Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лоскутное шитье,- ремесло или искусство


Как-то мало кто ставит перед собой такие вопросы как то,- что есть лоскутное шитьё, ремесло или искусство? А зря. Данный вопрос сместил бы вектор интересов и активности многих женщин, и переместил бы его из области простого тиражирования в область творения лоскутных произведений. И тут возникает вопрос,- почему же такое огромное количество женщин занимаются копированием или мультиплицированием существующих схем, вместо того, чтобы создавать свои собственные работы? На эти вопросы можно найти ответы, и они будут скрываться вовсе не в том, что «не умею иначе», а в том, что ещё не создана культура лоскутного шитья.

Лоскутное шитье,- ремесло или искусствоНесмотря на то, что генезис или родословная лоскутного шитья уходит в глубокую древность, в те времена, когда стали появляться первые одежды, даже не первые ткани, оно так и не обрело статуса отдельного декоративно-прикладного искусства как, например, вышивка или вязание несмотря на то даже, что существуют ассоциации и клубы, выставки и книги про лоскутному шитью. А всё почему? Да потому что для наших бабушек создать интересное лоскутное одеяло было таким же простым делом, как и прополка грядки на огороде. Не придавали эстетического значения лоскутному шитью, а уж тем более, ему не было отведено достойное место в общей картине мира древнего человека по причине того, что человек не приукрашивал своё бытиё, он жил в красоте. Красота органически вписывалась в его быт. Кроме всего, нельзя забывать о специфике лоскутного шитья,- в нём использовались чаще всего или в основном, либо остатки тканей от шитья основной одежды, либо использованная ткань, оставшаяся после износа одежды. В этом контексте, и то и другое обретало скорее утилитарный, чем эстетический характер. Тем не менее, эстетическая сторона обработки тканей существовала, однако, беда в том, что ей не придали значения так называемые исследователи народного искусства. Отсюда и большой крен в сторону пренебрежения этим видом декоративно-прикладного искусства.

Если внимательно присмотреться к тем тканевым предметам или предметам из ткани, которые сохранились поныне в наших музеях и по чистой случайности не были уничтожены искателями «исконности», можно найти многие сотни примеров использования техники лоскутного шитья в одежде, и других бытовых предметах из ткани. У некоторых народностей это искусство даже выделилось в отдельные отрасли. Сейчас я не буду приводить примеры, так как эта тема требует отдельного рассмотрения, но, никому не составит труда полистать альбомы с образцами народных костюмов и мы увидим много подтверждений справедливости моих слов.

Что касается современного состояния дел в лоскутном шитье, то ситуация весьма щепетильная. Многие пытаются приравнять его к категории «искусство», но при этом стараясь сохранить его функциональность в рамках ремесленного. То есть «я буду работать как ремесленник, а вы меня считайте творцом, и мои работы произведениями искусства». Надо сказать, что по условиях «общественного договора», а также при наличии денег, всё что угодно можно обозвать хоть «произведением искусства», хоть «лошадью». Но, само по себе название ещё не меняет сущность предмета или явления. Отсюда, возникает необходимость менять положение вещей. Пора бы уже женщинам постараться перейти из разряда копировальщиц, в разряд полноценных творцов. Тем более, что такой переход многого не потребует,- всего-навсего обретения знаний о Законах художественного конструирования и умений применить их на практике.


В избранное