Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение русскому языку

  Все выпуски  

Обучение русскому языку Обучение русскому языку-06


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Кафедра русского языка и литературы

«Обучение русскому языку»

Eidos-Russian-06

13 октября 2005 года

www.eidos.ru

= Знаете ли вы, что:

 

¾     15 октября начинается региональный тур Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года". - http://www.eidos.ru/dist_teacher/2005/region.htm

¾     17 октября - начало дистанционных Эйдос-классов. Ученики с 1 по 11 классы, а также студенты получат возможность выполнить и защитить творческие, исследовательские работы по выбранным предметам и темам. Зарегистрируйте своих учеников, дайте им возможность пополнить своё портфолио. - http://www.eidos.ru/project/eidos-class/2005-10.htm

¾     18 октября – начало работы новых дистанционных курсов для школьников:

§          43221 Секреты успешного написания сочинения (профиль-курс для 9-11 классов) http://www.eidos.ru/courses/themes/43221/index.htm

§          46311 Моя индивидуальная программа обучения: как составить (профиль-курс для 9-11 классов, студентов ссузов) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm

§          43512 Удивительные откровения Символа в японской поэзии (школьники, все желающие) http://www.eidos.ru/courses/themes/43512/index.htm

Зарегистрируйтесь – и вы узнаете, что значит учиться на расстоянии! Условия регистрации - http://www.eidos.ru/courses/news/2005-10.htm

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
 

I.                НОВЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «Секреты успешного написания сочинения». С 18 октября начинает свою работу новый дистанционный оргдеятельностный курс для учащихся 9-11 классов

II.            КАК ПОПОЛНИТЬ ПОРТФОЛИО? 17-31 октября 2005 года ученики с 1 по 11 классы, а также студенты психолого-педагогических специальностей получат возможность выполнить и защитить творческие, исследовательские работы по выбранным предметам и темам. Читайте фрагменты лучших исследовательских работ и  чат-защит предыдущих Эйдос-классов.
 


I.
НОВЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «Секреты успешного написания сочинения».

Уважаемые друзья!

Кафедра русского языка и литературы приглашает вас принять участие в новом дистанционном оргдеятельностном курсе. Зарегистрироваться
можно до 17 октября включительно.

 

===

ПРОФИЛЬ-КУРС "СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"

Сроки проведения: 18-27 октября 2005 года. Регистрация - до 17 октября включительно.

Условия регистрации: http://www.eidos.ru/courses/news/2005-10.htm

УЧАСТНИКИ ПРОФИЛЬ-КУРСА - учащиеся 9-11 классов

Форма проведения - практикум.

«Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?..» Ф.И.Тютчев

Сочинение – один из самых сложных видов творческой работы учащихся в школе. Те сочинения, которые вам приходилось в 5-8 классах, существенно отличаются от сочинения на литературную тему. Иногда ученик начинает недоумевать: «Чего добивается учитель? Почему опять тройка?»

ЦЕЛЬ

Н
аучиться писать успешное сочинение

ПРОГРАММА

Учебный модуль 1. «Работаем над темой сочинения». Задание №1 «Готовимся к сочинению». Практическая работа.
Учебный модуль 2. «Композиция и жанр сочинения» Задание №2 «Пишем сочинение». Практическая работа. Индивидуальные консультации на форуме.
Учебный модуль 3. «Типичные ошибки в сочинениях на литературную тему». Задание №3 «Я корректор» . Практическая работа. Телеконференция.
Рефлексивное осмысление итогов курса. Занятие на форуме.

Закончив курс «Секреты успешного написания сочинения» вы:

- Научитесь самостоятельно формулировать тему и раскрывать ее;
- Познакомитесь с разными жанрами сочинения;
- Научитесь правильно выстраивать композицию сочинения;
- Узнаете, что значит сочинять на литературную тему и поймете, когда уместен пересказ в сочинении, а когда цитата.
- Приобретете опыт написания и редактирования сочинения.

ВЕДУЩИЙ КУРСА
Рублева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цитаты от ведущего:

Каждому пишущему сочинение – по пятерке!
Каждому проверяющему сочинение – бальзам на учительское сердце!

---

Чтобы зарегистрироваться на курсах, необходимо до указанного срока включительно оплатить регистрационный взнос за выбранные курсы и прислать заявку по форме.

Условия регистрации: http://www.eidos.ru/courses/news/2005-10.htm

Перечень всех дистанционных курсов с аннотациями находится по адресу http://www.eidos.ru/courses/themes/index.htm

Участники дистанционных курсов, успешно закончившие занятия, получают по почте официальные Свидетельства с подписями и печатями, которые оказываются весьма кстати при прохождении очередной аттестации.

