Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Дальневосточного Центра Востоковедения.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости.

Семинары Рузова В.О. будут проходить по следующему графику:

Красноярск 27-30 июля
Дивногорск 31-1
Омск 3-8 августа
Новосибирск 9-15 августа.

Лекция 4. “Призвание”.

Ведическая психология имеет дело с четырьмя главными устремлениями человеческой
жизни: Кама (семейное счастье, дети, желания и удовольствия), Артха (финансовые
и другие богатства), Дхарма (призвание, род деятельности, долг и обязанности,
которые надо выполнять) и, наконец, Мокша (духовная жизнь, просветление, освобождения
от цикла рождений и смертей). Также нас будет интересовать Арогйа - физическое
и умственное здоровье.

В этой лекции мы поговорим о дхарме или призвании.

История.

В одном городе жил купец, очень богатый, но бездетный. И вот однажды в голову
ему пришла одна мысль, и он стал думать: “Нажил я в этом мире несметное богатство,
а что толку? Нет у меня сына; некому осветить этот дом, владеть этим богатством
и прославлять имя отца своего и деда. О скорбь! Сто скорбей!

Лучше уж мне при жизни истратить это непрочное богатство во славу Божию; лучше
кормить нищих, и бедняков, и сирот, а самому сделаться факиром и погрузиться
в размышления об Аллахе.

Так он решил и, словно цветок, что вот-вот распустится, разорвал ворот своего
халата и принялся раздавать свои деньги и золото бедным. Раздавал он их с утра
и до вечера, так что все окрестные бедняки разбогатели, а сам купец лег на рваную
циновку в одной набедренной опояске. Так он лежал и терпел голод и жажду.

В ту же ночь после полуночи он увидел во сне, что стоит перед ним человек, на
вид чужестранец. Купец спросил его во сне:

Кто ты, почтенный?

Я образ твоего счастья, - отвечал тот.

Ты сегодня роздал во славу Божию все свое добро, а себе ничего не оставил. Поэтому
я пришел сказать тебе следующее: наутро я приду к тебе под видом брахмана, а
ты убей меня палкой. Как только душа моя покинет тело, я весь стану золотым.
Тогда режь какую хочешь часть моего тела, эта часть мигом отрастет, и так ты
добудешь много золота.

Сказал это образ счастья купца и удалился в одну сторону, а с другой стороны
показалась утренняя звезда.

И вот купец проснулся, открыл глаза, но ничего поблизости не увидел, кроме циновки.
Подивился он и стал думать: “О Аллах, что за сон мне привиделся! Как его истолковать?
Ничего я в нем не понимаю. Но ты, милосердный творец, что захочешь, то и сделаешь”.

Купец еще долго раздумывал о своем сне, как вдруг подошел брадобрей с сумкой
под мышкой. Купец подозвал его и приказал: - Побрей мне голову!

Вскоре к ним подошел какой-то брахман. Тут купец вспомнил свой сон, велел брадобрею
подождать, а сам принялся бить палкой брахмана и бил его до тех пор, пока тот
не испустил дух; а как повалился брахман на землю, сразу же превратился в куклу
из червонного золота. Купец отнес эту куклу к себе домой, а брадобрею дал кусочек
золота и сказал:

— Смотри, никому про это не рассказывай!

Брадобрей обрадовался и подумал: “Ну и чудеса творит Аллах! Вот так колдовство!”
Сунул золото под мышку и пошел домой. А дома взял в руки толстую палку, сел у
двери и стал ждать, не пройдет ли мимо какой-нибудь брахман,— задумал превратить
его в золото.

Через некоторое время мимо прошло несколько брахманов. Брадобрей зазвал их всех
к себе и хорошо угостил, а спустя час взял свою толстую палку и принялся колотить
гостей, да так жестоко, что у них черепа потрескались, и тела залились кровью,
брахманы кричали что есть силы: “Ради богов, придите кто-нибудь на помощь! А
не то мы безвинно погибнем от руки этого брадобрея!”

