Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 13. Парад воплощенных идей


Выпуск № 13 Фарадей
Передовые технологии и немного физики
от
Майкла Фарадея.
05.08.07

Мыслю, следовательно, существую. Р. Декарт...

Здравствуйте, уважаемый подписчик!
С вами снова Филимонов Михаил, автор рассылки "Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея" .

Выпуск номер 13. Книга "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно".

«Мы все учились понемногу…», - об этом еще Александр Сергеевич Пушкин говорил. Как мы учились? Те, кто учился еще до перестройки, помнят единую школьную форму, единые программы и учебники, до десятка обязательных экзаменов после 10-го класса.

Позже началась настоящая революция. Менялись методики, учебники, программы, менялись методы обучения. Смогли выступать на широкой публике учителя-новаторы. Как сейчас помню лекцию В.Ф. Шаталова. Сам много лет работал по его методике, преподавая физику. Очень хорошая система.

Появились многочисленные статьи по проблемам индивидуализации, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения. Много теории. Поменьше практики.

Сегодня предлагаю Вам познакомиться с замечательной книгой, в которой рассмотрена новая, уникальная методическая система организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся.

http://bestlesson.spb.ru

Новый подход заключается не только в изменении отношения к учебе, как к процессу, контролируемому одним учителем.

Революционной является сама система оценивания, в которой отметка складывается из составляющих, имеющих различные уровневые коэффициенты. При этом индивидуальная познавательная деятельность учащихся оценивается наравне с результатами контрольной работы.

Авторы книги – учителя физики с многолетним стажем, на практике реализовавшие основные положения предлагаемой системы.

Рулев М.А. – кандидат педагогических наук, учитель физики высшей категории, преподаватель педагогического университета.
Материалы данной книги составляют основу защищенной в свое время диссертации.

Пустильник И.Г. – доктор педагогических наук, автор концепции научного познания, рассматриваемой в книге, профессор педагогического университета.

Несколько идей из книги:
«Мышление развивается тем интенсивнее, чем больше создается условий для самостоятельного включения учащихся в выра­ботку новых способов действий, чем последовательнее учитывается «жизнен­ный опыт» учащихся. На наш взгляд, это очень важное положение, которое не­обходимо обязательно учитывать при построении методики обучения предмету. Необходима орга­низация активной индивидуальной познавательной деятельности учащихся на всех этапах овладения понятиями.
Очень плодотворно сочетание предоставления ученикам права выбора форм деятельности при организации индивидуальной (самостоя­тельной) проработки материала с одной стороны и ответственности за эту дея­тельность (публичное представление результатов) с другой».

Предложенный в работе подход позволяет при сравнительно небольшом организационном преобразовании школьного процесса в условиях классно-урочной системы существенно повысить уровень индивидуализации и дифференциации обучения, сделать его личностно-развивающим и пригодным для обычных классов, составляющих большинство в нашей стране. Тем самым школа существенно приблизится к идеалам гуманизации образования.

Кратко сформулируем принципы нового подхода:
1. Используется новая структура содержания учебного предмета:
а) минимальное, общее для всех учащихся, ядро содержания, доступного всем и усваиваемого всеми; именно оно выражает фундаментальные понятия и законы, которые и следует отнести к основам науки.
б) варьируемая часть содержания – это та область приложения творческих усилий учащихся, которая в максимальной степени соответствует их индивидуальным интересам, желаниям, способностям и возможностям.
Но как детям узнать о своих возможностях и склонностях? Необходимо предоставить им возможность попробовать свои силы в индивидуальной разработке познавательной проблемы.
2. Возможность выбора учеником вида творческой, индивидуальной работы по интересующей его проблеме: реферат, экспериментальное исследование, теоретическая разработка, конструирование и изготовление экспериментальной установки или прибора, модели и т.д.
3. Возможность выбора учеником форм предъявления результатов своей учебно-познавательной деятельности и их публичной защиты: публикации в школьном научном журнале, сообщение на уроке в своем или «чужом» классе, на конференции, на заседании научного общества школы, на родительском собрании, на конкурсах, выставках разного уровня, на олимпиадах и т.д.
4. Система учета и оценки всех видов учебно-познавательной деятельности, всемерно поощряющая собственные поиски ученика, его познавательную инициативу.
5. Выделение учебного времени (из общего бюджета времени, отведенного на изучение данного предмета) для индивидуальных работ учащихся и выступлений по их результатам.
6. Организация работы кабинетов, лабораторий, библиотек, компьютеров (с выходом в Интернет), мастерских и т.д. для выполнения учащимися (в удобное для них время) индивидуальных исследований по выбранной проблеме. Организация экскурсий на производство, в научные лаборатории и учебные лаборатории ВУЗов.

Познакомьтесь с книгой, которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания!

Сайт книги: http://bestlesson.spb.ru

Учитель - это звучит гордо!

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.spb.ru

 

На моем сайте Вы найдете огромное количество нужных Вам материалов по всем учебным предметам (по физике - чуть больше).

В избранное