Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

EIDOS-DIST-EDU # 179


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 179
5 апреля 2005 года

www.eidos.ru

= Знаете ли вы, что:

- Наконец-то вы можете узнать почти всё об основателе Центра "Эйдос": что он любит, над чем работает, какое у него хобби, а также полный список его проектов, опубликованных книг и др. Создан персональный сайт А.В.Хуторского - http://www.eidos.ru/avh/index.htm

- Директор Центра Эйдос Андрей Викторович Хуторской выдвинут на конкурс "Интернить'2005" в номинации "Признание". Этот список рассылки, который вы получаете, выходит под его руководством. Эвристические олимпиады, дистанционные курсы, конференции Центра "Эйдос" всё это придумано им, и делается для вас. Проголосуйте за А.В.Хуторского, поддержите наших в Сети http://www.internit.ru/catalog/?id=9

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
 

I. КВАДРАТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. Параллельные прямые могут пересекаться, а перпендикулярные - нет. Треугольник может быть квадратным, а квадрат - круглым. И вообще, самые неизученные фигуры - двуугольники и одноугольники. А точка на плоскости, совсем не похожа на точку в пространстве. Если вы считаете, что в этих суждениях есть смысл, то эта олимпиада для вас. -http://www.eidos.ru/olymp/geometr/2005/index.htm

II. НУ ТЫ И СОЧИНИЛ! 19 мая 2005 года проводится 2-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по СОЧИНИТЕЛЬСТВУ. - http://www.eidos.ru/olymp/writing/2005/index.htm

III. И ДАЖЕ ПЕНЬ 21 апреля проводится 2-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по БИОЛОГИИ. - http://www.eidos.ru/olymp/bio/2005/

 

= Объявления:

Срок регистрации в дистанционных Эйдос-классах (выполнение и онлайн-защита школьниками творческих работ) продлён до 11 апреля. Защиты работ 18-30 апреля. По их результатам авторы получают официальные Свидетельства для портфолио. Подробности - http://www.eidos.ru/project/eidos-class/2005-04.htm


I. КВАДРАТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК


26 мая впервые будет проводиться дистанционная эвристическая олимпиада по геометрии. По математике такие олимпиады проводятся давно, а вот по геометрии будет первый раз. http://www.eidos.ru/olymp/geometr/2005/index.htm

В качестве разминки для учеников начальной школы приведём фрагменты уроков, которые провёл в 1 классе А.В.Хуторской (см. книгу Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320 с. (Педагогическая мастерская)

ДВУУГОЛЬНИК ЮННЫ

Выяснили, что математика - это наука о числах и формах (линиях). Учитель рисует на доске правильный 6-угольник. Спрашивает, сколько внутри этой фигуры углов? Ученики считают хором, получают 6. Фигуру называют шестиугольником.
- А это что за фигура? - спрашивает учитель, нарисовав треугольник. Ребята отвечают.
- А может ли кто-нибудь нарисовать двуугольник, то есть фигуру с двумя углами?
Юнна порывается к доске и рисует угол:

/\

- Разве здесь два угла? Выясняем, что угол один.
Юнна тут же дорисовывает фигуру и получается следующее:

/\
/

В самом деле, здесь два угла. Задание выполнено. Получился своеобразный открытый треугольник без одной вершины. По всем правилам данную фигуру следовало бы назвать ломаной линией, но у нас родилось свое оригинальное название: двуугольник.

Учитель говорит, что подобные открытия ученики будут пытаться делать всегда. Придумывать свои буквы, слова, фигуры: изображать несуществующие растения и животных, открывать свои правила и законы, изменять обычные вещи до неузнаваемости. Расшатывая привычные представления, разрушая стереотипы, мы будем строить собственный взгляд на мир, лишая его сковывающих воображение перегородок, барьеров.

Вот еще один пример, вызвавший широкий резонанс у детей и недоумение у некоторых родителей:

1+1=1

Первоклассники лепят из пластилина сюжет из только что прочитанной главы "Маленького принца" Сент-Экзюпери. Учитель предлагает детям "кусочек" математики: "Сколько будет один плюс один? Ответ слышен тут же: "Два!". Учитель предлагает доказать этот ответ. Уже не так уверенно и быстро звучит пример: "Один фломастер и один фломастер будет два фломастера". Учитель: "Я берусь доказать, что один плюс один будет тоже один".

Все внимание детей приковано к столь неожиданному заявлению. Доказательство же простое. Учитель скатывает из пластилина шарик. "Сколько, - спрашивает, - здесь шариков?" "Один". Скатывает еще один шарик. "Сколько?" - показывает его детям. "Тоже один".
А теперь берутся оба шарика вместе и скатываются (складываются) между двумя ладонями. Результат показывается всем: "Сколько получилось шариков после сложения двух предыдущих?"

Молчаливое недоумение разом нарушается возгласами что "так нельзя"," это уже не такой шарик" и т.п. Но шарик получился все же один, этого опровергнуть дети не могут. Начинаются лихорадочные поиски "секрета", одни возбужденно пытаются опровергнуть действия учителя, другие молча осмысливают сей парадоксальный математический опыт.

Специально для тех, кто говорит, что сначала шарики были маленькие, а потом получился большой, учитель делает запись на доске, где первые две слагаемые единицы маленького размера, а суммарная единица - высокая: 1+1=1. То есть разным шарикам соответствуют разные единицы.

Не только размеры, но и цвет у большой единицы может быть другой. Если маленькие шарики будут желтого и синего цвета, их сумма окажется зеленой. Подобные опыты потом делают многие дети. Данное занятие служит введением в проблему соотношения реального и идеального.

===

II. НУ ТЫ И СОЧИНИЛ!


19 мая 2005 года проводится 2-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по сочинительству. - http://www.eidos.ru/olymp/writing/2005/index.htm

Рефлексивные стихи одной из участниц прошлогодней олимпиады:

Королева Юлия, 8 класс, Школа Центр ТР и ГО, г. Алдан, РС (Якутия)

 

Я пишу вам рефлексию,
Пусть стихом, не прозой,
(Вы, конечно, не просили)
Но вполне серьёзно.

А вот эти стих-творенья
Результат олимпиад.
Пусть стихи и не варенье,
Но им тоже кто-то рад.

Всё. Пишу. Олимпиада
Очень интересная.
Сложная хоть СЕРЕНАДА,
Но зато прелестная.

С прозы до стихотворенья
Очень далеко.
Написать ОПРОВЕРЖЕНЬЕ
Было нелегко.

Чуть-чуть в тему не попала,
Словно в молоко
Видно, что рассказ мой проще
Чем пасутся Ко

Словно масленичным блином
В ресторан Астория
Появилась тут БЫЛИНА.
Это же история!

Хоть задание и мило,
Очень эвристическо,
Но такое уже было
В первой исторической!

Разрисована, как краской,
Очень объективная,
Получилась моя СКАЗКА,
Пусть КУМУЛЯТИВНАЯ.

В 10 я минут буквально
С тем заданьем справилась.
Мне оно, вполне реально,
Больше всех понравилось.

Сказки у меня три штуки
В одну повесть сложены...
Я надеюсь, сочинялки
Будут здесь продолжены!

 

В заключение олимпиады, и в качестве подведения итогов года - расшифровки названия Эйдос, и выражение благодарности, как от участницы почти всех эвристических олимпиад в этом году (кстати говоря, небезрезультатно):

 

Эвристические
Й-интеллектуальные и интересные
Дела.
Они-
Супер

Эвристика! Это
Йогурт
Для души!
Огромное
Спасибо!

---
 

Другие рефлексивные суждения участников этой олимпиады здесь: http://www.eidos.ru/olymp/writing/2004/reflex8-11.htm

здесь:
http://www.eidos.ru/olymp/writing/2004/reflex1-7.htm

и здесь:
http://www.eidos.ru/olymp/writing/2004/reflex-coord.htm

===

III. И ДАЖЕ ПЕНЬ

21 апреля проводится 2-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по биологии. - http://www.eidos.ru/olymp/bio/2005/

Фрагмент прошлогодней олимпиады:

Спасская Дарья, 11 В класс, СОШ 17, г. Пермь:


Случился мой первый опыт участия в эвристической олимпиаде. Эх, что я делала все одиннадцать лет обучения в школе! Хотя, в принципе, я олимпиадник со стажем, подобного я не видела никогда, а жаль. Какой творческой личностью я была бы сейчас, если бы услышала слово эвристка на пару лет раньше, как минимум.

Да, вопросы необычные, нетривиальные, интересные, заставляют отойти от стандартного способа мышления. Наверное, это и есть олимпиада в классическом понимании: чтобы ответить на вопросы, нужно посмотреть на вещи с другой стороны, в ином свете. В этом плане мне особенно понравилось задание про землю: никогда бы не подумала, что в комке субстанции, которая у нас под ногами, можно заметить что-то необычное, и что я в своем солидном возрасте буду возиться в грязи с таким увлечением. Когда видишь подобные вопросы, кажется недостойным применять привычный алгоритм ответа, наоборот, думаешь о чем-то отвлеченном, пока не найдешь предмет, за который можно зацепиться и связать его с темой вопроса так, чтобы получилось нечто интересное. Остается только подвести под ответ биологическую основу, впрочем, у человека, увлеченного биологией, эта основа всегда готова в подсознании.

Получается, что отвечать на такие вопросы, как писать стихи: все зависит от вдохновения. И одного дня для такой творческой работы мало. Бывает, что особо интересная идея застряла где-то в дороге, а поскольку время поджимает, никто ее так и не увидит. Думаю, что креатив, как сейчас модно говорить, требует соответствующего настроения, присутствия некой музы. В этом свете мне хотелось бы, чтобы сроки подобных олимпиад были продлены: вдруг у музы сегодня выходной, зато завтра она готова выдавать одну идею за другой.

В общем, подводя итоги своего участия, я могу сказать, что подобные олимпиады, конечно, развивают, и это был интересный и полезный опыт. Не понравилось мне ограниченное количество времени, отведенное на олимпиаду, не успеваешь блеснуть знаниями и фантазией. Конечно, хотелось бы, чтобы такие олимпиады проводились и в дальнейшем: я сама в силу возраста уже не поучаствую, какая жалость, зато другие попробуют свои силы. Даешь эвристические олимпиады с первого класса!

---

А здесь рефлексии учителей: http://www.eidos.ru/olymp/bio/2004/reflex2.htm

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 11.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2005
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.eidos
Отписаться

В избранное