Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 258


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 258
19 ноября 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– А.В.Хуторской выступил на «круглом столе» в Государственной Думе с критикой национального проекта "Образование", а также с обоснованием необходимости учёта передового опыта в ДО при разработке соответствующих законов и постановлений. Пятиминутный фрагмент выступления можно послушать по данной ссылке - http://khutorskoy.ru/be/20061113/khutorskoy_duma.mp3 (1,6 Мб)

– В хронике бытия А.В.Хуторского размещена фотоэкскурсия по старой и современной Государственной Думе - http://eidos.ru/avh/be/20061115/index.htm

– Участникам VII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по информатике и информационным технологиям будет предложено SMS-задание! Регистрация в олимпиаде – до 22 ноября включительно - http://eidos.ru/olymp/inform/2006/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II. А.В.ХУТОРСКОЙ: "КАКИЕ ЗАКОНЫ НУЖНЫ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?". Заметки с заседания общественного экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. - http://eidos.ru/avh/be/20061026/index.htm

III. «КУХНЯ» КОНКУРСА
. 8-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года 2006» глазами его участников.

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


21 ноября – Начало дистанционных курсов (регистрация до 20 ноября включительно:

для всех: Деловой английский; Создаём свой видеофильм в Pinnacle Studio Plus; Photo Express: приемы создания открыток, приглашений, визиток; Как стать душой компании? Секрет успешного общения;

для педагогов: Что и как оценивать в школе?; Как завучу организовать и провести общешкольный проект; Уроки искусства с помощью компьютера;

для школьников: Как правильно подготовить портфолио; Как создать презентацию в PowerPoint; Рекурсивные графические алгоритмы в Паскале; Великие личности: ложные заслуги и несправедливые обвинения; Изучаем японские стихотворения; Родители и потомки; Математические основы азартных игр, В гостях у имени существительного, Решение задач на применение законов сохранения энергии и импульса: готовимся к ЕГЭ по физике.

Программы курсов и условия регистрации в них - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

23 ноября – VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике и информационным технологиям. - http://eidos.ru/olymp/inform/2006/index.htm

28 ноября Дистанционные курсы для педагогов и школьников: Как сопровождать индивидуальную программу ученика, Методы творческого обучения английскому языку, Развитие одаренности школьников. А также 3-дневные дистанционные профиль-классы - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

30 ноября – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физике. - http://eidos.ru/olymp/physics/2006/index.htm

5 декабряДистанционные курсы для педагогов и школьников: Как грамотно выполнить анализ текста, Как поставить и провести физический эксперимент, Электронный учебник – педагогические основы разработки, Метод эвристического диалога в обучении, Создание мультимедийных приложений с помощью Flash. А также 3-дневные дистанционные профиль-классы  - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

6-20 декабря – Дистанционные Эйдос-классы: выполнение и защита творческих работ (1-11 классы, студенты) – http://eidos.ru/project/eidos-class/index.htm

7 декабря – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по МХК - http://eidos.ru/olymp/mhk/2006/index.htm

14 декабря - VIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

15-29 декабря – Дистанционный проект "Моя Новогодняя открытка" - http://eidos.ru/about/new-year/index.htm

===

II. А.В.ХУТОРСКОЙ: "КАКИЕ ЗАКОНЫ НУЖНЫ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?".
Заметки с заседания общественного экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. - http://eidos.ru/avh/be/20061026/index.htm


- И звезды вам повинуются? – спросил Маленький принц,
- Ну конечно, - ответил король. – Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания ... Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных для этого условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц"


Меня всегда восхищал принцип управления короля с астероида 325. Действительно, если уметь отдавать приказы, основа которых лежит в сути вещей, то никогда не ошибешься и все, абсолютно все приказы будут выполняться.

Так же и с законами. Выполняется тот закон, для выполнения которого есть благоприятные условия, т.е. тот, который УЖЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ!

В этом случае законотворцу только и надо-то, что внимательно разглядеть то, что происходит, и сформулировать соответствующий закон.

Оппоненты могут мне сказать, что общественные законы отличаются от природных, их нельзя смешивать, ведь если посмотреть, например, на коррупцию в сфере высшего образования, что же, теперь и законы под это явление создавать?!

Я на это отвечу - "да". Именно так. Общество такой же естественный организм как Солнце, звёзды, человек. И в нем есть естественные процессы. Описание норм этих процессов и есть нормотворчество. И те законы, которые существуют, именно они и являются основой происходящего, в том числе и коррупции. И если вместо "нехорошей" реальности рассмотреть и описать другую - позитивную, утвердить стоящие в её основе законы, то именно эти процессы и получат законодательную базу.