Дистанционные курсы Центра "Эйдос" пользуются заслуженной популярностью среди педагогов России и стран СНГ. В этом можно убедиться, познакомившись с их отзывами - http://www.eidos.ru/courses/reflex/index.htm


II.
КАК ПОПОЛНИТЬ ПОРТФОЛИО?


17-31 октября 2005 года проводятся очередные дистанционные Эйдос-классы. Ученики с 1 по 11 классы, а также студенты психолого-педагогических специальностей получат возможность выполнить и защитить творческие, исследовательские работы по выбранным предметам и темам. О том, какие требования выдвигаются к работам и об особенностях защиты, можно узнать на сайте Центра «Эйдос»- http://www.eidos.ru/project/eidos-class/2005-10.htm

 

Центром проведено уже три Эйдос-класса, и на каждом из них были представлены работы по русскому языку и литературе. Предлагаю вам познакомиться с фрагментами исследовательских работ и чат-защиты разных Эйдос-классов.

 

 

Исследование "ШКОЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ" (фрагменты)

Алехина Анна, 8 «Г» класс, МОУ СОШ №1, г. Шелехов

П
очему я выбрала эту тему:

Я выбрала эту тему, так как в нашем классе на уроках делается очень много замечаний, учителя грозятся придти домой, потому что родители не откликнулись на их запись в дневнике. Мне захотелось провести свое исследование и подробнее узнать о такой форме речевого общения как замечания.

Цели и задачи работы:

1. Исследовать, какие замечания делаются учителями в школе, с какой целью, какова их эффективность.
2. Выявить особенности замечаний.
3. Изучить эту проблему и найти пути ее решения.

Объект исследования: учащиеся 8-х классов и учителя, работающие в этих классах.


Третья группа – замечания-просьбы

1 Уважаемые родители, спросите своего сына, чем он занимается в школе? Где летают его ручки, ножки и еще оторванные ручки от портфеля?
2 Прошу маму быть в школе. Алеша ничего не делает. С уважением, Г.П.
6 Уважаемая Раиса Ивановна! Алеша должен ходить в субботу в 9-30 на дополнительные занятия по математике, обязательно. С уваж. Г.П.

Такие замечания в большинстве своем относятся к родителям, имеют наименьшую степень негативности, в предложениях есть обращения.
...
Устные замечания совершенно отличаются от письменных. В течение нескольких уроков я старалась записывать замечания, которые делали разные учителя. См. приложение 2. Все устные замечания я разделила по смыслу, применяя принцип градации.

Группа 1. Замечания-просьбы
18 Рая, пока ты не записала этот случай, послушай, пожалуйста, других.
19 Рая, ты бы села на свое место, а то Миша думает, что ты ради него туда села.

Как правило, сначала учитель делает замечания в легкой форме в виде просьбы, которая высказывается в уважительной форме. И если ученик не откликается на такие просьбы, преподаватель вынужден прибегать к более сильным высказываниям.

Группа 4. Замечания-угрозы
3 Женя, третье что мы должны сделать? Женя, я тебя прихлопну сейчас учебником!
8 Одно замечание – оценка на балл ниже. Девочки, сейчас я у вас карточки соберу и отправлю гулять, будете сдавать ответы после уроков.
13 Сейчас ты у меня гулять пойдешь!
31 Девочки и мальчики. Из-за того, что сейчас Люда разговаривает, я сейчас сяду и буду молчать.

… В отдельную группу я выделила замечания-угрозы, которые отличаются экспрессивностью, подкрепляются жестами, характеризуются повышением голоса, изменением интонации. В таких замечаниях используются многообещающие слова (все глаголы употребляются в будущем времени): прихлопну, отправлю гулять, сяду и буду молчать… Замечания-угрозы, как правило, дают положительный результат. Получив такое замечание, ученик становится зависимым от учителя, так как непослушание может отразиться на оценке. Но и это не всегда бывает эффективным, так как угрозы могут подействовать только на определенную группу учащихся. Чувствуя свое бессилие, учитель начинает возмущаться на непонятливость, невнимательность школьников.

… В особую группу из всех замечаний, которые можно услышать на уроке, я выделяю невербальные замечания, которые указывают на степень эмоционального состояния учителя. Таковыми являются постукивание (карандашом, ручкой, указкой и т.д. Чем сильнее постукивание, тем больше нетерпение), мимика (гримасы, передразнивание, поднятая бровь, нахмуривание), жесты (покачивание головой, угроза пальцем) многообещающая выразительная пауза, укоризненный взгляд, конкретные действия, направленные на ученика (прикосновение, изъятие каких-нибудь вещей: дневник, записка и т.д.). Эта группа замечаний чаще других употребляется на уроке. Возможно, это происходит потому, что учитель не хочет прибегать к повышению голоса, не может подобрать правильную фразу, чтобы не отвлекать внимание других, например, во время контрольной работы, использует невербальные замечания как предупреждения перед устными.

