Итак, мы уже отметили, что
классические танцы отличаются тем, что они следуют древним
трактатам о танце, и что они имеют свою кодификацию, то есть
письменно зафиксированные и принятые всеми мастерами термины,
структуру, набор технических средств, язык, музыку, репертуар и
т.д. Теперь о каждом стиле классического индийского танца
подробнее.
Бхарата Натьям – считается древнейшим из классических
танцев Индии, который возник около 2000 лет назад на территории
современного штата Тамил Наду. Поэтому многое, сказанное выше в
главе, рассказывающей об истории танцев, характерно и для
истории стиля Бхарата Натьям. На протяжении многих веков это
искусство сохраняли храмовые танцовщицы (девадаси) и
учителя (наттуванары). Несмотря на древность, нынешний
вариант окончательно сформировался около 200 лет назад,
благодаря знаменитым наттуванарам (учителям) из Таджора.
В то время при дворе Маратхского правителя Таджора жили 4 брата:
Чинниах, Понниах, Вадивелу и Шиванандан. Они и создали репертуар
Бхарата Натьям, ту форму для представлений на сцене, из
программных семи танцев, которую мы видим сейчас.
В начале программы обязательно исполняется вступление, потом
технический танец для разогрева – Алариппу, затем Джатисварам,
где переплетаются ритмические части (джати), потом
следует Варнам, соединяющий смысловые части и технические
(абстрактные), он может длиться даже до 40 минут и более, после
этого исполняют Падамы, где изображаются прекрасные стихи, также
Джавалли, чувственный, нежный танец, и в конце – Тиллана,
показывающая техническое мастерство танцовщицы, потом танцовщица
выражает почтение музыкантам и зрителям, а также сцене, и это
называется Мангалам.
Бхарата Натьям исполняется в позиции араманди, когда в
полуприсяде стопы и колени развернуты в стороны. Из этой
исходной позиции танцовщица делает разные движения и степы
ногами. Руки могут быть параллельны сцене и могут двигаться в
разных направлениях; согнуты в локтях или вытянуты в диагонали,
вверх, вниз, причем, кисти рук всегда находятся в разных
специальных жестах (хастах). Движения очень выразительны;
они геометричны, линейны, точны и закончены. Базис хореографии
составляет система разных совместных движений рук, ног, шеи,
головы, глаз под определенный ритм, называемая адаву.
Технические элементы выполняются в разном темпе: медленном,
среднем и быстром, что придает красоту танцевальной композиции.
В смысловом танце каждый жест обладает значением, и, искусно
употребляя выразительные жесты, позы, мимику и эмоции,
танцовщица телом рассказывает текст, который поется. Танцовщица,
помимо демонстрации, должна также учиться петь и произносить
ритмический рисунок танца, отбивая ритм тарелочками – это
называется натувангам. Стиль Бхарата Натьям исполняют как
женщины, так и мужчины. Предпочтение отдают в основном сольным
выступлениям, хотя встречаются и групповые.
Катхак. Истоки Катхака лежат в традиции путешествующих
(в основном на Севере Индии и в центральной части)
рассказчиков-министрелей, которых называли катха-вачака.
Они переезжали из деревни в деревню и пели, прославляя Бога,
танцевали, часто кружась и воздев руки кверху, словно во время
молитвы или поклонения. Их поддерживали материально обеспеченные
жители деревень, в которые они приезжали. Позже их стали
приглашать и в царские дворы, и танец перерос в выступления для
элиты и высоких чинов двора. Стиль имел очень много нежных,
изящных движений кистей рук и глаз, и всю прелесть этого можно
было рассмотреть только с близкого расстояния. С 10 века
северную часть Индии начали завоевывать мусульмане, поэтому
царские дворы оказались под влиянием Мугхалов, и Катхак стал
развиваться больше как камерное искусство, принадлежащее двору.
Так впоследствии сформировалось два основных направления, школы
(гхараны) Катхака: Лакноу, находившаяся под влиянием
культуры Авадх, и Джайпур, практикующая Брадж культуру, или
культуру поклонения Кришне. Цари этих провинций вдохновляли и
полностью содержали танцоров. Последний царь Авадха (со столицей
в Лакноу) сам также был танцором и также сочинял поэмы в честь
Кришны, его звали Наваб Ваджид Али Шах. Британцы,
воспользовавшись ситуацией, объявили его обманщиком, чтоб
присоединить его королевство. Они объявили народу, что,
поскольку царь отдал себя во власть удовольствий – пения, танцев
и выпивки, то все дела в королевстве запущены, и такой царь не
может управлять. И по этой причине он перестал быть царем. К
несчастью, он сделал многое для продвижения Катхака, но потерял
свое царство. Лакноу гхарана сконцентрировалась на
экспрессивности танца, его утонченности и неуловимости, а
Джаяпур гхарана – на работе стоп, ловкости и техническом
совершенствовании. Обе школы внесли огромный вклад в развитие
Катхака. Теперь уже трудно разграничить эти две, а также менее
известные школы, такие как Бенарес, или Джанаки Прасад
гхарану: они отличаются в основном в базисе стиля.
Катхак исполняется почти на прямых ногах, в отличие от других
стилей, позиция стоп - пятки рядом, а носки стоп разведены в
стороны в виде латинской буквы «V». В
этом положении танцор виртуозно отбивает огромное количество
ритмических циклов, повторяя ударный инструмент. Руки движутся
плавно и легко в разных направлениях, жесты рук приближаются к
естественным, жизненным. Глаза, брови и мимика в целом создают
прекрасный образ, соответствующий музыкальному аккомпанементу.
Также исполняются головокружительные пируэты (от 3 до 36), а
местами танцовщица замирает, давая возможность зрителю мысленно
продолжить тему. Вообще, своеобразный разговор со зрителем до
сих пор остается традицией в Катхаке.
Представление начинается с ванданы - приветствия и
прославления богов (обычно Ганеши, Шивы, Вишну или Сарасвати).
Танцор сам объявляет, что будет дальше. Обычно за этим следует
тхат (технические элементы), или танцор принимает
исходную позицию и начинает медленно двигаться, словно скользя
или плывя, а затем исполняет таткар, или торху,
содержащую ритмическую работу стоп. Раньше также в начале
представления исполняли салами – мусульманское
приветствие. Затем следуют композиции со смыслом, в которых
танцор показывает свое драматическое искусство (абхинайю).
Иногда выбираются тематические танцы: о весне, с акцентом на
природу, или о празднике Холи и др. В выступление может входить
также выразительный гхазал или гит, или публика
может попросить исполнить свой любимый, или особо понравившийся
танец.
Катхакали - возник в Керале, явив кульминацию
нескольких разных традиций, существовавших в этом регионе:
- Кудийаттам, самой ранней и выжившей из форм санскритского
театра, представляемой Чакьярами;
- ритуалов, таких, как изображение богини Бхагвати или Кали
через представления, называемые Теийам;
- представления Кришнаттам, показываемые во время
празднований в храме Гурувайур
- и другие традиции, такие, как Мудиетту и Раманаттам,
олицетворяющие победу правды над ложью, героизм, торжество
лучших качеств и божественной справедливости и т.д.
Во времена царствования Тампурам из Коттаям жил известный
ученый и поэт по имени Коттаятх Тампурам. Он основал
представления Кришнаттам и Раманаттам и написал 4 пьесы,
основанные на эпизодах из эпоса Махабхараты. Пьесы состоят из
историй, таких, как разгром демонов Бхимой и игра в кости между
Кауравами и Пандавами. Эти пьесы прошли с успехом и были с
энтузиазмом приняты зрителями, завоевав их сердца. Они были
сделаны для танцевального исполнения и назывались аттаратхи,
или танцевальные истории. Вскоре пьесы Коттаятха Тампурама стали
называться катха (рассказы, истории) кали (пьеса,
игра), т.е. Катхакали. Название и форма утвердились и остались.
Катхакали – и танец, и театральное представление в одно и то же
время. Оно включает в себя стилизованную игру, кодифицированную
в технических элементах, средствах и способе выражения.
Некоторые теперь сравнивают это искусство с японским театром
Кабуки по внешнему способу представления и общей стилистике,
хотя по содержанию это совершенно разные традиции. Поскольку
Катхакали по природе является групповым представлением, сольные
партии в нем не прижились. Раньше существовали целые
специализированные труппы, занимающиеся этими представлениями,
теперь же лишь несколько учебных центров готовят артистов
Катхакали. Артисты Катхакали готовятся к представлению очень
тщательно, на это уходит более 5 часов. Они используют очень
сложный грим с накладными деталями, для каждого персонажа свой,
и это требует точности, аккуратности и времени. Представление
проходит поздно вечером, и может продолжаться и ночью, под свет
масляной лампы, что усиливает выразительность образов и мимики.
Изображается какой-либо тщательно проработанный эпизод, или
компонент истории, т.к. по природе это театр эпизодов. В разном
цвете грима характеров героев присутствует своя символика.
Вообще, у артиста Катхакали очень яркий и внушительный костюм и
грим, и готовый к представлению артист уже сам выглядит как
предмет искусства. Исполняют этот стиль только мужчины. Громкая
музыка не дает вниманию ускользнуть. Катхакали пробуждает
благоговение и очень увлекает. Это необычное, незабываемое
зрелище.
Мы приступаем к разбору особых
ведических трактатов, которые призваны вызвать у человека измененное
состояние сознания. Такие трактаты называются "апаурушеей", т.е.
данные от существ, не принадлежащих нашему миру. Всем интересно, что
хотят нам сказать инопланетяне, но они уже столько всего сказали,
что нам за всю жизнь не изучить и толики этого богатства. Данное
произведение так же относится к внеземным произведениям, призванным
ввести человека в измененное состояние сознание. Оно построено на
принципе красноречия. Красноречие – это истина, высказанная кратко.
И в этом произведении всего 18 таких истин.