Сегодня я побывал в качестве представителя РАО на заседании общественного экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию и науке, на котором обсуждалась проблема дистанционного образования. Открыл встречу председатель этого комитета Н.И.Булаев, после его ухода заседание вёл ректор МЭСИ В.П.Тихомиров. Заседание состояло, в основном, из выступлений представителей ректорского корпуса, которые рассказывали о своем опыте, делились проблемами. Однако, основная идея заседания по задумке ведущего состояла в том, чтобы подготовить такие поправки к законам, которые позволили бы обеспечить дистанционному образованию нормативно-правовое поле для развития.

Тех, кто занимается дистанционным обучением в школах, огорчу. Внимание на этом заседании уделялось только университетскому дистанционному образованию. Соответственно и изменения предложено было вносить только в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Почему? На мой взгляд, потому, что именно университеты имеют возможность существенно поднять свою экономическую базу благодаря дистанционному обучению. Вот если бы благосостояние школ зависело от количества учащихся так же как и в вузах, то школы, особенно хорошие, старались бы расширить количество своих учеников с помощью телекоммуникаций. Тогда, быть может, они не шарахались от внедряемых в них компьютерных новшеств, а наоборот, старались быстрее их освоить и применить в своем главном процессе - учебном.

Но реальность такова, что общеобразовательная школа, которая в России первой начала применять дистанционное обучение (Советско-американский проект "Школьная электронная почта", в котором мне довелось участвовать ещё в 1989 году), в середине 1990-х гг. уступила сетевое первенство вузам. С тех пор все концепции и законодательные акты по ДО у нас принимаются непременно с вузовским окрасом.

Что же всё-таки касается ДО в школах, то целесообразно рассмотреть ситуацию с приоритетным национальным проектом "Образование", в котором существенная часть средств отведена на подключение всех школ к Интернету. Только в 2006-2007 годах на эти цели выделено 3 000 000 000 (три миллиарда) рублей. Почему и на что решено потратить государственные, т.е. принадлежащие гражданам деньги?

Небольшая справка. 18 января 2006 года Межведомственный координационный Совет по информатизации системы образования принял решение о "выравнивании уровня оснащенности" образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями и доведение количества образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет до 100%.
Что и говорить, подключить все школы к Интернет задача благородная! Но это только на первый взгляд. Для того, чтобы усомниться в успехе задуманного, можно вспомнить ситуацию с так называемым экспериментом в области дистанционного образования, начатого Минобром в 1997 году. Через 5 лет этот эксперимент был тихо завершен. Сколь-либо значительных достижений, насколько мне известно, получено не было. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню неудачный эксперимент, который произошел в Великобритании. О нём я узнал со слов учительницы-англичанки, которая приезжала к нам в Москву в рамках проекта "Школьная электронная почта". В конце 1980-х гг. в английские школы были разосланы модемы. Предполагалось, что после этого школы начнут активно осваивать дистанционные формы занятий. Но ничего подобного не произошло. Эти модемы назвали "шкафными", по месту, где они пылились.

То что сейчас происходит с подключением российских школ к сети может обернуться "шкафным Интернетом". Интернет в школах будет, но главного - ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - не произойдет. Почему? Потому, что этой цели изначально и не заложено ни в национальном проекте "Образование", ни в такой его части как "выравнивании уровня оснащенности" образовательных учреждений. Там вообще педагогических целей практически не! Только технические, или как теперь модно говорить про образование - экономические задачи.

Опираясь на изучение материалов, содержащихся на сайте Минобразования и науки, можно сделать вывод, что нацпроект "Образование" не содержит в себе научного, в частности, научно-педагогического обоснования. Авторы данного проекта видимо считают, что если подключить все школы к сети, то их учителя и ученики только и будут делать, что изучать федеральные образовательные порталы, на создание которых, кстати, ушли также немалые средства. Это очередная иллюзия, причем реализуемая за чужой счет - за счет налогоплательщиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно было бы пригласить ученого на уровне аспиранта и поручить ему простое аналитическое исследование в школах. Но, видно, наши чиновники не считают необходимым тратить время на науку. Не уверен также, что при разработке национального проекта использовались достижения педагогической инноватики. А без этого в образовании вообще ничего нового внедрить невозможно.

Если обратиться к позитивному зарубежному опыту внедрения технологичных образовательных новшеств, то можно обнаружить, что техническая обеспеченность нововведений составляет около 20% от общего бюджета. Остальные 80% требуются для разработки специальных учебных программ, методик, средств обучения, подготовки кадров, сопровождения всего этого и т.п. Скажите, откуда возьмутся недостающие 80%, т.е. около 12 млрд. руб, чтобы проведенный в школы Интернет заработал в учебном процессе? Неужели такие деньги найдут сами школы или их местные власти? И захотят ли они их тратить на это?

Теперь классический вопрос Госдум всех созывов: Что делать?

Моё предложение - составителям нацпроектов изучить и принять на вооружение принцип короля из "Маленького принца" - предлагать только то, что происходит. Есть передовые школы, которые используют Интернет в обучении - изучите их работу. Есть Центры дистанционного образования, которые уже несколько лет осуществляют дистанционное обучение десятков тысяч школьников, посмотрите, как они добиваются успеха. Лишь после этого примите соответствующие законы и проекты по их выполнению. Тогда уж точно вам будут не только школы повиноваться, но и вся система нашего родного отечественного образования.

26.10.2006 г.

А.В.Хуторской,
член-корреспондент Российской академии образования,
действительный член Международной педагогической академии

P.S. Тема дистанционного образования получила продолжение во время "круглого стола", который прошел в Госдуме спустя две недели - http://eidos.ru/avh/be/20061113/index.htm

===

III. «КУХНЯ» КОНКУРСА. 8-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года 2006» глазами его участников.


В настоящее время 38 финалистов 8-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2006» готовятся к проведению курсов, разработанных по технологии ЦДО «Эйдос».

Дистанционные курсы будут проводиться в три периода: 21-23 ноября, 28-30 ноября, 5-7 декабря 2006 года. Расписание курсов и презентации каждого из них находятся по адресу http://eidos.ru/courses/schedule.htm

В преддверии проведения дистанционных уроков предлагаем вашему вниманию фрагменты промежуточной рефлексии конкурсантов.

---
«В дистанционном конкурсе участвую впервые. Наиболее важным для меня в конкурсе является то, что я дошла до финала. Чего достигла? Очень многого: встряхнула свои мысли; проявила свое творчество в ином виде; продолжительное время находилась в творческом поиске; открыла для себя возможности работы в Интернет; совершенствовала навыки работы с электронной почтой; стою на пути пере осмысливания своей педагогической деятельности, появилось огромное желание многое в ней изменить; поняла, что не владею научным языком и не всегда моих знаний было достаточно для выполнения некоторых заданий; пришла к выводу, что еще многое чего я не знаю, но хочу это познать!» - Антипенко Оксана Васильевна, учитель музыки, МОУ СОШ 9, г. Нижнеудинск.

---
«За время участия в конкурсе мое настроение менялось неоднократно. Сначала был интерес от чувства новизны. Потом возникло ощущение тревожности из-за того, что я не могла найти себя на форуме, хотя зарегистрировалась и приняла участие в обсуждении нескольких тем. Участие в веб-форуме «Научная школа А.В.Хуторского» улучшило настроение, потому что мои выступления читали другие конкурсанты, высказывали мнения, а форума тоже задавали вопросы. Здесь я уже чувствовала, что работа не идет впустую. Совсем настроение стало хорошим, когда я попала в число финалистов и мне разрешили проводить профиль-класс» - Глухова И.В., учитель информатики, МОУ "Гимназия №1", г.Нефтекамск.

---
«Самым важным для меня является возможность общения на профессиональные темы с педагогами практически всей России. Главным «приобретением» за время конкурса считаю убежденность в том, что педагоги сегодня не только творческие, неравнодушные люди, но это именно те взрослые, которые знают, как вырастить ребенка, способного к самоопределению в быстро меняющемся социуме, способного быть востребованным, социально успешным. Размышление о новой модели обучения, создание курсов помогли мне получить более четкое представление о функционирование, инструментарии, основных механизмах организации, направлениях, формах дистанционного образования. Свой успех я вижу в расширении профессионального диапазона, в приобретении определенного комплекса знаний, которые помогут мне преодолеть подводные рифы дистанционного образования. И это все благодаря самообразовательному интенсиву, на который вдохновило участие в конкурсе». - Макарова Людмила Петровна, учитель литературы лицея № 8 «Олимпия», г. Волгоград.

---
«Моя рекомендация организаторам конкурса: широкая реклама. Немногие на местах понимают смысл участия в подобном конкурсе. Какое место занимает данный конкурс? Что дает в результате? В регионах должны знать о проводимом конкурсе через управления образования. Пусть даже участие учителей в конкурсе будет носить рекомендательный характер, но в школах должны о нем знать. Я узнал о конкурсе случайно из Интернета на нашем образовательном сайте, за день до окончания регистрации. Многие учителя не так часто посещают Интернет. В данном случае следует продумать ряд стимулов для широкого привлечения учителей к участию в конкурсе, заинтересовать» - Богданов Павел Евграфович, учитель информатики, Псковская область

---
«В процессе участия в конкурсе пришла к пониманию того, что методика развития творческих способностей школьников, обучающихся с помощью средств телекоммуникации, имеет свои особенности, отличающие ее от методики традиционного обучения. А значит её надо изучить. Так же как требуется глубже изучить и особенности разработки и проведения дистанционных курсов. А раз потребность такая появилась, ее нужно удовлетворять. Поэтому сейчас читаю «Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению» А. В. Хуторского». - Витевская Мария Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия г. Алдан».
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное