Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 33. Помогаем ребенку развить память


Здравствуйте!

Меня часто спрашивают про интеллектуальное развитие детей. Поэтому сегодня мы поговорим именно о детях и о том, как развивать их память.

Детская память развивается постепенно, т.е. способность к запоминанию растет вместе с ребенком. И как любую способность, ее можно развивать. Для этого нужно понимать основополагающие принципы механизмов запоминания и функционирования памяти.

Здесь существенную роль играет нацеленность человека на запоминание. Т.е. человек должен быть так или иначе заинтересован. Ребенок лучше усвоит материал, если будет понимать, для чего он это делает. И следует учесть, что если ребенок запоминает материал только «для контрольной работы», то после нее довольно скоро все забудет. Если только не будет продолжать так или иначе обращаться к запомненному материалу.

Если же изначально будет установка на длительное запоминание, особенно если ребенок будет понимать, в какой практической ситуации он сможет использовать материал, то запоминание будет эффективней.

Также мы лучше запоминаем эмоционально окрашенный материал. Поэтому, если есть такая возможность, очень важно эмоционально подготовить ребенка к запоминанию. Постарайтесь установить связь между материалом и каким-то личным, желательно, приятным переживанием ребенка. Тогда он запомнит все значительно лучше и на больший срок, нежели эмоционально нейтральные данные.

Очень продуктивно грамотное встраивание игр в процесс запоминания того или иного материала. Игры выполняют комплексную роль. Они помогают создать положительный эмоциональный фон, а также повышают заинтересованность ребенка в запоминаемом материале.

Нужно также учитывать, что память бывает разная. Во-первых, она различается в зависимости от того, какую сенсорную область человек использует для воспроизведения запомненного материала. В таком случае говорят о зрительной, слуховой и двигательной памяти. У большинства людей в той или иной мере задействованы почти все эти виды памяти. Однако у каждого человека, как правило, один из них доминирует над остальными и является определяющим для процесса запоминания.

Во-вторых, память различается то тому, какой материал человек лучше запоминает. Кто-то хорошо запоминает тексты, кто-то – числа, кто-то – цвета.

В-третьих, следует различать непосредственную память и память, основанную на логических взаимосвязях.

Понимая перечисленные выше особенности запоминания, можно выстраивать для каждого ребенка свою программу развития памяти. При этом следует расширять все возможности детской памяти. А не углублять только одну из ее граней, заостряя внимание лишь на том, что ребенок проще запоминает.

Например, если у ребенка хорошо развита непосредственная память, следует прилагать усилия, чтобы стимулировать память, основанную на логических взаимосвязях. Т.к. в будущем ребенку понадобится запоминать как разрозненные сведения, так и массивы логически взаимосвязанных сведений.

Помимо этого, важно помнить о мере. Специалисты предупреждают, что с детской памятью нужно обращаться очень аккуратно. Следует избегать переутомления и засорения памяти чрезмерным объемом информации. Иначе результаты будут противоположны желаемым.

С уважением,
Татьяна Бадя
E-mail: skorochtenie@gmail.com
tatiana-badya.ru – сайт об эффективной работе с информацией

Ближайшие мероприятия:

10-11 декабря - курс "Учёба 2.0" в "Неоконе" (Москва). 

Оставить заявку на консультацию по e-mail можно здесь>>




В избранное