Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 287


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 287
18 сентября 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– В этом году вводятся новые типы эвристических олимпиад: исследования (25 сентября – по обществоведению; 4 октября – по истории; 16 октября – по биологии), задачи (2 октября – по математике) и др. - http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
 

– С 1 октября 2007 года стоимость регистрационного взноса на олимпиады повышается. До этого срока можно оплатить участие в олимпиадах по старым ценам! - http://eidos.ru/olymp/tariff/20071001.htm
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий. - http://eidos.ru/about/plans.htm

 

II. ПРОВЕДЕНА ОЛИМПИАДА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ. Первые отклики о первой в этом учебном году эвристической олимпиаде. Васючкова Елена, 6 класс: «В начале сентября я только и жду олимпиаду!».

III. ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ
. Приглашаем 20 сентября принять участие в планировании деятельности Научной школы А.В.Хуторского. См. также отчёт о работе Научной школы в прошедшем уч.году. - http://khutorskoy.ru/science/program/2007/otchet.htm
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


20 сентября – VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературеhttp://eidos.ru/olymp/liter/2007/index.htm

25 сентября Дистанционные курсы для педагогов: Ключевые компетенции на уроках информатики, русского языка, обществоведения, истории, математики, естественно-научного цикла, иностранного языка – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

25 сентября – VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по обществоведению (исследование) http://eidos.ru/olymp/social/2007-2/index.htm

27 сентября – V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по немецкому языку http://eidos.ru/olymp/deutsch/2007/index.htm

1 октября – Крайний срок акции «Оплати участие в олимпиадах по старым ценам» - http://eidos.ru/olymp/tariff/20071001.htm

2 октября – X-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (задачи) http://eidos.ru/olymp/mathem/2007-2/index.htm

4 октября – VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по истории (исследования) - http://eidos.ru/olymp/history/2007-2/index.htm

9 октября – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по музыке - http://eidos.ru/olymp/music/2007/index.htm

9 октябряДистанционные курсы для педагогов: Введение в дистанционное обучение; Методика организации целеполагания учащихся на уроке; Система творческих и научных недель в школе; Исследовательская работа школьника: технология создания; Как разработать и провести интегрированный урок; Создание и администрирование локальной сети класса ИВТ; В помощь начинающему гиду – http://eidos.ru/courses/schedule.htm


===

II. ПРОВЕДЕНА ОЛИМПИАДА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


Только что прошла IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по естествознанию. Первые отклики о первой в этом учебном году эвристической олимпиаде.

---
Лазарева Светлана Станиславовна, мама участника, г.Саров:


Мы новички в эвристической олимпиаде. Я узнала о центре «Эйдос» из Интернета, задав в поисковике слова «олимпиады для начальных классов». Задания, которые я увидела, сразу мне понравились своей оригинальностью. Они заставляют ребенка мыслить нестандартно, развивают сообразительность и фантазию. Для ученика математического лицея это, несомненно, бесценный опыт и дополнительная зарядка для ума. Немного трудно было мне разобраться с правильностью оформления работ, так как на сайте написано очень много и несколько, на мой взгляд, запутывает. Правда, после прочтения инструкции все встало на свои места. Мне очень понравилось воодушевление моего сына при выполнении заданий. Сразу было ясно, что ему очень интересно. Теперь будем принимать участие в эвристических олимпиадах постоянно.

---
Ватрушева Ольга, 3 класс, МОУ прогимназия «Кристаллик», г. Саратов:


Мне хочется больше узнать, что бывает на земле. Отвечая на вопросы, я развиваю свои мысли. Если у меня все дела получаются, меня родители больше хвалят. Мои самые лучшие друзья тоже участвуют в олимпиадах, отношения между нами только улучшаются после олимпиады. Ведь мы обсуждаем задания и то, как мы ответили на вопросы. Интересно размышлять о природе, растениях, животных.

---
Туктарова Анна, 9 В класс, Гимназия № 6, г. Лангепас:

Свои открытия, маленькие и большие, я совершаю ежедневно. Мое, наверное, осознанное первое открытие, это смена времен года. Когда после теплого и прекрасного лета, вдруг сразу стало холодно и зябко, я очень задумалась и очень испугалась. А что если это навсегда. В таком унынии я находилась до весны. Но когда солнце стало выше подыматься и поздно заходить. Оптимизм появился и уже не уходил. Потом нам объясняли в школе о временах года и все стало на свои места.
Работая над заданиями олимпиады я каждый раз совершала свое небольшое открытие. Для меня это познание чего-то нового, можно сказать каждый раз новое открытие. О новых открытиях я поделюсь с одноклассниками и друзьями и мы их обсудим на уроках естествознания.
Для учителей мои новые открытия позволят сделать урок не скучным занятием, а превратить его в настоящую научную дискуссию, в которой участвуют новые «ученые», интересующиеся развитием науки естествознания.

---
Васючкова Елена, 6 Б класс, гимназия №14, г. Белорецк:

Я второй год участвую в этой олимпиаде, и, как мне кажется, у меня это инфекция. К концу августа начинают чесаться руки, мозолиться глаза, и весь организм ждет сентября. В начале сентября я только и жду олимпиаду. Облегчение наступает только после результатов. Трудным заданием для меня было сочинение рассказа. А вот провести эксперимент – это пожалуйста. Будьте здоровы и придумывайте такие же замечательные задания для олимпиад.

---
Болотникова Наталья, 10б класс, МОУ СОШ № 99 г. Челябинск:

«К новым идеям меня привели задания №4 и №5, они мне наиболее были интересны. При их выполнении начинаешь глубоко задумываться, фантазировать, и воображение плавно переходит на другие темы. Мечтаешь. Зарождаются идеи. И в то время пока летаешь где-то в облаках, приходят бурные эмоции, хотя сидишь на кресле и ничего не делаешь, только просматриваешь в голове придуманные картинки и думаешь. На самом деле я не думала, что это так затянет. Мне очень понравилось. И ничего другого делать совсем не хотелось. Символ моих идей – ясное, голубое небо. Они такие же светлые, приятные, головокружащие и безграничные».

---
Белякова Наталья, 10 «Б» класс, лицей № 111, г. Новокузнецк:


Рефлексия (поэма)

Есть вопросы – есть ответы,
Жаль, еды с собою нет,
Я пишу олимпиаду -
Значит, мне лишь это надо!
Буду верить я в победу,
Эх успеть бы мне к обеду…
Вот вопрос номер один:
Философский он, вот блин!
Что есть человек? Ага!
Глаз, живот, рука, нога…
Нет, не так! А может быть,
Мне с Паскалем согласиться?
Ведь он прав, что человек
Не животное в наш век,
И не ангел – вот беда,
И не будет никогда!
Ладно, вот второй вопрос,
Нет, ну это не в серьёз:
Фантастический мутант!
Кто такого бы создал?
Клетки меньше – рост один,
Видно, он непобедим!

---
Александрова Ольга Сергеевна, учитель математики и информатики, МОУ прогимназия «Кристаллик», г. Саратов:


Начался наш пятый сезон участия в эвристических олимпиадах. Уже никто из коллег не спорит о необходимости или нужности такой работы. В этом учебном году в нашей прогимназии запланировано участие в 20-ти различных олимпиадах. Интерес растет не только у детей (им сразу понравились Ваши олимпиады), интересно стало и большинству учителей. Трудности, конечно, есть. Как провести олимпиаду, не нарушая привычный учебный процесс? Как быть с ребятами 1-3 классов, ведь малыши и ручкой еще плохо владеют, а компьютером тем более. Значит, необходима помощь в наборе текстов, сканировании рисунков. Всегда находятся добровольные помощники, не только коллеги, но и старшие школьники – 5-7 классы (ведь у нас прогимназия). В этой олимпиаде участвовали третьеклассники, к концу учебного года они будут владеть правилами набора текста на компьютере (а скоростью еще нет), а сейчас им нужно помочь. В компьютерном классе осталась небольшая команда учителей, и то и дело слышно: «Послушайте, как интересно …». Вслух зачитываются ответы детей – смешные, подчас кажущиеся глупыми, но всегда любопытные. Слышны и горькие нотки: «Не понял вопроса, не о том написано …» Но по опыту знаю, что иногда ответы, показавшиеся на первый взгляд неверными, оказываются в числе лауреатов.
Начало положено. Что нас ждет впереди?

---

20 сентября Олимпиада по литературеhttp://eidos.ru/olymp/liter/2007/

25 сентября Олимпиада по обществоведению (исследование!) http://eidos.ru/olymp/social/2007-2/

27 сентября Олимпиада по немецкому языку http://eidos.ru/olymp/deutsch/2007/

2 октября Олимпиада по математике (задачи!) http://eidos.ru/olymp/mathem/2007-2/

Поторопитесь с регистрацией!


===

III. ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ

Приглашаем принять участие в планировании деятельности Научной школы А.В.Хуторского. - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0917.htm

20 сентября 2007 года в 14 часов состоится открытое заседание лаборатории ИСМО РАО (Москва, ул. Погодинская, д.8), на котором будут обсуждаться планы деятельности Научной школы.

Повестка:
1. Отчёт о работе научной школы в 2006-2007 уч. году (Хуторской А.В.).
2. Планирование деятельности научной школы в 2007-2008 уч. году.

Заседание открытое, т.е. в нём могут принять участие все желающие, для этого надо до 19 сентября включительно прислать по адресу andreykh@mail.ru письмо-заявку. Тема письма: «Заявка от (фамилия)». В самом письме написать:

Чл.-корр. РАО Хуторскому А.В.
Прошу разрешить участие в заседании, которое посвящено деятельности Вашей научной школы.

1. Ф.И.О., степень, должность, место работы, город.
2. Координаты: e-mail, тел.
3. Тема (вопрос) моего выступления на заседании. Предполагаемые результаты.

---

Те, кто не сможет присутствовать на обсуждении очно, могут прислать свои предложения по адресу andreykh@mail.ru. Это предложения будут рассмотрены и учтены при составлении плана НШ.

Предложения относятся к следующим вопросам:

1. Приоритетная тематика исследований НШ в 2007-2008 уч. году.
2. Работа с экспериментальными площадками, научное и организационное руководство.
3. Проведение очных и дистанционных мероприятий.
4. Издательская деятельность НШ.
5. Другие направления деятельности НШ.

Для ориентации в будущем планировании познакомьтесь с кратким отчётом о деятельности Научной школы в 2006-2007 учебном году. - http://khutorskoy.ru/science/program/2007/otchet.htm

---
А.В.Хуторской

ОТЧЁТ О РАБОТЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В 2006-2007 УЧ.ГОДУ

1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Концепция и программа НШ


Основной целью Научной школы (НШ) в 2006-2007 уч. году было «определение научно-педагогических предпосылок человекосообразного типа образования как основания для развития эвристического и смежных с ним типов обучения».

Эта цель достигнута, предпосылки определены и опубликованы в статье: Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.

Основой предложенного подхода является человекосообразность образования, т.е. его ориентированность на запросы, возможности и предпосылки каждого учащегося. Предназначенность есть у каждого человека и задача образования – помочь выразить и реализовать её. Образование каждого – условие существования человечества. Поэтому в выборе приоритетов между социумом и личностью, человеком и человечеством, исходным является человек, а не общество или государство.

19-31 сентября 2006 года был проведён дистанционный методологический семинар, в ходе которого была разработана и опубликована первая версия Программы Научной школы А.В.Хуторского - http://eidos.ru/journal/2006/1028.htm

В Программе НШ определены основные направления её деятельности, стартовые вопросы и темы исследований:
- Смыслы человекосообразного образования и способы его проектирования
- Инновационные механизмы эвристических технологий обучения
- Дистанционное образование и его место в общем образовании
- Цели и задачи творческого урока.
И др.

В то же время, философские, психологические и педагогические предпосылки человекосообразного образования ещё нуждаются в исследовании и детальном представлении. Главным образом, это представление должно быть понятно непосредственным организаторам и участниками образования – учителям, родителям учеников, администраторам, методистам.

Другие результаты НШ:

- Исследованы возможности дистанционных эвристических олимпиад как инновационного механизма усиления креативности очного общеобразовательного процесса (А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова и др.).
- В компетеностной составляющей человекосообразного образования сформулированы проблемы, цели и задачи исследований. Определены креативные компетенции, компетенции по некоторым предметам гуманитарного цикла, составлены программы эксперимента на базе школ. Подготовлен сборник науных трудов по данной теме.
- Предложена диалоговая технология проектирования эвристических заданий (А.Д. Король). Данный подход применён при составлении эвристических заданий для ряда дистанционных олимпиад.
- Исследованы особенности методики личностно-ориентированного обучения в дистанционном режиме. Данные особенности реализованы при разработке и проведении дистанционных курсов и семинаров для педагогов.
- Определены оптимальные условия деятельности распределённого образовательного учреждения, каковым является ЦДО «Эйдос». Разработаны и реализованы структуры деятельности его кафедр (Г.А.Андрианова, И.В.Жандармова, А.Д.Король, М.А.Липчанская, К.А.Одинец, Ю.В.Скрипкина, Е.В.Шерстова).

1.2. Диссертации

В направлении человекосообразного, эвристического, дистанционного образования ведётся несколько диссертационных исследований на соискание учёной степени докторов и кандидатов педагогических наук.

Над докторскими диссертациями работают Андрианова Г.А. Король А.Д., их темы включают педагогические и инновационные составляющие распределенного эвристического образования, диалоговую составляющую образования, другие вопросы. По индивидуальным планам ведутся кандидатские исследования.

Промежуточные результаты диссертационных исследований обсуждены на заседаниях лаборатории методологии образования.

В качестве проблемы выявлен недостаточный охват проблематики НШ в диссертационных формах. Многие актуальные для теории и практики проблемы НШ пока не обозначены в виде диссертационных исследований. Необходимо более широкое вовлечение в данный вид деятельности педагогов-практиков, реально занимающихся отмеченными проблемами.

1.3. Инновационные проекты

В 2006-2007 уч. году реализованы следующие инновационные проекты:

Олимпиады-исследования. Разработаны и проведены дистанционные эвристические олимпиады нового типа – исследования. В следующем году планируется продолжить эксперимент по расширению типов олимпиад (олимпиады-задачи, олимпиады-игры, олимпиады-путешествия и т.д., провести сравнительный анализ полученных данных.

Педагогическая олимпиада. Проведена первая педагогическая дистанционная эвристическая олимпиада, в которой приняли участие учителя, студенты педагогических колледжей и вузов. Данный тип олимпиад планируется развивать, в том числе и в направлении дистанционных методических олимпиад по учебным предметам.

SMS-олимпиады. SMS-задания были включены в дистанционную эвристическую олимпиаду по информатике и показали возможность проведения олимпиад в данной форме. Были разработаны требования к эвристическим SMS-заданиям.

∙ ЕГЭ-олимпиады. В формате международных профильных олимпиад в качестве эксперимента проведена дистанционная эвристическая ЕГЭ-олимпиада. Данный формат для эвристических олимпиад признан неэффективным.

Инновационные научные исследования в рамках НШ ведутся и организуются сотрудниками кафедры педагогики ЦДО «Эйдос». Для их реализации сделано следующее. Разработаны: инструкции по конструированию содержания и технологии проведения дистанционных курсов, инструкции по рецензированию курсов, разработки принципов проектирования заданий к ЕГЭ-олимпиаде, педагогической олимпиады.

Выявлена недостаточна связь НШ с зарубежными образовательными учреждениями. Необходима разработка концепции развития международного сотрудничества (Андрианова Г.А., Свитова Т.В.).

Связь НШ с вузами имеется, но недостаточно продуктивна. Студенты участвуют в дистанционных олимпиадах и курсах, но их процент достаточно мал. Необходима концепция развития данной работы и планирование мероприятий.

1.4. Участие в грантах

В 2006-2007 НШ продолжила реализацию проекта № 06-06-00243а на тему «Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад». Грант на реализацию проекта на конкурсной основе выделен Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). Научный руководитель проекта: д.п.н. А.В.Хуторской.

В качестве результата этой деятельности планируется выпустить сборник научных трудов (декабрь 2007 г.).

---

2. НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

2.1. Проведение очных и дистанционных семинаров

В рамках НШ проведены следующие очные и дистанционные семинары:

«Инновации на уроке» - Очный выездной научно-педагогический семинар, пос.Листвянка (Байкал), 2-6 июля 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Опытно-экспериментальная работа Научной школы» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 14 июня 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Смыслы и цели образования: инновационный аспект» – Очный методологический семинар, г.Москва, 20 апреля 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Компетенции в школьном образовании» - Очный оргдеятельностный педагогический семинар, г.Сургут, 15-16 декабря 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Как разработать диалоговое эвристическое задание» - Дистанционный методологический семинар, 24-31 октября 2006 г. Ведущий А.Д.Король.

«Программа деятельности Научной школы» - Дистанционный методологический семинар, 19-31 сентября 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Технологии творческого обучения» - Выездной научно-практический семинар, п.Ольгинка Краснодарского края, 16-22 июля 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.


2.2. Дистанционные научные конференции


25-29 апреля 2007 года проведена I-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция (Липчанская М.А.). Конференция явилась органичным продолжением дистанционных Эйдос-классов, которые проводятся с 2004 года.

21 августа - 8 сентября 2007 года проведена IX-Я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Компетенции в образовании» (667 участников из 31 образовательного учреждения).

На конференциях, семинарах и форумах продуктивно участвуют Хуторской А.В., Король А.Д, Андрианова Г.А., Кулешова Г.М., Свитова Т.В., Озеркова И.А., Жандармова И.В., Шерстова Е.В., Скрипкина Ю.В. Их статьи публикуются в изданиях НШ.


2.3. Форумы научной школы


Адрес форумов - http://khutorskoy.borda.ru

По состоянию на сентябрь 2007 года в форумах Научной школы зарегистрировано 303 участника. Количество посещений форума – около 200 в день. Рекорд посещаемости форумов – одновременно 131 человек был установлен 04.07.07 г.

Всего в 17 разделах форума обсуждается 119 тем:

Модернизация образования
∙ Выход из капкана
∙ Философия и методология образования
∙ Инновации в образовании

Дидактическая эвристика
∙ Основы теории эвристического обучения
∙ Эксперимент в школе
∙ Современный урок

Дистанционное образование
∙ Педагогические основы дистанционного обучения
∙ Технологии личностно-ориентированного обучения с помощью телекоммуникаций
∙ Дистанционные олимпиады, курсы, проекты

Практика Научной школы
∙ Научная школа для учителя
∙ Научная школа для администратора
∙ Научная школа для методиста
∙ Научная школа для вузов

Ведём исследование, эксперимент. Пишем диссертацию, книги, статьи
∙ Диссертации по педагогическим и психологическим специальностям
∙ Как написать и опубликовать статьи, тезисы, книги
∙ Как стать и быть исследователем Научной школы А.В.Хуторского

Форумы НШ используются как для непрерывной деятельности, так и для проведения определённых мероприятий в установленные сроки. Для ряда дискуссионных тем имеются закрепленные представители НШ.


2.4. Участие в других научных мероприятиях

Представители НШ участвовали в мероприятиях как самой НШ, так и в других конференциях, семинарах.

Андрианова Г.А. выступила с докладом «Гуманистические возможности распределенного эвристического обучения в телекоммуникационном пространстве» на VII-х Лихачевских чтениях в С.Петербурге, 24-25 мая 2007 года.

А.В.Хуторской выступил на следующих мероприятиях:

- Международная конференция в г.Гродно (республика Беларусь) с докладом «Дидактическая эвристика – теория и технология развития одаренности учащихся», 5 апреля 2007 года.
- Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения И. Я. Лернера, г. Москва, 9 апреля 2007 года.
- Всероссийская конференции в Ростове-на-Дону, 23-24 ноября 2006 г.
- Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, 28 ноября 2006 г.
- Всероссийский семинар по методологии педагогики, Москва, 16 ноября 2006 г.
- ГосДума РФ, «круглый стол» по развитию дистанционного образования, 13 ноября 2006 г.

19 апреля 2007 года состоялось обсуждение докторских диссертаций Г.А.Андриановой, А.Д.Короля и кандидатской диссертации Г.М.Кулешовой.

14 июня 2007 года проведено заседание по итогам опытно-экспериментальной работы НШ (Ю.В.Скрипкина, Е.В.Чмелева, Т.В.Смирнова), обсуждению темы кандидатской диссертации (И.А.Озеркова), компетентностному подходу (С.Г.Воровщиков).

---

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

3.1. Развитие творческих способностей учащихся средствами дистанционных эвристических олимпиад


Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады – наиболее массовая форма реализации концепции НШ в части развития креативных компетенций учащихся общеобразовательных школ. Эти олимпиады выступают также одним из наиболее эффективных инновационных механизмов по внедрению дидактической эвристики в общеобразовательный процесс.

В 2006-2007 учебном году проведено 38 дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие 28306 человек.

В течение учебного года было проведено несколько новых олимпиад. Впервые принять участие в олимпиадах было предложено «взрослым» (студентам, учителям и т.п.).

Разработку и проведение олимпиад осуществляли 7 дистанционных кафедр: естествознания, информатики, математики, русского языка и литературы, иностранных языков, обществоведения, педагогики.

Кафедрами информатики и математики (независимо друг от друга) была опробована технология проведения экспертной оценки олимпиадных работ. Высказано пожелание о разработке отдельных критериев оценки для различных возрастных групп и с учетом специфики предмета.

С целью научного анализа хода исследований проведено анкетирование локальных координаторов (ЛК) эвристических олимпиад, учителей-предметников, администраторов школ.

По итогам опытно-экспериментальной работы опубликованы статьи представителей НШ и сотрудников ЦДО «Эйдос», на базе которого осуществляется основная опытно-экспериментальная работа НШ.

3.2. Подготовка педагогов на дистанционных курсах


Дистанционная подготовка педагогов по основным направлениям деятельности НШ является одной из её задач. На базе ЦДО «Эйдос» в 2006-2007 учебном году проведено курсов, в которых приняли участие жители 76 городов и поселков из 27 регионов России, а также из Республики Белорусь.

Цель курсовой и проектной деятельности: повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства, выявление творческого потенциала работников образовательных учреждений, школьников и студентов, а также сотрудников ЦДО «Эйдос» на основе креативной оргдеятельностной технологии, разработанной в НШ.

В течение учебного года разработано 25 новых дистанционных курсов, в их разработке приняло участие 13 специалистов. В проведении дистанционных курсов приняли участие 24 педагога.

В дистанционных курсах и проектах приняло участие 724 взрослых и 312 детей.

За прошедший год выпущено 29 номеров рассылки «Дистанционные курсы» - http://eidos.ru/list/index.htm

Рефлексивные записи ведущих курсов позволяют выделить положительный опыт проведения дистанционных курсов, а также проблемы. Основной трудностью реализации дистанционного курса является начальный этап – «психологический» – необходимый для того, чтобы убедить участников-курсантов в том, что и дистанционное общение ничуть не уступает очному и, более того, имеет ряд преимуществ.

При проведении дистанционных курсов применялись следующие виды деятельности курсантов:
∙ Изучение учебного модуля
∙ Выполнение заданий по курсу
∙ Участие в телеконференции
∙ Занятия на учебном форуме
∙ Чат-занятие
∙ Консультация дистанционного педагога
∙ Изучение комментированных дистанционным педагогом работ участников курса

Среди удачных форм работы следует отметить работу учебных форумов и занятия в Чат-школе. В течение года в Чат-школе проведено более 50 чат-занятий с курсантами. Учебный форум продуктивно используется педагогами: Г.М.Кулешова, Ю.В.Скрипкина, О.А.Завьялова, К.А.Одинец, Е.О.Брицкая, В.В.Воронина, А.Г.Разумова и др.

В то же время технология курсовой деятельности нуждается в новых формах. Необходимо научное внимание отдельным элементам проектирования новых курсов, система их рецензирования, приёмки, экспериментальной проверки новых элементов курсов. Актуально направление разработки учебных текстов (модулей), заданий эвристического типа.

3.3. Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»


С 21 октября по 12 декабря 2006 года проведён VIII-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». В конкурсе зарегистрировано 116 участников, среди которых учителя, методисты, воспитатели, администраторы.

Конкурсанты приняли участие в программе деятельности НШ, обсудили ряд научно-педагогических проблем на форумах НШ.

3.4. Научно-методическое сопровождение эксперимента в школах


Работа с экспериментальными площадками велась, в основном, с помощью дистанционных мероприятий – конференций, семинаров, курсов. В будущем необходимо переходить к более точечной и комплексной работе, позволяющей системно анализировать происходящие изменения в учебном процессе и его результатах, в том числе и для выделяемых в качестве зоны внимания отдельных учеников и педагогов.

Необходимо обозначить конкретные формы, направления и подготовить реалистичные программы деятельности для учителей-экспериментаторов, которые работают в направлении задач Научной школы.

Требуется разработать технологию инновационного процесса по дистанционному внедрению эвристического обучения в практику общеобразовательных школ (Андрианова Г.А.).

Начата разработка положения о создании в школах экспериментальных классов для апробации творческих учебных процессов, организуемых в рамках Научной школы (М.Н. Рыскулова), однако реальной деятельности в этом направлении пока нет.

В ходе исследований разработаны материалы нового курса «Эвристическая технология проектирования учебных курсов и программ», где определены возможности интеграции новых информационных и педагогических технологий в направлении концепции Научной школы (Кулешова Г.М.)

Во время очного выездного семинара (Байкал) одна из проблемных групп разработала материалы, необходимые для научно-методического взаимодействия НШ со школами, планирующими экспериментальную работу. В дальнейшем нужно их доработать и положить в основу заключаемых со школами договоров по научно-методическому сопровождению их экспериментальной деятельности.

---

4. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Монографии, книги


Основные книги, опубликованные за отчётный период в направлении деятельности НШ:

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.

4.2. Сборники научных трудов, статьи


В рамках развития идей НШ проанализированы и опубликованы в виде докладов и статей результаты проведённых дистанционных мероприятий (олимпиад, курсов, проектов, семинаров и др.), а также исследований, проведённых на их основе.

Научной школой подготовлен и опубликован сборник научных трудов, в котором приняло участие 16 докторов наук:

Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0412.htm

За год представителями НШ подготовлено и опубликовано более 30 статей, в которых проведен анализ полученных результатов опытно-экспериментальной и научной деятельности.

4.3. Интернет-журнал «Эйдос»

Адрес журнала - http://eidos.ru/journal/index.htm

За уч. год в Интернет-журнале «Эйдос» размещено около 60 присланных авторами или полученных от НШ статей.

Основные рубрики, в которых публикуются статьи:
∙ Научные исследования
∙ Модернизация образования
∙ Дистанционное образование
∙ Эвристическое обучение
∙ Методика в школе

Содержание журнала является востребованным среди пользователей Интернета (около 200 посещений в день). В ряде случаев статьи журнала применяются для обсуждения на форумах, проведения занятий НШ.

4.4. Электронные издания

В издательстве НШ за год подготовлено около 50 электронных изданий – научных, методических, учебных. Форму электронных изданий получили материалы проведенных олимпиад, проектов и др.

Участники очных семинаров НШ обеспечивались не только бумажными изданиями, но и комплектами текстовых и аудио-материалов на CD-Rom.

В результате можно сделать вывод, что электронная форма публикации результатов исследований занимает по своей востребованности не меньшую роль, чем традиционные бумажные публикации.

---

ВНИМАНИЕ! Данный текст можно копировать, тиражировать и распространять в бумажном и электронном виде исключительно в целостном виде со следующей ссылкой: (С) Научная школа А.В.Хуторского, 1988-2007; http://khutorskoy.ru/science/ E-mail: andreykh@mail.ru. Следите, пожалуйста, за хроникой деятельности Научной школы на указанном сайте. Для получения оперативной информации подпишитесь на электронную рассылку Eidos-List по адресу http://eidos.ru/list/

===
(С) Научная школа А.В.Хуторского, 2007
http://khutorskoy.ru/science/
E-mail: andreykh@mail.ru
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное