В этом стихе
проявляются симптомы человеческой слабости. Слабость - это когда мы
не готовы совершать решительные поступки. Такое состояние возникает
от чрезмерной привязанности к материальным объектам. Сознание такого
человека сосредоточено только на собственном благе и как только он
чувствует, что большой выгоды от этого конкретного дела он не
получит, то готов тут же бросить его и бежать куда глаза глядят.
Женившись, человек
представляет себя в раю, где все бегают вокруг него, носят на руках
и готовят любимые явства, но после медового месяца он начинает
понимать, что скорее всего всё будет совсем наоборот: бегать во круг
всех придётся ему самому. От таких мыслей он готов развестись через
несколько месяцев после создания семьи.
Другой человек
поступает на обучение и думает, что обязательно будет отличником,
что преподаватели будут им гордиться, сокурсники уважать, а
сокурсницы любить. Однако всё поворачивается другим боком. Он учится
еле-еле на 3 с плюсом, все его не любят, он не видит перспективы и
его скоро лишат стипендии. Так он приходит к выводу, что пора
бросить обучение.
И так во всём. Это
наша болезнь. Нам кажется, что закон мира, который диктует условие,
что всё, что начиналось, обязательно закончится, к нам никакого
отношения не имеет. И вместо того, чтобы понять духовные законы, мы
пытаемся убежать от закона материального. Но в мире материи от
материи не убежишь... Есть только один выход: понять, что мы состоим
из тела и души. Душа живёт по законам духа, а он устанавливает
вечность, знание и блаженство. Тело же живёт по законам материи, а
это значит, что оно будет стареть, болеть и умирать. Такое состояние
сознание и называется смирением.
Истинное смирение
Наше
смирение выражается в том, что мы принимаем имя Бога и нам этого
вполне достаточно для полного счастья, фактически мы готовы к тому,
что больше ничего в нашей жизни хорошего и не произойдёт, потому что
самое хорошее уже произошло: мы встретились с трансцендентным
знанием. Это и есть любовь. Любящему человеку важно только отношение
к нему любимого и если тот отвечает взаимностью, больше ему уже
ничего не надо. А Бог отвечает взаимностью каждому, кто вручит ему
своё сердце...
Представьте, что жена вам говорит, можешь повторять моё имя и
высылать деньги на такой-то счёт в банке... Вряд ли нас это
удовлетворит, но духовная жизнь потому и духовна, что нам достаточно
одного имени Бога - и это перекрывает все остальные блага, которое
только можно получить в материальной жизни. Если мы получили 100
миллионов долларов, зачем нам беспокоится по поводу того, выдадут
нам нашу пенсию или нет?
Поэтому, если человек ещё до сих пор беспокоится по поводу
материального процветания, он ещё просто не понял, какое богатство
находится рядом с ним в таком простом явлении как молитва, мантра
или просто имя Бога.
История
Однажды Рамачандра увидел, как обезьяны писали Его имя на камнях, и
камни начинали плавать. Он решил попробовать. А что если Я Сам
помещу камень в воду? Неужели он тоже будет плавать? Ночью, чтобы
никто не видел, Он вышел на берег океана и положил камень в воду.
Камень тотчас пошел ко дну. Слава Богу, - подумал Он, что Меня никто
не видел. Вот позору-то было бы. Но, оглянувшись он увидел, что за
его спиной стоит Хануман и улыбается. - Мой Господь - сказал Хануман.
Зачем Тебе это нужно? Это не Твое дело, пытаться заставить парить
или плавать каменные сердца людей этого мира. Это дело Твоего имени.
Пусть имя Твое спасает души этого мира.
Сладость сладкого не в сладком и не в языке, а в том, что они
соприкасаются, так и понять сладость святого имени Бога можно только
повторяя его. И этим повторением мы помещаем Бога в своё сердце На
это и уйдет какое-то время, так как Бога зовут Трибханга-сундара
"изогнутый в 3 местах", но зато войдя в сердце, он уже не сможет
оттуда выйти...
Любовь всегда недовольна количеством и глубиной любви, поэтому
любящий всегда хочет любить больше... И мешает такой любви
единственный результат наших грехов - усталость. Греховному человеку
всё наскучивает. Это и есть самая тяжёлая карма...
Но мы постоянно чего-то хотим
Наша
глупость заключается в том, что мы всегда чего-то хотим. Желание
жены - второй половины, желание богатства, желание детей и желание
лучшей жизни в будущем. Зная о нашей глупости, Бог даёт нам
инструменты, с помощью которых мы можем до некоторой степени
избавиться от ощущения неполноценности и почувствовать иллюзию
счастья в материальном мире. Сначала Он дал человеку ум, чтобы тот
мог отождествить себя с ним.
В
уме мы можем воображать себя любым, каким угодно: красивым,
молодым, сильным. Мы можем лепить себя из ума и красоваться перед
самим собой. Мы как бы смотримся в удобное зеркало собственного ума,
которое делает из нас красавчиков. Но все равно, даже вылепив себя
самым красивым, мы не будем удовлетворены, потому что нам нужно,
чтобы кто-то восхищался нашей красотой и говорил нам об этом. Для
этого нам нужна жена. Жена (или муж) нужны главным образом для того,
чтобы они хвалили нас. Так муж и жена защищают друг друга от
жестокого мира. Одним нам скучно - нам нужно, чтобы рядом кто-то все
время говорил, говорил и говорил о том, какие мы нужные и полезные.
Нам
нужно богатство - и Бог дал нам глаза. С помощью глаз мы можем
присвоить себе все, что угодно. Глаза мы используем для того, чтобы
завидовать. Но если в результате наших бесполезных усилий мы захотим
духовного богатства - вот для этого случая Бог дал нам уши. Уши
можно использовать для обретения духовного знания, которое одно само
по себе может сделать нас абсолютно полноценными.
Мысль о смерти.
Человек боится смерти до тех пор, пока его совесть не чиста. Поэтому
больше надо думать о добром поведении, чем о самой смерти. В ведах
утверждается, что если мы сомневаемся в том, что смерть к нам придет
завтра, мы в иллюзии. Недавно я встретил ещё более строгое
утверждение: Придет утро: думай, что не доживешь до вечера. Когда
настанет вечер, не смей обещать себе, что утро увидишь. Помните
пионерское: будь готов - всегда готов - это относится и к нашему
пониманию жизни и смерти.
Но
глупый человек пытается спастись от смерти через жадность. Люди
копят объекты материальных чувств и считают, что количество
накопленного является критерием успеха в жизни. Кто больше накопит
мертвой материи. Ваманадев в разговоре с Бали Махараджем сказал -
если у человека не обузданы чувства, то сколько ему ни дай - ему все
будет мало - даже если это целый континент.
Разговор на кладбище: Сколько он после себя оставил? - Всё.
Такого человека называют "грихамедха" - тот, кто всегда думает
только о своем доме. В нашем понимании это семьянин, но в духовном
смысле - это последний грешник, так как он тащит свою семью в ад,
показывая дурной пример. Он думает, что если купит квартиру, дачу,
машину, пылесос и кухонный комбайн - это спасёт его семью от
старости и смерти...
Но
жадность может быть использована в духовном росте. Нам нужна
жадность к Богу. Как вызвать такую жадность? - говорить об объекте
жадности. Чего человек желает, о том он постоянно и говорит. Чем мы
и занимаемся на наших лекциях - говорим и говорим о Боге. Никакие
другие разговоры не способны разрешить концептуальные проблемы нашей
жизни.