ANO «FAR-EASTERN CENTER OF ORIENTAL STUDIES»
АНО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»
http://fecos.da.ru
Конспект лекции Рузова В.О. (Патита Павана дас).
Ведическая конфликтология. Виды восприятия конфликта.
Существует 2 восприятия конфликта – житейско-негативное и философски-позитивное.
Житейское восприятие.
На житейском уровне нам не нравится конфликт, и мы относимся к нему очень негативно.
Почему нам не нравятся конфликты?
Конфликт заставляет нас действовать.
Активность приводит к изменениям. Конечно, человек может меняться и в худшую
сторону, но без активности, он точно деградирует. Невозможно оставаться на месте.
Нам кажется, что если перестать действовать на определенном этапе, то можно сохранить
ощущение счастья и спокойствия, но жизнь как лодка, стоит перестать грести и
она неумолимо движется по течению.
Анекдот.
Что бы ты сделал если бы у тебя был миллион?
Ничего.
Как ничего?
А зачем мне что-то делать, если у меня уже есть миллион?
Мы боимся активности, так как не знаем законов кармы. На самом деле 'карма' означает
действие, активность, поступки; именно действия и поступки в прошлом обусловливают
события в настоящем.
"Мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее".
Каждый человек сам создает свое будущее, принимая решения в настоящем и совершая
позитивные или негативные действия.
От постоянных негативных реакций в результате неправильных действий человек приходит
к выводу, что «лучше не высовываться».
Страх деятельности возникает оттого, что мы никогда не вставали на платформу
позитивной активности.
Активность к сожалению сначала проходит агрессивную стадию, характеризующуюся
спорами, гневом, недовольствами и т.п. Устав и испугавшись, человек разочаровывается
и перестает действовать, испугавшись, что всё будет ещё хуже.
Но за первой стадией следует вторая. Она несет в себе позитивные стороны активности:
повышается эффективность жизнедеятельности. Человек действует в точное время,
в точном место и с точным расчетом. Как результат он ощущает удовлетворение,
спокойствие и счастье.
Переход на вторую ступень активности происходит через стабильность, доброжелательность,
разумность и чистоту. Так как не все хотят идти на такие «жертвы», большинство
завязает на стадии негативной жизнедеятельности, проклиная свою работу, на чём
свет стоит.
Особенно неблагоприятные качества обретает активность, проявляемая в темное время
суток. Это прямое противостояние с природой и человек его несомненно проигрывает,
зарабатывая хронические болезни, усталость, стресс и раннюю старость.
Это не только вредно, но и опасно, так как в темное время суток действие разума
ограничивается и человек остается наедине со своим умом и чувствами. Попав под
их контроль, он совершает множество глупостей и наутро искренне раскаивается,
не понимая, как он мог столько натворить за один вечер.
Так как мы живем в холодных странах нам необходимо знать, что в холодное время
года активность человека должна быть наибольшей, летом - наименьшей, а в межсезонье
- средней. Существует реальная тенденция впадать в спячку в зимний период. Мы
обустраиваем свои квартиры-берлоги и приходим в себя только в начале лета.
Но и летом нельзя расслабляться. Лето время преобразования лени и пессимизма
в активность и оптимизм. Теплое весеннее солнышко вводит нас в иллюзию, что всё
хорошо и будет так всегда. Духовное развитие может приостановиться. Поэтому в
этот период необходимо проявлять усилия по активизации духовной практики.
Важно не пропустить и сезоны жизни. Период наибольшей активности должен проходить
с 15 до 50 лет. Надо успеть не только заработать бесполезные в старости вещи,
а приобрести настоящую ценность – духовное знание и мудрость.
Мы боимся активности также потому, что активный человек больше должен отдавать,
чем получать. Но лень делает человека жадным и ему не хочется расставаться даже
с уже совсем ненужным и бесполезным.
Индивидуальная творческая активность личностна по своей природе. Видя сотворенный
объект, мы понимаем, что за ним стоит определенная личность. И, наоборот, мы
судим о личности по той деятельности, которую она совершает. Это заставляет нас
бояться активности, так как все могут раскусить наши недостатки. На востоке есть
пословица – человек умён, пока молчит.
На физиологическом плане, следует знать, что активность естественно повышают:
асафетида, чили, калинджи, кумин, гхи, «Чаванпраш», розовое масло и дыхание через
правую ноздрю.
Также неплохо воздействует на активность гимнастика «Сурья-намаскар». По этой
гимнастике легко определить степень активности человека. Обычно у неактивного
человека нет времени или сил на её выполнение.
Хотя человек может очень быстро бегать и говорить, что у него нет времени, это
просто другая форма лени, когда человек вынужден трудится ради исполнения своих
желаний, но в душе он мечтает остановиться и ничего не делать. От этого умонастроения
он всё делает плохо и некачественно и поэтому ему постоянно не хватает ни на
что времени.
Одним из важнейших факторов поддержания активности является вегетарианство. Вегетарианец
способен сохранять свою активность до самой глубокой старости, что не скажешь
о приверженцах тяжёлой пищи.
При повышении активности, необходимо остерегаться негативных проявлений, в виде
раздражительности и повышенной половой активности. Такое продолжительное воздействие
делает человека предрасположенным к заболеванию туберкулезом.
Активность необходима и при деторождении. При вынашивании ребенка мать должна
вести себя очень аккуратно, но это не значит, что мать должна облениться. Для
ребенка будет лучше всего, если мать будет сохранять умеренную активность. Иначе
он родится слабым и ленивым.
Вообще, сама по себе лень очень сходна по проявлениям с алкоголизмом. И фактически
является ее тонкой формой.
Видеоигры особенно снижают активность мозга.
Активность мозга людей, проводящих много времени за видеоиграми, значительно
отклоняется от нормы. К такому выводу пришел профессор Акио Мори из Hионского
университета (Япония).
Анализируя полученные данные, Акио Мори обратил внимание на бездеятельность лобных
долей мозга. В настоящее время считается, что предлобные доли мозга отвечают
за эмоции и творческие способности человека.
Кроме различий в активности мозга Акио Мори отмечает неадекватность поведения
многих поклонников видеоигр: они легко выходят из себя, с трудом могут сосредоточиться
и испытывают проблемы при общении с другими людьми.
Особенно опасно, по мнению ученого, то, что у наиболее активных геймеров изменения
в мозговой активности носят хронический характер. По мнению профессора, следует
обратить внимание на высокую популярность игр среди детей и подростков, психика
которых находится в стадии формирования.
С другой стороны нежелание действовать активно – это неправильное воплощение
естественной потребности действовать активно внутри себя самого.
Тот, кто черпает счастье, активность и наслаждения в самом себе, кто обращает
внутрь себя, является воистину совершенным мистиком.
Если человек не способен испытывать счастье в себе, разве может он отказаться
от внешней деятельности, направленной на достижение поверхностного счастья.
Освобожденный человек действительно испытывает счастье он может спокойно сидеть
в любом месте и наслаждаться жизненной деятельностью внутри себя. Такой освобожденный
человек более не желает внешнего материального счастья. Это состояние называется
брахма-бхута, достигнув которого, человек может быть уверен, что вернется домой,
обратно к Господу. Но приходит оно после долгой внешней активности, направленной
на очищение и исполнение своего долга.
Конфликт срывает маски.
Конфликт не страшен искренним людям. Невозможно сорвать маску с того, у кого
их нет. Поэтому больше всего боятся конфликтов разведчики и преступники.
Следовательно, если нас пугают конфликты, значит, мы не совсем чисты и нам есть,
что скрывать.
Лицемерие и вегетарианство.
Как можно исповедовать религию и в то же время без конца убивать животных? Мы
должны разделять радости и горести других, и никогда не отступать от этого принципа.
К сожалению, в наше время так называемые филантропы и гуманисты думают построить
человеческое счастье на костях несчастных животных.
В ведической литературе уничтожение этого качество представлено, как БАКАСУРА-ВАДХА
(убиение демона-аиста). Лукавое двуличие, обманчивое поведение и лицемерие характеризуют
неправедный образ жизни человека, постоянно занимающегося обманом других.
Конфликт заставляет нас меняться.
Мы боимся изменений, так как все изменения в прошлом несли в себе опасность.
У нас нет опыта изменений в лучшую сторону. Фактически в этом мире невозможно
что-то изменить в лучшую сторону. Любое положение опасно и таит в себе скрытые
недостатки.
Мы просто боимся проиграть в очередной раз, как это было миллионы и миллионы
раз в процессе реинкарнации. Одно тело менялось на другое, но таило в себе ещё
большие опасности и в конце концов не оправдывало надежд.
Но без изменений, без трансформации невозможен рост. Невозможно даже поддержание.
Тело поддерживается и растет за счет трансформации пищи. А смерть, это отказ
механизма трансформации.
В 3-ей песни "Шримад-Бхагаватам" сказано, что эфир творится из тонкой звуковой
вибрации.
Воздух является производным от эфира.
Огонь, или электромагнитная энергия происходит из воздуха.
Вода - это трансформация огня.
А земля - это трансформация воды.
То есть в общем смысле земля - это трансформация звуковой субстанции. А мы привыкли
думать, что земля очень твердая. На самом деле земля - это определенная комбинация
звуковой вибрации.
Поэтому все изменения начинаются со звука. Любой звук – это уже конфликт, так
как он несёт в себе изменений. Поэтому, если мы боимся изменений, то начинаем
искать тишины.
Другая форма восприятия конфликта – радостно-негативное.
Это асура-восприятие или самая тяжёлая форма.
Радость от сражений – это умонастроение негодяя. Им зачастую не важно, что они
потеряют, им просто хочется сражаться против кого-то и всё.
Человек может думать, что раз ему нравится сражаться, то он воин и гордится этим,
но зачастую это просто негодяй.
Настоящая победа, это не убить всех, а не довести до битвы. Это принцип всех
охранных подразделений
Желание убить имеет тонкие причины и исходит из изначального негативного желания
уничтожить Бога и занять его место.
Раньше жил великий демон – Хираньякашипу. Он тоже хотел убить Бога, но не смог
его найти. С таким настроением очень трудно найти Бога. И что же он подумал?
Он подумал, что Бог умер от страха перед ним. Это очень похоже на философию Ницше.
Убивающий должен помнить старую пословицу: поступай так же со всеми, как хочешь,
чтобы поступали с тобой. Это один из всемирных моральных принципов. Если мы изрубили
на куски кричащее животное и придали его в магазине, то почему мы волнуемся,
когда это хотят сделать с нами – мы должны этому обрадоваться. Это и есть умонастроение
асуры – убивать других, без оглядки на нормы морали и справедливости.
Анекдот.
Двое знакомых говорят о третьем:
- У него нет врагов.
- Неужели?
- Да, но все его приятели ненавидят его.
Если человек убивает животное, то он должен родится в теле этого животного и
перенести такую же смерть. Поэтому можно увидеть разных коров. Коровы в России
и коровы в Индии отличаются друг от друга. Местные коровы очень пугливы и злы,
но индийские коровы очень счастливы и спокойны. Это произошло оттого, что в теле
наших коров рождаются те, кто их убивал и умонастроение, особенно страх перед
людьми передается в новое тело.
Убить можно только агрессора, всех других, даже если это муравей, надо жалеть
и беречь.
Агрессоры (те, кого можно убить, не навлекая на себя кармических реакций): гарадах
- отравители; агнидах - поджигатели; шастрапани - нападающие со смертоносным
оружием; дханопанах - крадущие имущество; кшетра-пахари - захватчики чужой земли;
дара-апахари - похитители чужих жен.
В ведических первоисточниках есть выражение: Если Бог хочет кого-то защитить,
то кто может его убить, но если он хочет кого-то убить, то кто сможет его защитить.
Лекция опубликована на сайте Дальневосточного Центра Востоковедения http://fecos.da.ru
По вопросам распространения обращайтесь по адресу ppdas@mail.ru