В анкетировании принимало участие 20 моих одноклассников, 10 родителей и 9 учителей. На вопрос о частоте замечаний, большая половина учителей ответила, что часто делает замечания классу. Из учеников 45% ответили, что получают замечания часто, остальные – редко. Из этого можно сделать вывод, что частые замечания делаются определенной группе учащихся, которые постоянно отвлекаются на уроках. И надо отметить, что не всегда родители знают об этих замечаниях.

Рецензия.
Мне эта работа понравилась, в ней поднята серьезная проблема речевого общения школьников и детей. Исследование было очень интересно читать, я для себя открыла много нового. Аня сумела распределить замечания на группы, объяснить свою точку зрения. Я считаю, что эта работа поможет в будущем избежать замечаний и препирательств с учителем. Читая некоторые замечания, я с удивлением обнаружила, что бывают в дневниках даже поздравительные надписи. Выводы в работе четко характеризуют отношения учителя и ученика. Я считаю, что, кроме того, чтобы сделать урок интересным, учитель должен понять психологию детей, подружиться с ними. Из предложений Ани по поводу поднятой проблемы считаю очень интересным пункт для классных руководителей. Интересно, как бы они к этому отнеслись? Думаю, что с симпатией. Анина исследовательская работа очень удачна. Хочу пожелать Ане успехов и никогда не останавливаться на достигнутом.
Винник Ольга, учащаяся 8 «Г» класса МОУ СОШ №1, г. Шелехов

 

 

Тема работы "Заимствованные слова в русском языке"

Автор: Холоденко Анна, ученица 9Б класса средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска.
 

... По моим наблюдениям, самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Греческими по происхождению являются многие названия бытовых предметов, овощей, фруктов: вишня, огурец, кукла, лента, свекла и так далее слова, связанные с наукой, просвещением: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит, диалект; заимствования из области религии: ангел, алтарь, антихрист, архиепископ, демон и так далее.

Я вижу три причины смены одних слов другими:

1. Приказы. Возможно, были изданы приказы, запрещающие употребление некоторых слов. Вот, например слово перст заменено словом палец, потому что в церкви было запрещено это слово.

2. Из-за ошибок в текстах. А ещё, может быть, слова менялись, потому что при переписи этих слов допускались ошибки (до книгопечатания).

3. Так как мы заимствовали слова у других стран, значит с этими странами у нас какие-то отношения. Если отношения были плохими, то из-за войн между странами. Люди из разных стран вступали в брак и тем самым налаживали отношения между странами. И мне кажется, что это способствовало появлению новых слов в русском языке...

---

Фрагмент чат-защиты

 

Тема работы «Слова-паразиты в речи учителей и учеников»

Автор работы Лукьянчикова Ольга, ученица 8 Г класса, МОУ «СОШ№1» г. Шелехова.

 

Чат-защиту ведет Андрианова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института общего среднего образования Российской академии образования, заместитель директора Центра «Эйдос».

 

 

> 09:32:53 Андрианова Г.А.: Лукьянчикова Ол: Вы готовы начать защиту своей работы?

> 09:33:28 Лукьянчикова Ол: Здравствуйте, меня зовут Лукьянчикова Оля. Можете ли Вы с уверенностью сказать, что нет в Вашей речи лишних слов?

> 09:34:08 Андрианова Г.А.: Лукьянчикова Ол: Адрес Вашей работы в интернете

> 09:34:18 Лукьянчикова Ол: В своем исследовании я решила рассмотреть эту проблему более подробно.

> 09:35:47 Лукьянчикова Ол: Задавйте вопросы.

> 09:36:01 Андрианова Г.А.: Каковы главные результаты исследования? Один, два, три

> 09:36:52 Лукьянчикова Ол: Глапвные результаты в том, что слова-паразиты очень часто встречаются в речи учеников и учителей.

> 09:37:33 Лукьянчикова Ол: В результате систематизации, я выявила, что не вс е слова одинаковы у тех и других.

> 09:37:47 Лукьянчикова Ол: Неодинакова их роль в употреблении.

> 09:38:17 Андрианова Г.А.: Это Вы считаете эти слова паразитами или Вам сказали учителя, ученики?

> 09:38:47 Андрианова Г.А.: Дайте, пожалуйста, свое авторское определение словам-паразитам.

> 09:39:02 Лукьянчикова Ол: Выявилось, что все опрошенные люди имеют определенные словечки в своей речи, которые мешают четко выразить мысль.

> 09:39:43 Лукьянчикова Ол: Я считаю, что слова-паразиты - это те слова, которые мешают правильно говорящему выразить мысль

> 09:39:53 Лукьянчикова Ол: А слушателю ее понять.

> 09:40:08 Андрианова Г.А.: Что это значит "правильно выразить свою мысль"?

> 09:40:35 Андрианова Г.А.: 3. Почему Вы считаете, что слова-паразиты мешают человеку выражать свои мысли?

> 09:41:35 Лукьянчикова Ол: Если говорящий через каждое слово вставляет НУ ЭТО САМОЕ, или ЗНАЧИТ это отвлекает меня

> 09:41:35 Лукьянчикова Ол: Если говорящий через каждое слово вставляет НУ ЭТО САМОЕ, или ЗНАЧИТ это отвлекает меня

> 09:42:16 Лукьянчикова Ол: И ставит под сомнение то, что хочет сказать человек.

> 09:42:28 Андрианова Г.А.: А если говорящему эти слова зачем- то нужны, может такое быть?

> 09:43:12 Лукьянчикова Ол: Да может. В своей работе я говорила, что не все слова являются таковыми.

> 09:44:05 Андрианова Г.А.: Так какие же слова назвать паразитами, если мы имеем на то право?

> 09:44:21 Лукьянчикова Ол: Я думаю, что учителям слово ТАК очень нужно для разграничения времени, своей речи, для привлечения внимания.

> 09:45:09 Лукьянчикова Ол: Это те слова, которые не имеют смысла в предложении и без них можно обойтись.

> 09:45:09 Лукьянчикова Ол: Это те слова, которые не имеют смысла в предложении и без них можно обойтись.

> 09:45:37 Андрианова Г.А.: 6. Встречали ли Вы у признанных и непризнанных классиков нашей литературы слова-паразиты?

> 09:47:14 Лукьянчикова Ол: Мне трудно ответить, потому что я не ставила себе цель изучить данную проблему в произведениях классиков.

> 09:47:36 Андрианова Г.А.: А в Вашей речи есть такие слова-паразиты?

> 09:47:49 Андрианова Г.А.: И какие, если есть?

> 09:48:21 Лукьянчикова Ол: Писатели знают, что они пишут для людей и в написанном тщательно следят за своей речью.

> 09:48:54 Андрианова Г.А.: Мне казалось, что многие писатели пишут для себя...

> 09:49:16 Лукьянчикова Ол: Да, есть. Особенно часто слово ЗНАЧИТ. Оно помогает мне обдумать то, что буду говорить потом.

> 09:49:54 Андрианова Г.А.: Так, ЗНАЧИТ, оно не паразит?

> 09:50:10 Андрианова Г.А.: И совсем не лишнее слово?

> 09:50:38 Лукьянчикова Ол: Я считаю, что писатели выражают свои мысли и поэтому они пишут их не только для себя. Им хочется поделиться с кем-нибудь.

> 09:51:15 Лукьянчикова Ол: Если такое слово звучит слишком часто и режет слух - оно слово-паразит.

> 09:51:16 Андрианова Г.А.: Спасибо, Оля, последний вопрос от ведущего:7. Каким образом можно было бы изменить Вашу тему, если бы Вы согласились принять и ввести слова-паразиты в великий р

> 09:51:29 Андрианова Г.А.: русский язык?

> 09:52:34 Лукьянчикова Ол: Создание новой лексической группы слов, но это не жаргон и не сленг.

> 09:53:05 Андрианова Г.А.: Интересно.

> 09:53:18 Лукьянчикова Ол: Наверное это слова на все случаи жизни.

> 09:53:39 Лукьянчикова Ол: Вроде Эллочки Людоедки

> 09:53:43 Андрианова Г.А.: Прошу участников чата задать свои вопросы Оле.

> 09:54:46 Алехина Анна: Оля, как Вы боретесь с такими словами?

> 09:55:20 Лукьянчикова Ол: После выполнения этого исследования я пытаюсь тщательнее следить за собой…

 

Уважаемые учителя, родители! Спешите зарегистрировать своих учеников, детей в Эйдос-классе! Увидеть привычные вещи с новой стороны, сделать свои маленькие открытия, поспорить с учеными и отстоять свою точку зрения, получить опыт общения на расстоянии  - все это возможно в Эйдос-классе.

===

ВНИМАНИЕ!

Идёт регистрация в дистанционных эвристических олимпиадах:
 
- немецкий язык (20 октября) -
http://www.eidos.ru/olymp/deutsch/2005-2/index.htm
- психология (27 октября) -
http://www.eidos.ru/olymp/psych/2005/index.htm

 

 

 

Выпуск подготовила Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос» sherstova@eidos.ru

 

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 12.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки «Обучение русскому языку»

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2005
П
осетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.eidos3russian
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное