Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

EIDOS-DIST-EDU # 212


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 212
13 декабря 2005 года

www.eidos.ru

 

= ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

НОВОГОДНИЕ СКИДКИ на электронные издания!
До 31 декабря 2005 года при покупке любых электронных изданий вы получаете скидку 10%! - http://www.eidos.ru/shop/price.htm

15 декабря – VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике. Регистрация - до 14 декабря включительно! - http://www.eidos.ru/olymp/mathem/2005/index.htm

До 16 декабря – регистрация в праздничном проекте "Моя Новогодняя открытка". Как изготовить и подарить оригинальную Новогоднюю открытку? Участвуют школьники и взрослые. - http://www.eidos.ru/project/all/new-year/2005/index.htm

19-23 декабря Дистанционные профиль-классы для школьников и учителей. Темы занятий в данном выпуске, а также по адресу - http://www.eidos.ru/courses/news/2005-12.19-23.htm

22 декабря – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике. Участвуют школьники 1-11 классов, а также взрослые! Льготная регистрация - до 15 декабря включительно - http://www.eidos.ru/olymp/journalism/2005/index.htm

19 января – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по философии. Участвуют школьники 1-11 классов, а также взрослые! Льготная регистрация - до 12 января 2006 года. - http://www.eidos.ru/olymp/philosophy/2006/index.htm
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
 

I. ПРИГЛАШАЕМ НА КУРСЫ. 19-23 декабря – проводятся восемь новых дистанционных профиль-классов для школьников и учителей. Условия регистрации - http://www.eidos.ru/courses/news/2005-12.19-23.htm

II. ПИЗА И КОМПЕТЕНЦИИ (А.В.Хуторской). О том, как организаторы исследований Pisa пытаются приспособить модные компетенции, но пока у них это не получается. - http://www.eidos.ru/avh/be/20051205/index.htm

III. НИЗКИЙ ПОКЛОН «ЭЙДОВЧАНАМ!» Как заинтересовать учеников предметом? Как сделать так, чтобы они нашли новые книги по предмету, сходили за ними в библиотеку, как пройти четвертную программу предмета за 1 неделю? По следам проведенных олимпиад.

 


I. ПРИГЛАШАЕМ НА КУРСЫ

Уважаемые друзья!

Приглашаем Вас, Ваших коллег и учеников на дистанционные профиль-классы для старшеклассников и мастер-классы для педагогов. По результатам занятий участники получают официальные Свидетельства.

Сроки проведения: 19-23 декабря 2005 года.

Регистрация - до 18 декабря включительно.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОФИЛЬ-КЛАССОВ:

Как подготовиться к экзамену по математике (разработка индивидуальной программы подготовки), 9-11 классы. - http://www.eidos.ru/courses/themes/44491/index.htm

Фонемный принцип русской орфографии. http://www.eidos.ru/courses/themes/43721/index.htm

Почему свет – самое темное место в физике, 10-11 классы. - http://www.eidos.ru/courses/themes/44621/index.htm

Английский язык для работы на компьютере. - http://www.eidos.ru/courses/themes/43011/index.htm

Живой параллелограмм: урок-исследование для 6-8 классов. - http://www.eidos.ru/courses/themes/44493/index.htm

Я - журналист: как подготовить и взять интервью. - http://www.eidos.ru/courses/themes/43231/index.htm

Готовимся к ЕГЭ по математике: ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул. - http://www.eidos.ru/courses/themes/44490/index.htm
 
Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся с помощью MS Office 2003 (для педагогов, студентов, старшеклассников). http://www.eidos.ru/courses/themes/22211/index.htm


Стоимость участия в курсах - от 150 руб.

Условия регистрации - http://www.eidos.ru/courses/news/2005-12.19-23.htm

===

II. ПИЗА И КОМПЕТЕНЦИИ
(А.В.Хуторской)


О том, как организаторы исследований Pisa пытаются приспособить модные компетенции, но пока у них это не получается.

Пиза - это не замечательный итальянский город, в котором есть знаменитая падающая Пизанская башня; именно с неё Галилей бросал свои шарики.

Пиза - это Programme for International Student Assessment (PISA) - международное исследование, которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

Раз в три года это исследование проводится в разных странах Европы, в результате чего правительственные круги и образовательные сообщества буквально "на ушах стоят", истолковывая полученные данные и так, и сяк. Кто-то - с целью выбить дополнительные деньги или обосновать затраты, кто-то - для аргументации свой критики системы образования.

В России результаты Пизы особенно любят различные оппозиционеры, которые с шоковой радостью оперируют низкими результатами, показанными небольшой выборкой отечественных учеников при выполнении пизовских тестов. Содержание тестов - отдельный вопрос, здесь я отмечу только, что пизовские задания зачастую не соответствует целевой парадигме не только отдельных учеников, их учителей, школ, но и образовательной доктрине тестируемого региона, страны в целом. А проверять то, что не соответствует замыслу, это всё равно что в школе балерин проводить в качестве экзамена турнир по боксу.

Можно было бы также задаться традиционным русским вопросом "А судьи кто?". Но в этих заметках я ограничусь только вопросом "А судят что?"

ПИЗА В РОССИИ

Сегодня мне довелось побывать на конференции организаторов Пизы в России. Конференция проходила в Российской академии образования. Прослушав доклад Г.С.Ковалевой - координатора Пизы в России на тему роли и места компетенций в исследовании Пиза, я задал докладчику три вопроса:

Вопрос 1. Компетенции предполагают способность учащихся взаимодействовать с реальным миром, например, устанавливать рабочие отношения в группе, интерактивно использовать те или иные знания, действовать в природной среде - в условиях природной стихии и т.п. Имеется ли в рамках Пизы инструментарий, который проверял бы эти качества учеников? Причем, проверял бы не знания о том, как надо себя вести во время грозы, а именно природоведческие или иные компетентности, т.е умения действовать в этих реальных ситуациях?

Г.С.Ковалева ответила, что попытка отыскания измерителей для оценки интерактивности взаимодействия ученика с компьютером предпринималась, но сейчас это исключено из измерителей. Проверяются только знания детей при моделировании ситуаций, а не в самих ситуациях.

Вопрос 2. Но тогда получается, что Пиза проверяет не компетентности, а знания о том, как должно быть, и оценивается не сама способность ученика действовать, а то как он изложит нужную информацию или выполнит операции с нею. Возможно ли оценить компетентности учеников с помощью инструментария, который не предполагает диагностики взаимодействия ученика с реальностью?

Вопрос 3. Если проверяются в данном случае не компетентности, а знания, то может быть и нет смысла говорить о такой возможности Пизы как проверка с помощью имеющегося инструментария компетентностей учеников? Хотя доклад был посвящен именно этому, но большинство компетентностей невозможно проверить в ситуации оперирования информацией.

Участники конференции (к сожалению, они не представлялись) попытались отнестись к сформулированной мною проблеме. Приведу по памяти некоторые суждения.

Участница А согласилась с постановкой проблемы: "Не всё что ценно можно измерить, и не всё что можно измерить - ценно".
Участник Б привел пример теста на IQ, указав, что другого измерителя уровня интеллекта не существует, поэтому применяется такой.
С данным утверждением я не согласился. Например, каждый из нас работает в группах или коллективах, и при необходимости всегда может оценить или охарактеризовать интеллектуальный уровень тех, с кем он работает. Происходит это не с помощью тестирования, а в ходе реальной деятельности. Она и только она способна дать представление о сформированности тех или иных компетентностей, да и об интеллекте тоже.
А.Г.Каспаржак в своем выступлении связал компетенции с отчужденным продуктом ученика, который и проверяется, по его мнению, в Пизе.

Я в своём ответе на дискуссию подчеркнул, что не призываю считать исследование Пиза ненужным. Я лишь предлагаю определить границы его применимости. В нынешнем виде эта система не проверяет большей части компетентностей школьников, поскольку предлагает оперировать информацией а не деятельностями. Поэтому нельзя истолковывать результаты Пизы как оценку результатов реального комплексного образования. Оценить компетенции ученика может только человек, который видит его в ходе взаимодействия с изучаемой реальностью и при надлежащем инструментарии способен оценить опыт и результаты компетентного владения соответствующими знаниями и способами деятельности. Таким человеком является учитель.

Если мы хотим проверить уровень сформированности компетенций у учащихся, то должны предложить именно учителю такой инструментарий, применение которого в условиях реальных образовательных ситуаций позволит судить о действительной сформированности компетентностей у учеников.

НАШ ПОДХОД К КОМПЕТЕНЦИЯМ

В 2002 году мне довелось быть соразработчиком компетентностного подхода при построении модели школьных образовательных стандартов - их федерального компонента. Вместе с В.В.Краевским мы подготовили такой проект.

Перечень ключевых образовательных компетенций определен нами на основе главных целей общего образования в России, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нами исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.

Наш компетентностный подход неоднократно обсуждался и анализировался, например, на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Нельзя сказать, что все положения воспринимались тогда и воспринимаются сегодня однозначно. Есть в них много отличий и от европейского подхода к данному вопросу.

Основной же позицией, отличающей наш подход, является включение в структуру компетенций реальных объектов действительности и опыта деятельности ученика по отношению к ним. Без этих компонентов, на наш взгляд, нет компетенций, и нет возможности проверки их сформированности.
Мы предлагаем следующий перечень структурных компонентов компетенции:

- название компетенции;
- тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.

НЕОБХОДИМА НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

В свете обсуждаемой проблемы не следует забывать о важной методологической составляющей любой диагностики и оценки - это влияние на образование. Организаторы ряда международных исследований (PISA, TIMS) не скрывают, что одна из целей диагностики учебных результатов - влияние на образовательную политику в международном контексте. Действительно, что проверяется, на то и обращают внимание – управленцы, учителя, сами ученики. В этом контексте России необходима национальная система диагностики и оценки результатов образования, в первую очередь - общего образования. ЕГЭ не может претендовать на такую систему, поскольку не охватывает комплекса образовательных результатов и отражает лишь малую часть стратегических целей отечественного образования, которые обозначены в Национальной доктрине, Концепции модернизации образования до 2010 года и других аналогичных документах.

Если ориентироваться на личностное образование, фундаментальную общеобразовательную подготовку, компетентностный подход, реализацию творческого потенциала учащихся и другие смысловые ценности образования, то именно они должны становиться методологическими ориентирами для национальной системы диагностики и контроля образования. А имея такую систему можно будет говорить о её взаимодействии или сопряжении с другими системами, реализуемыми, в том числе и на международном уровне. Но последовательность должна быть именно такой: сначала своё, а потом сравнение с иным. Иначе есть риск потери своих целей среди чужих.

А.В.Хуторской
05.12.2005 г.

---
Заинтересованных в решении затронутых проблем приглашаю на наши форумы, где обсуждается в том числе и компетентностный подход. - http://eidos.fastbb.ru/index.pl

===

III. НИЗКИЙ ПОКЛОН «ЭЙДОВЧАНАМ!»
По следам проведенных олимпиад.

Как заинтересовать учеников предметом? Как сделать так, чтобы они нашли новые книги по предмету, сходили за ними в библиотеку, как пройти четвертную программу предмета за 1 неделю?

Для этого нужно всего то навсего зарегистрировать своих учеников в дистанционной эвристической олимпиаде. Готовясь к ней, ваши ученики узнают о предмете сто-олько всего интересного…

Вот что об этом говорят сами учителя:

Герасимович Инна Николаевна, заместитель директора, отделение начальных классов:

Второй год учащиеся нашей гимназии принимают участие в олимпиадах «Эйдос». Каждый раз – это волнение, но в то же время радость, ожидание. Готовились, читали энциклопедии, смотрели на карты звездного неба, даже гороскопы изучали. Работы проделано много. И это уже успех и достижение. Ведь главная награда – это новые знания. Желаем успеха всем участникам. Задания трудные и интересные. Удачи всем.

---
Рузанова Елена Александровна, зам. директора по УВР, гимназия № 2, г. Южно-Сахалинск:

Жаль, что у нас нет астрономии в старших классах, поэтому на эту олимпиаду мы можем пригласить только начальную школу. Но какое удовольствие наблюдать за ними! Первоклассники еще не понимают, что это соревнование, а за ними, идущие ребята, нацелены уже только на победу! Радует, что все детишки интересуются астрономией, на олимпиаду принесли разные книги, одна краше другой. Знания вперемешку с прочитанным, увиденном в кино, мультиках или в электронных играх. Дети с увлечением отвечали на вопросы. Им это явно нравилось. И все же, надо отметить, что задания с рисунками для этого возраста интереснее. Просьба, организаторам учесть этот факт.

---
Лактанова Наталья Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Моск.обл.:

Проверила сейчас последнюю рефлексию и поймала себя на мысли, что я полюбила эти олимпиады. С их нестандартными заданиями, с их суетой, с детскими открытиями и желанием повторить свой опыт участия в них. С сидением до позднего вечера, а то и до самой ночи за компьютером. С возможностью увидеть ребят, учителей, уроки, школу, себя как бы со стороны...

Так приятно видеть детей озабоченно ищущими что-то в книгах, вдохновенно рисующими свои звездолёты, отчаянно пытающимися подобрать названия для планет. Но так печально, вместе с тем, становится, когда замечаешь, как ребёнок из последних сил набирает на компьютере последнее задание, как готов расплакаться, когда что-то никак не получается, а времени уже так много...

А на следующий день уроки... Мы очень благодарны тем учителям, которые с пониманием относятся к детям, участвовавшим накануне в олимпиаде, но, что греха таить, есть и такие, которые не могут простить отсутствия на своём уроке или невыполнения домашнего задания... А они, дети-то эти, открытия совершали, мир познавали, себя и предъявляли себя этому миру! А для кого-то это оказывается совсем не важным, важнее то, что не выполнили упражнение, не решили задачу...

---
Очеретин Андрей, 2 «А» класс, МУ «Гимназия №57», г.Курган:


Во время участия в данной олимпиаде я сделал такие открытия:

а) для себя: Чтобы ответить на вопросы олимпиады, нужно много читать, посещать художественные выставки, слушать лекции и беседы. Очень интересно заниматься в читальном зале, работники библиотеки помогают подобрать нужную литературу.

б) для мировой художественной культуры: Труд писателей, художников, скульпторов нужен, интересен, помогает познанию мира.

в) благодаря олимпиаде я прочитал сказки «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол», книгу «Герои и Боги Египта», «Я познаю мир. Праздники народов мира. «Широкая Масленица». То есть – я стал больше знать, могу интересно рассказать в классе о том, что нового узнал.
И еще я понял, что с тем, кто много знает, интереснее общаться.

---
Власьевнина Лена, 5 «А» гимназия №14, г. Белорецк:


Мне стало интересно, что такое МХК. И я решила поучаствовать в этой олимпиаде. Теперь я знаю, что это такое. Подготовка к олимпиаде была нелёгкой. Я ходила в библиотеку, смотрела в справочниках разные факты, читала энциклопедии. Я ожидала от неё множество интересных и увлекательных заданий и упражнений, думала, что задания будут тяжёлыми, и я не смогу с ними справиться. Но задания были не трудными, и я с ними справилась. Труднее всего было сделать 1-ое задание. Нужно было представить, что я участник праздника, который проходит в Древней Руси и написать, что ты видишь вокруг себя, что происходит со стоящими вокруг людьми, что делаешь ты? Эти трудности я преодолевала с помощью моих знаний.

---
Гавриленко Юлия, 7 "Б" класс, гимназия N75, г. Омск:


В заданиях мне больше всего понравилось 4 задание «Послание древнего человека». Мне интересно было рассматривать эти иероглифы, т.к здесь можно развить свою фантазию, которая не имеет границ, и это хорошо. Да и вообще все задания по-своему хороши. Эта олимпиада оставила о себе хорошее впечатление.

---
Мудрова Александра, 9"Б" класс, гимназия №2, г. Южно-Сахалинск:

Привет, дорогой дневник. Сегодня в школе я писала олимпиаду «Эйдос» по МХК. Она мне очень понравилась. Вообще, я очень люблю МХК, но поначалу я очень боялась идти на олимпиаду, боялась, что задания будут сложными. Но когда нам выдали тексты заданий, страх частично прошёл. Я поняла, что с некоторыми заданиями мне будет справиться тяжело, а некоторые я без труда выполню
Я сделала столько много новых открытий, Например, я впервые услышала про Антонио Гауди - величайшего архитектора, зодчего, и про его творения. Признаться честно, мне стало немножечко стыдно перед самой собой. Делая каждое задание, я всё больше и больше узнавала нового, восстанавливала забытые факты из истории культуры, человечества. В каждое задание я старалась вложить максимум мыслей. Конечно, мне хотелось бы, чтобы мою работу оценили, ведь я же всегда люблю достигать цель и много для этого делаю. Олимпиады «Эйдос» помогают мне восстановить свои знания, хорош подумать над интереснейшими заданиями, которые требуют проявления творчества. И я хочу сказать «большое спасибо» всем тем, кто создал эту олимпиаду.

---
Киржацких Полина, 11в класс, гимназия N23, г. Челябинск:


Выполняя олимпиады, я стараюсь использовать свои знания, потому что мне интересно, на что же способно моё мышление. Конечно, если собственных знаний в каком-либо вопросе мне недостаточно, я пользуюсь дополнительными источниками, но лишь для того, чтобы понять суть самой темы и после разворачивать свои соображения по этому поводу. В данной работе я посоветовалась с родителями для выполнения задания на тему «Троичность». Мне было очень интересно писать миф и составлять киноплан. Здорово было рисовать картину к заданию «Движение в искусстве» (жаль, что пришлось сократить размер рисунка, поэтому его качество не очень хорошее), я вообще очень люблю рисовать.

Когда я размышляла над вопросами олимпиады, я удивлялась одной вещи: если долго рассуждать над каким-либо вопросом, особенно интересном тебе, можно получить знания, которых до этого ты не получал. Конечно, я знала, что это реально, но на себе такое испытала впервые!

Даже поработав над заданиями, я почувствовала себя несколько другим человеком. Появилось желание работать над собой, читать, учиться, идти только вперёд. Чего я и хотела бы пожелать создателям олимпиады: быть всегда, развиваться, но не терять неординарности, идти только вперёд! Делайте мир эвристичным! Огромное Вам спасибо от всего сердца!!!

---
Мартынова Марина Кимовна, зам. директора по воспитательной работе, МОУ СОШ № 167, г.Зеленогорск:


Вот, наконец-то, шестое, вторник, декабрь наступили. Антициклон в атмосфере. Сильные нынче морозы. В классах же страстные споры, школьники мыслят азартно. Умные книги листают, иные в Инете зависли. Славься, могущество мысли! Низкий поклон «эйдовчанам!» Спесь и снобизм посбивали с наших зазнавшихся деток. Поняли, милые: трудно дается познание духа. Многое в жизни усвоить им предстоит вместе с нами.

---

Отзывы участников всех олимпиад см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/reflex/index.htm

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 14.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2005
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.eidos
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное