Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #6'2006


 
e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск шестой (17)/ 23 марта 2006 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Дорогие подписчики! Внимание!

Приглашаем вас на ежегодную специализированную выставку "Персонал Москва 2006".

"Персонал Москва 2006" , 2-я Специализированная выставка по кадровому
менеджменту, проводится с 12 по 13 апреля 2006 г . в Выставочном Комплексе "Экспоцентр", Павильон 7 зал 1.

Выставка снова соберёт под своей крышей предприятия, предлагающие услуги, продукты и решения в области управления персоналом, с одной стороны, и экспертов-кадровиков предприятий и учреждений, с другой.

Область Human Resource находится в настоящее время в России на стадии прорыва. Кадровики обдумывают свою роль в предприятии и ищут решений, для них уже давно является аксиомой тот факт, что успеха предприятия на длительный срок можно достичь только с высококвалифицированными и мотивированными сотрудниками. Это повлекло за собой рост спроса на решения, услуги и новинки в области кадрового менеджмента. Российским предприятиям интересно познакомиться и применять на практике интернациональные стандарты и ноу-хау, поэтому на рынке кадрового дела наблюдается большой интерес к представителям и опыту из Западной Европы и США.

Первая специализированная выставка по кадровому менеджменту «Персонал Москва 2005» стала местом встречи для более 1750-ти специалистов в области кадрового менеджмента из многих уголков России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, как, например, из Украины, Молдовы, Казахстана, Венгрии, Великобритании, Франции, Германии и т.д. Участники выставки из области кадровых услуг, программного обеспечения, кадрового консалтинга, повышения квалификации персонала и тренинга показали, насколько обширной может быть и есть современная HR -работа. С отчётом о выставке «Персонал Москва 2005» Вы можете познакомиться на сайте www . personal - moscow . ru в разделе «Персонал Москва 2005».

Основные темы выставки:

кадровые услуги, управление персоналом, HR программное обеспечение и аппаратные средства / IT , консалтинг по кадровым вопросам и делам предприятий, повышение квалификации, тренинги, семинары, E - Learning , аудит и бухучет, юридический консалтинг, корпоративные мероприятия, страхование, оборудование и помещения для презентаций, издательства и т.д.

Выставка предназначена для:

HR - менеджеров, руководителей отделов кадров, директоров предприятий,
руководителей отделов по подбору персонала общественных учреждений и
служб, специалистов по оплате труда / бухгалтеров, ответственных за
обучение и повышение квалификации персонала, редакторов и журналистов
ежедневной и специализированной прессы и т.д.

Параллельно на выставке проводятся Практические форумы, где эксперты в области кадрового менеджмента делятся своим опытом и реферируют на актуальные темы Human Resource Managem ent . Здесь можно познакомиться с новыми идеями, продуктами, услугами и решениями, необходимыми для ежедневной работы с персоналом .

Важное место на выставке занимает секция «Тренинг-площадка», где тренеры презентируют основные составные их семинаров и "рабочих групп", тем самым привлекая зрителей к активному "соучастию" и "обучению на практике".

Выставка Персонал Москва 2006 проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации.

Подробную информацию о выставке «Персонал Москва 2006» Вы найдёте на сайте www . personal - moscow . ru

Сергей Головин,

заместитель генерального директора по маркетингу компании «Энвижн Груп»

 

Телемедицина и дистанционное обучение врачей

 

Телемедицина — направление, основанное на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами. Делается это для повышения качества и доступности диагностики лечения. Телемедицина — это средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным.

 

Телемедицина в России

Интерес к телемедицинским технологиям отмечается в нашей стране уже больше десяти лет. После многочисленных публикаций в прессе наступило длительное затишье, которое только в последнее время сменяется некоторой активностью.

