Обучение русскому языку Два вопроса о метапредметности от учителя
Центр дистанционного образования "Эйдос" ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: курсы, проекты, олимпиады
EIDOS-DIST-EDU # 805 6 декабря 2018 года
www.eidos.ru
Два вопроса о метапредметности от учителя английского языка:
1. В чём отличие метапредметного содержания от
предметного?
2. Чем метапредметное отличается от межпредметного?
Андрей
Викторович,
здравствуйте!
Вот что
непонятно,
можете ли Вы
ответить мне.
Без всякого
метапредметного
подхода у меня
на занятиях
иностранного
языка всегда
были 4 основные
вида
деятельности -
чтение,
говорение,
письмо,
аудирование.
Соответственно,
в каждом блоке
были основные
понятия - буквы,
правила чтения,
звуки и пр.
В чём главное
отличие
метапредметного
подхода в этом
случае? В чём
отличие
метапредметного
содержания от
того, что у меня
всегда было?
Просто появилось
новое название
ФОО? Уроки по
чтению у меня
всегда были,
зачем мне
метапредметный
урок чтение?
--
А.В. Хуторской:
Уважаемая
коллега!
Метапредметность
- то, что лежит
в основе
предметов.
Структурно
метапредметность
выражается:
1) в ключевом
содержании - у
нас это
фундаментальные
образовательные
объекты (ФОО).
Во ФГОСах они
этого ещё не
сделали,
фундаментального
ядра не
выделили.
2) в
метапредметных
(базовых) видах
деятельности. Во
ФГОСах
декларируются
метапредметные
деятельности, но
на самом деле
это не
метапредметные,
а общеучебные
виды
деятельности. В
педагогике они
так назывались
со времён 1980-х
гг.
(исследования
Н.А. Лошкарёвой
и др.).
Поскольку
нынешнюю версию
стандартов
разрабатывали
психологи, они
педагогическую
терминологию
заменили на
свою, и
метапредметными
назвали те
деятельности,
которые в
педагогике
всегда
назывались
общеучебными.
Наша научная
школа идёт на
компромисс со
ФГОСами и
частично
принимает их
подход, мы
считаем его
просто неполным,
потому что не
выделено
метапредметное
содержание
образования.
Теперь о связи
предметного и
метапредметного.
Когда учитель
английского
языка изучает с
учениками
английские
(латинские)
буквы, он
частично изучает
метапредметную
основу всех букв
вообще. А также
- специфику букв
английского
алфавита.
Соответственно,
образовательные
результаты
учеников делятся
на предметные
(специфика букв
английских) и
метапредметные
(общие свойства
букв). Эти два
типа получаемых
результатов
различаются с
помощью
специальных
заданий для
учеников.
Кроме того,
ученик на уроках
английского
осуществляет
чтение,
говорение,
письмо,
аудирование.
Здесь также есть
предметная и
метапредметная
составляющие.
Например, чтение
метапредметное
характеризуется
скоростью,
внятностью,
осознанностью. А
чтение
предметное -
спецификой
английского
языка -
ударениями,
окончаниями,
тем, что пишется
одно, а читается
другое.
Таким образом,
отличие
метапредметного
подхода от
обычного
предметного в
том, что в
обучении
выделяются
метапредметные
объекты,
метапредметные
деятельности и
метапредметные
результаты.
Раньше же,
традиционно
выделялись и
оценивались
только
предметные
результаты.