и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных
организаций и др.
2. Разработка мероприятий
по улучшению отношений с контактной аудиторией
5.
Маркетинговые посредники
1.
Анализ имиджа структуры и стратегии торговых посредников
и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения
товаров
2. Налаживание контактов
с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства,
консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)
3. Установление связей
с кредитно-финансовыми учреждениями
6.
Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической
деятельности
1.
Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической
деятельности
2. Анализ влияния ставок
налогов, таможенных пошлин, квот лицензий и других показателей
на эффективность работы организации
3. Подготовка
и лоббирование предложений по совершенствованию законодательства
по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности
Следующий выпуск рассылки с материалами пособия "Управление качеством" выйдет 27 октября.
Напоминаем, что публикуемые в рассылке и многие другие учебные
материалы располагаются на сайте "Дистанционный
консалтинг". В разделе "Вопросы и ответы" сайта вы также можете задать интересующий вас вопрос специалистам Московского агентства по развитию предпринимательства, а на Конференции обсудить
актуальные для вас темы и поделиться своими замечаниями и пожеланиями по
данной рассылке.