← Июль 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
||
21
|
23
|
24
|
25
|
|||
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.ruzov.ru/
Открыта:
24-09-2002
Статистика
-1 за неделю
Новости Дальневосточного Центра Востоковедения.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ANO «FAR-EASTERN CENTER OF ORIENTAL STUDIES» АНО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР ВОСТОКОВЕДЕНИЯ» http://fecos.da.ru и Институт Ведической Культуры и Астрологии http://www1.jyotisha.net jyotish@mail.ru Представляют: Шакуна-шастра. Предзнаменования, связанные со cлоном. Материал подготовили Чандрамукха дас и Патита Павана дас. Философские обсуждения писаний в месяц картика доставляют Шри Вишну большее удовлетворение, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Слон - представляет Ганеша - божество разрушающие все препятствия и наблюдать слона, считается очень благоприятным. Введение. Слепые и слон. За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое - слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: "Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер". Тот, кто ощупал хобот, сказал: "У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную". "Слон могуч и крепок, как колонна", - возразил третий, ощупавший ногу и ступню. Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта. Муравей и слон. Крошечному муравью расстояние от стены до стены комнаты кажется огромным, а слон покрывает это расстояние за один шаг. Лама и слон. Один китайский путешественник, пришел в Индию во времена Будды, и попал на аудиенцию к Ламе. И у Ламы было очень крупное тело, и кто-то сказал, что этот человек очень духовный, но когда он увидел, как этот Лама ест, а он ел очень много пищи, он сказал я понимаю, что он очень духовный, но почему он столько много ест. У Ламы были сверхъестественные способности, и он увидел, что этот человек смеётся, и сказал: «В одной из моих прошлых жизней, я совершал необычную духовную деятельность работая в храме слоном, и в результате такой работы я получил человеческое воплощение и в нем я вел духовную жизнь, и вот теперь все привычки ушли, только одна привычка осталась, есть как слон. И вот когда эта привычка уйдет, я буду освобожден. Вожделение и слон. В писаниях приводится пример слона. Когда его обуревает вожделение, его заводят в воду. Когда он находится в воде, его вожделение уменьшается. Но для человека решение не в том, чтобы залезть в воду, если он хочет избавиться от вожделения, ему это не поможет. Избавиться от вожделения можно лишь в том случае, если человек будет занимать свои чувства служением Господу, если у него будет положительная замена – служение Богу. У слонов такая же продолжительность жизни как у людей, но беременность у них длится 3 года. Оскорбление бешенного слона. Чайтанйа Махапрабху говорил об оскорблении бешеного слона. Если мы оскорбляем какого-либо преданного, полагаясь на силу Святого Имени, то это уничтожит, искоренит все наше преданное служение. Поймать слона. Поймать слона очень трудно. Для этого охотник выкапывает в земле огромную яму и прикрывает ее травой. Самец, преследуя специально обученную самку, попадает в эту яму. Точно также тот, кто стремится к незаконному сексу, должен будет платить большую цену. Святой человек никогда не должен дотрагиваться до юной девушки. На самом деле он не должен даже позволять своей ноге прикасаться к деревянной кукле, имеющей форму женщины. Посредством телесного контакта с женщиной он будет пленен иллюзией, точно также как слон бывает пленен слонихой благодаря желанию коснуться ее тела. Человек, владеющий разумной проницательностью, не должен ни при каких обстоятельствах пытаться эксплуатировать прекрасную форму женщины для своего наслаждения чувств. Точно также как слон, пытающийся наслаждаться слонихой, бывает убит другими самцами слонами, также наслаждающимися ее компанией, так и тот, кто пытается наслаждаться компанией леди, может в любой момент быть убит другими ее любовниками, которые сильнее его. Смерть и слон. Даже Гаджендра - царь слонов боится смерти. Каждый должен боятся смерти, поскольку каждый схвачен крокодилом вечного времени и может умереть в любой момент. И поэтому лучший выход - искать прибежища у Кришны - Верховной Личности Бога и спастись от борьбы за существование в этом материальном мире, где живое существо вынуждено рождаться и умирать. Постижение этого есть главная цель жизни. Смерти боится каждый, и каким бы сильным ни был материалистичный человек, когда приходит болезнь и старость, он вынужден принять это предупреждение от смерти. Получив от смерти такое предупреждение, обусловленная душа становится очень мрачной. Ее страх сравнивается со страхом, который испытывает тот, кто входит в темную горную пещеру; смерть же сравнивается с огромным слоном. Когда слоны бегут прочь. Когда лев в джунглях рычит, даже слоны бегут прочь. Эта трансцендентная звуковая вибрация, Харе Кришна, подобна рыку льва. Она прогонит прочь всех слонов нечистот, всю эту огромную свалку мусора, грязи, которая накопилась в наших умах за многие, многие рождения. Белый слон и храм Джаганнатха. У северных ворот храма Джаганнатхи находятся два слона. Белый слон - символ буддизма. Перед рождением сына матери Будды приснился белый слон. Джаганнатха иногда называют черным слоном , спрятанным в голубой пещере храма. Джаганнатх - черного цвета, а слон - это королевский символ. Иногда Джаганнатха изображают сидящим с широко раскрытыми глазами , словно в йогическом трансе . Голубая пещера - это в действительности храм сердца . Если туда установить Джаганнатха , невежество исчезнет. Купание слона и целительство. Излечение, без желания изменить поведение и понять изначальную причину болезни является бесполезным и даже оскорбительным. Такое сознание сравнивается с купанием слона, который после омовения в реке сразу катается в пыли. Излечение в первую очередь подразумевает духовное изменение, так как болезни приходят с тонких уровней на грубые. Поэтому как лечащий, так и пациент должны задумываться о том, кто такой я, для чего я живу, кто такой Бог и что меня с ним связывает. Тот, кто ежедневно уделяет слишком много времени физическим упражнениям, бодрствует ночью, ходит пешком на длинные дистанции, чрезмерно занимается сексом, очень много смеется, говорит или как-либо по-иному перенапрягает себя, погибает как лев после убийства слона. Слоновья мудра. (не делать без специалиста). Матангини-мудра. Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти через рот. Затем втяни воду через рот и выпусти обратно через ноздри. Повторяй это снова и снова. Эта Матангини – великая Мудра, прогоняющая старость и смерть. В безлюдном месте тщательно выполняй эту Мудру и ты станешь сильным как слон. Тогда йогин ощущает удовольствие, где бы он ни находился. Поэтому он должен выполнять эту (“слоновью”) Мудру с особой тщательностью. Рекомендации о принятии пищи. Если вы слон, вы съедаете сотни фунтов, но если вы - муравей, вы едите одно зернышко. Не ешьте сотни фунтов, имитируя слона ... Но если вы на самом деле подобны слону, то ешьте как слоны. Но если вы - муравей, то не ешьте как слон, иначе у вас будут проблемы. Слон – вегетарианец. Самые сильные и долго живущие животные это вегетарианцы. Лошадь, олень, буйвол и слон - все эти животные имеют большое, сильное тело; они выносливы и неутомимы, их колоссальная сила позволяет им поднимать огромные тяжести и выполнять самую трудную работу для человека. Ни одно животное, питающееся мясом, не может сравниться с ними в силе и выносливости. А молоко слонихи дает физическую силу. Слоны и перераспределение. Существует 8 400 000 различных типов жизни и земля, мать-земля дает пищу. В африканских джунглях есть тысячи слонов, они тоже получают пищу. Мы не должны смущаться так называемой теорией о перенаселении. Если Бог может кормить слонов, почему Он не может накормить вас? Вы не едите как слон. Итак, эта теория, что есть недостаток пищи или перенаселение, мы не принимаем её. Бог настолько могущественен, что Он может накормить каждого без каких-либо трудностей. Мы просто неправильно распределяем. Численность слонов в фаланге-акшаухини ведического войска. Фаланга акшаухини состоит из 21870 колесниц, 21870 слонов, 109350 пехотинцев и 65610 всадников. Знаки на стопах Бога. На стопах Господа есть особые знаки, которые отличают Его от всех остальных живых существ. Это знаки флага, молнии, стрекала погонщика слонов, зонтика, лотоса, диска и т.д. Эти знаки отпечатываются на мягкой пыли, когда по ней проходит Господь. Земля Хастинапура была отмечена этими благоприятными знаками, когда Господь Шри Кришна был там с Пандавами, и благодаря им царство Пандавов процветало. Ногти вселенской формы. Как утверждают знатоки, первооснова материи [махат-таттва] - сознание вездесущего Господа, а Рудрадева - Его эго. Лошадь, мул, верблюд и слон - Его ногти, а дикие животные и все четвероногие находятся в области Его поясницы. Тело слона и тело Бога. Ради сотворения материального мира Верховный Господь, несомненно, принимает гигантскую форму, напоминая этим живые существа, которые получают большие или маленькие тела в зависимости от своих потребностей. Например, слону в соответствии с его потребностями дается огромное тело, а муравью - крошечное. Аналогично этому, когда Личность Бога воплощается в теле гигантских размеров, чтобы вместить в Себя все вселенные или планеты одной вселенной, принцип остается тем же - размеры Его тела определяются необходимостью. Таким образом, величина тела не является критерием, по которому Господа можно отличить от обыкновенного живого существа. Ответ на поставленный вопрос нужно искать в особых функциях тела Господа, которые отличают Его тело от тел обыкновенных живых существ. Я - Аиравата среди величественных слонов, и среди обитателей вод Я - Варуна, повелитель морей. Среди всех вещей, которые дают свет и тепло, Я - Солнце, и среди людей Я - царь. Слон и царь. Точно так же, как главный слон-самец защищает всех других слонов в своем стаде и также себя, так и бесстрашный царь в точности, как отец, должен оберегать всех жителей от трудностей и также защищать себя. Медитация Дхрувы. В результате постоянной медитации Дхрувы на Верховную Личность Бога, пребывавшую в его сердце, Земля стала крениться под его тяжестью, подобно тому, как судно оседает под тяжестью слона. Слон и гунны материальной природы. До тех пор пока ум живого существа осквернен тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством), он подобен дикому, непокорному слону. Такой ум постоянно расширяет сферу своего влияния, побуждая органы тела совершать различные благочестивые и греховные действия. Из-за этого живое существо вынуждено оставаться в материальном мире и пожинать плоды своей материальной деятельности в виде разнообразных удовольствий и страданий. Четыре слона. На вершине горы Локалоки стоят четыре гаджа-пати, лучшие из слонов, поставленные по четырем направлениям Господом Брахмой, верховным духовным учителем всей вселенной. Этих слонов зовут Ришабхой, Пушкарачудой, Ваманой и Апараджитой. На них лежит ответственность за поддержание планетных систем в этой вселенной. Слоны на высших планетах. На высших планетах живут не только различные племена людей, но также и животные - львы и слоны. Там растут деревья, но почва там - не земля, а изумруды. Так создал эти планеты Кришна, Верховная Личность Бога. Шрила Бхактивинода Тхакура воспел это в таких словах: кешава! туйа джагата вичитра – «Господь Кешава! То, что Ты создал прекрасно и полно разнообразия!». Господь Рамачандра. Игры Господа Рамачандры были чудесны и напоминали игры слоненка. На состязании, где мать Сита выбрала своего мужа среди множества героев этого мира, Он сломал лук, принадлежащий Господу Шиве. Этот лук был таким тяжелым, что его несли триста человек, но Господь Рамачандра согнул его, завязал узлом, а затем сломал посередине, как слоненок ломает стебель сахарного тростника. Таким образом, Господь добился руки матери Ситы, которая была в равной степени наделена божественными качествами формы, красоты, поведения, возраста и характера. Она была богиней процветания, которая всегда отдыхает на груди Господа. Безупречное имя и необыкновенные качества Господа Рамачандры, уничтожающие все последствия греховных поступков, возносятся повсюду, подобно разукрашенной ткани победоносного слона, который завоевывает все вокруг. Слоны и убранство улиц. Во время правления Господа Рамачандры слоны опрыскивали улицы столицы Айодхьи ароматизированной водой и душистыми настоями. Горожане, видевшие, что Господь лично поддерживает состояние города в таком совершенном состоянии, очень ценил это. Подношение слонов в дар. На жертвоприношении Махараджа Бхарата раздал четырнадцать лакхов превосходных черных слонов с белыми бивнями. Слоны эти были с ног до головы покрыты золотыми украшениями. Бесценное сокровище. Четырнадцать бесценных сокровищ описаны в Маркандея Пуране: (1) слон, (2) скакун, (3) колесница, (4) жена, (5) стрелы, (6) казна, (7) гирлянда, (8) дорогие одежды, (9) деревья, (10) копье, (11) аркан, (12) драгоценные камни, (13) зонт и (14) регулирующие принципы. Нити-шастра. В горах нет рубинов, не все слоны украшены жемчугом, не во всех лесах растут сандаловые деревья, и не везде можно найти святых. Держись подальше от слона, лошади, рогатых животных. Избегай общения со злобными людьми, даже если для этого придется покинуть страну. Слоном управляют с помощью стрекала, лошадью - шлепком ладони, рогатыми животными - показав палку, а негодяем - с помощью меча. Чем мучиться, живя с родственниками в нищете, так уж лучше обитать без крова в джунглях среди тигров и слонов, пить воду из родника и есть лесные плоды, спать на траве и носить древесную кору вместо одежды. У слона огромное тело, однако, им можно управлять с помощью стрекала; но разве стрекало такое же огромное как слон? Горящая свеча рассеивает мрак, но разве ее пламя сравнится с беспредельной тьмой? Молния разрушает гору, но разве она такая же большая, как гора? Могуч обладающий властью, а не огромная серая толпа. Сандаловое дерево сохраняет аромат даже после того, как его срубают; слон остается игривым и в старости; сахарный тростник остается сладким и после того, как из него выдавливают сок. Так же и благородный человек не теряет своих возвышенных качеств даже в нищете. Кришна и слон. Слону ничего не стоит поднять цветок лотоса, так же и Кришна без всякого усилия поднял холм Говардхана. Кришна вместе с гопи вошел в воды Ямуны подобно тому, как слон входит в воду в сопровождении своих подруг. Когда Кришна возвращается, украшенный гирляндами из лесных цветов, все любуются Его лицом и сверкающими золотыми серьгами. Он входит во Вриндаван царственной походкой, напоминающей поступь слона, и медленно приближается к Своему дому. После Его возвращения и люди, и коровы во Вриндаване мгновенно забывают об иссушающем дневном зное. Однажды Кришна мгновенно схватил за рога демона Ариштасуру и отбросил прочь, подобно тому, как огромный слон отбрасывает слабосильного соперника. Господь Кришна медленно проходил по улицам Матхуры, пленяя Своей улыбкой сердца ее обитательниц. Супруг богини процветания шествовал по городу величественной поступью, напоминающей поступь слона. Женщины Матхуры много слышали о Кришне и Балараме, об Их необыкновенных достоинствах и сгорали от желания увидеть двух братьев. Теперь они своими глазами видели, как Кришна и Баларама проходят мимо, сладостно улыбаясь, и испытывали радость, доходящую до экстатического восторга. В новых нарядах Кришна и Баларама выглядели, подобно слонам, которых в день полнолуния и новолуния украшают разноцветными тканями. Кришна спросил у горожан, где расположена жертвенная арена. Камса решил провести жертвоприношение дханур-ягья и в ознаменование этого велел установить около жертвенного алтаря большой лук. Этот чудесный лук был поистине огромным, и походил на радугу в небе. По велению Камсы лук охраняло множество стражников и воинов. Балараму и Кришну предупредили, чтобы Они не подходили к луку, но Кришна пренебрег этим предостережением. Пробившись сквозь ряды стражников, Он левой рукой поднял огромный лук и на глазах у всех набросил на концы лука тетиву. Затем Он натянул лук так, что тот переломился посредине подобно тому, как ломается сахарный тростник в поле под нога- ми могучего слона. Все присутствующие увидели, как необычайно силен Кришна. Треск ломающегося лука разнесся эхом и на земле, и в небе. Камса тоже услышал его и, узнав, что произошло, испугался за свою жизнь. Предзнаменования. Слон, согласно индусской мифологии олицетворяет Господа Ганешу и средство передвижения Господа Индры и считается признаком процветания и счастья. Если человек похищает слона, в следующей жизни он рождается волком. У кого необузданный характер, тот рождается слоном в необитаемом лесу. Звук, издаваемый слоном, всегда считался благоприятным знаком, если был услышан с восточного направления. Но благоприятное влияние этого предзнаменования аннулируется в течение месяца Шравана (с 12-го июля по 12-ое августа). Мудрец и великий поэт, Валмики, в своей «Рамайане» говорит, что видеть опьяненного слона, перед началом сражения - плохое предзнаменование и указывает на поражение. Точно также, видеть стонущего слона или слона, неустойчиво стоящего на своих ногах - плохое предзнаменование, предсказывающее зловещие результаты. Видеть слона, испускающего мочу смешанную с кровью или рвоту, предсказывает смерть учителя или царя. Согласно легенде, некогда жил царь Викрам Сингх, в 13-ом столетии нашей эры, не знавший поражений. Когда царь видел предзнаменование ржания лошади и звуки, издаваемые слоном, он наполнялся уверенностью преддверия хороших дней. В конечном счете, он всегда достигал успеха, победы в сражении и над препятствиями жизни. В Махабхарате сказано, что слон, испускающий мочу смешанную с семенем, во время войны предсказал крушение Кауравов, видящих это предзнаменование. Наблюдая слона поворачивающего свой хобот вправо от себя и издающего рёв, поднимая свой хобот вверх, благоприятный знак, предвещающий победу наблюдающему его и гарантирует успех во всех его начинаниях. Если слон увеличивает скорость своего движения без видимой на то причины, предсказывает вселяющий страх событие. Клык слона должен быть отрезан на расстоянии равном двум окружностям его ноги. Если это слон, обитающий в болотистых местах, то клык должен быть отрезан немного выше, чем описано выше. Если слон обитает в гористой местности, то меньшего размера следует оставить клык. Если при обрезании клыка показывается белое, даже блестящее вещество, с приятным запахом, это предсказывает процветание для владельца. Предсказания с клыками могут также происходить, если клык ломается или трескается. Когда ломается правый клык то эффект будет следующим: бегство правителя, восстание в армии. Если трещина находится на левом клыке, разрушение принца, царского наставника (Раджа-гуру) и погонщика слона, так же как и армии, эскорта царя и других знатных личностей царства. Считается, что боги, демоны, люди проживают в основании, средней части и на кончике клыка, соответственно. Влияние предзнаменований, от этих частей будет иметь большое влияние, средние, и небольшое и будет чувствоваться в течение 3 промежутков времени, в течение недели, в течение месяца и после месячного срока, соответственно. Если оба, клыка сломаны, это покажет крушение царской семьи, таково должно быть предсказание. Однако если это случиться, когда Луна находится в благоприятном знаке (Телец, Близнец, Рак, Дева, Весы, Стрелец или Рыбы) или в благоприятный лунный день, накшатру и т.п. то будет увеличение процветания и счастья. Иначе это приведёт к росту несчастий. Если слон сломал или расколол среднюю часть своего левого клыка, ударившись о деревья выделяющие молочный сок или дерево полное плодов или цветов или даже о насыпь реки, это показывает разрушение врага, без любых сомнений. Напротив, когда клык ломается о тернистые деревья или если это правый клык, это показывает процветание врагу. Если слон игриво разрушает муравейники, ломает сучья деревьев, кустарников и кустов, при этом выглядит радостным и опьяненным, это предсказывает победу владельцу слона. Также покажет победу, если слон движется надменно или быстрыми шагами, держа голову, ликующи или разбрызгивая брызги воды, будучи, приветствуя или опьяненным во время того, как его хобот обвёрнут вокруг правого клыка. Однако если слон утянут в воду крокодилом, царь будет разрушен. В случае, обратного, т.е. предзнаменования, когда слон тянет крокодила из воды, царь, владеющий этим слоном, одержит победу в конфронтации. Видение слона во сне. Форма слона, увиденная во сне почти всегда благоприятна. Ездить на слоне – стать царём. Кто, взойдя на белого слона, поедает рис на берегу реки, тот овладевает всей землей, будет добродетелен и богат, даже если он лишен знатности. Кто, поднявшись на глиняного слона, пьет из бездонного океана и так просыпается, тот без сомнения становится владыкой. Кто в сновидении видит или получает слона, а также поднимается на него, тот станет счастливым. Получение и вид стрекала для слонов, или прикосновение к нему к благополучию людей. Кто явственно слышит рев слона, к тому приходит счастье. С другой стороны, похищение слонов, несет вражду с родственниками и потерю богатства. Когда кого-нибудь тащит за ноги слон, человек, будучи в заточении, быстро освобождается, свободный же попадает в заточение. Если во сне бывает страх перед слонами, то быстро приходит телесное страдание. Система Слоновьей Памяти (ССП). Шрила Прабхупада применял “Систему Слоновьей Памяти”. Заведите карточки по каждому из проектов, который вы ведете, и каждому из людей, с которым вы активно работаете. Записывайте на них всю существенную информацию, связанную с этими проектами и людьми. Можно использовать блочную тетрадь, или электронный блокнот (в компьютере). Перед встречей с данным человеком, или обсуждением или принятием решения по поводу проекта, загляните в ССП. Кстати, если может помочь Вам лучше понимать людей, когда они будут обращаться к Вам с вопросами. История. Шанкарачарья очень настойчиво проповедовал свою теорию иллюзии. Однажды он пришел в некое царство и рассказал царю всю теорию иллюзии, что мир не реален и царь решил его проверить. Он решил посмотреть, насколько великий ачарья будет последователен в своей теории иллюзии, поэтому он сказал: «Хорошо, спасибо тебе большое за объяснение». Ты знаешь, мне на минутку надо выйти. Ты посиди у меня в саду. Шанкарачарья вместе со своими учениками сидел в саду, они угощались кушаньями, которые там были, царь вышел и вдруг, откуда ни возьмись в сад врывается бешеный слон, которого выпустил этот царь. И все ученики, включая великого ачарью, страшно переполошились и стали бегать как сумасшедшие. Великий ачарья первый залез на дерево, которое было поблизости и сел на этом дереве. Но потом все успокоилось, слона как-то схватили, увели. Зашел этот царь и говорит этому ачарье, который сидит на дереве: О, великий ачарья, а чего ты переполошился, все же иллюзия? Слон тоже иллюзия? Ачарья загадочно улыбнулся и с ветвей дерева сказал: То, что я сижу на дереве это тоже иллюзия. Тебе только кажется. На самом деле, нет не дерева, ни ачарьи, сказал он, потом почесал в затылке и слез с дерева. Заключение. Лучше пожертвовать слона, чем коня, и лучше - землю, чем слона. Но лучше чем жертвовать слона, жертвовать семена кунжута, и лучше этого давать золото. Однако лучше раздачи золота раздача злаков, т. к. все предки, полубоги и люди удовлетворяются, вкушая их. Нет лучшего пожертвования ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Однако ученые брахманы утверждают, что выдать юную девушку замуж за достойного человека равно раздаче злаков. Кроме того, Шри Кришна, Верховная Личность Бога, сказал, что раздача коров равна жертвованию злаков в пищу. Однако лучше всех этих пожертвований -- дать духовное знание невежественному. Материал для чтения. Комар и слон. Давным-давно жил-был комар по имени Намус, который за свой тонкий ум был прозван Проницательным Намусом. Однажды, поразмыслив над своей жизнью и руководствуясь весьма благовидными и вескими причинами, Намус решил поменять свое жилище. Своим новым обиталищем он избрал ухо одного слона, ибо такого рода дом казался ему самым подходящим и удобным. Итак, оставалось только осуществить задуманное, так что вскоре Намус обосновался в просторном и очень уютном ухе. Спустя какое-то время Намус произвел несколько поколений комаров. В жизни его периоды напряженного труда чередовались с периодами отдыха и покоя, радость сменялась печалью, поиски увенчивались достижениями; словом, судьба его была судьбой всех комаров на свете. Ухо слона было его домом и, как бывает в таких случаях, он чувствовал, что вся его жизнь, его история, само его существо неразрывно связано с этим местом. Это ощущение он постоянно поддерживал в себе, пока оно не стало частью его самого. Ухо было таким теплым, таким уютным, таким просторным, Здесь ему довелось так много всего пережить... При переезде в этот дом, Намус, естественно, не обошелся без приличествующих случаев церемоний вежливости. Прежде чем въехать в новое жилище, он изо всей мочи пропищал слону о своем решении. - О слон, - закричал он, - знай, что никто иной, как я, комар Намус, по прозвищу Проницательный, собираюсь поселиться здесь. И так как это твое ухо, то я, желая соблюсти обычай, сообщаю тебе о моем решении. Слон не возразил. И Намус вселился, ибо не подозревал о том, что слон попросту его не услышал. Если уж быть справедливым, он и не почувствовал вселения комара со всем его многочисленным семейством в свое ухо. Не будучи от природы неучтивым созданием, он просто даже и не знал о существовании какого-то там комара. Но вот прошло какое-то время, и Намус, побуждаемый вескими и неотлагательными причинами, решил снова поменять свое жилище. И, как в начале, он решил, что сделать это он вправе только в соответствии с установленной и освященной веками традицией. Он стал заранее готовиться к тому, чтобы объяснить слону свое решение - покинуть его ухо. Итак, окончательно утвердившись в своем решении и хорошо отрепетировав прощальный монолог, он прокричал его слону в самое ухо. Но не получил никакого ответа. Он крикнул еще раз, но слон по-прежнему хранил молчание. Тогда Намус, полный решимости заставить все-таки слона услышать его назойливые, но красноречивые слова, набрал полную грудь воздуха и в третий раз прокричал: - О, слон, знай, что я, Проницательный Намус, намерен покинуть свой очаг и дом, оставить свою резиденцию в твоем ухе, в котором я так долго прожил. И для этого у меня есть вполне веские основания, и я хочу их тебе изложить. Наконец слова комара достигли слуха слона, и он сумел их разобрать. Пока он их обдумывал, комар продолжал: - Что ты мне ответишь на это? Каково твое мнение об этом? Слон медленно поднял свою огромную голову и протрубил: - Ступай с миром, ибо поистине твой уход имеет для меня такое же значение, какое имел твой приход. Пол рупии лягушки. (История рассказана Шрилой Бхактиссидхантой Сарасвати) Жила-была лягушка. Однажды она нашла монетку в пол рупии. Разбогатев, лягушка начала раздуваться от гордости. Она думала: «Есть ли кто равный мне в богатстве? Если слон придет сюда пить воду, я прогоню его. Я больше не позволю ему пить здесь!» Размышляя в таком ключе, лягушка уселась на монетку, лежащую на берегу пруда. Вскоре погонщик привел слона на пруд купаться. Лягушка вскочила и ринулась на слона, бросив свои пол рупии. Несколько мгновений спустя она была расплющена пятой громадного животного. Комментарий. Те, кто так гордятся своими мирскими достижениями в материальном мире, лишь доказывают свою собственную незначительность стоимостью в пол рупии лягушки, когда приходит час испытаний. Великая доблесть неутомимых работников этого материального мира может быть в любой момент сокрушена натиском майи, поскольку она была ничем иным, как даром материальной природы. Поэтому в Бхагавад Гите говорится: пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара вимудхатма картахам ити манйате «Душа, сбитая с толку, из-за влияния ложного эго, считает, что это она выполняет действия, которые на самом деле, выполняют три гуны материальной природы». Бхагавад-гита 3.27. Живое существо считает, что действия, которые выполняются под влиянием разных гун природы, выполнены им. Таково влияние иллюзии, под влиянием которой он думает: «Я Господь». Такой надменный человек считает себя королем наслаждений в этом мире и потому хочет властвовать над ним. Однако, такие люди не могут понять одного; мать-природа в любой момент может положить конец их самомнению и бахвальству, провозглашающему их великими деятелями. В этом мире в независимости да чванстве нет никакого проку. А тот, кто сегодня царь, завтра может оказаться попрошайкой на улице. А егодня нищий, может раздуться от гордости из-за своих безмерных богатств. Поэтому великий святой Шри Нароттам дас Тхакур поет: раджар йе раджйапат йена натуар нат декхите декхите кичху ной хена майа каре йеи, парам ишвара сеи танре мана сада кара бхайа «Царству царя, как и танцу танцовщика, в любой момент может придти конец. Таково воздействие Майи, высшей повелительницы. О, ум, всегда бойся ее». Смерть слона Кувалаяпиды. Когда Кришна и Баларама совершили омовение и другие утренние приготовления, Они услышали бой барабанов на борцовской арене и сразу же отправились посмотреть на состязание. Подойдя к воротам, Они увидели огромного слона Кувалаяпиду с погонщиком на спине. Погонщик намеренно закрывал вход, поставив слона так, что он загородил ворота. Разгадав замысел погонщика, Кришна затянул пояс и приготовился к схватке со слоном. «Ах ты негодяй! - громовым голосом обратился Он к погонщику. - Отгони слона и пропусти Меня, а не то и ты, и твой слон станете гостями олицетворенной смерти!» Оскорбленный окриком Кришны, погонщик рассвирепел и, как было задумано, погнал своего слона на Кришну, чтобы заставить Его вступить в бой. Грозный, как смерть, Кувалаяпида ринулся на Кришну и попробовал схватить Его хоботом, но Кришна ловко увернулся и в один миг оказался позади слона. Хобот мешал слону видеть Кришну, который прятался за его ногами, и все же он попытался снова схватить Его. Но Кришна отскочил, забежал назад и схватил слона за хвост. Не выпуская хвоста из рук, Кришна с силой потянул слона и протащил его шагов двадцать, как Гаруда тащит пойманную змею. Кришна тащил слона то влево, то вправо, как в детстве таскал за хвосты телят. Затем Кришна подскочил к слону спереди, нанес ему сокрушительный удар и, быстро отбежав, скрылся у него за спиной. Потом Он бросился слону под ноги, и тот упал на колени. Кришна быстро вскочил, но слон, думая, что Он все еще лежит, попытался проткнуть Его бивнем - и вонзил бивень в землю. Неудача разъярила Кувалаяпиду, а погонщик все понукал слона, стараясь разжечь его ярость. Взбешенный слон бросился прямо на Кришну. Как только он приблизился, Кришна схватил его за хобот и повалил. Когда слон и погонщик упали, Кришна вскочил на слона, отломил один бивень и этим бивнем убил и слона, и погонщика. Расправившись со слоном, Он водрузил его бивень Себе на плечо. Кришна был прекрасен, покрытый сверкающими каплями пота, обрызганный кровью слона, и в таком виде направился к жертвенной арене. Господь Баларама нес на плече второй бивень Кувалаяпиды. Сопровождаемые друзьями, оба брата взошли на борцовский помост. Когда Кришна вместе с Баларамой и Своими друзьями появился на помосте, разные люди восприняли Его по-разному, в зависимости от своих отношений, или рас, с Ним. Кришна - источник всех радостей и всех рас, основанных на любви или неприязни. Борцам Кришна представлялся громовой стрелой, а обычным людям - невиданным красавцем. Женщинам Он казался самым привлекательным юношей, олицетворенным Камой, богом любви, который Своей красотой разжигал в них вожделение. Пастухи же смотрели на Него как на своего родственника и земляка, приехавшего, как и они, из деревни Вриндаван. Неблагочестивые цари-кшатрии видели в Нем сильнейшего властителя и с трепетом ждали, что Он покарает их. Для родителей Кришны, Нанды и Яшоды, Он был их любимым сыном. А для Камсы, царя из династии Бходжи, Кришна был олицетворенной смертью. Люди неразумные считали Кришну несовершенным. Присутствующие йоги видели в Нем Сверхдушу. А в глазах членов династии Вришни Он был самым знаменитым из ее потомков. Так разные люди по-разному воспринимали Кришну, когда Он вместе с Баларамой и Своими друзьями всходил на борцовский помост. Узнав, что Кришна убил слона Кувалаяпиду, Камса понял, что Кришна непобедим, и его обуял страх. У Кришны и Баларамы были красивые, длинные руки. Облаченные в на-рядные одежды, Они покорили Своей красотой всех собравшихся. Они были одеты так, как одеваются танцоры перед выходом на сцену. Все взоры были устремлены на Кришну и Балараму. Жители Матхуры с радостью взирали на Верховную Личность Бога, Кришну, и не могли налюбоваться Его прекрасным лицом. Им казалось, будто они пьют нектар богов. Они были очень счастливы оттого, что видели Кришну, и думали, что не только пьют нектар, струящийся с Его лица, но и вдыхают аромат и ощущают нектарный вкус Его тела. Мысленно они заключали Кришну и Балараму в объятия и с восторгом говорили между собой о двух божественных братьях. Жители Матхуры уже давно слышали о красоте и доблести Кришны и Баларамы, но впервые видели Их воочию. Они решили, что Кришна и Баларама - два всемогущих воплощения Верховной Личности Бога, Нараяны, явившиеся во Вриндаване. Горожане начали рассказывать друг другу о лилах Кришны: о том, что Он родился как сын Васудевы, а воспитывался Махараджей Нандой и его женой в Гокуле, а также обо всем, что произошло до того, как Он удостоил Своим посещением Матхуру. Говорили они и о том, как Кришна убил ведьму Путану и Тринаварту, который налетел на Вриндаван в облике смерча, вспоминали, как Он избавил двух братьев-близнецов от пребывания в телах деревьев ямала-арджуна. Жители Матхуры рассказывали: «Во Вриндаване Кришна и Баларама убили Шанкхачуду, Кеши, Дхенукасуру и много других демонов. Кришна также спас вриндаванских пастухов от опустошительного лесного пожара. Он наказал змея Калию, который жил в водах Ямуны, и укротил гордыню небесного царя Индры. Одной рукой Кришна поднял огромный холм Говардхана и держал его, спасая жителей Гокулы от потоков дождя, ураганного ветра и града». Они вспоминали и другие чудесные игры Кришны: «Вриндаванские девушки так радовались тому, что могут любоваться красотой Кришны и участвовать в Его лилах, что позабыли обо всех тяготах материального существования. Когда они глядели на Кришну, когда думали о Нем, от их усталости не оставалось и следа». Жители Матхуры говорили также о династии Яду, о том, как Кришна явился в одной из ее семей и как благодаря этому она стала самой знаменитой династией во вселенной. Затем они заговорили о Балараме. Они восхищались Его прекрасными глазами, похожими на лепестки лотоса, и почтительно замечали: «Этот юноша убил Праламбасуру и много других демонов». Пока продолжалось это обсуждение, заиграли несколько оркестров, возвещая о начале состязаний. Знаменитый борец Чанура обратился к Кришне и Балараме с такими словами: «О Кришна и Баларама, мы много слышали о Ваших подвигах. Мы знаем, что Вы - великие герои, поэтому царь и пригласил Вас на это состязание. Говорят, у Вас необычайно сильные руки. Царь и все собравшиеся хотели бы увидеть Ваше борцовское искусство. Каждый подданный должен повиноваться и угождать царю, тогда он обретет всевозможные блага. Непокорные же испытают на себе всю силу царского гнева. Вы - пастухи, но мы слышали, что, когда Вы пасете коров в лесу, Вы любите бороться друг с другом. И мы хотим, чтобы в угоду всем присутствующим, и прежде всего в угоду царю, Вы приняли участие в наших состязаниях». Кришна сразу понял тайный умысел Чануры и приготовился к поединку с ним. Но, соответственно времени и обстоятельствам, Он сказал: «Мы, как и ты, - подданные царя Бходжей, хоть и живем в лесах, и хотели бы, если сможем, доставить ему удовольствие. Предложение участвовать в состязаниях для Нас большая честь, но ведь Мы совсем еще дети. Да, порой Мы играем в лесу Вриндавана с Нашими друзьями. Но Мы думаем, что Нам лучше бороться со сверстниками, равными Нам по силе. Если Мы вступим в состязание с такими прославленными борцами, как вы, это вряд ли понравится зрителям, ибо такой поединок противоречит религиозным заповедям». Этими словами Кришна давал понять, что такие знаменитые и могучие борцы не должны вызывать на бой Его и Балараму. Чанура ответил: «О Кришна, мы прекрасно знаем, что Ты не ребенок и не юноша. Ты и Твой старший брат Баларама превосходите всех и вся. Ты уже убил слона Кувалаяпиду, который мог один сражаться с тысячами слонов, и это была поистине чудесная победа. Твоя великая сила дает Тебе право бороться с сильнейшими из нас. Поэтому я хотел бы вступить в поединок с Тобой, а Твой старший брат Баларама будет бороться с Муштикой». На этом заканчивается сорок третья глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Смерть слона Кувалаяпиды». «Шримад Бхагаватам» 2-07-15. «Наши умы, погруженные в реку нектара Твоих трансцентных игр, о Господь, подобны слону, который перенес мучения в лесу, охваченном пожаром, но, войдя в прохладные воды реки, тут же забыл о них». антах-сарасй уру-балена паде грихито грахена йутха-патир амбуджа-хаста артах ахедам ади-пурушакхила-лока-натха тиртха-шравах шравана-мангала-намадхейа Однажды вожака слонов, который купался в реке, схватил за ногу превосходивший его по силе крокодил, причиняя ему невыносимые страдания. Зажав в хоботе лотос, слон обратился к Господу: «О изначальный наслаждающийся, о Господь вселенной! О спаситель, знаменитый, как места паломничества! Все очищаются, просто слушая Твое святое имя, достойное того, чтобы его повторяли». КОММЕНТАРИЙ: История освобождения вожака слонов, которого в реке схватил за ногу превосходивший его по силе крокодил, описана в Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Господь является абсолютным знанием, поэтому между Личностью Бога и Его святым именем нет никакой разницы. Подвергшись нападению крокодила, царь слонов оказался в очень тяжелом положении. Хотя слон, как правило, сильнее крокодила, в воде крокодил всегда сильнее слона. Но, поскольку в прошлой жизни слон был великим преданным Господа, благодаря своим прошлым заслугам он смог произнести Его святое имя. Каждое живое существо в материальном мире постоянно испытывает муки и страдания. Этот мир так устроен, что на каждом шагу нас подстерегают неприятности. Однако тот, кто в прошлом совершал добрые дела, избирает путь преданного служения Господу, что подтверждается в «Бхагавад-гите» (7.16). Те, кто в прошлом совершал неблагочестивые поступки, не становятся на путь преданного служения Господу, в каком бы отчаянном положении они ни находились. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите» (7.15). Личность Бога, Хари, в то же мгновение явился перед слоном, восседая на спине Своего вечного носителя Гаруды, и освободил его. Слон сознавал, в каких отношениях он находится с Верховным Господом. Он обратился к Нему, назвав его ади-пурушей, изначальным наслаждающимся. И Господь, и живое существо обладают сознанием и потому оба способны наслаждаться, но Господь является первичным наслаждающимся, ибо Он - творец всего сущего. В семье и отец, и сыновья, несомненно, являются наслаждающимися, но отец - это первичный наслаждающийся, а его сыновья - вторичные, подчиненные наслаждающиеся. Чистый преданный прекрасно знает, что все во вселенной принадлежит Господу и что живое существо может наслаждаться только тем, что выделено ему Господом. Живое существо не имеет права даже касаться того, что не предназначено для него. Идея первичного наслаждающегося замечательно объяснена в «Ишопанишад». Тот, кто видит эту разницу между собой и Господом, никогда не возьмет себе ничего, не предложив это сначала Господу. Слон обратился к Господу, назвав Его акхила-локанатхой, то есть Господом вселенной, который поэтому был господином и самого слона. Будучи чистым преданным Господа, слон заслуживал спасения, и поскольку Господь обещает, что Его преданный никогда не погибнет, то мольба слона о помощи, обращенная к Господу, была вполне уместной, и милосердный Господь сразу же откликнулся на нее. Господь защищает всех живых существ, но в первую очередь тех из них, кто, отбросив ложную гордыню, признает верховную власть Господа. Только ложная гордость заставляет человека отрицать превосходство Господа или заявлять о своем равенстве с Ним. На самом деле Господь всегда выше нас. Чистый преданный Господа видит эту разницу между собой и Господом и потому всегда уповает на Господа, а Господь лично заботится о нем, отдавая ему предпочтение перед всеми остальными. Того же, кто отрицает существование Господа и провозглашает Господом себя, называют асуром; такого человека защищает лишь ограниченная сила, подчиненная воле Господа. Поскольку Господь выше всех, Его совершенство также непревзойденно. Никто не в состоянии даже предоставить себе совершенство Господа. Слон назвал Господа также тиртха-шравах - знаменитым, как места паломничества. В места паломничества идут, чтобы избавиться от последствий неосознанных грехов. Однако очиститься от всех грехов можно, просто вспоминая святое имя Господа. Поэтому, в сущности, между Господом и местами паломничества нет никакой разницы. Посетив святое место, человек избавляется от последствий совершенных им грехов, но того же результата можно добиться дома или в любом другом месте - для этого достаточно лишь повторять святое имя Господа. Чистому преданному незачем ходить в святые места. Он может избавиться от всех грехов, просто с искренностью вспоминая о Господе. Чистый преданный Господа никогда не грешит, но, поскольку весь мир погряз в грехе, даже чистый преданный может иногда неосознанно согрешить. Тот, кто грешит сознательно, не имеет права называться преданным Господа, но если чистый преданный неосознанно совершает какой-либо грех, Господь Сам избавляет его от последствий этого греха, поскольку чистый преданный всегда помнит о Господе. В этом стихе святое имя Господа называют шравана-мангала. Это значит, что человеку достаточно просто слушать звук святого имени, и ему во всем будет сопутствовать удача. В другом месте «Шримад-Бхагаватам» святое имя Господа называют пунйа-шравана-киртана. Слушание повествований о Господе и воспевание Его деяний само по себе уже является добродетельным поступком. Господь нисходит на Землю и, подобно обычному человеку, участвует в делах этого мира только для того, чтобы Его деяния стали темой повествований о Нем и люди слушали их. Помимо этого Ему нечего делать в материальном мире, и у Него ни перед кем нет никаких обязательств. Он приходит сюда по Своей беспричинной милости и поступает так, как пожелает. Веды и Пураны изобилуют описаниями Его деяний, преследующих только одну цель - пробудить дремлющее в людях желание слушать и читать о деяниях Господа. Однако подавляющее большинство современных людей растрачивает драгоценное время своей жизни на чтение мирских повестей и романов. Такие произведения никому не приносят пользы. Наоборот, они без необходимости возбуждают умы неискушенных молодых людей и усиливают влияние на них гун страсти и невежества, еще туже затягивая узел материального существования. Живущую в людях потребность слушать и читать нужно направить на чтение и слушание повествований о деяниях Господа - это благотворно скажется на самом человеке и обществе в целом. Подводя итог, можно сказать, что человек должен всегда стремиться слушать святое имя Господа и повествования о Нем, поэтому в данном стихе Его называют нама-дхейа, что значит «Тот, чье святое имя достойно того, чтобы его повторяли». Лекция опубликована на сайте Дальневосточного Центра Востоковедения http://fecos.da.ru По вопросам распространения обращайтесь по адресу ppdas@mail.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||