Надо отметить, что внедрение телемедицинских технологий в России никогда не относилось к приоритетам ни здравоохранения, ни коммерческих компаний, ни государства в целом. Появление новых телемедицинских центров, разработка передовых решений осуществлялись стихийно и не координировались ни государством, ни какой-либо незавсимой организацией. В последнее время ситуация начала медленно, но изменяться к лучшему. В рамках федеральных информатизационных программ, в частности, ФЦП «Электронная Россия» и аналогичных региональных программ, запланированы проекты создания телемедицинских сетей. Совсем недавно Минсвязи РФ выступило с инициативой о разработке федерального закона «Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети России» и предложением сделать телемедицину одним из приоритетных национальных проектов. Появились неправительственные организации, которые ставят своей целью продвижение телемедицинских технологий в России и создание соответствующих организационных структур. В частности, несколько лет назад при содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины, которая, пожалуй, наиболее серьезно приступила к созданию единой и главное реально работающей телемедицинской сети в России.

Значительную активность последнее время проявляют регионы. Телемедицинские центры создаются в Центральном, Уральском и Южном округах, в Эвенкии и Архангельской области, Екатеринбурге, Якутии и многих других областях. Значительный шаг вперед сделал Ханты-Мансийский автономный округ, реализующий эти проекты в рамках ФЦП "Электронная Россия" для 33 населенных пунктов округа. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе уже действуют около 20 телемедицинских пунктов. В частности, только зимой 2005 г . Российская ассоциация телемедицины и компания «Энвижн Груп» включили в сеть областную клиническую больницу в Ханты-Мансийске, четыре медицинских центра в Сургуте, а также Окружную детскую больницу в Нижневартовске.

Значительно укрепились контакты с иностранными телемедицинскими центрами и организациями. В частности, с 2002 г . ведутся консилиумы, консультации и трансляции хирургических операций с использованием современных телекоммуникационных технологий между Россией и Германией. Примерно тогда же осуществлялось сотрудничество по разработке технологии телемедицинских консультаций с борта международной космической станции в рамках международного проекта TEMOS (Telemedicine Emergency Service). В нем участвовали университеты Майнца, Эрлангена, Международный университет Страсбурга, Германское аэрокосмическое агентство, а с российской стороны — Российская Ассоциация телемедицины, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем и Центр управления полетами.

В 2005 г . в Ганновере по рекомендации Межправительственной российско-германской комиссии по высоким технологиям был подписан договор между Российской ассоциацией телемедицины и Медицинским факультетом университета Регенсбурга (Германия) о создании первого совместного российско-германского телемедицинского центра. Аналогичное сотрудничество налаживается с Великобританией, Норвегией, Израилем и рядом других стран.

Ситуация в мире

Во всем мире телемедицинские системы и комплексы развиваются очень интенсивно, при этом во многих странах для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее медиков, преподавателей, ИТ-компании. В США активно работает Ассоциация телемедицины. Для координации работ по телемедицине в Японии создан директорат при Министерстве здравоохранения. Аналогичная ситуация в Западной Европе. Китай при активном участии оператора связи ChinaSatCom планирует создание в странах Юго-Восточной Азии спутниковой сети для предоставления телемедицинских услуг. Индийское управление по космическим исследованиям в ближайшие несколько лет собирается вывести на орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Все эти процессы инициируются не только развитием новых технологий, в том числе и в медицине, но и проявляющимися в последнее время масштабными эпидемиями, такими как атипичная пневмония или птичий грипп, которые угрожают смертью множеству людей и поэтому требуют быстрого реагирования, в том числе в тех районах, где отсутствуют медицинские центры и трудно обеспечить качественные медицинские услуги.

Телеобучение в рамках телемедицинских решений

Сегодня телемедицинские технологии применяются для:

•  удаленной диагностики и консультирования, неотложной экспертной помощи в трудных медицинских случаях;

•  медицины катастроф, для получения быстрого доступа к квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах либо местах с разрушенной инфраструктурой;

•  наблюдения и консультирования больных после сложных оперативных вмешательств;

•  дистанционного медицинского обучения.

На последнем пункте остановимся подробнее. Внедрение новейших технологий, препаратов и медицинского оборудования, необходимость поддерживать актуальность специальных знаний делают проблему дистанционного непрерывного обучения и переподготовки медицинских кадров на местах чрезвычайно актуальной. Сюда же можно отнести необходимость обеспечения быстрого постоянного доступа специалистов-медиков к новейшей медицинской информации и возможности непосредственного контакта со специалистами высокого уровня.

Дистанционное обучение в рамках телемедицины сегодня включает в себя:

•  обучение студентов-медиков и медперсонала, повышение квалификации врачей;

•  работу с заочными аспирантами и докторантами;

•  семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;

•  дистанционную трансляцию операций;

•  тренинг пользователей при освоении новых медицинских технологий, оборудования и т.п.;

•  получение доступа к услугам централизованных и интернациональных медицинских центров и центров обучения.

Сегодня в России используются различные способы организации дистанционного обучения медиков на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:

•  технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);

•  компьютерных телекоммуникационных технологиях;

•  сочетании первого и второго.

Обучение, базирующееся на ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с удаленной аудиторией. Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (операций, методов обследования), дискуссий и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа и трансляция по видео, одновременно с изображением пациента, медицинских параметров (графической информации, рентгенограмм и много другого).

Кроме того, именно подобная технология телеобучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс обучения или повышения квалификации международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, пока еще трудно доступными в России.

Современное телемедицинское решение является сложным комплексом, и включает в себя:

•  технические средства доступа в телекоммуникационные сети,

•  каналы связи и сетевые средства доступа к ним,

•  оборудование видеоконференцсвязи,

•  цифровое медицинское оборудование, датчики и другие преобразователи медицинской информации в данные для передачи по каналам связи,

•  медицинские информационные, экспертно-диагностические системы и базы данных,

•  обучающие дистанционные системы.

Стандартный набор оборудования для проведения медицинских видеоконференций, как правило, включает:

•  Канал IP или ISDN (не ниже 128 Кбит/c, рекомендуется 256 Кбит/с),

•  Компьютер,

•  Оборудование ВКС,

•  Оборудование и программы ввода, обработки и хранения изображений, кривых ЭКГ и др. (сканер, плата ввода видеосигнала в компьютер, программа обработки и хранения изображений; программа ведения базы данных с записями о пациентах),

•  Видеомагнитофон,

•  Систему аудиосвязи.

В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками – TANDBERG , Polycom , Sony , VCON . Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т.д., то компания «Энвижн Груп» сегодня ориентируется на TANDBERG .

Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т.п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с сенсорным экраном ( touch screen ), т.е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat , специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на
подиум или доску. Это и видео-электронные доски ( Whiteboard ), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.

В настоящее время дистанционное обучение в рамках телемедицинских программ осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются современным технологиям, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности.

Еще один пример. В Тюменской области в рамках программы развития телемедицины местный онкологический диспансер недавно провел сертификационный цикл и с помощью видеоконференций обучил 60 врачей. Здесь же, в Российском научном центре хирургии РАМН, постоянно действует специализированная система, позволяющая в режиме реального времени наблюдать за ходом операций, которые проводятся в Центре, тем самым обеспечивая врачам возможность непрерывно обмениваться накопленным опытом.

Работающий в рамках Российской ассоциации телемедицины Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева проводит обучение на постоянной основе, причем не только для российских медицинских учреждений, но и для зарубежных. Например, не так давно Центр провел дистанционное обучение врачей на тему "Доказательная медицина в профилактике, диагностике и лечении сердечнососудистых заболеваний" для специалистов Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан в Астане, а также руководителей областных и районных медицинских организаций Казахстана.

Будущее телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная сложность заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или нескольких сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.

Кроме того, внедрение телемедицинских решений до сих пор идет хаотично, без серьезной координации усилий, как со стороны ведомств здравоохранения, так и поставщиков решений. До сих пор не регламентирована оплата услуг врачей и специалистов, которые проводят медицинские консультации и дистанционное обучение, очень часто они осуществляют это бесплатно, только за счет высокой ответственности и энтузиазма, их желания помочь пациентам и коллегам в сложных медицинских случаях. Не определены процедуры и регламенты взаимодействия с иностранными медицинскими и телемедицинскими центрами, что значительно ограничивает возможности международного сотрудничества.

Все эти проблемы через какое-то время, когда количество телемедицинских центров превысит «критическую массу», могут вызвать разочарование медиков и, тем самым, инициировать спад во внедрении этих, таких перспективных, технологий.

Где выход? Требуется более активное участие государства в этих регламентирующих и организационных процессах. Отдельным вопросом стоит проблема создания региональных и национальных информационных медицинских систем и баз данных, объединение их с телемедицинскими сетями. Эта проблема пока в нашей стране никем не рассматривается, поскольку даже распространение локальных медицинских информационных систем идет достаточно медленно.

Но, зная о трудностях подготовки медицинского персонала и потребности в дополнительном последипломном образовании, можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование в медицине сегодня крайне необходимо, и именно поэтому оно сейчас стало востребованным. Использование современных средств связи и вычислительной техники приводит к принципиально новой организации процесса обучения, приближая его, с одной стороны, к индивидуальным видам обучения, а с другой, позволяя производить часть обучения по месту работы учащегося. При этом, по оценкам экспертов, материальные затраты лечебных учреждений, связанные с подготовкой специалистов по такой системе, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в гостинице, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).

Источник: журнал "e-Learning World", №5'2005

 

Читайте в №1'2006 журнала "e-Learning World"

e-Learning ТЕМА: "Корпоративные стандарты "

 

Корпоративные e-Learning стандарты

Опыт компании «Кимберли-Кларк»

Материал базируется на документе, который определяет стандарты и технические требования к разработке и изданию средств электронного обучения, устанавливает общепринятый обязательный порядок при покупке, разработке и издании прикладных программ для электронного обучения.

 

Автоматизация дистанционного обучения специалистов Роснедвижимости

Татьяна Артеменко, Николай Никитин
Для такой организации как Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) дистанционное обучение (в том числе и обучение на расстоянии посредством компьютерных сетей) является одним из приоритетных методов повышения квалификации специалистов.

 

Аутсорсинг: практика реализации проектов e-Learning

Игорь Морозов
В предыдущей публикации на данную тему (см. e-Learning World № 3-4[9] 2005) мы рассмотрели основные мотивы использования аутсорсинга при реализации проектов e-Learning. Сегодня мы обратимся к практике: как реально российские предприятия внедряют системы e-Learning?

 

Методика оценки возврата инвестиций и субъективная оценка эффективности тренингов

Антон Рягузов
Методика калькуляции возврата инвестиций в тренинги необходима не только компаниям, пользующимся услугами тренинговых агентств, но и самим тренерам. Результаты оценки помогут им проанализировать эффективность проделанной работы. Помимо этого, их можно использовать в процессе совершенствования содержания дальнейших тренингов.

 

Управление знаниями: терминология и стандарты

Татьяна Андрусенко
Несмотря на неутихающие дискуссии о том, следует ли сейчас разрабатывать стандарты в области управления знаниями (Knowledge Management, КМ), практика настоятельно требует делать это. Зарубежные национальные и региональные центры стандартизации, профессиональные сообщества и отдельные компании работают над соответствующими документами.

 

Возможности смешанного обучения

Часть 1

Эллисон Розетт, Ребекка Воган Фрази
Смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы — такие как формальное и неформальное обучение, общение «лицом-к-лицу» и общение «онлайн», управляемые действия и самостоятельный выбор пути, использование автоматизированных справок и связей с коллегами.

 

Оценка информационно-коммуникационной компетентности школьников

Вероника Бурмакина, Александр Хорошилов, Александр Феданов
В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимого правительством Российской Федерации, с ноября 2005 г. началась разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе.

 

Драгоценный опыт

Елена Тихомирова
Сегодня пионеры e-Learning подсчитывают свои доходы и измеряют результативность, достигнутую при внедрение e-Learning в каждодневную практику компаний. Именно поэтому, большая часть новых книг полностью построена на примерах лучшего опыта и рассказывает о настоящих и работающих методиках и подходах к внедрению e-Learning.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222. Подписной индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87905.


e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь: adv@elw.ru

 


В избранное