Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лоскутное шитье, и что наиболее важно в нём


Лоскутное шитье претерпело многие изменения за века своего существования. Определить когда оно появилось достаточно сложно, и, даже невозможно, но вот сказать, когда оно обрело себя как вид декоративно-прикладного искусства вполне возможно. Пусть каждый определит эти сроки для себя сам, потому как это дело не так важно для нас. Куда важнее является определить для себя что же является наиболее важным в лоскутном шитье, для того, чтобы его можно было бы отнести к разряду искусства, вырвав из лап ремесла? Вот тут, каждый думает, кто на что горазд. Чаще всего не высказываются, ибо положение дел таково, что большинство лоскутниц занимаются тем, что к искусству никакого отношения не имеет. То есть вместо искусства, идёт обычное ремесленное копирование готовых рецептов,- схем, которых растиражировано в превеликом множестве. Можно ли будет данные многотиражно скопированные работы относить к разряду искусства? Наши мастера из "ассоциаций" и устроители всевозможных современных выставок лоскутного шитья нисколько не сомневаясь причисляют эти копии к искусству.

  • Как распознать искусство и отделить его от ремесла?

Однако, один из главных критериев творческого в искусстве всегда была по меньшей мере уникальность произведения. Не говоря уже о том, что каждый Творец в искусстве оставил свой след в истории благодаря тому, что внёс новизну в корзину общечеловеческой сокровищницы искусства. Что вносит тиражированное произведение в искусство? Ровным счётом ничего, если не считать самоудовлетворения "мастеров" тем, что они хоть что-то сделали своими собственными руками. Пусть скопировали чужой труд, но зато самостоятельно. Малоутешительным является такой довод. Особенно, если учесть, что научиться творческому созданию уникальных произведений, которые вполне будут конкурировать с любыми признанными произведениями искусства, не так уж и сложно. Но, вопрос в том, что учиться нашим девочкам негде. Все новообразованные "школы лоскутного шитья", в том числе и ассоциации, творчеству не обучают, и даже лоскутному шитью не обучают. Всё так называемые курсы сосредоточены только на одной проблеме, на проблеме того КАК ШИТЬ. И никакого творчества.

  • Что нужно для того, чтобы лоскутное шитье перестало быть ремеслом?

Прежде всего надо перестать тиражировать. И, чтобы этого не происходило, надо научиться не только копировать чужое, но и создавать своё собственное лоскутное произведение. Мы показывали уже, как на основе работы с самой простой формой, а именно, с квадратом, можно создать огромное количество совершенно уникальных форм. И всё это без применения к квадрату каких-либо дополнительных художественных приёмов. Если же научиться применять хотя бы несколько художественных приёмов в своей лоскутной работе, тогда количество уникальных произведений возрастает с прогрессией, стремящейся к бесконечности. То есть запас возможностей невероятно велик, если... если существуют ЗНАНИЯ. Но, Знания никто из современных "гуру" лоскутного шитья не желает давать. Чаще всего, потому что сами им не обладают, сами тиражируют, а второе, потому что так удобнее и в денежном отношении выгоднее. Учить тиражировать один и тот же сюжет, и зарабатывать на этом деньги, за счёт новичков, можно до бесконечности. Что мы и видим.

  • Как выйти из порочного круга тиражирования в лоскутном шитье?

Чтобы выйти из порочного круга тиражирования произведений лоскутного шитья, надо перестать копировать, и пройти полноценное обучение хотя бы основам "Композиции в лоскутном шитье". Профессиональное обучение, которое научит, прежде всего не ремесленному, то есть не шитью лоскутков, а созданию из лоскутков произведения искусства. Как мы уже говорили, обучиться премудростям профессиональной работы несложно.

  • Необходимо знать и уметь применять в первую очередь законы художественных средств ВЫРАЖЕНИЯ. Традиционно, на данный все курсы и книги обучают только техническим средствам ИСПОЛНЕНИЯ лоскутной работы.
  • На втором этапе обучения надо обучиться техническим средствам ВЫРАЖЕНИЯ. 
  • Связав всё это вместе, можно будет переходить к техническим средствам ИСПОЛНЕНИЯ. У настоящего Творца, средства исполнения произведения, которые в лоскутном шитье, является кройка и шитьё,  вытекают из предыдущего и строятся на чётком знании предыдущего.
  • Чаще всего, обучаться этим премудростям уже и не требуется, так как познание предыдущих двух элементов дают возможность СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ ШИТЬЯ.

Отсюда можно делать выводы о том, что обучение в лоскутном шитье, основанном на тиражировании для обучающихся является убыточным по всем параметрам. Прежде всего оно ничему в реальности, кроме методов шитья не обучает. Второе, в психологическом плане, умный человек рано или поздно понимает, что он так и не научился ничего СОЗИДАТЬ, а умеет только СОЗДАВАТЬ. Разница большая. Создавать можно только утилитарное, а СОЗИДАНИЕ позволяет выйти на уровень ТВОРЧЕСКОГО. Для тех, кто не в состоянии понять разницу, конечно же лучше остановиться на тиражировании, то есть копировании уже существующих, готовых схем. Тем же, кто способен выйти за пределы ремесленного стоило бы подумать о том, чтобы стать Творцами, обучившись мастерству КОМПОЗИЦИИ В ЛОСКУТНОМ ШИТЬЕ, а не шитью.

Мы не охватили в данной статье всех нюансов важных аспектов в деле осмысления разницы между ремесленным и творческим подходом, но, тем не менее, главное сказали. Хочу сказать, что творческое намного более лёгко достаётся чем ремесленное. Копировать всегда сложнее, сопряжено со многими трудностями, психологически, если ставить перед собой задачи выходящие за пределы "лишь бы сделать", очень даже неприятное занятие. те, кто стал создавать самостоятельные работы, уже не мыслят себе иной способ работы. И, необходимость гоняться по интернету в поиске новых схем для них исчезла. Легче и проще создать свою собственную схему, чем искать чужую.


В избранное