Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 271


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 271
19 марта 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Продолжается регистрация в I-й Всероссийской дистанционной олимпиаде ПО ПЕДАГОГИКЕ, которая состоится 27 марта. Участвуют студенты педагогических колледжей и вузов, учителя, вузовские педагоги. - http://eidos.ru/olymp/pedagogics/2007/index.htm

– О дидактике и методике: новые заметки и документы в хронике бытия А.В.Хуторского - http://khutorskoy.ru/be/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.


II. ЧЕЛОВЕК КАК СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ. Личностно-ориентированный и человекосообразный типы образования (А.В.Хуторской). Продолжение.

III. УЧИСЬ БЫТЬ УЧЁНЫМ! Как подготовиться к I-й Всероссийской дистанционной ученической конференции, которая начнётся 25 апреля. - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007/index.htm. А также обзор предстоящих дистанционных курсов и проектов.

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


21 марта – Дистанционный проект "Мой тематический блоГ" - http://eidos.ru/project/all/blog/index.htm

22 марта – II-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по страноведению на английском языке - http://eidos.ru/olymp/eng-countries/2007/index.htm

23 марта – Дистанционные курсы для педагогов - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

27 марта – I-я Всероссийская дистанционная педагогическая олимпиада - new! - http://eidos.ru/olymp/pedagogics/2007/index.htm

1 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная юмористическая олимпиада - http://eidos.ru/olymp/humour/index.htm

5 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу - http://eidos.ru/olymp/economy/index.htm

10 апреляДистанционные курсы для педагогов, школьников и др. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

12 апреля – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (исследования) - new! - http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

17 апреляДистанционные курсы для всех - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

19 апреляЕГЭ-олимпиада - new! - http://eidos.ru/olymp/inter/index.htm

===

II.
ЧЕЛОВЕК КАК СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ
. Продолжение

Личностно-ориентированный и человекосообразный типы образования

А.В.Хуторской

За каждым термином, обозначающим педагогическую систему или тенденцию, стоит определенный смысл, который воплощается сначала в целевом блоке, затем в программном, плановом, инновационном, оценочном и других аспектах образования. Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда те или иные термины, особенно «модные», включаются в контекст традиционного понятийного педагогического аппарата, просто проговариваются, создавая эффект новизны, инновационности. В дальнейшем, когда содержание нового термина осмысливается, потенциальная новизна заложенного в нем содержания начинает проявляться, оказывать влияние на всю понятийную систему. Этому способствует «вдруг» обнаруживающееся несоответствие смыслов, заложенных в новых терминах и старого содержания.

Такая ситуация, на наш взгляд, до сих пор продолжается в связи с введением в начале 1990-х годов в отечественную педагогическую лексику термина «личностно-ориентированное обучение». Сначала этот термин выполнял функцию «флага», под которым организовывались педагогические исследования, осуществлялся эксперимент, происходили инновации. Педагогическая же реальность, которой приписывали личностно-ориентированные цели и содержание, на самом деле таковой не являлась. Это обнаруживалось и по отношению к деятельности отдельных учителей, школ, и по отношению к целям образования, концепциям его модернизации. Только спустя 10-15 лет внимание ученых и методистов к термину «личностно-ориентированное обучение» стало приводить к реальным изменениям в целях, задачах, формах и методах обучения, разработке соответствующего инструментария для массовой школы. В то же время, перечисленные изменения не означают их повсеместного внедрения. Наоборот, одновременно с личностно-ориентированными продолжают достаточно активно действовать «неличностно-ориентированные» типы обучения, например, элементом такого обучения в России выступает ЕГЭ, в котором заложено не развитие личности учащихся, а экономические, политические, диагностические и иные задачи.

Проблема соотношения и различий личностно-ориентированных и неличностно-ориентированных типов обучения (образования) является весьма актуальной и нуждается в отдельном исследовании. Поставим задачу сравнения личностно-ориентированного типа образования не с противоположным, а со смежным типом образования – человекосообразным. Покажем, что человекосообразное образование является следующим гуманистически определяемым шагом по сравнению с личностно-ориентированным образованием.

Несколько слов о предыстории термина «человекосообразное образование». В 1990 году для обозначения реально происходящей в общеобразовательной школе инновационной практики нами было предложено понятие «человекообразующее обучение». На примере обучения физике мы показали цели и возможности данного типа обучения (Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59.). В качестве аргументов внедрения новшества выступали выводы из нашей собственной практики работы учителем, а также анализ известных человеко-ориентированных систем обучения. Предложение нового типа обучения вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и методистов, а также дискуссию о возможности реализации моих положений в существующей тогда школе (Эткина Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение? // Физика в школе. – 1990. - №5. – С. 58-60). В последние 15 лет в наших исследованиях прорабатывались отдельные направления человекосообразного образования – свободно-развивающее, личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др. Но именно человекосообразный тип образования, на наш взгляд, является глобальным инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современной и будущей школе в направлении их гуманизации.

В качестве подтверждения этой гипотезы сопоставим смыслы личностно-ориентированного образования и человекосообразного. Для этого вначале введем определения ряду таких понятий как «образование», «тип образования», «смысл образования» и попытаемся отыскать смысловые сходства и отличия личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования.

Определений понятию «образование» существует множество. В русле понимания человека как «семени неизвестного растения», имеющего потенциальный механизм саморазвития, предлагаем следующую исходную дефиницию: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания». Под образовыванием мы понимаем процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания. В приведенной дефиниции в качестве существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса. Внешняя составляющая образовательного процесса носит характер среды, а также технологических рамок для деятельности образовывающегося человека.

Понятие «тип образования» мы вводим для того, чтобы подчеркнуть, что не существует одного или одинакового типа образования для всех. Образование личностно- или наукоориентированное, светское или религиозное, культуросообразное или эвристическое – это разные типы образования, каждое из которых имеет свои цели, содержание, средства, систему контроля и оценки результатов. На основе проведенных нами исследований можно сделать вывод, что для каждого типа образования существуют свои закономерности, принципы, дидактические системы и т.п.

Выявление и классификация различных типов образования – актуальная задача сравнительной педагогики, которая ещё нуждается в решении. В качестве оснований для построения такой типологии необходимо определить исходные философские позиции: что есть человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п.

В дальнейшем изложении мы ограничимся рассмотрением только двух типов образования: личностно-ориентированного и человекосообразного.

Основным признаком личностно-ориентированного типа образования является наличие личности в качестве объекта или предмета образования, а также определенный вектор ориентированности образования – либо на личность, либо от неё. Если вектор направлен «на личность», это означает понимание образования как процесса формирования учащегося, если вектор исходит «от личности» - происходит её выращивание, развитие. Возможно, конечно, и чередование направлений вектора, но именно эти две крайние позиции являются индикаторами доминирующей целевой установки.

Личность отличается от человека, прежде всего, социальной заданностью, привитием индивиду функций субъекта социальных отношений. Поэтому в личностно-ориентированном обучении (и образовании) определяющую роль играет социум, общество. Чьи и какие ориентиры – личности или общества – будут доминировать в целевых установках, от этого зависит «степень личностности» личностно-ориентированного образования. Баланс целей осуществляется с помощью выбираемых теоретических моделей и систем обучения, например, с помощью компетентностного подхода. При таком подходе происходит освоение учениками личностно значимых для них и - одновременно - для социума знаний, умений, способов деятельности, связанных с реальными объектами изучения. Обязательным становится опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам (например, при обучении биологии требуется рассматривать пестики и тычинки не на картинке в учебнике, а на настоящем цветке) и минимально необходимая оспособленность, т.е. владение учеником знаниями, умениями, способами деятельности в связи с изучаемыми объектами, наличие эмоционально-личностного отношения к ним.

Итак, с нашей точки зрения, личностно-ориентированное обучение имеет два подтипа, или два варианта воплощения – формирующее и выращивающее. Первый вариант представляет собой адаптированное к новой терминологии традиционное авторитарное образование с его внешне заданным для каждой личности вектором педагогического воздействия. В этом подтипе личностно-ориентированного обучения именно школе, учителю предлагается «доходить» до каждого ученика с единым содержанием образования. Личностные различия учащихся учитываются настолько, насколько это помогает обеспечить усвоение ими внешне заданного содержания образования.

Менее распространен и недостаточно разработан дидактически другой подтип личностно-ориентированного обучения - «от ребенка». В массовой школе этот подход присутствует пока на стадии терминологической целевой обозначенности и некоторых дидактических элементов, таких как индивидуальный план (программа) обучения, индивидуальная траектория обучения, портфолио и т.п. Заметим, что в данном случае происходит отход от социального центра тяжести образования в сторону личности, индивидуальности. Данный тип образования становится мостиком к другим типам образования, которые фиксируются понятиями «индивид», «персона», «субъект», «человек».

Продолжение следует.

---

По материалам книги: Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ  проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.

Для обсуждения поставленных проблем приглашаю на форум - http://khutorskoy.borda.ru

===

III. УЧИСЬ БЫТЬ УЧЁНЫМ!


25 апреля 2007 года начнется I-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция.

До начала конференции целый месяц! Используйте это время с пользой! ЦДО «Эйдос» предлагает дистанционные курсы для педагогов и школьников, которые помогут качественно подготовиться к дистанционной конференции:

16040 Как написать и защитить исследовательскую работу - http://eidos.ru/courses/themes/16040/index.htm

22205 Школьное научное общество: как организовать научные исследования учащихся - http://eidos.ru/courses/themes/22205/index.htm

22508 Как научить детей системно мыслить - http://eidos.ru/courses/themes/22508/index.htm

22211 Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся с помощью MS Office 2003 - http://eidos.ru/courses/themes/22211/index.htm

Обращение к участнику конференции:

Ты – ученик, делающий первые шаги в научном творчестве?
Ты написал научную работу, и хочешь получить честную, объективную и независимую оценку своего труда?
Тебе нужны советы профессионалов и поддержка единомышленников, заслуженное признание и честная критика, возможность вступить в дискуссию с оппонентами и отстоять свою точку зрения?

В таком случае мы ждем тебя на I-й Всероссийской дистанционной ученической конференции!

Если ты уже участвовал в Эйдос-классах, значит ты уже примерно знаешь, что и как будет происходить на дистанционной конференции. Нужно оформить и разместить в сети свою работу, а также рецензии на неё. Для зарегистрированных участников будет составлена программа выступлений. Тебе будут заданы вопросы, на которые нужно будет ответить. Всё это будет происходить в сети с помощью веб-форумов.

Незабываемое событие, которое надолго останется в памяти!

Зарегистрированные участники конференции получат официальные бумажные Свидетельства для портфолио!

При необходимости можно заказать консультации учёных.

В дистанционной конференции регистрируются как индивидуальные участники (частные лица), так и организованные группы из одного образовательного учреждения.

От организаций - школ, гимназий, лицеев, вузов и т.п. принимаются заявки на регистрацию групп не менее 5 учащихся, которые могут быть учениками разных классов и возраста.

Условия регистрации в конференции - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007/index.htm

===

А также:

СОВРЕМЕННЫЕ КУРСЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ


23 марта заканчивается 3 учебная четверть. И в этот же день - 23 марта начинается новая серия курсов для педагогов:

"Профильное обучение в старшей школе" (10 дней, педагоги) - http://www.eidos.ru/courses/themes/21010/index.htm  

В чем заключаются принципы профильного обучения? Как составить план профильного обучения? Курс поможет Вам найти ответы на эти и другие вопросы.

---
"Индивидуальная образовательная траектория ученика" (10 дней, педагоги) - http://www.eidos.ru/courses/themes/22010/index.htm  

Этот курс для учителей, желающих видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность. Данный курс раскроет секрет, как одновременно обучать всех по-разному.

---
"Как разработать и провести эвристический урок" (10 дней, для всех) - http://www.eidos.ru/courses/themes/22407/index.htm

Чем эвристический урок отличается от обычного урока? Если Вы хотите знать ответ на этот вопрос, если Вы хотите научиться эвристической деятельности – Вам сюда!

---
"Microsoft Word для классных руководителей" (10 дней, педагоги) - http://www.eidos.ru/courses/themes/23010/index.htm

Вы уже не хотите обращаться к учителю информатики с очередной просьбой помочь оформить отчет? На этом курсе Вы научитесь самостоятельно оформлять и вести нужную документацию классного руководителя, не обращаясь к чьим--либо услугам.

---
"Dreamweaver как средство создания современных сайтов" (10 дней, для всех) - http://www.eidos.ru/courses/themes/12220/index.htm

Вы хотите научиться создавать сайты с помощью web-редактора Dreamweaver в соответствие с законами современного дизайна? Нет ничего проще! Наш курс поможет Вам освоить эту премудрость.

---
"Ключевые компетенции в школьном обучении" (10 дней, педагоги) – курс проводится по заявкам, начнется 26 марта. - http://www.eidos.ru/courses/themes/21210/index.htm  

Какие компетенции содержатся в том или ином учебном предмете? Что и как изменится на уроке, если применить компетентностный подход? Как проверить сформированность компетентностей у учеников?

Подробности регистрации на курсы на странице http://www.eidos.ru/courses/about/registr.htm  

===
А также:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ


21 марта начинается дистанционный проект "Мой тематический блог"- http://www.eidos.ru/project/all/blog/2007/polozh.htm

27 марта начинается дистанционный конкурс-проект на лучшую карикатуру - http://www.eidos.ru/project/all/karikatura/2007/polozh.htm

Дистанционный проект – это:

∙ 14 дней творческого поиска
∙ радость познания и открытие нового
∙ общение в форуме с участниками проекта
∙ созидательный труд и реальная возможность победы

Участвуйте и побеждайте!

Информация о дистанционных курсах - http://eidos.ru/courses/index.htm

Информация о дистанционных проектах и конкурсах - http://eidos.ru/project/all/index.htm

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное