Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


НОВОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ЦЕНТРА "ЭЙДОС"
http://www.eidos.ru/courses/index.htm

С 4 по 14 января 2001 года проходил дистанционный курс "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ". 16 участников из Москвы, Волгограда, Казани, Новосибирска, Мурманска,
Алдана, Саха (Якутия) вели занятия по следующему расписанию:

РАСПИСАНИЕ КУРСА

4 января
Тема: ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Рассылка подготовленных участниками курса визитных
карточек. Учебный модуль №1 "Технические условия дистанционных занятий".

5-6 января
Тема: ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Осознание личного опыта работы участников
курса по развитию одаренности детей. Учебный модуль №2 "Ученик как источник
знаний".

8-9 января
Тема: РАЗРАБОТКА ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ. Разработка участниками курса заданий по своей
теме, не имеющих заранее известных готовых решений. Учебный модуль №3 "Эвристические
качества личности".

10-11 января
Тема: РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО УРОКА. Разработка (и при возможности - моделирование)
участниками курса урока по своему учебному предмету с целью развития одарённости
учеников. Учебный модуль №4 "Методы эвристического обучения".

12-13 января
Тема: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ. Разработка учебной программы
(системы занятий) по конкретной теме учебного предмета, выбранной участником
курса. Учебный модуль №5 "Методика организации и защиты творческих работ".

14 января
Тема: ИТОГИ КУРСА. Рефлексивное осмысление и выявление основных результатов
курса каждым участником. Учебный модуль №6 "Рефлексия".

Ценно также то, что некоторые участники сумели во время курса провести свои
разработанные уроки и получить неожиданные результаты.

Курс получился содержательным и объемным. Каждый участник получил 6 блоков технологических
проектных заданий (30 стр.), 6 учебных модулей (60 стр.), 15 выпусков телеконференции
с разработками, выполненными коллегами по курсу (почти 150 стр.).

Главный результат курса - личный продукт его участников, их идеи, программы,
уроки, цели по дальнейшей деятельности, которые появились у них во время курса,
и будут воплощаться на практике в дальнейшем. Это стало возможным благодаря
оргдеятельностной технологии проведения курса, ориентированной на творческую
самореализацию его участников.

***
ФРАГМЕНТЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ СУЖДЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КУРСА

Крымцева Ольга Владимировна, преподаватель информатики, МОУ МУК Дзержинского
района города Волгограда.

Я поняла, что для того чтобы выявить особенности учащихся и развить их, необходимо
организовать деятельность учащихся на заданиях, а не на теоретическом материале.
В этом направлении и разрабатывала свои задания.
При первом прочитывании заданий в начале учебного модуля складывалось довольно
таки туманное представление о конечном результате, но при выполнении одного
задания за другим погружаешься с головой и начинаешь творить буквально на ходу,
отвечая на поставленные вопросы. Теперь я буду стремиться создавать в группе
такую атмосферу, находясь в которой, каждый ученик мог бы реализовать свои способности.

***
Крутова Татьяна Александровна, преподаватель информатики, г. Волгоград:

Узнала много интересного, полезного. Я обязательно использую это в своей практике.
Сначала было тяжело, шла "адаптация" к курсу. А теперь, когда всё закончилось,
даже и жалко. Буду стараться держать в поле зрения своих одаренных детей. Буду
следить за дальнейшим развитием одаренных детей класса, а также помогать повышать
свой познавательный уровень и у других детей. Взяли на "заметку" литературу,
которую вы рекомендовали по курсу. Спасибо, что есть творческие люди, которые
готовы поделиться своим опытом в работе с одаренными детей.

***
Макеева Наталия Александровна, преподаватель информатики, г. Волгоград:

Мне очень понравилось работать над заданием, планировать не только свою деятельность,
но деятельность учащихся. Пришла к выводу, что не только я, но и учащиеся должны
знать конечный результат своей деятельности, изучения той или иной темы, лучше
усвоить материал. Я поняла, что прежде, чем учить детей мыслить творчески, учитель
должен сам творчески подойти к разработке своих уроков, к изучаемым темам. Теперь
я каждую тему буду стараться анализировать с помощью задания №5. И, конечно
же, буду стараться давать разнообразные задания на развитие различных способностей
учеников. Мне как начинающему учителю был очень полезен этот курс.

***
Короповская Вера Павловна, учитель информатики СШ43, г.Мурманск

Главный результат - это приращение знаний по данной проблеме. В этом мне помогли
и модули, которые предлагали для проработки и в качестве "помощников" организаторы
курсов, и разработки других участников курса. По другому стала относиться к
подаче материала. Стараюсь даже на повседневных уроках ввести хотя бы небольшой
элемент творчества. Хотя и раньше я старалась давать на уроках творческие задания,
но, пожалуй, не проводила анализа на активизацию какой деятельности учеников
они направлены.
Очень понравилось задание на придумывание креативных задач. Сама люблю решать
такие задачки.
Труднее всего - оценивать свою деятельность, формулировать вопросы. Мне как
раз легче попытаться ответить на поставленный вопрос (правда, тоже не всегда),
чем самой задать вопрос. В этом мой самый большой недостаток, который я пытаюсь
преодолевать.
Старалась оперативно отвечать на вопросы конференций и задания курсов. Но видно
не до конца и не очень эффективно организовала свою деятельность. Не очень развернуто
отвечала на вопросы заданий. Думаю, что после окончания курсов вернусь еще не
раз к имеющемуся материалу и постараюсь его лучше осмыслить и воплотить идеи
и методы развития и выявления одаренности учащихся в свою работу.
По поводу обсуждаемых проблем: я согласна, что все дети одаренные. Надо только
вовремя выявить эту одаренность, дать ей развиться. Я не согласна с тем, что
на уроке нужно отдавать предпочтение одаренным детям. Да, нужно организовать
работу так, чтобы им не было скучно, чтобы они были заняты на уроке. Для этого
можно готовить дополнительные карточки с заданиями, модули самостоятельного
изучения материала, привлекать их к "подтягиванию" отстающих. Но все же ориентироваться
на уроке нужно на уровень большинства учащихся. Если этот уровень не достаточно
высок, нужно попытаться использовать другие формы работы.
На курсах работать было очень интересно. Считаю, что они мне очень помогут в
дальнейшей работе. Хочется попробовать самой разработать урок с использованием
элементов  дистанционного обучения, с привлечением ресурсов Интернет для организации
исследовательской работы учащихся. В этом году ребята хотели участвовать в эвристической
олимпиаде по математике, но мы не достаточно хорошо ознакомились с правилами
работы олимпиады и  участвовать не смогли. Может быть попробуем поучаствовать
в других олимпиадах, которые предлагает Ваша организация.

***
Буйницкая Варвара Эдуардовна, учитель психологии, Алданская гимназия:

Обучаясь на данном курсе, я осознала то, что все дети действительно одаренные.
Знать и осознать, это разные вещи. Мне, по роду своей работы, часто приходится
доказывать учителям, что если у ребенка возникают проблемы с учебой или в общении,
мы должны ему помочь, а не винить. Это его беда, а не вина. Работая с обучающими
модулями, я поняла, что цели и задачи при планировании занятий, написании обучающих
программ нужно ставить более конкретные, точные, а не общие "слоновые" и к достижению
цели идти маленькими шагами, закрепляя достигнутое.  Я думаю, что мои достижения,
это результат вдумывания в проблему одаренности совместно с участниками курса.
Этот процесс происходил благодаря знакомству с материалами конференций.
Очень много возникает идей и вопросов, на которые есть желание отвечать, т.е.
впереди большое поле деятельности, что очень радует. Задание № 3 помогло мне
научиться системности в составлении заданий.
В  основном все, сформулированные мной цели в начале курса, достигнуты. Работая
с детьми, нельзя останавливаться, так как любая остановка, это уже шаг назад.
Данные курсы, помимо вышесказанного, помогли мне это осознать. Сами по себе
курсы, на мой взгляд, построены таким образом, что потихоньку подводят к осознанию
того, что действительно мы педагоги должны быть ориентированны на творческую
самореализацию детей.
Творческая самореализация учеников, это очень здорово и мне, как психологу,
представляется само собой разумеющимся процессом, т.е. так оно и должно быть,
но, не хочу показаться пессимистом, решать эту проблему необходимо более глобально
- менять программы обучения, Наполняемость классов, подготовку педагогов. Потому
что, сколько бы мы не говорили, что школьные программы направлены на развитие
детей, от этого они не станут развивающими. На самом деле они всего лишь наполняют
ребенка знаниями, т.е. изменение идет количественное, а не качественное. В настоящее
время появляются альтернативные программы, может они помогут в решении этой
проблемы. Самое главное, что встала сама проблема творческой самореализации
ребенка и, поэтому будет решаться. Сама я, на мой взгляд, пытаюсь помочь детям
проявить себя и самореализоваться на моих уроках. Не могу сказать, что педагоги
нашей гимназии не участвуют в этой работе. Правда, не по всем видам деятельности
детей можно этот процесс проследить. Часто гонка мешает ребенку проявить свое
творчество.

***
Бутенко Елена Васильевна, учитель начальных классов, Алданская гимназия

Во время курса я смогла четко определиться с методами эвристического обучения
относительно конкретно меня и моих детей. Очень важными материалами считаю модуль
3, модуль 4 в информационном смысле. Для меня это был очень нужный и своевременный
материал. Хотелось бы организовать в рамках МАН клуб "Эврика", где концентрировались
бы все эвристические мысли, задания, вопросы, идеи учеников и учителей. Можно
было начать организацию этого клуба с моего класса, а я бы помогла в реализации
этой идеи. Огромное спасибо руководителю курса Хуторскому А.В. Очень умело и
ненавязчиво Вы сумели организовать самообразование по проблеме. Курс глубоко
продуман. Умно организован. Научно обозначен. Спасибо.

***
Яковлева Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Алданская гимназия

Первое и главное достижение у меня после курсов - это приобщение к достижениям
коллег и гордость за то, что мы в "глубинке" не оторваны от этих достижений,
уверенность в своем творческом потенциале. Я научилась рефлексировать, поняла,
что это необходимый компонент нашей деятельности, выполнение заданий курса помогло
изучить источники, осмыслить свою деятельность. Появившиеся идеи я обязательно
осуществлю:
-       систематически проводить рефлексию с учениками;
-       привести в систему задания открытого типа;
-       более планомерно осуществление развития одаренности учеников (построение траектории
индивидуального развития);
-       уделить отдельное внимание заданиям оргдеятельностного типа.
Своими результатами после курсов я в целом удовлетворена. Творческих всем успехов
в дальнейшей деятельности!

***
Морозова Светлана Алексеевна, учитель английского языка, гимназия, г.Алдан

Мои главные результаты курса - преодоление себя, своих стереотипов, осмысление
факта существования и развития нетрадиционного подхода к обучению, открытие
для себя новых возможностей в обучении. Эти результаты были достигнуты благодаря
учебным заданиям курса, его модулям, откликам руководителя А.В. Хуторского и
коллег по курсу и моим стараниям.
Новое для меня - это создание творческих заданий, создание программы развития
одаренных детей.
Курсы помогли по - новому осмыслить свой педагогический опыт. Задания - интересные,
заставляют размышлять, создавать что-то новое. Теоретический материал (учебные
модули) - тоже важен для педагогической практики, хотя такая нетрадиционная
подача материала в начале ставила в затруднительное положение. Тем интереснее
перечитывать этот материал после выполнения задания, сравнивать, анализировать
с тем, что ты сделал. Отклики коллег и руководителя курса помогли справиться
с выполнением заданий, заставили по- новому взглянуть на многие вопросы и проблемы,
возникающие в процессе обучения. Интересно было следить за дискуссией Кашменского
Н.А. и Хуторского А.В. о развитии чувства коллективизма у ученика Кашменского.
Согласна с точкой зрения Кашменского Н.А. Мои планы - по возможности применить
разработки курса на уроках, на индивидуальных занятиях, разработать еще несколько
тем.

***
Ефимова Лилия Владимировна, учитель биологии и химии, зав. кафедрой естествознания
средней школы №9 г. Казани.

Мои  главные  результаты таковы, что я по-новому посмотрела на свою работу,
более ясно осознала роль педагога в развитии одаренности ребенка. Возникло понимание
того, как  должны соотносится элементы творчества и повседневной школьной практики.
Это произошло благодаря тому, что в ходе выполнения курсовых работ я смогла
систематизировать накопленный опыт и выстроить приблизительный план работы с
одаренными детьми. Пообщавшись с коллегами,  познакомившись с их творческими
работами (что само по себе уже обогащает), проанализировав ответы на вопросы
и реплики руководителя курсов, "примерила" это все на себя и соотнесла с собственным
опытом. Осознала себя в системе этой работы.
Согласно сформулированным мною целям, они, в общем, достигнуты, кроме, пожалуй,
получения внешней оценки своей работы. Способы достижения целей - самоанализ
своей деятельности, систематизация наработанного в данной области, сравнение
своей деятельности с деятельностью коллег, работа с литературой. Трудности и
противоречия были, скорее, внутреннего характера, например, нежелание рефлексировать.
Динамика чувств и ощущений - постепенное появление ощущения понимания структуры
курса и значения каждого занятия для решения поставленной проблемы.
Пожалуй, все модули были одинаково интересными и значимыми, особенно №6 "Рефлексия".
Из заданий могу выделить №2 - "Диагностика творческих результатов". Из вопросов
и проблем - как взаимодействовать с одаренным ребенком, какова роль учителя
в его развитии и формировании его личности. Уважаемый Андрей Викторович! Спасибо
за курсы! Желаю Вам в дальнейшем  больше одаренных курсантов и успехов в Вашей
работе.

***
Смирнова  Светлана Александровна, учитель - методист начальных классов, г Казань,
Новосавиновский район, школа №9 с углубленным изучением английского языка.

Личные главные результаты курса: пересмотрела себя, по другому стала вести уроки,
получила новые знания. Достигла результатов благодаря кропотливой работе и постоянной
рефлексии. Узнала о методах эвристического обучения. О типах открытых заданий.
Полученные знания на курсах на 45% являются для меня новыми.
Динамика чувств: Любопытство, Интерес, Страх что не успею все сделать, Значимость,
Удовлетворение, Восхищение от проделанного, Радость.
Буду далее изучать эвристические методы образования, далее продолжать работу
над развитием одаренности детей, хочу до родителей учащихся донести некоторые
необходимые для них знания по этой теме.

***
Вильданова Гульнара Рашатовна, учитель философии, школа № 9, г. Казань:

Мои результаты:
-       анализ и систематизация собственных методов и подтверждение интуитивных предположений
 о том, как создать условия для развития и саморазвития ученика;
-       упорядочение  мотивов и целесообразности собственной педагогической деятельности;
-        осознание необходимости внедрения в свою деятельность навыков рефлексии;
-       разработка плана своей дальнейшей деятельности.
Этих результатов удалось достичь благодаря собственным разработкам, учебным
модулям руководителя курсов, общению с коллегами по курсам, работе с теоретическим
материалом. У меня возникло приятное ощущение того, что стремление учителей
развить одаренность детей находит себя в современной педагогике, а общение с
коллегами по курсу создало чувство сплоченности единомышленников , продвигающихся
в едином направлении.
Новое - опыт рефлексии собственной деятельности, а также новые разработки творческих
уроков.
Начало курса было окрашено в яркие тона любопытства, творческого вдохновения,
предчувствия того, что я найду в себе новую точку опоры, которая послужит толчком
для дальнейшей деятельности по развитию одаренности детей. Середина курса была
для меня по-рабочему насыщенной - это наложило на меня отпечаток собранности,
целеустремленности и рациональности. Появилось чувство уверенности в своих силах
и в выбранном мной направлении в обучении детей. В конце курса возникло чувство
некоторой усталости, впрочем, приятной - т.к. на данный момент у меня есть чувство
творческой самоактуализации.
Учебные модули, на первый взгляд, казались мне наиболее ценным приобретением:
обосновывая целесообразность моей деятельности, они служили отправной точкой
для развития моих эвристических качеств. Они (наряду с заданиями курса) выполняли
роль схем, которые мне предстояло наполнить конкретным, "живым" содержанием.
На второй взгляд, материалы и поднимаемые проблемы были не менее существенным
вкладом, т.к. были "открытыми", т.е. стимулировали мои творческие способности
и самостоятельность мышления в поисках выхода из "тупиковых" педагогических
ситуаций.
Цели по отношению к ученикам:
-       Продолжать развивать в них эвристические качества личности;
-       Привить им навыки рефлексии собственной деятельности;
-       Стимулировать  мотивацию учеников их участием в Эвристической Олимпиаде "Эйдос".

***
Кашменский Никита Антонович, директор основной школы, школа № 130, г. Новосибирск:

Новое для меня - теория, ссылки на незнакомую литературу. Мои цели, поставленные
в начале курсов, достигнуты лишь частично - осознания того, какая система работы
с одаренными детьми должна быть в школе, нет. Однако некоторые сомнения в правильности
нашей системы появились, есть идеи по совершенствованию. Это, на мой взгляд,
уже многого стоит. Может быть, зацикливаюсь, но для меня ценен модуль - 5. Хотелось
бы познакомиться с опытом работы школы, о которой идет речь в модуле. Что касается
конференций, то у меня всегда оставалось чувство неловкости. Я понимал, что
руководитель постоянно пытается спровоцировать дискуссию, но я от нее уходил,
т.к. заботы о состоянии здания школы в 50-градусный мороз выходили на первый
план. Должного внимания работе уделить не мог. В ближайших планах - думать,
что с этим делать. Попытаюсь сделать обсуждение на методическом совете школы.

***
Косячкова Ирина Васильевна, директор колледжа, школа № 130, г. Новосибирск:

Удалось разработать свои материалы по развитию школьников в своей предметной
области и подготовить детей к нестандартным ситуациям с использованием знаний
по предмету. Цели, поставленные в начале курсов, достигнуты. Способы - исключительно,
следование алгоритму заданий. Трудности - нехватка времени и творческих сил,
постоянный соблазн, но по мере выполнения задания нарастала чувство гордости
за совершенствование собственных знаний, умений и навыков. Очень важны высылаемые
задания и рекомендации. Я стараюсь овладеть методом рефлексии, образ которой
слегка забрезжил на моем горизонте. Ближайшая моя цель - переработать все материалы
еще раз, не отвлекаясь на посторонние дела, осознать их ценность и провести
рефлексию уже на новом уровне.

***
Евдокимова Ирина Петровна, преподаватель Информатики, средняя школа 119, г.
Москва.

Самое главное я поняла, что "придумывать" не так сложно и трудоемко, как мне
казалось раньше! Основательно переосмыслить ориентацию своего учебного воздействия.
До этого курса по некоторым темам я процесс обучения представляла себе, как
нудный (и для меня и для ребят) процесс типа - рассказала, записали, выучили,
ответили и иногда творчество, и никогда никакого продукта, кроме контрольных
или тестов. Думаю, что теперь постараюсь внести в свои разработки побольше творчества,
и своего, и их.
Энтузиазм и ожидание чего-то важного и интересного перед началом (я впервые
в Вашей системе), "Визитка" - понятно зачем, "Диагностика..." - сначала тяжело
и без особого интереса пошла, в процессе "включилась", заинтересовалась, "Открытые
задания" и "Творческий урок" - сначала страх и неуверенность, потом азарт, интерес
и глубокое удовлетворение, как от процесса создания, так и о результатов. Ну
и окончание - с одной стороны устала и рада, что можно будет немного расслабиться,
с другой стороны жалко расставаться...

===
Объявление!

ПРИБЛИЖАЕТСЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Сейчас идет регистрация заявок. Дата проведения олимпиады - 23 января 2001 года.
Условия регистрации см.: http://www.eidos.ru/olymp/english/2001/regulat.htm

===
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
E-mail: eidos@accessnet.ru, journal@eidos.ru
http://www.eidos.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное