Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #4'2006


e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск четвертый (15)/ 10 марта 2006 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Дорогие подписчики! Внимание!

Приглашаем вас на ежегодную специализированную выставку "Персонал Москва 2006".

"Персонал Москва 2006" , 2-я Специализированная выставка по кадровому
менеджменту, проводится с 12 по 13 апреля 2006 г . в Выставочном Комплексе "Экспоцентр", Павильон 7 зал 1.

Выставка снова соберёт под своей крышей предприятия, предлагающие услуги, продукты и решения в области управления персоналом, с одной стороны, и экспертов-кадровиков предприятий и учреждений, с другой.

Область Human Resource находится в настоящее время в России на стадии прорыва. Кадровики обдумывают свою роль в предприятии и ищут решений, для них уже давно является аксиомой тот факт, что успеха предприятия на длительный срок можно достичь только с высококвалифицированными и мотивированными сотрудниками. Это повлекло за собой рост спроса на решения, услуги и новинки в области кадрового менеджмента. Российским предприятиям интересно познакомиться и применять на практике интернациональные стандарты и ноу-хау, поэтому на рынке кадрового дела наблюдается большой интерес к представителям и опыту из Западной Европы и США.

Первая специализированная выставка по кадровому менеджменту «Персонал Москва 2005» стала местом встречи для более 1750-ти специалистов в области кадрового менеджмента из многих уголков России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, как, например, из Украины, Молдовы, Казахстана, Венгрии, Великобритании, Франции, Германии и т.д. Участники выставки из области кадровых услуг, программного обеспечения, кадрового консалтинга, повышения квалификации персонала и тренинга показали, насколько обширной может быть и есть современная HR -работа. С отчётом о выставке «Персонал Москва 2005» Вы можете познакомиться на сайте www . personal - moscow . ru в разделе «Персонал Москва 2005».

Основные темы выставки:

кадровые услуги, управление персоналом, HR программное обеспечение и аппаратные средства / IT , консалтинг по кадровым вопросам и делам предприятий, повышение квалификации, тренинги, семинары, E - Learning , аудит и бухучет, юридический консалтинг, корпоративные мероприятия, страхование, оборудование и помещения для презентаций, издательства и т.д.

Выставка предназначена для:

HR - менеджеров, руководителей отделов кадров, директоров предприятий,
руководителей отделов по подбору персонала общественных учреждений и
служб, специалистов по оплате труда / бухгалтеров, ответственных за
обучение и повышение квалификации персонала, редакторов и журналистов
ежедневной и специализированной прессы и т.д.

Параллельно на выставке проводятся Практические форумы, где эксперты в области кадрового менеджмента делятся своим опытом и реферируют на актуальные темы Human Resource Managem ent . Здесь можно познакомиться с новыми идеями, продуктами, услугами и решениями, необходимыми для ежедневной работы с персоналом .

Важное место на выставке занимает секция «Тренинг-площадка», где тренеры презентируют основные составные их семинаров и "рабочих групп", тем самым привлекая зрителей к активному "соучастию" и "обучению на практике".

Выставка Персонал Москва 2006 проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации.

Подробную информацию о выставке «Персонал Москва 2006» Вы найдёте на сайте www . personal - moscow . ru

Наталья Баранцева, руководитель отдела разработки компании «Новый Диск »

Ксения Митько, к омпания «Новый Диск»

Разработка электронного образовательного продукта для современных корпораций

 

«e - Learning World » продолжает знакомить читателей с различными взглядами на разработку электронных курсов в академической и корпоративной средах. Ранее была опубликована статья Елены Ченосовой «Проектирование и планирование дистанционного учебного курса», а также статья Дмитрия Разумовского и Виктора Бовта «Разработка электронных курсов: основные принципы». Сейчас вашему вниманию предлагается материал, описывающий накопленный сотрудниками компании «Новый Диск» опыт в области разработки курсов для корпоративного обучения.

