Для того, чтобы помочь вам выработать единый подход к маркетингу как составной части вашего бизнеса, в этой главе собраны воедино различные элементы маркетинга, о которых шла речь в предыдущих главах.
Чем бы вы ни занимались (производством, торговлей или обслуживанием), вам обязательно потребуется сводный план маркетинга. Работая в любой сфере бизнеса, вы обязательно должны помнить, что на рынке происходят постоянные изменения. Поэтому, чтобы быстро реагировать на соответствующее изменение ситуации, Ваш план маркетинга должен быть максимально гибким.
Сначала попробуем ответить на вопрос: что такое маркетинг?
Маркетинг — это все, что вы делаете ради удовлетворения определенных потребностей клиента с выгодой для себя.
Без хорошего плана маркетинга ваши шансы на успех в бизнесе рискуют уменьшиться.
Разрабатывая свою стратегию маркетинга, вы, по сути дела, составляете план получения прибыли.
10. 2. Ваш товар и ваш рынок
Составление плана должно начинаться с четкого представления о том, каким видом бизнеса вы занимаетесь или собираетесь заняться. Принимая соответствующее решение, вы, вероятно, будете исходить из того, что Вы уже умеете и знаете, что подсказывает вам опыт. Предположим, вы уже определили, чем и где будете заниматься.
Вы должны знать, что представляет собой ваш рынок в широком смысле этого слова.
Если вы берете в аренду мини-пекарню, значит, вы будете работать на рынке продуктов питания. Если вы собираетесь открыть свое кафе, значит, вы будете заняты в сфере общественного питания. Готовьтесь к дальнейшему развитию своего бизнеса.
Составьте план хотя бы на один год. Можно распланировать свою деятельность и на 5 лет вперед. Например, когда открывается крупное предприятие, у его руководства должен быть план действий на ближайшие 15 лет. Так что старайтесь мыслить широко, даже если вы начинаете с малого. Избегайте узости мышления.
Вы должны определить круг лиц, которые являются вашими потенциальными клиентами (по-научному эта группа называется «сегмент рынка»). Этот вопрос подробно рассматривается в главе под названием «Определение круга своих потенциальных покупателей». В данном же случае ограничимся лишь кратким напоминанием.
Вашими клиентами могут быть, например, частные лица, проживающие в городе, сельской местности, пригороде и т.д., либо расположенные в этих местах различные фирмы. Ваши клиенты могут относиться к различным группам: профессиональным, имущественным, возрастным, семейным, социальным и т.д. Фирмы также могут быть крупными и мелкими, новыми и давно работающими...
И, наконец, ваши клиенты могут руководствоваться совершенно различными соображениями при покупке того или иного вида товара. Например, они могут купить что-нибудь, полагая, что «товар стоит этих денег».
Иногда человек покупает дорогостоящую вещь, сознательно переплачивая за ее престижность (например, автомобиль марки «Мерседес», телевизор фирмы «Сони» и т.д.).
Некоторые люди покупают вещи, к которым давно привыкли (например, черный хлеб, который, как правило, не выпекают новые пекарни). Существует множество мотивов покупки того или иного вида товара, и мотивы эти весьма изменчивы.
И уж если вы решили начать свое дело, точно определите круг лиц, которым вы адресуете свои товары или услуги. Без этого вы не сможете составить свой план.
Даже в том случае, если ваш бизнес развивается вполне успешно, необходимо вновь и вновь обращаться к тому сегменту рынка, который вы обслуживаете.
Постарайтесь описать в свои основные товары или услуги, а также круг своих потенциальных покупателей.
10. 3. План маркетингового исследования
Ответы на многие интересующие вас вопросы можно получить в результате маркетингового исследования, являющегося неотъемлемой составляющей всего комплекса маркетинговых мероприятий.
В том случае, если ваша деятельность не связана с производством товаров, ваши затраты на проведение маркетингового исследования, вероятно, будут для вас не очень обременительны. Этот вопрос подробно рассматривается в главе под названием «Маркетинговое исследование». В данном же случае ограничимся лишь несколькими абзацами.
На предыдущих страницах речь шла о необходимости составить ясное и полное представление о своем рынке. Для этого как раз и требуется маркетинговое исследование, т.е. изучение рынка. Это особенно важно для оценки возможного объема сбыта и, как результат, размера выручки от реализации.
В большинстве случаев вы сами можете провести маркетинговое исследование с минимальными денежными затратами.
Здесь потребуются затраты другого рода. Речь идет о количестве свободного времени, которое вам придется потратить на изучение рынка. Но «игра стоит свеч», поскольку знание рынка необходимо для успешного и прибыльного ведения вашего бизнеса.
Это непрерывный процесс. Здесь нельзя наладить все раз и навсегда. Вам предстоит держать руку на «пульсе» рынка постоянно. Только в этом случае вы будете шагать в ногу со временем, предлагая современные, а не давно устаревшие товары.
Задумывались ли вы о том, какого рода информация, связанная с рынком, вам требуется для того, чтобы начать свое дело? А какая информация потребуется по мере практической реализации вашего плана? Запишите свои соображения.
Следующий выпуск рассылки с материалами пособия «Маркетинг» выйдет 15 сентября.
Напоминаем, что публикуемые в рассылке и многие другие учебные
материалы располагаются на сайте "Дистанционный
консалтинг". В разделе "Вопросы и ответы"
сайта вы также можете задать интересующий вас
вопрос специалистам Московского агентства по развитию предпринимательства, а
на Конференции обсудить
актуальные для вас темы и поделиться своими замечаниями и пожеланиями по
данной рассылке.