Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 30. Как выделять главное



Здравствуйте!

В чтении, как и в любой интеллектуальной деятельности, важно выделять главное. Но как это главное правильно определить и выделить?

Для этого выполняйте следующие шаги:

1. Подходите к любому тексту с исходной установкой на то, что в нем обязательно есть главная мысль. Даже если она не видна на поверхности.

Настройте себя на отсечение лишнего. Помните, что за очень редким исключением главное всегда существенно меньше, чем весь материал.

2. Проведите предварительный анализ того, что Вам уже известно по данному вопросу. Даже если Вы ничего пока что не знаете об этой теме, хотя бы стройте предположения.

На первый взгляд это может показаться странным. Однако проведенные мной исследования показали, что наличие гипотезы (пусть и ошибочной) увеличивает концентрацию на тексте. Следовательно, Вы прочтете его более внимательно, быстрее выделите главное и лучше запомните информацию.

3. Далее определитесь, по каким критериям Вы будете судить, являются данные или идеи главными или нет. Как говорится, до какого уровня для Вас стакан будет еще пуст, а после какого – уже полон.

4. Чтобы было проще работать с материалом, заранее подготовьте список вопросов, отвечая на которые Вы сможете оценить каждую из смысловых частей текста.

Примеры таких вопросов: «Что именно имел в виду автор?», «Как он это обосновывает?», «Почему он написал именно так, а не иначе?» и т.д.

Постарайтесь составить для себя такой универсальный опросник. Если Вы не успеваете или просто не хотите этого делать, каждый раз отвечайте хотя бы на два ключевых вопроса: «О чем пишут?» и «Что об этом пишут?».

5. Перед чтением полезно пробежаться глазами по оглавлению. Это поможет понять, о чем в целом будет идти речь.

6. В ходе чтения обращайте внимание на лексические индикаторы типа «итак», «следовательно», «в итоге», «главное, что…». Как правило, за ними следует то, что автор счел важным.

7. В тексте может быть несколько равнозначных по важности ключевых мыслей. В таком случае, используя уже выработанные ранее критерии, определите, какая мысль является главной именно для Вас. Возможно, Вам будут нужны только одна или две ключевых идеи. Более того, может оказаться, что то, что считал главным автор, вовсе не является таковым для Вас как для читателя.

8. Если Вы работаете с материалом из малознакомой области, ведите конспект. Это поможет Вам лучше и нагляднее представить себе материал.Выписывайте для себя непонятное, чтобы потом найти уточняющую информацию по этому вопросу. Как вариант - ведите тезаурус.

9. Когда Вы прочли материал, мысленно повторите то, что Вы считаете главным. Возможно, при этом Вы сместите приоритеты и оцените другую часть текста как большее важную.

10. Любой навык требует постоянной тренировки. Поэтому приучайте себя выделять главное в каждой статье или книге. Тогда Вас вряд ли поставит в тупик даже самый мудреный текст.

Если вы хотите получить ответ на волнующий Вас вопрос в одном из следующих выпусков рассылки, пишите на электронный адрес: skorochtenie@gmail.com

Оставайтесь на связи! Впереди еще много интересного!

С уважением,
Татьяна Бадя
E-mail: skorochtenie@gmail.com
tatiana-badya.ru – сайт об эффективной работе с информацией


Ближайшие мероприятия:

10-11 ноября - тренинг "Деловая переписка" в "Ораторике" (Москва).

14-18 ноября - курс "Учёба 2.0" в "Неоконе" (Москва).

C 16 ноября – вебинары «Скорочтение и развитие памяти» .


В избранное