В этих стихах
мы видим первый симптом того явления в нашем сознании, которое
называется "слабостью сердца". Что это такое? Это недостаточная
решимость в следовании по пути духовного развития, фактически -
это просто недостаток силы воли. А она нам так необходима, чтобы
очистить своё сердце от всех глупостей, которые сами по себе
уходить от нас не собираются. Им у нас хорошо, они уже привыкли
к нашему сердцу и расположились в нём надолго, как бичи в
электричке...
Так происходит,
что после первой радости от близости к Абсолютной Истине человек
вступает на этап мучительного переживания по поводу своих
недостатков и глупостей, которые не дают ему идти по этому пути
достаточно быстро. На санскрите этот этап называется "анартха-нивритти".
До этого человек жил "счастливый" и "довольный", находясь под
воздействием проповеди своего собственного ума, который напевал
нам песни про нашу значимость, избранность и исключительность.
Но нам очень
повезло, что-то такое хорошее мы случайно в этой жизни
совершили, и Абсолютная Истина один раз с удивлением посмотрела
на нас, осветив своим взглядом наше сердце. Истина посмотрела на
наше сердце, и мы тоже с интересом туда посмотрели, и в этот
момент нам стало очень стыдно, потому что похвастаться перед
Богом оказалось особенно нечем. Мы увидели то, что изо всех сил
старались раньше не видеть, а теперь что-то с этим надо
делать...
Духовная
"слабость сердца" очень похожа на физическую сердечную
недостаточность. И Бхагавад-гита - это рецепт от этой болезни,
способный вылечить самую её запущенную стадию. В аюрведе,
кстати, от сердечной недостаточности используют лекарства,
приготовленный из коры особого дерева Арджуна. Его можно купить
в виде настойки, таблеток или порошка. Я сам регулярно его
употребляю.
Как проявляется
эта болезнь? Через жажду материальных наслаждений. Человеку не
хватает сил, чтобы отказаться от низменного ради возвышенного.
Это и есть тяжёлая карма, которая приходит к нам как наказание
за нашу греховную деятельность. Грех состоит в том, что мы хотим
стать святыми, но только не сейчас, мы хотим очистить своё
сердце от грязных желаний, но только не сейчас, мы хотим стать
слугой Бога, но только не сейчас... Это значит, что мы просим
Бога исполнить наши глупые желания, а не дать силы отказаться от
них.
Философски
слабость сердца проявляется в том, что мы изо всех сил пытаемся
доказать себе и другим, что желания нашего тела и ума - это и
есть желания нашей души. Если я чего-то хочу - этого хочет моя
душа и этого хочет от меня Бог. Однако это ни больше ни меньше,
чем прямая дорога в ад. Желания души и тела не совпадают. Тело
хочет наслаждаться, а душа хочет наслаждать. Тело хочет любви, а
душа хочет любить. Тело хочет, чтобы ему служили, а душа хочет
служить. Тело хочет накопить, а душа хочет отдавать. Тело хочет
есть, а душа хочет кормить. Тело хочет спать, а душа хочет
охранять сон любимого.
С другой
стороны, слабость сердца выражается в сотнях ничтожных
привязанностей к чему-то ничтожному и бесполезному. Наше сердце
как будто сотнями нитей пришито к этому материальному миру. Да,
они тоненькие, но когда их много, мы попадаем в ситуацию с
Гулливером, которого лилипуты связали своими ниточками. Человек
идёт по дороге духовной жизни, отказываясь то от семьи, то от
работы, то от страны и думает, что разорвав толстые цепи, он
станет свободным. Однако это не более чем самонадеянное
бахвальство, так как в действительности его сердце сохранило
тысячи маленьких привязанностей, которые не дадут ему сделать ни
шагу вперёд. Это называется на санскрите "туччха-асакти".
По-нашему, туча привязанностей. Отказываться от большого и
сохранять привязанность к малому - путь тупиковый, и рано или
поздно человек останавливается, устав бороться с такими
противоречием. Фактически ему становится больно идти по пути
духовного роста, так как эти привязанности передавили ему все
мышцы на руках и ногах.
Помните: если
мы не созрели до настоящего и полноценного отречения от материи
ради духа, такое самонадеянное и преждевременное отречение не
принесёт ничего иного, кроме адской боли...
История о
богатом и бедном паломнике
Два паломника
шли по святым местам. Один был очень богат, другой очень беден.
Бедный паломник постоянно посмеивался по поводу жизни богатого
паломника. Он говорил, что тот идёт по пути великих святых, но
несёт с собой столько роскоши, одежды и денег. Богатый паломник
просто отмалчивался.
Но однажды
случилось несчастье, они спали под деревом, и в это дерево
ударила молния, и оба паломника погибли. За ними пришли
служители небес и позвали их за собой. Оба садху с радостью
пошли в последний путь на небеса, но через пару минут бедный
садху забеспокоился и сказал, что забыл под деревом свою
разбитую чашку для еды, и ему надо срочно вернуться за ней, так
как без неё он не может идти в дальний путь.
И тогда
посланники с неба сказали ему: настоящее отречение - это не то,
сколько у тебя есть, а то, готов ли ты от этого отказаться сразу
и навсегда, как только придёт время...
Мы приступаем к разбору особых
ведических трактатов, которые призваны вызвать у человека измененное
состояние сознания. Такие трактаты называются "апаурушеей", т.е.
данные от существ, не принадлежащих нашему миру. Всем интересно, что
хотят нам сказать инопланетяне, но они уже столько всего сказали,
что нам за всю жизнь не изучить и толики этого богатства. Данное
произведение так же относится к внеземным произведениям, призванным
ввести человека в измененное состояние сознание. Оно построено на
принципе красноречия. Красноречие – это истина, высказанная кратко.
И в этом произведении всего 18 таких истин.