Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение русскому языку

  Все выпуски  

Обучение русскому языку 43


Центр дистанционного образования "Эйдос"

www.eidos.ru

Eidos-Russian-43

7 октября 2007 г.

Кафедра русского языка и литературы

http://eidos.ru/project/school/russian/index.htm

http://eidos.ru/project/school/liter/index.htm

Стихотворение номера

К 115-летию со дня рождения

 

Марина Цветаева


***
Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.

 

Чтоб ни души, чтоб ни ноги -
На свете нет такого саду
Уединению. В груди
Ищи и находи прохладу.

 

Кто победил на площади -
Про то не думая и не ведай.
В уединении груди -
Справляй и погребай победу.

 

Уединение в груди,
Уединение: уйди,

 

Жизнь!

Ближайшие планы ЦДО "Эйдос"

9 октября – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по музыке - http://eidos.ru/olymp/music/2007/index.htm

9 октября – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

11 октября – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности – http://eidos.ru/olymp/obg/index.htm

16 октября – V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по биологии (исследование) – http://eidos.ru/olymp/bio/index.htm

16 октября – Дистанционные курсы для всех – http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

18 октября – X-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку – http://eidos.ru/olymp/russian/index.htm

23 октября - 12 декабря – IX-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2007" – http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm

23 октября – VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по астрономии ("Тайны Вселенной") – http://eidos.ru/olymp/astro/index.htm

25 октября – Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку (сочинения) – http://eidos.ru/about/writing-eng/index.htm

30 октября – Дистанционный курс для учителей русского языка "Методы продуктивной работы на уроках русского яхыка" – http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. УСПЕШНЫЕ СЛОВА. Именно так называлось одно из заданий эвристической олимиады по русскому языку. Читайте фрагменты ответов на этот вопрос и готовьте свои успешные слова для выполнения увлекательнейших заданий приближающейся эвристической олимпиады по русскому языку.

II. В ПОМОЩЬ ЛОКАЛЬНОМУ КООРДИНАТОРУ. Советы начинающему локальному координатору ДЭО. ДЭО и Интернет.

III. МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Приглашаем учителей русского языка принять участие в дистанционном курсе, который начнётся 30 октября 2007 года.

I. УСПЕШНЫЕ СЛОВА. Именно так называлось одно из заданий эвристической олимиады по русскому языку. Читайте фрагменты ответов на этот вопрос и готовьте свои успешные слова для выполнения увлекательнейших заданий приближающейся эвристической олимпиады по русскому языку.

 

УСПЕШНЫЕ СЛОВА. Идеолингвистика - это дисциплина, которая занимается идеологическим потенциалом языка. К примеру, Андрей Синявский считал, что большевизм обязан своим успехом трем мастерски сработанным словам: "большевик", "совесть", "ЧК".
Как вы думаете, какие слова создадут успех такому направлению в образовании, как ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Напишите эти слова и объясните, почему вы так считаете.

 

Сорокина Полина, 10а класс, гимназия, г. Шелехов:

Эвристическое обучение - это такое широкое понятие, что для его объяснения решаюсь предложить целый словарик.
Э - эволюция, эксперимент, экспрессия, экспромт, экстраординарность, элита, энергичность, энтузиазм, энциклопедичность, эпоха.
В - вдохновение, вдумчивость, вера, взаимодействие, взаимопомощь, виртуозность, владение, властелин, внедрение, вовлечь, воплотить, всезнайки, вселить, вундеркинды.
Р - работа, равенство, радость, развитие, размах, разум, рвение, реализация, результат, рекорд, ресурс, романтика.
И - игра, идеал, идея, известность, изобретатель, изыскание, изящество, индивидуальность, инициатива, интеллект, исследование.
К - казуальность, кардинальность, классификация, колоссальность, команда, компетентность, книголюб, конкурс, корифей.
А - авангард, авторитет, агитатор, азарт, активность, актуальность, альтернатива, альтруист, амбиция, анализ, аргумент.
Я думаю, что отобранные мною понятия и есть путь к эврике.
Еще я бы ответила на этот вопрос так:
Эпоха энтузиастов
Вселит в вездесущих всезнаек
Росчерк романтики, радость новых рекордов!
Изящество интеллекта привьет
Корифеев команде
Азарт альтруистов!
Ведь "Эйдос" опять в авангарде!
Первоначально я хотела доработать стихотворение, исправить все огрехи в ритме и рифме. Но потом поняла, что именно они и смогут передать сложность пути к открытию.

 

Андреева Анастасия, 11 "ИТ1" класс, гимназия N140, г. Омск:

На мой взгляд, эвристическому образованию могут создать успех следующие слова:
Путь
Эврика
Будущее
Личность
Обучение, в котором основой станет творческая деятельность ученика лучше всего уподобить прекрасному слову путь. Каждый человек, проходит определенный путь, путь знаний, путь поиска, путь самосовершенствования. На этом пути у него будут и друзья, и наставники и трудности. Это слово положительно воспринимается в русском языке, подчеркивая целенаправленность, осмысленность движения к чему-то очень важному и действительно отражает особенности эвристического обучения. К тому же оно призывает человека к движению, к развитию. Поскольку всю жизнь люди ищут свой путь, они не останутся равнодушными.
На пути познания человек немало раз воскликнет Эврика! - нашел, понял, открыл. Хоть у этого слова и иностранное происхождение, но оно всем хорошо знакомо и не нужно объяснять, что эвристическое обучение - это радость, удовольствие.
Следующее слово - "Будущее". Оно сообщает о том, что эвристическое обучение - это школа будущего, оно готовит человека будущего, готового к творчеству, к решению самых разных задач. Большинство людей обращены к будущему, им важно услышать, что они не окажутся в еще неизвестном будущем не у дел. Опять же это слово соответствует и сути эвристического обучения, развивая творческое мышление, оно готовит человека к самым разным ситуациям. Слово "личность" подчеркивает то, что целью эвристического обучения является образование личности, и то, что путь поиска и открытий будет индивидуален и только в таком случае у человека будет будущее. И наверное только у такого обучения есть будущее.

 

Ваина Елена , 11А класс, гимназия №13, п. Краснообск:

Поскольку эвристическое обучение является таким направлением в образовании, при котором главная роль отводится самостоятельному "добыванию" знаний учеником, то я считаю, что первыми и самыми главными словами, которые смогут отразить положительные стороны эвристического образования станут "самостоятельность" и "независимость". За этими словами стоят очень широкие понятия, привлекательные для каждого человека, и оба этих слова могут оказывать на людей большое воздействие. Кроме того, в обоих этих словах присутствует аллитерация (повторение звуков "с" и "ст"), которая обеспечивает им приятное звучание.
Большое значение для эвристического метода обучения играют творческие способности ученика, способность находить нестандартные решения и вместе с тем мыслить конструктивно. Поэтому еще одним ключевым словом, которое могло бы послужить основой успеха такого образования с точки зрения идеолингвистики, можно назвать слово "креативность". Это понятие считается однозначно положительным и емко характеризует несколько самых важных качеств творческой личности - нестандартность мышления, индивидуальность, умение преобразовывать реальность, делая ее красочнее и ярче.
Также важными качествами "эвристического" ученика являются способность быстро ориентироваться в ситуации и оперативно принимать то или иное решение, поэтому еще одним "успешным" словом для такого вида образования я выбираю "мобильность".
Таким образом, мой вариант лозунга, который сможет привлечь людей к эвристическому обучению - это "Самостоятельный и независимый ученик добьется успеха в эвристическом обучении своей креативностью и мобильностью! Ура!".

 

=======================================

Друзья! Приглашаем Вас принять участие

во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде

по русскому языку,

которая состоится 18 октября.

Подробности - http://eidos.ru/olymp/russian/index.htm

Найдите свои успешные слова для победы!

=======================================


II. В ПОМОЩЬ ЛОКАЛЬНОМУ КООРДИНАТОРУ. Советы начинающему локальному координатору ДЭО. ДЭО и Интернет.


Каковы минимальные технические требования для того, чтобы участвовать в дистанционных олимпиадах? Этот вопрос задают многие новые участники. На самом деле в случае не очень большого количества участников достаточно иметь один компьютер с настроенной электронной почтой. Наша гимназия несколько лет участвовала в ДЭО следующим образом:
- Интернет был только дома у локального координатора, то есть у меня.
- Я оформляла заявки и получала задания.
- Переправляла задания в гимназию.
- Там участники либо писали работы в тетрадках, либо (если позволяло расписание уроков) набирали текст ответов на компьютере в компьютерном классе.
- Далее я собирала работы и уже дома оформляла шаблоны с работами и отправляла в оргкомитет.

Конечно, это самый тяжелый в техническом отношении вариант. Но часто новички жалуются: "Как же так, вы предлагаете задания, которые надо выполнять на форуме или с помощью поиска в Интернете! А у нас всего один компьютер с выходом в Интернет (а то и вовсе Интернет в другом помещении, например, в кабинете завуча или директора)". Что же делать в такой ситуации? Отказываться от участия в олимпиадах?

Ни в коем случае!!!

Правильно поступить следующим образом.

Если один компьютер с Интернетом все же есть, то дайте некоторое время на подготовку к ответу (составление плана работы, поиска, сочинение первичного сообщения для форума) и приглашайте участников по графику. Просматривать форум в принципе могут несколько человек сразу, а вот отвечать по очереди. Просматривать сайты тоже можно вместе - все равно ни одно задание не требует копирования информации из Интернета (плагиат оценивается снятием работы с конкурса), а требуются собственные мысли учащихся. Известно, что многочасовое блуждание по Интернету НИЧЕГО не дает для новых идей, так что оно и ни к чему. Приучайте участников к тому, чтобы четко ставить себе цель и быстро и эффективно ее добиваться.

Если там, где проходит олимпиада, нет ни одного компьютера с Интернетом, то отчаиваться тоже не стоит.
- Поиск можно выполнить и в библиотеке, и с помощью опроса одноклассников.
- Можно смоделировать работу на форуме в пределах своей группы. Пусть участники пишут приветствия, рецензии, продолжения на ответы одноклассников, тоже участвующих в этой олимпиаде.
- Если участник один, пусть он сам для себя смоделирует работу на форуме, записав требуемый текст прямо в шаблон работы.

Помните:
- Организаторы не снижают оценку за отсутствие доступа к Интернету, если в шаблоне работы участника приведен ответ на задание, полученный любым из приведенных выше способов.
- Организаторы не засчитывают ответ, выложенный только на форуме и не продублированный в тексте работы.
- Приводить в тексте работы следует только полный ответ, а не ссылку на него - проверено, что часть ссылок регулярно не открывается.
- При проверке нет возможности выяснить, относится ли сообщение под ником Alex к Александру Иванову или Александру Петрову, а, может, к Любе Александровой.

 

 

III. МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Приглашаем учителей русского языка принять участие в дистанционном курсе, который начнётся 30 октября 2007 года.

 

Многие учителя пишут, почти не задумываясь "Тема урока…", "Цель урока…" Между тем слепое копирование шаблона есть лучший способ избавить свои уроки от продуктивности.

 

Проблемные вопросы дистанционного курса:

- Какой урок можно считать продуктивным?

- Каковы особенности различных форм представления знаний?

- Как помочь ученику выявить, раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал?

- Как применять на практике принцип продуктивности?

- Как изменяются формы контроля при использовании продуктивного обучения?

- Что делать в случае, когда репродуктивной деятельности избежать невозможно?

- Как организовать приоритет внутреннего продукта?

 

Говорят участники курса:

 

Андреева Анжелика Анатольевна, учитель русского языка, СОШ №1, г. Мирный:

Как педагог я стремлюсь теперь к созданию продуктивного урока. Я пытаюсь осознать педагогическую проблему в её глубине. Я думаю, что во многом на это повлияла работа над модулями . Я стала понимать, что нельзя работать по наитию, нужно работать со специальной литературой, интересоваться новыми идеями педагогической науки. Педагогам надо учиться на курсах системно, не краткосрочно и хаотично, а выстраивая долговременную программу своего самообразования и развития.

 

Подробности регистрации на дистанционных курсах - http://eidos.ru/courses/about/registr.htm

 

Желаем успеха!

 

Выпуск подготовили

Озеркова Ирина Александровна, сотрудник кафедры русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»,

Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»,

info@eidos.ru

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 12.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки «Обучение русскому языку»

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

 

 


В избранное