Цифровизация образования должна решать педагогические задачи!
22-24 января 2020 года Институт образования человека провёл в Москве Всероссийскую научно-педагогическую конференцию на тему «Цифровые технологии как средство развития компетентностей учащихся».
Это 51-я по счёту конференция Научной школы А.В.Хуторского, посвященная вопросам проектирования и реализации образования.
Обсуждены доклады:
∙Цифровизация образования, сообразного человеку (Хуторской А.В., д.п.н., проф., чл.-корр. РАО)
∙Развитие компетентностей педагогов для проведения цифровых занятий (Андрианова Г.А., к.п.н., доцент).
∙Смысл и цели образования для поколения «цифровых» детей (Скрипкина Ю.В., к.п.н., доцент)
∙Проблемы формирования цифровых компетентностей учащихся (Кончакова Т.Ю.)
∙Цифровизация в формировании целостной картины мира (Озеркова И.А.)
∙Цифровые образовательные ресурсы на уроках естественных наук для развития компетентностей учащихся (Борзова О.А.)
В рамках конференции для участников проведены семинары:
∙«Цифровые технологии в работе учителя-предметника».
∙«Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций».
∙«Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций»
∙«Методика проведения Интернет-конференции»
Конференция проведена в оргдеятельностном режиме. Участники выполняли целеполагание, рефлексию, формулировали актуальную для каждого проблематику, отыскивали способы решения выявленных проблем.
В ходе конференции выявлены следующие ключевые моменты процесса цифровизации образования:
1. Основным заказчиком цифровизации выступает экономика, бизнес. Задача педагогики и педагогов - рассматривать цифровые технологии исключительно для решения педагогических задач. Цель образования не в том, чтобы внедрить те или иные гаджеты и цифровые технологии, а в том, чтобы с помощью цифровых средств обеспечить дополнительные возможности самореализации учащихся в образовательном процессе (доклад А.В.Хуторского).
2. Существуют ментальные отличия субъектов образования по отношению к цифровизации. Поколения «бумеры», X, Y, Z, а также, так называемое, поколение «альфа» имеют значительно отличающиеся картины мира, ценности и компетентности по отношению к гаджетам, их применению. Знание данных отличий – условие эффективной работы педагогов и управленцев в направлении цифровизации (доклад Ю.В.Скрипкиной).
3. Научная школа А.В.Хуторского разработала и реализует многочисленные цифровые средства для подготовки педагогов и для осуществления образования учащихся. В числе таких средств: дистанционные проекты для школ, курсы для педагогов, дистанционные эвристические олимпиады и конференции для школьников, научные блоги в соцсетях, проведение дистанционных заседаний Учёного совета. Применение разработанных технологий, форм и методов приводит к диагностируемым компетентностям обучаемых и педагогов
(доклад
Г.А.Андриановой).
4. Обозначена проблема отсутствия задачи формирования и диагностирования целостной картины мира обучаемых в официальных стандартах и практике обучения. Цифровизация как объективное явление не входит в картину мира, она входит в сам мир. Цифровизация содержит риски клиповых и разрозненных представлений о мире в среде педагогов и обучаемых (доклад И.А.Озерковой).
5. Образовательная практика членов Научной школы подтверждает эффективность разработанных цифровых инструментов в обучении школьников, в повышении квалификации учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование цифровых компетентностей учащихся обнаруживает противоречие с одним из принципов научной школы – исходное изучение реальных объектов, а не информации о них (доклады Кончаковой Т.Ю., Борзовой О.А.).
6. Деятельность официальной системы управления образованием по отношению к цифровизации не выдерживает критики. Запретительная политика по отношению к использованию гаджетов в обучении является одним из основных препятствий для решения педагогической задачи: самореализации ученика в ходе его обучения средствами цифровизации. В условиях отсутствия научно обоснованных решений, регламентов, стратегий и стандартов в области цифровизации образования педагогам приходится самостоятельно решать данные
проблемы.
7. В качестве результата конференции сделан вывод о необходимости учёта ментальных отличий субъектов образования по отношению к цифровизации. Поставлена задача научных исследований и разработок для цифровизации образования, сообразного человеку.
Скачайте расписание курсов, конкурсов, конференций для педагогов, олимпиад и конкурсов для школьников, соискателей на 2018-2019 уч. год. Примите участие в выбранных мероприятиях.