Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #3'2006


e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск третий (14)/ 3 марта 2006 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Дорогие подписчики! Внимание!

Приглашаем вас на ежегодную специализированную выставку "Персонал Москва 2006".

"Персонал Москва 2006" , 2-я Специализированная выставка по кадровому
менеджменту, проводится с 12 по 13 апреля 2006 г . в Выставочном Комплексе "Экспоцентр", Павильон 7 зал 1.

Выставка снова соберёт под своей крышей предприятия, предлагающие услуги, продукты и решения в области управления персоналом, с одной стороны, и экспертов-кадровиков предприятий и учреждений, с другой.

Область Human Resource находится в настоящее время в России на стадии прорыва. Кадровики обдумывают свою роль в предприятии и ищут решений, для них уже давно является аксиомой тот факт, что успеха предприятия на длительный срок можно достичь только с высококвалифицированными и мотивированными сотрудниками. Это повлекло за собой рост спроса на решения, услуги и новинки в области кадрового менеджмента. Российским предприятиям интересно познакомиться и применять на практике интернациональные стандарты и ноу-хау, поэтому на рынке кадрового дела наблюдается большой интерес к представителям и опыту из Западной Европы и США.

Первая специализированная выставка по кадровому менеджменту «Персонал Москва 2005» стала местом встречи для более 1750-ти специалистов в области кадрового менеджмента из многих уголков России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, как, например, из Украины, Молдовы, Казахстана, Венгрии, Великобритании, Франции, Германии и т.д. Участники выставки из области кадровых услуг, программного обеспечения, кадрового консалтинга, повышения квалификации персонала и тренинга показали, насколько обширной может быть и есть современная HR -работа. С отчётом о выставке «Персонал Москва 2005» Вы можете познакомиться на сайте www . personal - moscow . ru в разделе «Персонал Москва 2005».

Основные темы выставки:

кадровые услуги, управление персоналом, HR программное обеспечение и аппаратные средства / IT , консалтинг по кадровым вопросам и делам предприятий, повышение квалификации, тренинги, семинары, E - Learning , аудит и бухучет, юридический консалтинг, корпоративные мероприятия, страхование, оборудование и помещения для презентаций, издательства и т.д.

Выставка предназначена для:

HR - менеджеров, руководителей отделов кадров, директоров предприятий,
руководителей отделов по подбору персонала общественных учреждений и
служб, специалистов по оплате труда / бухгалтеров, ответственных за
обучение и повышение квалификации персонала, редакторов и журналистов
ежедневной и специализированной прессы и т.д.

Параллельно на выставке проводятся Практические форумы, где эксперты в области кадрового менеджмента делятся своим опытом и реферируют на актуальные темы Human Resource Managem ent . Здесь можно познакомиться с новыми идеями, продуктами, услугами и решениями, необходимыми для ежедневной работы с персоналом .

Важное место на выставке занимает секция «Тренинг-площадка», где тренеры презентируют основные составные их семинаров и "рабочих групп", тем самым привлекая зрителей к активному "соучастию" и "обучению на практике".

Выставка Персонал Москва 2006 проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации.

Подробную информацию о выставке «Персонал Москва 2006» Вы найдёте на сайте www . personal - moscow . ru

Владимир Правоторов, компания Begin Group


MBA: кампус в компьютере

 

Сегодня дистанционное образование в России пока не заменяет полностью традиционного, а выполняет дополняющую функцию. В то же время, если говорить о западных программах МВА, то в последние годы дистанционные формы обучения стали очень популярны: двухгодичному полному курсу менеджеры все чаще предпочитают программы, составленные как из реальных, так и из электронных модулей, а также полностью дистанционное программы.

 

Part-time MBA

По сравнению с классической очной (full-time), очно-заочная (part-time) программа МВА дает возможность человеку не менять образ жизни. Учеба по вечерам позволяет сохранить работу и, как следствие, не терять в деньгах. Этот вариант очень подходит для семейных людей, не желающих надолго покидать дом и стремящихся сохранить привычный уклад. Тем не менее, очно-заочные программы не являются упрощенными и так же эффективны, как и очные. Это говорит о высокой интенсивности и больших нагрузках. О качестве обучения в формате part-time свидетельствует тот факт, что занятия проводят профессора, которые преподают слушателям дневной формы обучения. Также студент имеет возможность перевестись с очной программы на очно-заочную, т.е. успехи учащихся оцениваются по одному и тому же принципу и с одинаковой строгостью.

 

Сегодня во многих бизнес-школах мира наблюдается увеличение числа заявок на программы part - time . Это объясняется тем, что многие абитуриенты не хотят оставлять работу на время учебы.

Если раньше средний возраст студента очно-заочной программы составлял 33 года, то сегодня слушатель моложе.

По данным исследования Association of MBAs ( AMBA ), сегодня примерно 14% кандидатов выбирают очно-заочную программу. «За программами part - time будущее MBA , – утверждает Жанетт Парсель, президент AMBA . – Люди, отказывающиеся от работы ради очного обучения, сильно рискуют, ведь им приходится на время учебы увольняться. Работодатели также относятся к обучению формата part - time гораздо лучше, так как это позволяет им сохранить ценных сотрудников и даже укрепить их лояльность по отношению к компании».

Одним из основных негативных моментов очно-заочных программ MBA всегда считалось то, что слушатели не имеют таких же преимуществ при поиске работы на кампусе, как их сокурсники на очных программах. Но в последнее время ситуация меняется: службы по развитию карьеры в бизнес-школах начинают помогать в трудоустройстве слушателям всех форм обучения.

Слушателям программ МВА формата part-time раньше оставалось лишь наблюдать со стороны за тем, как «очники» принимали участие в различных мероприятиях, постоянно общались со своими сокурсниками, профессорами и выпускниками прошлых лет, а также пользовались услугами службы развития карьеры.

Сегодня во многих школах работают сотрудники, в чьи обязанности входит помощь «вечерникам» в решении вопросов трудоустройства, написании резюме, налаживании деловых связей и подготовке к собеседованию с работодателями. Некоторые из крупнейших школ, в том числе Anderson School в UCLA и Chicago GSB, уже позволили слушателям программ part-time встречаться с работодателями, проводящими подбор персонала на кампусе, что в течение долгого времени было заветным желанием многих из них.

«Слушатели программ part-time всегда хотели этого, но толчком к принятию решения послужила просьба работодателей, выразивших желание взаимодействовать со всеми слушателями Chicago GSB », – говорит Анита Брик (Anita Brick), директор программ по развитию карьеры выпускников МВА этой бизнес-школы.

Но такая ситуация наблюдается пока не везде. Например, в Stern решением администрации слушателям part-time не разрешается участвовать в работе с компаниями на кампусе, поскольку последние занимаются в основном поиском выпускников очных программ. Не удивительно, что обучающиеся по очно-заочной схеме ощутили себя обделенными. Они направили в администрацию бизнес-школы гневные письма, в которых писали, что поступили в Stern, так как были уверены, что смогут участвовать в мероприятиях на кампусе и проходить интервью с работодателями. Однако при этом они старались сохранить анонимность, поскольку опасались, что рекрутеры отнесутся к ним как к нарушителям спокойствия, а это плохо скажется на карьере.

 

Distance MBA

После того как Крис Хортон ( Chris Horton ) получил степень Ph . D . по литературе, он вместе с товарищем основал компанию по поставкам технологического оборудования. Руководство компанией осуществлялось из офиса, организованного у него в спальне. Хортону пришлось заняться маркетингом, бухгалтерским делом и управлением базами данных.

Бизнес развивался. Вместе с ним росли и обязанности Криса Хортона. Через два года в компании работало около 30 сотрудников, а ее оборот составлял 4,5 млн фунтов стерлингов в год. Хортон стал чувствовать острую потребность в новых знаниях, которые ему могло дать только бизнес-образование. Оставить бизнес возможности не было. Обучение в формате part - time тоже ему не подходило, так как требовалось переезжать в другой город, что также повлекло бы за собой перерыв в работе. Поэтому единственным правильным решением было поступление на программу дистанционного образования в Open University Business School .

Средний возраст слушателей очных программ МВА обычно не превышает 30 лет. Слушатели модульных программ формата part - time и executive немного старше. Хортон попадает в разряд так называемых «седых МВА» ( grey MBA ). «Мне 43 года, я разведен, и у меня есть дети, которым нужно помогать, поэтому никакой речи о ранней пенсии быть не может. Для новых успехов мне нужно получить квалификацию в бизнесе и завязать новые контакты».

Дистанционные программы – многообещающее направление в бизнес-образовании. В последние годы оно приобретает все большую популярность среди студентов всего мира. По данным компании Edeventures, в США на онлайн-программы (online-only) в 2004 г . зачислено 350 тыс. слушателей. При такой форме обучения студенты поддерживают связь с преподавателями при помощи электронной почты и Интернет. Получение степени МВА в рамках дистанционной программы занимает три-четыре года и может быть совмещено с работой.

Дистанционное обучение требует от студентов высокой мотивации, дисциплины и способности к самостоятельной работе. Кроме того, программа учитывает индивидуальные особенности слушателей, в соответствии с которыми можно организовывать учебный процесс. Дистанционные программы отличаются высокой гибкостью. Даже путешествуя по миру, можно получать образование в полном объеме при помощи современных технологий. Электронные средства общения, с одной стороны, позволяют слушателю в удобное для него время предлагать собственные идеи. Но, с другой стороны, они требуют определенной смелости при формулировании мыслей и вынесении суждений. Очень важно преодолеть психологический барьер и выступить со своими взглядами в виртуальном пространстве, а не с глазу на глаз с преподавателем.

Дистанционное обучение предоставляет в распоряжение студентов чаты, форумы, видеоконференции и веб-сайты, где можно получить необходимую информацию в нужное время. Виртуальные классы работают таким образом, что студенты в реальном времени общаются с профессорами и друг с другом. Преподаватель готовит свой курс, используя соответствующее программное обеспечение, а учащиеся пользуются материалами и видеозаписями лекций в индивидуальном автономном режиме.

Как и любой традиционный курс МВА, обучение в дистанционной форме включает в себя лекции, тесты, практические задания и обеспечивается необходимой технической поддержкой. Взаимодействие осуществляется через так называемую домашнюю страничку (course home page). Отсутствие ежедневного личного контакта с преподавателем и другими слушателями заменяется активным общением по телефону и участием в интернет-конференциях. Управленческие навыки развиваются благодаря большому числу заданий по принятию решений.

Но дистанционное обучение имеет свои ограничения и недостатки. Интернет-технологии не всемогущи и не всегда доступны. Более интенсивные очная и очно-заочная формы дают студентам ряд преимуществ, которые невозможно получить на расстоянии. В максимальной степени это относится к потребности в общении, которую нельзя в полной мере реализовать, пользуясь лишь техническими средствами коммуникации. Одним из важнейших результатов программы МВА является приобретение связей и деловых контактов (network), наличие которых не теряет ценности на протяжении всей жизни. Именно этого результата трудно достичь при дистанционном обучении. Тем не менее, для многих дистанционное обучение оказывается максимально удобным способом получения бизнес-образования. Сегодня высокоскоростной доступ в Интернет позволяет хотя бы отчасти компенсировать отсутствие визуального контакта форумами и чатами в режиме «онлайн».

По словам Марселя Коэна (Marcel Cohen), директора программы дистанционного образования Imperial College, этот формат обучения рассматривался раньше как недостаточно эффективный. Основная причина такого отношения заключалась в том, что дистанционные программы предлагались в основном не самыми хорошими университетами. Как только лучшие бизнес-школы стали практиковать данный метод взаимодействия со студентами, предъявляя к ним такие же требования, что и при работе в классе, ситуация в корне изменилась. К тому же нельзя не отметить стремительное развитие информационных технологий, что в значительной мере способствует широкому распространению дистанционных программ.

Благодаря быстрому совершенствованию средств массовой коммуникации концепция заочного обучения становится все более популярной, а эффективность дистанционных программ повышается. Значимость нового вектора развития делового образования признана аккредитующими организациями. Так, AMBA за последние несколько лет аккредитовала ряд программ дистанционной формы обучения.

 

Executive MBA

В последние несколько лет альтернативой классическим программам стала Executive MBA ( EMBA ) – программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. Если вы занимаете высокий пост и не можете оставить бизнес на год-два, то EMBA – это возможность получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы слушатели могли совмещать учебу с профессиональной деятельностью.

Средний возраст студентов на EMBA выше, чем на других программах. Обычно им 35–37 лет, а опыт их практической деятельности составляет не менее десяти лет. Безусловное преимущество этой формы состоит в том, что слушатель может сразу же применять полученные знания в работе и решать задачи, стоящие перед ним в данный момент. Более чем в половине случаев обучение на EMBA оплачивают компании.

Эксперты компании Goldman Sachs & Co . уверены, что в настоящее время происходит уход от традиционного понимания МВА как очного обучения. Все большую популярность набирают «гибридные», модульные, дистанционные и множество других разновидностей программ формата executive . Нет ничего удивительного в том, что все больше школ предлагает своим кандидатам обучение по программам ЕМВА. На эту тенденцию обращают внимание все ведущие деловые издания мира, в том числе газета Financial Times , опубликовавшая в конце 2004 г . рейтинг EMBA 2004. Он включал 90 программ соответствующего формата.

 

Согласно данным последнего отчета совета GMAC , в 53% бизнес-школ количество заявок на программы ЕМВА за последний год увеличилось, а в 21% осталось на уровне прошлого года.

 

По одной из версий, выдвигаемой представителями некоторых бизнес-школ, сегодняшние абитуриенты программ ЕМВА – это те, кто на волне популярности интернет-компаний решил отложить учебу, затем во время экономического спада предпочел не рисковать работой, чтобы за время учебы не потерять ее. Теперь же им не остается ничего, кроме как учиться и одновременно работать. Большинство экспертов тем не менее полагают, что у популярности ЕМВА есть и другие, более серьезные причины. По мнению Майка Фенлона ( Mike Fenlon ), заместителя декана школы Columbia , главным фактором, привлекающим современных менеджеров на программы ЕМВА, является формат обучения, позволяющий получать образование без отрыва от работы. «Опыт, получаемый слушателями в учебной аудитории, в основном связан с практической деятельностью, – констатирует Фенлон. – Раньше многие относились к программе ЕМВА как к «облегченной» версии МВА, но теперь все признали ценность этого формата».

Джули Сайзек Джоунз ( Julie Cisek Jones ), заместитель декана и директор программ ЕМВА школы Kellogg при Northwestern University , уверена, что позиции ЕМВА за последнее время существенно укрепились. «Все чаще мы видим, как выпускники программ ЕМВА поднимаются до высших руководящих должностей и финансируют обучение других менеджеров компании рангом ниже».

Рост популярности ЕМВА особенно заметен за пределами США, где об увеличении числа заявок от абитуриентов сообщили 64% школ, в то время как в Америке этот показатель составляет всего 50%. Директор ЕМВА London Business School Лин Хоффман ( Lyn Hoffman ) считает, что это говорит о признании ценности бизнес-образования: «Степень ЕМВА в Европе становится с каждым годом популярнее. Раньше мы очень сильно отставали в этом от США».

Тем не менее, она отмечает, что серьезным фактором, замедляющим развитие программ ЕМВА в Европе, остается высокая стоимость обучения. К примеру, обучение на программе EMBA Global , проводимой совместно школами London Business School и Columbia в Лондоне и Нью-Йорке, стоит $115 тыс.

Самыми быстрыми темпами рынок ЕМВА развивается, несомненно, в Азии. В последние два года несколько новых программ открылись в Китае, Южной Корее и на Тайване.

«Вместе с этим изменились и требования со стороны абитуриентов, – объясняет Эд Леонард ( Ed Leonard ), заместитель декана школы Goizueta при Emory University . – Большая часть вопросов на собеседованиях сегодня касается не содержания программы, а будущих сокурсников: кто они, откуда, где работают и т.д.».

Кроме того, наблюдается рост числа кандидатов, готовых во время обучения на программе ЕМВА путешествовать на большие расстояния. Одной из первых таких программ была Global Executive MBA школы Fuqua School of Business . «После 11 сентября 2001 г .многие компании ограничили международные поездки сотрудников, но теперь число заявлений на программы Executive MBA снова растет», – объясняет Дэн Наги ( Dan Nagy ), заместитель декана школы Fuqua . Весной 2005 г . школа расширила программу Global Executive MBA .

Представители все большего числа бизнес-школ утверждают, что кандидаты особенно ценят программы, на которых учатся слушатели со всего мира, а занятия проводятся на разных континентах. Зачастую это достигается благодаря партнерским отношениям между бизнес-школами. По данным EMBA Council , 14% американских программ формата executive проводятся в партнерстве между двумя или более школами. За пределами США таких программ еще больше – 31%.

Структура программы EMBA обычно модульная. Очная сессия обучения (так называемый модуль) может длиться несколько дней в неделю, неделю в месяц, в два месяца и т.п. В перерывах между модулями студенты занимаются самостоятельно, поддерживая связь с преподавателями и сокурсниками через Интернет. Ряд программ EMBA предусматривают проведение очных сессий в разных странах. Такие поездки – удовольствие недешевое, и его скорее можно отнести к категории эксклюзива.

Источник: журнал "e-Learning World", №4-5'2005

 

Читайте в №6'2005 журнала "e-Learning World"

e-Learning ТЕМА: "Российский рынок e-Learning"

 

Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии

Александр Козленко
Автор предлагает новую форму подачи материала: интерактивная статья-схема (точнее, сценарий такой интерактивной статьи, который может быть реализован). Материал состоит из серии схем (диаграмм, рисунков и т.д.) и в наглядном структурированном виде освещает главные проблемы в сфере электронных учебников для школы.

 

Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом

Василий Беляков
Влияние государства на систему высшего образования в целом и высшие учебные заведения до сих пор остается существенным. В области высшего образования государство призвано, с одной стороны, предоставлять вузам максимум возможностей для реализации своего внутреннего образовательного, научного и культурного потенциала, с другой стороны, поддерживать единое направление развития образования. Статья представляет собой серьезный обзор последних тенденций и мирового опыта.

 

Как это было, или e-Learning в 2005 году

Елена Тихомирова
В конце 2004 г. мы оглядывались назад и выясняли, насколько же сбылись предсказания экспертов в области e-Learning, а потом пробовали себя в роли Нострадамуса и пытались предсказать будущее (хотя всего только на один год). В конце 2005 г. хотелось бы проделать почти то же самое: посмотреть на основные тенденции и предположить, какие из них мы снова будем наблюдать в будущем году.

 

Методика оценки возврата инвестиций и субъективная оценка эффективности тренингов

Антон Рягузов
Методика калькуляции возврата инвестиций в тренинги необходима не только компаниям, пользующимся услугами тренинговых агентств, но и самим тренерам. Результаты оценки помогут им проанализировать эффективность проделанной работы. Помимо этого, их можно использовать в процессе совершенствования содержания дальнейших тренингов.

 

Дистанционно или в классе: где лежит золотая середина?

Д.Оверченко
О том, какие факторы нужно учитывать при выборе методики обучения персонала в компании, какие типы технологий e-Learning сегодня представлены на рынке и как ими можно эффективно воспользоваться, вы узнаете из данного материала.

 

Год эксплуатации СДО в компании Mr.Doors: финансовые результаты

Виктор Жуков
В №2’2005 нашего журнала была опубликована статья «Mr.Doors открывает двери в e-Learning» о внедрении в учебном центре известного производителя мебели компании Mr.Doors дистанционной системы корпоративного обучения Competentum.Instructor. Год эксплуатации СДО позволил подвести некоторые экономические результаты ее использования.

 

Креативный e-Learning

Елена Тихомирова
На страницах журнала мы уже не раз рассказывали о молодом, но очень перспективном Центре проектирования контента (ЦПК) МЭСИ. Сегодня об успехах и проблемах в его работе мы побеседуем с начальником ЦПК Еленой Тихомировой.

 

Полезные книги

Елена Тихомирова, Виктор Бовт, Светлана Корнилова
В этом номере мы немного отступили от сложившейся традиции – подборки книг под определенную тематику. На этот раз мы поговорим о 4-х изданиях, которые, на наш взгляд, очень интересны, но по разным причинам не вошли в обзоры предыдущих месяцев. Здесь представлены не новинки, а книги, которые будут наиболее полезны для продвижения, внедрения и развития современных технологий в обучении.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222. Подписной индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87905.


e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь: adv@elw.ru

 


В избранное