Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск № 30. Сибирский учитель


Выпуск № 30 Фарадей
Передовые технологии и немного физики
от
Майкла Фарадея.
23.04.08

Учиться интересно и результативно!

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад вопло-щенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

Доброго времени суток!

 

С вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея".


Сегодня в рассылке: ЗНАКОМЬТЕСЬ: Сибирский учитель. Научно-методический журнал

Оглавление:
1.Как проводить открытый урок.
2. Уроки физики в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова  
(Каптелова Н.В., учитель физики гимназии N 79). Данная технология универсальна, её может использовать любой учитель-предметник.  

3. Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения.
4. ЕГЭ из-под палки.
5. Второе высшее можно будет получить бесплатно
6. Стипендии российским студентам будут увеличены
7. В России проходит генеральная репетиция Единого государственного экзамена
8. Нужен эффективный механизм стыковки научных достижений с бизнес-структурами
9. Президент разрешил девушкам идти в суворовские училища
10. ЗНАКОМЬТЕСЬ: Сибирский учитель. Научно-методический журнал

 

 

1) Как проводить открытый урок.

http://his.1september.ru/2004/05/22.htm

Пример проведения открытого урока для аттестации
на более высокую квалификационную категорию.

Конец XX — начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:
I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х — начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение» термоядерной реакции — создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.
II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970—1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) — вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН — это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.
III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний — Школа ЗУН — Школа развития личности — таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к созданию такового самостоятельно, пускай и в начальной, примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА
1.  Открытый урок для членов методического объединения.
2.  Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
3.  Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4.  Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
5.  Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.
Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта — начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

Открытый урок по курсу отечественной истории
(4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2.  Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.
3.  Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4.  Домашнее задание.
5.  Подведение итогов урока.

Рассмотрим это более подробно.
I ЭТАП. Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.
II ЭТАП. Проверка домашнего задания
1.  Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической карты.
3.  Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.
Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведутконспект доклада.
Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.
III ЭТАП. Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных методов обучения:
частично поискового,
метода проблемного изложения материала,
исследовательского метода, или их композиции.
Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.
1. Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:
развитие сельского хозяйства,
развитие ремесла,
развитие торговли.
2.  Далее учитель предлагает изучение нового материала по уже известной учащимся схеме «Экономическое развитие».
Аграрное (сельскохозяйственное) производство:
земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
агротехнические приемы и пр.;
орудия труда и их развитие.
Ремесленное (промышленное) производство:
ремесленное производство на заказ, на рынок;
мануфактурное производство.
Торговое и денежное дело:
обмен натуральный, денежный;
товарно-денежные отношения;
внутренняя и внешняя торговля.
Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.
Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.
Садоводство
Разведение «капустных огородцев».
Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.
Орудия труда
Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
Формирование товарного ремесленного производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове — добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани — кожевенное производство; в Костроме — мыловарение; в Иванове — производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.
Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.
ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. — введение пошлин для иностранных купцов.
3.  Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.
4.  Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП. Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:
анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
доклад, реферат, эссе.
Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:
1.  В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).
3.  Созданием собственного плана и тезисов.
4.  В виде реферата или эссе — как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.
Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:
формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;
формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование навыков самостоятельной работы;
формирование навыков составления тезисов.
V ЭТАП. Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.
М. АЛЕКСЕЕВА,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад вопло-щенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

2. Уроки физики в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова  
(Каптелова Н.В., учитель физики гимназии N 79). Данная технология универсальна, её может использовать любой учитель-предметник.  

АКИПКРО  
http://www.akipkro.ru/main.php?id=2479
Конференция, посвящённая памяти Давыдова В.В.  
Секция 2  
«Урок в контексте развивающего обучения»  
3.03.2006.  
Уроки физики в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова  
(Каптелова Н.В., учитель физики гимназии N 79).  

Изучение предмета «физика» начинается с 7 класса. Возможные варианты: 1) дети пришли из традиционного обучения, у многих уже сложилось негативное отношение к учёбе и куча школьных комплексов, полное отсутствие или зачаточное состояние таких учебных действий как целеполагание, планирование, моделирование, конкретизация, самоконтроль и самооценка, стереотипное мышление, отсутствие учебной мотивации.  
2) дети пришли из развивающего обучения с более или менее сформированными учебными действиями, более гибким творческим мышлением, учебной мотивацией, коммуникативными навыками. И в том, и в другом случае учитель физики может и должен начинать обучение детей в системе развивающего обучения. Только при первом варианте он должен взять на себя функции учителя начальной школы и на уроках физики создать условия для формирования учебных действий у учащихся и освоения ими способа деятельности. При втором варианте учитель физики должен продолжать развитие и совершенствование учебных действий учащихся, которые они уже освоили в начальном звене.  
Физика - благодатный учебный предмет для практической реализации развивающего обучения, т. к. позволяет процесс познания осуществлять через «квазиисследовательскую» деятельность. Многочисленные опыты, наблюдения, эксперименты позволяют учащимся освоить научный метод познания, что обеспечивает формирование у них теоретического мышления, положительных мотивов учения и творческого отношения к познавательной деятельности.  
Наиболее эффективно развивающее обучение может быть реализовано с использованием психодидактической технологии творческого развития, разработанной в Лаборатории учебной деятельности при Башкирском педуниверситете под руководством Рахимова А.З. Работу данной лаборатории более 20 лет курировал сам В.В.Давыдов. Данная технология - это педагогическая технология, разработанная в русле психолого-дидактической теории развивающего обучения на основе концепции содержательного обобщения и концепции учебной деятельности (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)  

Педтехнология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата. Приступая к организации обучения по данной технологии, учитель должен отчётливо представлять как принципы этого обучения в целом, так и его важнейшие особенности на разных этапах.  

Структура урока в данной технологии соответствует структуре учебной деятельности.  
1 этап - ориентировочно-мотивационный (этап постановки учебной задачи вместо традиционной проверки домашнего задания) - 10 мин:  
1) Проверка творческой домашней работы  
2) Выравнивание знаний (стартовых позиций) учащихся. (Повторение не просто прошлого урока, но активизация всех необходимых знаний, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Учитель готовит заранее ключевые вопросы, чтобы обеспечить вспоминание, припоминание, дополнение, выравнивание)  
Ситуация успеха (учащимся предлагаются задания, которые они успешно выполняют на основе имеющихся знаний).  
3) Проблемная ситуация. Ситуация всеобщего неуспеха. Постановка учебной задачи. (Учитель создаёт ситуацию, в которой учащиеся входят в затруднение и осознают недостаток знаний, что позволяет им сформулировать учебную задачу).  
4) Самооценка 1-го этапа.  
Создание проблемной ситуации - ключевой момент 1-го этапа, его сердцевина. Для учителя физики, который начинает учить детей в 12-13 лет, проблема формирование познавательной потребности стоит в полный рост - предыдущие 6 лет учения в школе отбивают у многих семиклассников всякую потребность в познании чего-либо духовного. Если учитель это осознаёт, то он всяческими путями стремится заманить ученика в проблемную ситуацию. Заманить, а не загнать! Как это делать? Физика предоставляет огромный выбор средств создания проблемных ситуаций: эффектные опыты, факты из истории физических открытий, жизненные ситуации, фокусы, парадоксы, практические задачи и т. д.  
Проблемная ситуация должна казаться легкоразрешимой, не отпугивать сложностью и невозможностью разрешения, т.е. решение проблемной ситуации должно находиться в зоне ближайшего развития ученика.  

2 этап - операционально-исполнительский - решение учебной задачи и формирования учебной деятельности вместо традиционного объяснения нового материала - 25 мин.  
Основная функция разработчика технологии - расчленение учебной задачи на составляющие части, элементарные, простейшие учебные задачи, через которые идёт диалектический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, синтетическому понятию, повторяющий исторический путь открытия физического знания. При этом формируются учебные действия и общий способ мышления. Обязательное требование технологии - решение учебной задачи в моделировании. Каждое задание-шаг сопровождается групповым обсуждением и самооценкой. Если мы хотим учащихся учить нормально и мотивировано, то оценка должна быть немедленной и регулярной, а не отсроченной и нерегулярной. Отсутствие регулярной оценки ведёт к расхолаживанию учащихся. Немедленность оценки - условие эффективности обучения, служит повышению развивающего эффекта технологии. На основе шаговых самооценок складывается итоговая самооценка 2-го этапа.  
Учитель сам ничего не рассказывает, только корректирует, помогает, управляет. Все знания учащиеся добывают сами из анализа предложенных учителем задач, сами строят модели в графической, знаковой, символической формах, делают выводы, формулируют определения, открывают общие способы. Дети творят сами!  
Организация учебной деятельности учащихся на уроке соответствует принципу единства индивидуальной и групповой работы (каждый учит каждого, каждый учится у каждого). А это возможно лишь при громкой речи - весь урок в классе красивый ровный шум, гул. В соответствие с теорией поэтапного усвоения умственных действий Гальперина П.Я. технология рекомендует добываемые учащимися знания проговаривать в громкой речи, затем шёпотом, затем с закрытыми глазами в уме.  
Лозунг «учить детей учиться» данная технология позволяет в полной мере реализовать на деле, а не на словах, так как вооружает учащихся способом учебной деятельности. Технология позволяет у каждого ученика сформировать умение ставить учебную задачу и цель, способность её решать, контролировать и оценивать свою деятельность, каждого ученика делает способным.
 
3 этап - рефлексивно-оценочный («обратная перемотка нашего сознания за 5 мин») - вместо традиционного закрепления - 5 - 10 мин.  
1) Предъявление учащимся обобщающих вопросов  
2) Проговаривание вслух и про себя цели, этапов усвоения, формулировок выводов, законов  
3) Итоговая самооценка (Получение самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием технологии обучения, что соответствует психологической науке. Итоговая самооценка производится с учётом всех промежуточных оценок, но не является среднеарифметической, но качественной, скорректированной самим учеником. Она проговаривается в группе. Через самооценку вырабатывается совесть.)  
4) Предъявление домашнего задания в 3-х уровнях:  
1.Репродуктивный (уровень Госстандарта, обязательный для всех)  
2.Полутворческий (задания на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей)  
3. Творческий (чистое творчество: сочинить сказку, нарисовать рисунок…)  
2 и 3 уровни выполняются по желанию.  

Данная технология универсальна, её может использовать любой учитель-предметник.  
Данная технология гарантирует высокие результаты обучения как следствие эффективного формирования познавательной мотивации учащихся, устойчивого интереса к предмету, овладения учащимися способом деятельности.  
Данную технологию эффективно можно использовать в среднем звене - в 7-8 классах исходя из психологических особенностей подросткового возраста и учитывая, что ведущей деятельностью данного возраста является общественно-полезная деятельность. В начале обучения доля организующего начала учителя велика, но постепенно по мере освоения учащимися учебных действий учитель делегирует им свои функции. В 9 классе следует организовывать учебный процесс в основном как самостоятельную познавательную деятельность (работа с учебным текстом, исследования, проекты), постепенно от групповых форм деятельности переводить учащихся к индивидуальной.

Данная технология используется для организации учебной деятельности в классно-урочной системе. Во внеурочное же время очень эффективно осуществлять учебную деятельность через метод проектов. Метод проектов также является технологией развивающего обучения.  
В психологии установлено, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общественно-полезная деятельность, предметом которой является сам способ организации совместной коллективной деятельности подростков. Общение по предметному содержанию коллективной деятельности носит личностный характер и выступает в качестве формы сотрудничества равноправных субъектов учебной деятельности. Проблемой для учащихся становится сам способ сотрудничества партнёров, инициирующих собственные цели в учебной деятельности. Овладение способом совместной деятельности по форме всеобщего труда превращает подростка в подлинного субъекта любой социально нормируемой деятельности.  
Наиболее адекватной формой осуществления такой учебной деятельности, как утверждают психологи, является кружковая работа, осуществляемая либо вне учебной программы (как её дополнение), либо включенная в программу в качестве её центрального элемента.

В такой учебной деятельности меняется роль учителя: он может быть только членом коллектива - и в отношении прав на осуществление коллективной деятельности, и в отношении способов её организации. В тоже время это подаётся именно как «роль». Учитель ведёт её в таком ключе «для пользы дела». В ином случае демократичность учителя трактуется как слабость характера. В действительности учитель продолжает оставаться организатором учебной деятельности, но уже новой её формы. Его организаторская функция связана с обучением правилам дискуссии для выработки единой позиции. Для этого лучше всего подходит роль «необразованного ученика». Общение к ним сложно - приходится тщательно следить за правильностью речи, системой аргументов, ибо все ошибки воспринимаются буквально и приходится доказывать очевидные вещи. «Бестолковость» учителя, условное непонимание им интуитивно подразумеваемых положений и способность понять только чётко оговоренное и логически доказанное приводит к необходимости осуществлять мыслительную деятельность, адекватную теоретическим видам знания.  
Роль такой кружковой работы эффективно выполняет проектная деятельность учащихся. В условиях выполнения проекта происходит превращение ученика в субъекта трудовой деятельности, т.е. в общественного субъекта, способного оценивать результаты деятельности с точки зрения сочетания групповых и общественных интересов.

Метод проектов обеспечивает все необходимые условия для решения важнейшей задачи развивающейся личности - освоения ею всеобщей формы труда как коллективной деятельности равных индивидов, направленной на получение наиболее эффективного общественно- полезного результата. В соответствии с представлениями о сущности труда, возникающими в учебно-трудовой деятельности, к концу подросткового периода у учащихся проявляется стремление к выбору профессии. Она рассматривается как способ самоутверждения личности в системе общественных отношений, наиболее адекватный их потребностям и способностям. На основе интересов и идеалов начинает осуществляться построение жизненной перспективы личности.  

В связи с вышесказанным становится понятным, почему метод проектов занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, а проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности. Организация учебного процесса через проектную деятельность позволит реализовать одну из важнейших задач модернизации образования - формирование учащихся как субъектов образовательной деятельности.  
Темой проекта может стать любая тема, которая может расширять или углублять программный материал, решать конкретные практические задачи, способствовать межпредметной интеграции знаний учащихся.  
(Использованы материалы книг «Психодидактика» Рахимова А.З. и «Развитие личности в учебной деятельности» Дусавицкого А.К.)

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

 

3. Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения.


http://referats.5-ka.ru/62/38066/1.html
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические основы педагогических технологий…...………….12
1. Понятие «педагогическая технология»…………………………..........…..12
2. Сущность и структура педагогической технологии……...........…………..18
3. Особенности технологии обучения……………………………............……24
Глава II. Методическая система В.Ф. Шаталова. Категории технологии
интенсивного обучения……………………………………………….................31
1. Концептуальность образовательной модели В.Ф. Шаталова.......……...33
2. Системность учебно-воспитательного процесса……………........……...35
3. Управляемость учебно-воспитательным процессом ……….......………43
Заключение……………………………………………………………..………...48
Список литературы………..…………………………………………....………..50

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад вопло-щенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

 

4. ЕГЭ из-под палки.

http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1104

04:55 16-04-2008
Как стало известно «МК», кампания по сдаче ЕГЭ 2008 года началась со скандала. Он разгорелся в подмосковной Черноголовке, где 11-классников едва не заставили сдавать ЕГЭ по необязательным предметам - обществознанию и информатике.

Начало 2007/2008 учебного года, по словам родителей и выпускников школы N75 города Черноголовки, не предвещало беды. Осенью во всех 11-х классах прошли родительские собрания, где родителям разъяснили правила сдачи выпускных экзаменов. Тогда их твердо заверили, что обязательными летом 2008 года будут всего два предмета - русский язык и математика (оба в виде ЕГЭ), а еще три предмета каждый выпускник сдаст по собственному выбору. Вскоре все определились и в зависимости от планов на будущее стали готовиться к тем или иным экзаменам. Но в начале апреля внезапно выяснилось, что это был мартышкин труд.

Всего за полтора месяца до начала выпускных экзаменов школа круто поменяла порядок сдачи ЕГЭ: список обязательных экзаменов (русский и математика) неожиданно дополнился двумя новыми - обществознанием и информатикой. Причем сдавать их также предстояло в виде ЕГЭ.

Формально, правда, оба предмета как были, так и остались необязательными. Однако желания ребят сдавать их никто не спрашивал. В школе составили списки якобы добровольно выбравших ЕГЭ по информатике с обществознанием и включили туда до половины одиннадцатиклассников. Интересами школьников пренебрегли настолько, что в списки по обществознанию запихнули будущих технарей, а в число фанатов информатики - чистых гуманитариев. Тем не менее списки в таком виде ушли «наверх».

Реальная перспектива завалить два экзамена посеяла среди школьников панику. Родители бросились за разъяснениями к школьной администрации, но там лишь сослались на «указание сдавать обществознание (информатику) сверху». Кто конкретно отдал немыслимый приказ накануне экзаменов, а также на каком уровне это произошло - областном или городском, - установить так и не удалось.

Не исключено, правда, что письменных распоряжений вышестоящего начальства вообще не существует: в неофициальном порядке школьная администрация намекнула, что «устное указание сделать необязательный экзамен обязательным поступило из Комитета социальных программ муниципального образования «Городской округ Черноголовка», рассказали «МК» родители из 11 «Я».

Бесцеремонность властей привела детей в состояние шока, а родителей - в ярость. «Фактически нас обязали сдать по желанию либо информатику, либо обществознание. Зачем нам обществознание, которое мы весь год толком и не изучали? - заявила «МК» мама ученицы другого 11-го класса. - Мы поступаем в технический вуз, надо заниматься физикой и математикой, а вместо этого придется тратить время на подготовку к новому экзамену, да еще фактически с нуля. Сдать его как следует все равно нереально - экзамен-то уже назначен на 18 мая».

Переадресовать вопрос родителей руководству образованием Московской области не удалось: оно было занято на важных совещаниях. Не удалось связаться и с руководством школы: завуч от комментариев отказалась, а «директор уехала в Москву», сообщили «МК» в приемной.

А вот в муниципальном комитете социальных программ сложившуюся ситуацию объясняют недоразумением. По версии муниципального координатора ЕГЭ Галины Притыкиной, история с принудительно-добровольными списками на сдачу обществознания и информатики - не более чем буря в стакане воды, вызванная тем, что «родители недопоняли, а учителя неправильно их проинформировали». «Обязательными экзаменами в Московской области станут только математика и русский язык. А обществознание и информатику будут сдавать только те, кто захотят, - правда, действительно в форме ЕГЭ», - заверила она «МК».

Впрочем, есть и другое объяснение. Как оказалось, в конце января 2008 года министр образования Московской области Лидия Антонова разослала по муниципальным органам управления образованием циркуляр по порядку проведения ЕГЭ в регионе. Кроме всего прочего в нем сообщалось, что проведенные в области опросы выявили «наибольшую потребность в ЕГЭ по обществознанию и информатике». Исходя из этих данных, подчеркивается в циркуляре, «из предметов по выбору для сдачи в форме ЕГЭ предлагаются обществознание и информатика».

Ни о какой обязательной сдаче этих предметов областной циркуляр не упоминает. И более того, напоминает, что «обязательными предметами для всех выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений Московской области остаются русский язык и математика в форме ЕГЭ». Чиновники же, похоже, приняли рекомендацию за указание и бросились его исполнять, невзирая на интересы учащихся и доводы рассудка.

«Московский комсомолец»

Источник: www.eduhelp.ru

5. Второе высшее можно будет получить бесплатно
http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1106

04:57 16-04-2008
Госдума рассматривает законопроект, предусматривающий право россиянина на конкурсной основе бесплатно получить второе высшего образования. Но не по любой, а только по особо оговоренным законодателем специальностям. Первой «стратегической отраслью» предложено признать сферу культуры и искусства.

Законопроект внесен группой депутатов (в том числе актрисой Еленой Драпеко) и сейчас находится на рассмотрении председателя Госдумы. Предложенные поправки в Закон РФ «Об образовании» носят универсальный характер, но авторы объясняют свои предложения исключительно недостатком режиссеров (театра, кино и телевидения), композиторов и дирижеров.

»Как показывает многолетний отечественный опыт, наилучшие результаты достигаются лицами, освоившие программы по этим специальностям, если они принимались на обучение в возрасте 23 - 25 лет ... Возникают ситуации, когда молодой человек, имеющий нетворческое первое образование, с возрастом и опытом обнаружил и раскрыл выдающиеся творческие способности и может их реализовать на профессиональной основе», - уверена актриса - депутат по КПРФ Елена Драпеко и ее соратники по «творческой борьбе».

По утверждению депутатов, законопроект направлен лишь на то, чтобы «талантливый зрелый человек, уже получивший один диплом о высшем образовании, не оказался потерянным для отечественной литературы и искусства только по той причине, что не может оплачивать второе высшее образование». Утверждать перечень специальностей, по которым может быть бесплатно получено второе высшее образование в специализированных государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, делегировано правительству России.

Одновременно оговаривается, что реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как получение второго образования будет «предоставляться за счет предусмотренных им в соответствующем порядке бюджетных мест». Не ясно, то ли творческие работники намерены сократить число обучающихся «физиков» (специалистов других отраслей - инженеров, педагогов, экономистов, медиков и т.д.), то ли сократить число тех же режиссеров и композиторов, желающих получить первый диплом о высшем образовании. Первый вариант вынудить правительство уменьшить бюджет многих технических и других вузов, сократить их преподавательский состав и т.д., второй - не увеличит число отечественных «лириков».

Фонтанка.ру

Источник: www.eduhelp.ru

6. Стипендии российским студентам будут увеличены

http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1109

04:43 17-04-2008
С инициативой повысить с 1 сентября 2008 года стипендию студентам вузов с 900 до 1100 рублей и учащимся учреждений начального и среднего профобразования с 315 до 400 рублей выступила группа депутатов-единороссов во главе со спикером Борисом Грызловым.
Во вторник были внесены соответствующие поправки в законы «О минимальном размере оплаты труда» и «О высшем и послевузовском профобразовании», сообщает РИА Новости.
По словам главы комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, «это плановое повышение стипендий». При этом он отметил, что если раньше стипендии повышались раз в два года, то с 2007 года принято решение повышать их ежегодно с 1 сентября. Средства на эти цели, по его словам, заложены в федеральный бюджет на 2008—2010 годы.

НИА Кузбасс

Источник: www.eduhelp.ru

7. В России проходит генеральная репетиция Единого государственного экзамена
http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1113

03:39 22-04-2008
Во всех регионах страны ученики 11-х классов пишут тесты по русскому языку. Оценки, полученные на пробном ЕГЭ, при поступлении учитываться не будут. Во всeм остальном испытание вполне серьeзное. И рассчитывать можно только на свои знания - каждому школьнику выдаeтся индивидуальный билет.

Репортаж Павла Полуйчика.

Единый тренировочный день для российских выпускников. Чужие классы неродной школы. Незнакомые учителя. Непривычная легкость в карманах от отсутствия шпаргалок ? бесполезны и любимого мобильника - запрещено. И пакет из центра с индивидуальным номером и заданием для каждого ученика.

Бланки регистрации заполнены. Помощи ждать неоткуда. Надежда только на себя. Можно начать выполнять задание. Впереди 4 часа на проверку знаний с далеко идущими последствиями. Для учеников и для их родителей.

Галина Ефимова, мама выпускника: «Я очень волнуюсь. У нас в школе были пробные ЕГЭ, но это не то, конечно. Сейчас станет понятно, на что ребeнок способен».

Но прежде всего, и этого не скрывают в Министерстве образования, - для самих учителей.

Любовь Шмонина, замначальника управления Министерства образования Нижегородской области: «Это очень отвественный день. День, который даст нам возможность изучить приобретенный опыт, увидеть все те организационные вопросы, которые необходимо будет учитывать в будущем».

Другими словами, сегодняшний тренировочный день - возможность окончательно проверить всю технологию сдачи ЕГЭ от и до. И хотя за результаты такой проверки оценок ставить не будут, по крайне мере ученикам кое-какие выводы о нем можно сделать уже сейчас.

Александр Жердев, выпускник г. Владивосток: «Ожидал худшего, думал сложнее всe будет. Мы такое прорешивали в школе. Нас готовили к таким заданиям».

Алексей Счастливцев, выпускник г. Нижний Новгород: «Раньше, если учителя могли завалить на экзамене, были другие факторы, которые не давали поступить - репетиторы, купленные места. Теперь вот у меня есть конкретно те баллы, которые определяют мои знания и дают мне поступить. Поэтому я - «за» - единый государственный».

Арина Федотова выпускница г. Нижний Новгород: «Репетиция, я считаю, помогла. Потому что, когда мы писали, мы заметили такие мелкие ошибки, но все-таки важные, которые на настоящем ЕГЭ будет, конечно, недопустимо сделать».

На работу над ошибками времени остается совсем не много. Экзамен по русскому в форме ЕГЭ, например, состоится уже 29 мая. Настоящий экзамен.

Первый канал

Источник: www.eduhelp.ru


8. Нужен эффективный механизм стыковки научных достижений с бизнес-структурами
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo-view?obj=6982
17-04-2008
Как сделать так, чтобы достижения научной и технической мысли применялись на практике? Как поставить экономику России на инновационные рельсы? Эти вопросы обсуждались на секции «Что такое инновации?» Форума «Стратегия 2020».

9. Президент разрешил девушкам идти в суворовские училища
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/7032.html
22-04-2008

Президент России Владимир Путин подписал распоряжение «О внесении изменения в распоряжение Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. Ч 155-рп». Об этом сообщила сегодня пресс-служба Кремля.
Согласно документу, из текста первоначального распоряжения исключаются слова «мужского пола», что предоставит право несовершеннолетним гражданам женского пола обучаться в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно- музыкальных училищах и кадетских корпусах (морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах).
По словам представителя Кремля, «вносимое изменение позволит повысить социальную защищенность военнослужащих и членов их семей в части, касающейся воспитания и обучения дочерей военнослужащих, потерявших родителей, а также дочерей военнослужащих, проходивших или проходящих военную службу в отдаленных гарнизонах», сообщает ИТАР-ТАСС.
Об этом сообщает Итар-Тасс

10. ЗНАКОМЬТЕСЬ: Сибирский учитель. Научно-методический журнал

http://www.sibuch.ru/

Самые злободневные педагогические проблемы!
Новейшие педтехнологии и методики!
Опыт сибирских учителей-новаторов,
их коллег за рубежом!
Дискуссии, очерки, интервью.

Журнал издаётся с ноября 1998 года.
Электронная версия: http//www.sibuch.ru/
Электронный адрес: iio99@mail.ru
Тел. / факс: (383) 223-56-96
Подписной индекс по Объединённому каталогу <Пресса Россия> - 53016
Учредители
Департамент образования администрации Новосибирской области
ГОУ ДПО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)

Новая система оплаты труда работников образования
http://www.sibuch.ru/article.php?no=569

Раздел: Из достоверных источников
А. А. Фурсенко
Министр образования и науки

УТВЕРЖДАЮ
Министр образования и науки
Российской Федерации
А. А. Фурсенко
22 ноября 2007 года

Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования
работников государственных образовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений,
реализующих программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования
Новая система оплаты труда разрабатывается для государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее—образовательные учреждения), и применяется в отношении работников, участвующих в реализации названных программ (в том числе в отношении учебно-вспомогательного и административного персонала).
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29.41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

 


Ну вот, кажется, на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.spb.ru

 

 

 


В избранное