 

На современном этапе развития большинство крупных предприятий сталкивается с необходимостью увеличения эффективности производства, повышения компетентности персонала, укрепления командного духа в организации. Одна из основных задач современных корпораций  соответствие профессионального уровня занимаемой должности и нахождение подходящих способов повышения квалификации сотрудников. Этого нельзя достичь без постоянной профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Обучение приобретает стратегическое значение, без него невозможно двигаться вперед.

Мир меняется, и жизнь в этом меняющемся мире постоянно требует от человека новых сил и способностей. Для профессиональной мобильности и творческой активности человеку необходимо иметь доступ к мировым информационным ресурсам и базам знаний. Современное образование идет к тому, чтобы стать социальным институтом, позволяющим человеку учиться непрерывно, постоянно повышать свой профессиональный уровень и осваивать новые профессии.

«Образование через всю жизнь», в отличие от «образования на всю жизнь», рассматривает знания как умение находить в огромном объеме данных информацию, необходимую для решения конкретной задачи, и интерпретировать ее согласно своим потребностям. С помощью каких средств осуществлять обучение? Оно может осуществляться различными способами, в том числе и дистанционно.

Конечно же, очное обучение с хорошим преподавателем наиболее эффективно. Но отрыв от работы, связанный с необходимостью посещения курсов повышения квалификации, отъезды в учебные командировки, содержание учебных помещений, высокая оплата хороших преподавателей и тренеров ведут к большим затратам предприятия. Дистанционное же обучение, активно внедряясь в практику корпораций, способствует снижению затрат на порядок по сравнению с использованием традиционных средств, позволяет обучать существенно большее количество сотрудников, повышая таким образом эффективность работы крупных компаний, их производительность и доходность. Если сотрудники прямо на рабочих местах имеют свободный доступ к электронным учебным ресурсам, это не может не привести к их профессиональному и карьерному росту.

Итак, совершенно ясно, что дистанционное обучение один из самых эффективных и экономичных методов повышения квалификации персонала. Сейчас уже многие крупные предприятия применяют его в той или иной форме. Можно с уверенностью сказать, что спрос на дистанционные обучающие курсы для корпораций есть, и довольно высокий. А что же предложение?

В нашей стране, в отличие от зарубежья, рынок корпоративных дистанционных курсов только начал складываться. Многие ИТ-компании, занимающиеся разработкой электронных учебных изданий, осознали имеющийся спрос и начали создавать дистанционные курсы по заказу крупных предприятий.

Описать идеальный обучающий курс сложно. Можно лишь перечислить некоторые из свойств, которыми он должен обладать:

•  возможность одновременного подключения практически неограниченного количества обучаемых;

•  совместимость с различными платформами;

•  соответствие международным стандартам в области электронного обучения;

•  поддержка группового обучения в режиме «онлайн»;

•  максимальное использование возможностей мультимедиа (анимация, видеосюжеты, интерактивные графики, таблицы);

•  интуитивно ясный интерфейс и приятное оформление;

•  разнообразные интерактивные возможности (разные виды тестов, упражнения, симуляции, модели, ролевые игры);

•  коммуникативность (возможность общения обучаемых с преподавателем и между собой);

•  большой массив данных по вопросам курса для поиска дополнительной информации;

•  постоянный мониторинг результатов;

•  возможность создания индивидуальной траектории прохождения курса по результатам различных тестирований и диагностики, и т.д.

В той или иной степени все эти возможности представлены в современных дистанционных обучающих курсах.

Для организации образовательного процесса внутри корпорации чаще всего используется специальная система дистанционного обучения (СДО), которая предназначена для организации и управления образовательным процессом, в то время как учебные курсы разрабатываются отдельно. Так как большинство СДО удовлетворяет международным стандартам ( AICC , SCORM и т.д.), немаловажным аспектом при разработке курсов является их соответствие этим стандартам, позволяющим легко обеспечить совместимость курса с любой СДО. К сожалению, на российском рынке курсов, соответствующих международным нормам, еще очень мало, но с каждым днем соблюдение стандартов становится все более жестким условием для успешного продвижения курсов на корпоративном рынке.

Вместе с тем, корпорации-заказчики обращают большое внимание также на качественное учебное содержание и его грамотное представление. И как раз с этим на данный момент дела обстоят хуже всего. Это связано с тем, что разработкой электронных учебных курсов часто занимается команда, в которую не входят педагоги и методисты. Например, в качестве автора курса по менеджменту выступает сам менеджер, который владеет предметной областью, но не знает, как преподнести материал таким образом, чтобы он был усвоен обучаемыми. В команде разработчиков обязательно должны быть люди с педагогическим образованием, знающие, как должен осуществляться процесс подготовки сотрудников. У курсов должна быть особая структура, в которой получают реализацию основные положения современной теории и методики обучения, которые гарантируют качество подготовки. В противном случае, как это часто бывает, получаются продукты, не удовлетворяющие целям обучения и нуждам корпораций.

Что касается технологии создания дистанционных курсов, то здесь основные проблемы заключаются в том, что круг специалистов, которые обязательно должны входить в команду разработчиков, очень широк и не всегда компания-разработчик может задействовать их всех для создания курсов. К тому же нет единой методики создания таких продуктов, не определены этапы процесса разработки и некоторые из этих этапов (особенно этапы анализа и оценки) просто опускаются.

На основании большого опыта работы сначала на рынке школьных обучающих продуктов, а затем и на корпоративном рынке, компанией «Новый Диск» были разработаны все этапы процесса разработки обучающих курсов. Рассмотрим каждый из них более подробно.

 

1. Анализ.

А) Определение целевой аудитории, постановка целей и задач курса по выбранной теме. Для начала разработчикам нужно ответить на ряд вопросов: кому нужен данный образовательный продукт и зачем, какие у выбранных сотрудников начальные знания, умения, навыки по заданной теме и какие знания, умения, навыки мы хотим сформировать в результате прохождения курса? Желательно также учитывать такие показатели, как возраст, навыки работы с компьютером. Чаще всего для получение этих сведений обращаются непосредственно к людям, отвечающим за процесс организации обучения внутри крупных корпораций. Они наиболее точно помогают определить целевую аудиторию и начальный уровень знаний будущих обучаемых. Нередки случаи, когда на этапе выбора темы для разработки уже имеется заказ на покупку будущего курса, и заказчик активно участвует на всех стадиях работы.

Б) Отбор содержания. Отбор тематического содержания курса ориентируется на определенную целевую аудиторию и сформулированные цели. Тематическое содержание должно быть определено таким образом, чтобы целевая аудитория достигла поставленных целей обучения.

В) Форма и содержание обучения. Формы организации учебного процесса. Формы обучения могут быть индивидуальными, групповыми и фронтальными. Форма организации учебного процесса зависит от многих параметров: места, времени, количества обучаемых, взаимодействия учителя и ученика, используемых технологий обучения, его целей и содержания. Один дистанционный курс может поддерживать несколько форм обучения. Если курс предполагает обучение общению, разумно использовать форумы учеников, групповые игры; для проверки выполнения творческих заданий необходимо обеспечить эффективную обратную связь с преподавателем. Возможно, общение преподавателя сразу с группой учеников или отдельно с каждым. Кроме того, в электронных курсах есть возможность организации индивидуального обучения. В зависимости от уровня начальной подготовки обучаемого, который определяется входным тестом, каждому предлагается своя траектория прохождения курса.

Г) Методы обучения. Под методами обучения обычно понимают способы, с помощью которых учащиеся усваивают содержание курса и достигают обозначенных целей. Любое средство обучения обычно сочетает в себе словесные (источник знания – устное или печатное слово), наглядные (источником знания выступает то, что можно наблюдать) и практические методы (знания и умения приобретаются в процессе выполнения практических действий). При разработке содержания учебного курса определение метода обучения в том или ином содержательном блоке приобретает важное значение, так как оно непосредственно влияет на достижение целей обучения.

2. Проектирование

После предварительного анализа можно приступать к созданию сценария электронных учебных материалов, представляющего собой подробное описание работы компьютерной программы. Сначала продумывается общая структура курса: функциональность, типы разделов, навигация между разделами. Чаще всего курс это набор уроков, каждый из которых включает в себя несколько взаимосвязанных страниц с теоретическим материалом, практическими и тестирующими блоками.

Затем на основе общей структуры авторами-педагогами создается литературный сценарий, в котором получает воплощение учебное содержание курса, разбитое на уроки. Чаще всего за основу дистанционного курса берется очный тренинг и совместно с тренинговой компанией преобразуется к виду, наиболее подходящему для использования в дистанционной форме.

После этого разрабатывается рабочий сценарий: учебные тексты распределяются по страницам и проходят окончательную редакцию, окончательно определяются формы представления материала. Очень часто изначально авторами предлагается просто текст, который затем обогащается использованием мультимедиа (звук, видео, анимация, иллюстрации, графики, таблицы) и интерактивных элементов. Сразу стоит отметить, что переложить очный тренинг полностью в сценарий дистанционного курса не удается. Проще всего это получается в случае с подачей информации и тестированием. Сложнее обстоит дело с разными практическим занятиями, особенно теми, которые требуют постоянного присутствия преподавателя. Частично проблемы решаются за счет представления практикумов в виде моделей или ролевых игр, при этом необходимо продумать любой возможный ответ ученика и предусмотреть его в системе обратной связи. Снимается огромное количество живого видео, демонстрирующего различные игровые ситуации, после чего обучаемому предлагается на основе этих образцов самостоятельно проконтролировать свои действия. Иногда приходится прибегать к помощи реального тренера, к которому обучаемые смогут обратиться посредством обратной связи (чатов, форумов, электронной почты). Организация дискуссий между обучаемыми может осуществляться посредством форума. Возможно проведение групповых игр.

3. Разработка

На этом этапе сценарий превращается в учебный курс. Создание электронных учебных материалов – коллективный труд. Обычно в разработке электронных учебных курсов принимают участие разные специалисты: методисты, сценаристы, программисты, художники, аниматоры, операторы и звукооператоры, консультанты, редакторы. Важно, чтобы все члены коллектива понимали общий замысел разработки. Все электронные учебные материалы должны реализоваться в полном соответствии с принятым сценарием. В ходе этой работы обнаруживаются недочеты рабочего сценария, которые еще не поздно устранить.

4. Апробация

Осуществляется пробное использование курса в учебном процессе. Проводятся разные виды апробации. Для начала просят нескольких представителей целевой аудитории данного курса «пообщаться» с этим курсом в присутствии разработчиков основного интерфейса. По их действиям разработчики понимают, что в данном курсе не интуитивно ясно, с чем возникают проблемы, какие действия вызывают у пользователя раздражение, какие действия он повторяет максимальное количество раз и т.д. Таким образом, разработчик получает информацию о том, как сделать работу с курсом интуитивно понятной. После этого собирается информация об эффективности прохождения обучения с использованием данного курса, о том, какие вопросы понятны, какие вызывают затруднения. На основании предварительного и финального теста и прогнозов степени усвоения курса еще раз пересматривается учебный материал и формы его подачи.

5. Оценка

Совершенно очевидно, что современный дистанционный корпоративный проект должен приносить реальный образовательный эффект. Для этого должна быть разработана система формальной оценки, которая поможет избежать субъективизма разработчиков и будет способствовать улучшению ими обучающих материалов. Инструментом такой оценки могут быть: сравнение производственных показателей до и после обучения; сравнение работы персонала, прошедшего и не прошедшего обучение; интервью с руководителями и т.д. В качестве критериев такой оценки выступают: ответная реакция обучающихся на программу обучения; знания, умения и навыки, полученные в результате обучения; изменение поведения на рабочем месте. На основании этой информации проходит доработка учебного курса с учетом реальных показателей обучаемых по этому курсу.

Благодаря этому курс не «замораживается», а постоянно развивается. Ведь одна из особенностей курсов дистанционного обучения – это их динамичность. У разработчика всегда есть возможность обновлять материал курса, добавлять новый и т.д.

Обратная связь с корпорациями, внедрившими курс, необходима всем разработчикам, но чаще всего встречаются затруднения. Компании, которые приобретают курсы, часто не заботятся о том, чтобы проводить оценку результатов обучения, а уж тем более о том, чтобы сообщать эти результаты компаниям-разработчикам. Впрочем, просматривается положительная тенденция, и первые отклики от заказчиков уже начинают поступать компаниям-разработчикам.

 

Источник: журнал "e-Learning World", №5'2004

 

Читайте в №6'2005 журнала "e-Learning World"

e-Learning ТЕМА: "Российский рынок e-Learning"

 

Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии

Александр Козленко
Автор предлагает новую форму подачи материала: интерактивная статья-схема (точнее, сценарий такой интерактивной статьи, который может быть реализован). Материал состоит из серии схем (диаграмм, рисунков и т.д.) и в наглядном структурированном виде освещает главные проблемы в сфере электронных учебников для школы.

 

Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом

Василий Беляков
Влияние государства на систему высшего образования в целом и высшие учебные заведения до сих пор остается существенным. В области высшего образования государство призвано, с одной стороны, предоставлять вузам максимум возможностей для реализации своего внутреннего образовательного, научного и культурного потенциала, с другой стороны, поддерживать единое направление развития образования. Статья представляет собой серьезный обзор последних тенденций и мирового опыта.

 

Как это было, или e-Learning в 2005 году

Елена Тихомирова
В конце 2004 г. мы оглядывались назад и выясняли, насколько же сбылись предсказания экспертов в области e-Learning, а потом пробовали себя в роли Нострадамуса и пытались предсказать будущее (хотя всего только на один год). В конце 2005 г. хотелось бы проделать почти то же самое: посмотреть на основные тенденции и предположить, какие из них мы снова будем наблюдать в будущем году.

 

Методика оценки возврата инвестиций и субъективная оценка эффективности тренингов

Антон Рягузов
Методика калькуляции возврата инвестиций в тренинги необходима не только компаниям, пользующимся услугами тренинговых агентств, но и самим тренерам. Результаты оценки помогут им проанализировать эффективность проделанной работы. Помимо этого, их можно использовать в процессе совершенствования содержания дальнейших тренингов.

 

Дистанционно или в классе: где лежит золотая середина?

Д.Оверченко
О том, какие факторы нужно учитывать при выборе методики обучения персонала в компании, какие типы технологий e-Learning сегодня представлены на рынке и как ими можно эффективно воспользоваться, вы узнаете из данного материала.

 

Год эксплуатации СДО в компании Mr.Doors: финансовые результаты

Виктор Жуков
В №2’2005 нашего журнала была опубликована статья «Mr.Doors открывает двери в e-Learning» о внедрении в учебном центре известного производителя мебели компании Mr.Doors дистанционной системы корпоративного обучения Competentum.Instructor. Год эксплуатации СДО позволил подвести некоторые экономические результаты ее использования.

 

Креативный e-Learning

Елена Тихомирова
На страницах журнала мы уже не раз рассказывали о молодом, но очень перспективном Центре проектирования контента (ЦПК) МЭСИ. Сегодня об успехах и проблемах в его работе мы побеседуем с начальником ЦПК Еленой Тихомировой.

 

Полезные книги

Елена Тихомирова, Виктор Бовт, Светлана Корнилова
В этом номере мы немного отступили от сложившейся традиции – подборки книг под определенную тематику. На этот раз мы поговорим о 4-х изданиях, которые, на наш взгляд, очень интересны, но по разным причинам не вошли в обзоры предыдущих месяцев. Здесь представлены не новинки, а книги, которые будут наиболее полезны для продвижения, внедрения и развития современных технологий в обучении.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222. Подписной индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87905.


e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь: adv@elw.ru

 


В избранное