Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 20. И снова В.Ф. Шаталов.


Выпуск № 20 Фарадей
Передовые технологии и немного физики
от
Майкла Фарадея.
01.11.07

Учиться интересно и результативно!

Познакомьтесь с книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

Доброго времени суток!

 

С вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея".


Сегодня в рассылке:

Шаталов и его система


Оглавление:

1.В.Ф. Шаталов. Что же такое опорные сигналы?
2. Идея опорного сигнала
3. Познакомьтесь с материалами сайта о Шаталове В.Ф.

4. Книга в подарок!


 

1) В.Ф. Шаталов. Что же такое опорные сигналы?

http://lib.ru/KIDS/SHATALOW/shatalov.txt

* ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ! *

     Начнем с самого простого: буква в слове  - это опорный сигнал.  Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы  ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква - опора. Буква - сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы - это и слоги, и  слова, цифры и  числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается,  что  в памяти каждого современного  человека  хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию.   Известны  и  специальные  мнемонические  приемы,  своеобразные опорные сигналы,  которые придуманы для того,  чтобы  облегчить запоминание.
"Каждый  охотник желает знать, где  сидят фазаны". Кто не обращался  к  этой фразе,  чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию  можно закодировать и более  экономным способом,  например  с помощью  аббревиатур. Неожиданность и экономность - принципы,  на которых  строятся и наши опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них - принцип ассоциации.     В  многочисленных  брошюрах с  опорными  сигналами  по  разным  учебным предметам  можно встретить  самые  неожиданные  слова и предложения.  Что, к примеру, скажут непосвященному читателю такие  записи на страницах  брошюр с опорными  сигналами  по  физике,  как кварк, Древний  Рим,  усики,  Аморфное состояние неустойчив -  глицерин и т. п.? Но в том-то и дело,  что каждый из этих сигналов  несет в себе обильную  информацию  и, самое главное, помогает восстановить (высветить!) ее содержание.
 Кварк
     Героя одного из фантастических английских романов преследовали странные птицы, мучавшие его криками: "Три кварка, три кварка для мистера Марка!" При этом смысл  слова кварк был  одинаково  загадочен  и  для  героя книги и для читателей.  Когда физики  высказали  предположение  о  существовании частиц, несущих заряд в  1/3  заряда  электрона,  эти  гипотетические  частицы  были названы кварками.
 Древний Рим
     При  выборе  коэффициента  безопасности   К  необходимо  учитывать  две крайности.   Слишком  высокий  К   приведет   к  неоправданному  перерасходу материала,  слишком   низкий  -   к  аварийным  ситуациям.  В  Древнем  Риме существовал  закон:  если разрушалось здание, но  при этом никто не погибал, казнили  архитектора.  Если же  были жертвы,  казнили  вместе  с ним всю его семью.
    В  более  поздние времена конструктор нового моста, чтобы  доказать его надежность, становился под  ним,  когда  по мосту проходил  первый  груженый железнодорожный    состав.    Иногда    под   мостом    стояла   вся   семья инженера-конструктора.
 Усики
     "Если  бы кристалл был совершен но свободен от дислокаций  (нарушений в решетке),  можно  было  бы рассчитывать  на  то,  что  его  прочность  будет колоссальной,  так  как не  было бы "слабых" мест, легко  перемещающихся под действием  внешних  усилий.  Физиками  выращены микроскопические  нитевидные кристаллики  (так называемые усики), прочность которых  в сотни и тысячи раз больше прочности массивных кристаллов того же материала, так как усики могут быть получены  бездислокационными.  Прочность  массивного  железа  около  30 кг/мм2,  а   железного   уса  диаметром   15   мм   порядка  1400 кг/мм2"4.
Познакомьтесь с книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

 

2. Идея опорного сигнала

http://ps.1september.ru/1999/50/1-5.htm

Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью. Педагогика сотрудничества предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению.
“Педагогика сотрудничества”

В конце восьмидесятых вряд ли можно было встретить человека, который на вопрос: “Знаете ли вы имя самого знаменитого в вашей стране учителя?” – не назвал бы имя Виктора Федоровича Шаталова. И сразу прибавили бы: “Он изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных сигналов, учит всех без отбора, и его ученики знают математику на “хорошо” и “отлично”. Но работать ему не дают. Еле-еле разрешили эксперимент”.
В те годы всем педагогам-новаторам приходилось туго.
– Я думаю, что все мое упорство не столько от воспитания, сколько от убежденности. Она дает силы неимоверные, – говорил тогда Виктор Федорович Шаталов.
Он выстоял, потому что имел гордое сердце, а не крепкие кулаки. И нам, учителям нынешним, подарил чудесную методику, как теперь сказали бы, технологию преподавания наук, которой можно овладеть и с ее помощью успешно преподавать детям многие школьные дисциплины.
В чем же смысл метода Шаталова?
Очень просто: надо таким образом организовать учение детей, чтобы каждый элемент преподавания был нацелен на привитие трудолюбия, самостоятельности, абсолютной честности, внутреннего достоинства.
Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и легкость, с которой дети с ней справляются. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами.
Оказывается, математическую формулу можно выводить, словно исполнять увертюру к знаменитой опере. На доске после каждого объяснения появляется чудесная картина, составленная из замысловатых парабол, иксов и игреков, которая называется волшебными словами “опорный сигнал”, “опорный конспект” или “компакт”. Все это завораживает и запечатлевается в памяти на всю жизнь.
На одном из учительских семинаров В.Шаталова спросили:
– Виктор Федорович, если бы была принята ваша методика, то школа могла бы перейти на нее в массовом порядке?
Шаталов:
– Я в этом уверен. Нам для этого понадобилось бы не более трех лет.
Это было десятилетие назад. Как видим, не так-то много учителей работают сегодня по методу Шаталова. Но, может быть, это и не столь важно. Ведь его успех окрылил многих российских учителей и вдохновил на творческое отношение к своей профессии. Идея опорного сигнала, такая точная и ясная в своей сути, оказалась одной из основополагающих идей педагогики сотрудничества. Опорный сигнал – этот маленький точный знак – стал знаком объединения взрослых и детей в час познания, в час открытия мира.

Продолжение здесь:

http://ps.1september.ru/1999/50/1-5.htm

Познакомьтесь с книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

3. Познакомьтесь с материалами сайта о Шаталове В.Ф.

http://proektshatalov.narod.ru/

Познакомьтесь с книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

4. Книга в подарок!

Скачайте отсюда: http://bestlesson.spb.ru/222.rar

электронную книгу, которая Вам, думаю, понравится.

 


Ну вот, кажется, на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.spb.ru

 

 

 

 


В избранное