На крики сбежались соседи. Связали брадобрея, отвели его к судье и заявили: -
Глядите, господин! Что же это делается? Если низкие брадобреи принялись убивать
брахманов по соседству с нами, то все мы погибнем! А живем мы на вашем судебном
участке.

Судья спросил брадобрея: — За какую провинность ты бил этих несчастных? За какую
вину разбил головы беднягам? 

Привет владыке! — отвечал тот.— Нынче утром я пошел брить одного купца, а пока
я его брил, к нему подошел брахман. Купец принялся бить его палкой. Ударил раз-другой,
а из брахмана дух вон. Умер и весь золотым сделался. Я и подумал, что стоит убить
палкой какого-нибудь брахмана, все равно какого, и он превратится в золото. Тут
меня жадность обуяла. Бросился я на этих брахманов и принялся их колотить — понадеялся,
что они тоже золотыми станут. Но, как назло, ни один брахман не превратился в
золото, а я в беду попал. Вот в чем моя вина. Делайте со мной, что хотите!

Лекция.

"Бхагавад-гита" утверждает: "Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности,
пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать
неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по
чужому пути опасно".

Отказ от собственного долга губит мир. Этот феномен особенно распространен в
около духовной среде. Под предлогом занятий духовной практикой люди бросают детей,
семьи... Но ничего хорошего из этого не получается. 

Почему исполнение чужого долга губительно для человека? Есть определение того,
что такое добродетель и что такое порок. Решительность и постоянство, проявляемые
в соответствии со своей собственной природой, есть добродетель, и наоборот. 

Если человек находится на одном уровне развития сознания, а сам следует обязанностям
другого уровня, то он не будет прогрессировать. Человек должен следовать правилам,
которые соответствуют его природе, тогда это будет добродетель, и это будет способствовать
его прогрессу. 

История.

Однажды четверо домашних животных (лошадь, бык, осел и собака) пришли к человеку,
и, так как он за ними хорошо ухаживал, они решили подарить ему по двадцать пять
лет своей жизни, поэтому, соответственно, жизнь человека делится на четыре периода.


В первый период человек резвится, как лошадь, во второй - пашет, как бык, в третий,
после пятидесяти лет, он начинает философствовать как осел. И, наконец, живет,
как собака, питаясь подачками, которые ему дают. 

Обязанности приводят к правильным отношениям.

Каждый человек имеет свой уникальный набор обязанностей. И если он исполняет
их добросовестно, у него устанавливаются правильные отношения с другими людьми.
Но вместо того, чтобы исполнять свои обязанности и так влиять на развитие общества,
человек погружается в обсуждение и критику чужих обязанностей.

Достоевский говорил, что у каждого русского в ящике письменного стола находится
проект полного социального переустройства общества. Но социальное переустройство
общества разрывает устоявшиеся отношения между людьми, которые могли складываться
в течение даже нескольких десятилетий. И приходится все начинать сначала.

Итак, долг начинается с того, что человек просто исполняет свои обязанности.
Это первичное условие для достижения счастья. 

Дхарма защищает человека.

Более того, дхарма защищает человека. Веды говорят "Дхармо ракшати ракшати ха"
- "тот, кто защищает дхарму, сам становится под защиту дхармы". Вся вселенная
со всеми ее многочисленными энергиями и законами защищает такого человека.

Призвание должно соответствовать внутренней конституции человека. Это то, что
должен делать человек, чтобы жить в гармонии с обществом и миром, чтобы не причинять
никому беспокойств, чтобы, в конце концов, самому обрести счастье. 

Исполнять свои обязанности можно только на уровне разума, точно чувствуя золотую
середину между привязанностью и отречением.

Философия учит человека отречению, а культура учит человека привязанности. Чтобы
достичь совершенства в йоге, человек должен быть не слишком отреченным и не слишком
привязанным.

В "Бхагават-гите" говорится, что выполнение обязанностей ведет к отречению, отречение
ведет к знанию, а знание - к религиозности. 

Заразное призвание.

Когда мы видим, как кто-то с упоением занимается любимым делом, мы должны перенять
у него упоение, а не его деятельность.

Разумный человек должен заразиться настроением, а не пытаться имитировать внешние
условия.

Это та ошибка, которую мы совершаем достаточно часто. Например, мы видим лектора,
с упоением читающего свою лекцию, и нам кажется, что если я тоже стану лектором,
то ко мне придет такое же упоение. Мы бросаем свое вышивание крестиком и начинаем
читать лекции, но вместо этого мы страдаем от зависти и неудовлетворения оттого,
что бросили свое занятие, не завершив и не достигнув в нем совершенства. Так
мы не становимся ни лектором, ни искусным вышивальщиком.

Продавец по призванию или от бедности.

Продавец - это призвание, а не способ заработать много денег. Призвание открывает
видение, что клиент - это не кошелек с деньгами, а личность в затруднительном
положении, которой я должен помочь, и это идеальный вариант для долгопланового
успеха!

Призвание открывает интуицию, которую специально не разовьешь и за всю жизнь,
так как она дается от сердца в ответ на решимость посвятить всего себя и всю
свою жизнь служению обществу.

Признак призвания - увеличивающийся вкус от трудностей, которые возникают в процессе
работы; если они вдохновляют вас на преодоление, а не вызывают апатию, значит
это ваше призвание.

Продавец по призванию актом продажи вызывает счастье в своем сердце и в сердце
покупателя, т.к. искренне желает блага этой личности.

Предназначение сознания - размышлять о смысле жизни, а не о способах, как достать
деньги или вступить в связь с противоположным полом

Если человек следует этому долгу сознания, то вся его жизнь постепенно нормализуется.

Общение должно развиваться от чувства долга к любви.

Бхактивинода Тхакур говорит, что есть любовь, и есть чувство долга. То есть,
мы можем вступать во взаимоотношения с другими людьми, но если это из чувства
долга, то это одно; мы еще не общаемся и не загрязняемся при этом. Но если мы
действительно хотим попасть под чье-то влияние, и приобрести какие-то качества
этого человека, то нам нужно делать то же самое, но делать это с любовью. 

И Рупа Госвами говорит, что если мы хотим общаться по-настоящему, и не просто
общаться, а приобретать качества разумного человека, то тогда нам нужно общаться
с любовью. В противном случае мы будем оставаться теми же самыми, какие мы есть.

Это также говорит о том, что если во время исполнения наших обязанностей нам
приходится общаться с не очень чистыми людьми, но, делая это, мы не раскрываем
свое сердце и не сочувствуем греховным желаниям этой личности, – такое общение
не оскверняет наше сознание и его не следует бояться.

Даже небольшое погружение в чужие обязанности может привести к трагедии.

Некогда в священном лесу, населенном доверчивыми оленями и беззаботными птицами,
жил благочестивый и чистый подвижник. Чтобы помешать его подвигу, сам Индра в
облике юного воина пришел к его хижине. В руках у него был драгоценный меч. Вручив
этот меч подвижнику, Индра попросил его стеречь свой меч, пока он не вернется
за ним. Честный отшельник пообещал ему хранить меч, как зеницу ока. С тех пор
он ни на минуту не расставался с мечом и брал его с собой в лес даже тогда, когда
ходил собирать коренья и лесные плоды. Так он исполнял свой долг, но от близости
меча ум его постепенно ожесточился. Отшельник сам не заметил, как стал убивать
ни в чем не повинных животных. А начав однажды, он уже не смог остановиться и,
в конце концов, оказался в аду.

Истинной природе невозможно противостоять.

История.

Садху шел по дороге со своим спутником и увидел в воде барахтающегося скорпиона,
который тонул в этой луже. Садху, не долго думая, поднял этого скорпиона из воды,
а скорпион, не долго думая, взял и укусил его в этот момент. Раз скорпион укусил
его, то садху, естественно, выронил его, и скорпион опять упал в воду и стал
там барахтаться. Садху пошел, приложил какие-то травы, прижег этот укус, вернулся
к этой луже и опять поднял скорпиона из воды, скорпион опять укусил его, и опять
садху его выронил, и опять он что-то сделал. В конце концов, он подошел к скорпиону
в третий раз и спутник ему говорит: "Постой, постой, ты что делаешь? Объясни
мне, почему ты его достаешь, неужели ты не понимаешь, что он тебя жалит?" Садху
ответил: "Качества скорпиона жалить, а качества садху - это сострадание. Если
он не может избавиться от своей природы, то тогда как я могу избавиться от своей
природы? Его дело меня жалить, мое дело из воды его доставать".

От чего возникает долг?

Эксплуатируя, мы оказываемся в долгу, а чтобы выплатить этот долг, нам необходимо
стать в зависимое положение.

С другой стороны!

Бхактисиддханта Сарасвати постоянно начинал большие проекты, и его организация
все время была в долгах. Таким образом, Шрила Бхактисиддханта не позволял своим
подчиненным расслабляться. 

Ученик всегда остается в долгу перед учителем. Долг, в любом случае – не так
уж плохо, ведь человек, оказавшийся в такой ситуации, не сможет облениться.

Итак, долг - это способность подчинять личные желания высшей цели.

Трактат о долге называется “ЗАКОНЫ МАНУ”.

Первый перевод "Законов Ману" с санскрита на английский язык был издан еще В.
Джонсом в 1794 г.; "Законы Ману" и после этого неоднократно переводились полностью
или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. 

В 1913 г. вышел в Петербурге перевод "Законов Ману" С. Д. Эльмановича Подавляющее
большинство стихов, содержащих установления, приписываемые прародителю людей
Ману, написано в желательном наклонении - оптативе, называемом также потенциалис.
В санскритском языке оптатив применялся в тех случаях, когда давалось предписание
или рекомендация, когда подчеркивалась условность действия и т. д. В русском
языке желательное наклонение как самостоятельная грамматическая форма отсутствует,
но возможности относительно точной его передачи имеются. 

Предложения с применением оптатива точнее всего переводятся на русский язык выражениями:
"надо сделать то-то", "пусть поступает так", "если случится то-то, ему следует
действовать так-то" и т. д. Этим подчеркивается желательность или необходимость
того или иного действия, но не его обязательность, установленная в законодательном
порядке. Однако почти всюду С. Д. Эльманович переводил такие предложения оборотами
долженствования.

Долг родителей правильно назвать ребенка.

Долг родителей сразу определить предназначение своего ребенка. Если они могут
это сделать, то им рекомендуется даже дать соответствующее имя. Учителей называли
именами, выражающими счастье, воинов – именами исполненными защиты, торговцев
– связанными с процветанием, а служащих – связанными с уважением и смирением.

Женщине давали имя легко произносимое, не страшное, имеющее ясный смысл, приятное,
благоприятствующее, оканчивающееся долгим гласным, содержащее благословение.

Мальчику старались дать имя, напоминающее ему о его долге, обязанности защищать
и заботиться.

Так с самого рождения, услышав свое собственное имя, человек вспоминал о своем
предназначении. 

Обязанности женщины.

Брачный обряд считается для женщин равным посвящению у гуру, служение мужу -
жизни у гуру, домашнее хозяйство – поддержанию священного огня.

Долг учителей.

Приняв ученика, учитель должен в первую очередь научить ученика как очищаться,
затем правилам доброго поведения и только потом духовным принципам и ритуалам.

Долг развивает функции разума (память).

Всегда - в начале и в конце чтения Вед - надо произносить слог "0м" (пранава);
если слог "0м" не предшествует чтению, урок исчезает из памяти, если не сопровождает
- пропадает.

Обязанность перед знанием – не воровать его.

Тот, кто овладевает знанием Вед без разрешения учителя, тот виновен в краже Вед;
он низвергается в ад.

Обязанность перед старшими.

Тонкие энергетические законы гласят: жизненные силы собираются покинуть молодого
человека, когда к нему приближается старший; и он их опять восстанавливает вставанием
и приветствием.

У имеющего обыкновение приветствовать, и всегда почитающего старших, возрастают
четыре аспекта жизни - долголетие, мудрость, слава и сила.

Ману говорит, что единственный долг человека - заботиться о своих престарелых
родителях, который постепенно переходит в долг заботиться обо всем человечестве.

Кто является другом.

Жители одного города считаются друзьями и равными, хотя бы они были десятью годами
старше один другого; занятые той же профессией - пятью годами; знатоки Вед -
тремя годами, но родственники - только при незначительной разнице в возрасте.

Что следует уважать.

Богатство, родство, возраст, исполнение религиозных обрядов и священное знание
- достойны уважения, причем, каждое последующее важнее предшествующего.

Как правильно обучать.

Обучение благу должно производиться без причинения страданий; речь же должна
быть приятная и мягкая.

Надо говорить правду, говорить приятное; не следует говорить неприятную правду,
не следует говорить приятную ложь - такова вечная дхарма.

Долг перед временем.

Если человек намеренно спит, когда солнце восходит, или же ненамеренно, когда
оно заходит, следует поститься следующий день.

Долг перед родителями.

Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца - среднего, послушанием
гуру - мира Брахмы или духовного мира.

Долг полностью исполняется только у того, кто почитает всех троих.

Долг перед женщинами.

Где женщины почитаются, там боги радуются, но где они не почитаются, там все
действия бесплодны.

Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они
не печалятся, всегда процветает.

В тех домах, которые проклинают обиженные женщины, члены семьи погибают, как
бы разрушенные магической силой.

Поэтому люди, желающие благополучия, должны почитать их; также они должны быть
почитаемы дарением украшений, одеждами и пищей на праздниках и торжествах.

Когда в семье муж всегда доволен женой и жена - мужем, там благополучие прочно.

Долг перед жизнью.

Среди людей неизвестно ничего столь же вредящего долголетию, как для мужчины
в этом мире ухаживание за чужой женой.

Долг перед счастьем.

Не следует презирать себя за прежние неудачи; надо до смертного конца стремиться
к счастью и не считать его труднодостижимым.

Долг не ссориться.

С матерью и отцом, с родственницами, братом, сыном, женой, дочерью и с прислугой
не надо вступать в ссору. Избегая ссор с ними, человек освобождается от всех
грехов. Прекращением этих ссор домохозяин завоевывает все миры.

Что дают дары?

Дающий воду получает утоление голода и жажды, дающий пищу - вечное блаженство,
дающий кунжут - желанное потомство, дающий светильник - превосходное зрение.
Дающий землю сам получает землю, дающий золото - долгую жизнь, дающий дом - великолепные
жилища, дающий серебро - совершенную красоту, дающий одежды - место в лунном
мире, дающий лошадь - место в мире Ашвинов, дающий рабочего быка - noлное счастье,
дающий корову - мир солнца. Дающий колесницу и ложе - жену, дающий безопасность
- владычество, дающий зерно - вечное блаженство, дающий Веды - соединение с Богом.

Дарение Веды превосходит все другие дарения – воды, пищи, коровы, земли, кунжута,
золота и коровьего масла.

Если человек дает какой-либо дар, то он с почетом получает именно то, что желает.

Кто почтительно принимает и кто почтительно дает, - оба они идут на небо, в противном
случае - в ад.

Жертвоприношение гибнет от неправды, плод аскетического подвига гибнет от гордости,
долголетие - от порицания брахманов, дарение – от похвальбы.

Долг честности.

Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто
же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

Долг очищения.

Ученые очищаются снисходительностью, поступающие беззаконно - щедростью, имеющие
тайный порок - повторением священных текстов, в совершенстве знающие Веды - аскетическими
подвигами.

Постоянство, снисходительность, смирение, нестяжательство, чистота, обуздание
чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость, негневливость образуют дхарму.

Долг перед Богом - заботиться о его детях.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное