Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2024. Выпуск 24


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Публичная библиотека»

Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»

аннотированный список статей из периодических изданий

для молодых родителей и воспитателей

 

Выпуск № 24.

РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ

 

Бурмистрова Е. Почему ребенок не хочет быть самостоятельным – и что делать?. – Текст : электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL: https://www.7ya.ru/article/Pochemu-rebenok-ne-hochet-byt-samostoyatelnym-i-chto-delat/ (дата обращения: 6.11.2024). 

О том, что ребенок недостаточно самостоятельный, родители чаще всего вспоминают перед детским садом или первым классом: как же он там справится один? Очень многим сегодняшним взрослым проще сделать за малыша, чем научить самостоятельности в каком-то деле, развить какой-то навык. Иногда на приучение к самостоятельности не хватает терпения и фантазии у взрослых, а иногда ей сопротивляется сам ребенок.

 

Горинова Е. Доброта и сострадание / Е. Горинова ; ред. Л. Шкиль. Текст : электронный // Растим детей : навигатор для современ. родителей. – URL:  https://растимдетей.рф/articles/dobrota-i-sostradanie (дата обращения: 6.11.2024). 

Одна из важнейших задач родителей и педагогов — воспитать в ребенке доброту и сострадание. Елена Горинова, социальный психолог, ведущий методолог и эксперт Центра толерантности Еврейского музея, рассказывает, зачем нам эти качества, когда начинать их воспитывать и развивать у ребенка и как это делать.

 

Почему нельзя заставлять ребенка читать / текст А. Каменева. Текст : электронный // Растим детей : навигатор для современ. родителей. – URL: https://растимдетей.рф/articles/pocemu-nelzya-zastavlyat-rebenka-citat (дата обращения: 6.11.2024). 

Все взрослые мечтают, чтобы дети любили читать. Каждый день мы изобретаем все новые и новые способы помочь ребенку полюбить книгу. Но очень часто родители путают любовь к чтению с обязанностью. И тогда увлечение превращается в повинность. О том, на какие «грабли» наступают родители, заставляя детей читать, порассуждали эксперты Центра толерантности Еврейского музея.

 

Самая многодетная семья отметила 35-летний юбилей // Дитя человеческое. - 2024. - № 2 (159). - С. 9 : 1 фот.

Семья Сорокиных, которая одной из первых в нашей стране получила статус семейного детского дома, отметила 35-летний юбилей. На сегодняшний день детьми Сорокиных считается 85 человек.


КОПИЛКА  ПРОФЕССИОНАЛА

 

Батырова Р. Навстречу к звездам / Р. Батырова, Н. Пучкова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2023. - № 4. - С. 32-34 : фот. 

Из чего складывается развивающая предметно-пространственная среда детского сада, влияющая на раннюю профессиональную ориентацию детей старшего дошкольного возраста.

 

Белоглазова Л. Простые механизмы // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2023. - № 4. - С. 48 : фот. 

Образовательные STEAM-технологии в детском саду села Гилева Тюменской области.


Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в партнерстве с семьей / Т. В. Волосовец, Е. В. Гермогенова, Е. В. Меттус, С. С. Лавренов // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 17-23.
 

Методы и технологии нравственного воспитания в процессе социально-коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.

 

Ганина Е. А. Эффективность использования технологии "Фишбоун" в формировании нравственных ориентиров дошкольников / Е. А. Ганина, О. Н. Белова, Е. Н. Парфенова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 100-102. 

Визуализация у дошкольников причинно-следственных связей, развитие критического мышления, формирование нравственных ориентиров.

 

Дмитриева И. Наука в спортивном зале // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2023. - № 4. - С. 44-45 : фот. 

Тренировки координации движений, гибкости, растяжки, укрепление мышц у дошкольников с помощью занятий с пособием лаборатории "Звук".

 

Житина И. В. "Одним дыханьем с Петербургом…" / И. В. Житина, М. В. Андреева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 96-100. 

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования, педагогический опыт проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом. Организация развивающей предметно-пространственной среды, формы взаимодействия с родителями по приобщению детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа.


Изучаем малую родину: формирование мировоззрения дошкольников / Г. В. Смирнова, Е. Б. Нефедова, Е. Г. Великанова [и др.] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 90-95.
 

Эффективность интеграции традиционных духовно-нравственных ценностей в дошкольное образование посредством культурных практик для воспитания всесторонне развитой личности.

 

Казанцева Т. А. Мини-музей. Инновационная форма работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 73-76.

Создание доступного и открытого образовательного пространства для дошкольников, ценность ресурсов мини-музея в формировании духовно-нравственных ценностей детей, деятельность музея в ДОО.

 

Калачева А. Ю. Культурные практики в приобщении дошкольников к традиционным духовно-нравственным ценностям // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 86-89. 

Эффективность интеграции традиционных духовно-нравственных ценностей в дошкольное образование посредством культурных практик для воспитания всесторонне развитой личности.

 

Конищева Д. О том, что нельзя увидеть // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2023. - № 4. - С. 38-39 : фот. 

"Наураша в стране Наурандии" - цифровая лаборатория с наличием специальных инструментов и оборудования для изучения и исследований, с помощью которых в игровой форме дошкольники получат нужную информацию для интеллектуального развития в соответствии с требованиями возраста. Рассказ о содержании и использовании лаборатории.

 

Кудрявцева Е. А. Приобщение педагогов ДОО к проектной деятельности / Е. А. Кудрявцева, Н. Г. Матвеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 46-50. 

Организация взаимодействия в проектах, воспитывающих взрослых: педагогов ДОО и родителей детей дошкольников.

 

Лебедева С. Е. Качества личности ребенка будущего: какие они? / С. Е. Лебедева, Т. Г. Полковникова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 70-72. 

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников в процессе реализации проекта "Ценности, которым нет цены" с детьми дошкольного возраста при участии родителей, педагогов ДОО и социальных партнеров.

 

Меттус Е. В. Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО / Е. В. Меттус // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 36-45. 

Многоуровневое комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение дошкольников, критерии его эффективности в дошкольном отделении образовательного комплекса.

 

Мефодиенко С. С. Здоровьесберегающие технологии: воспитание культуры здоровья участников образовательных отношений // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 61-64. 

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО способствует укреплению здоровья и формированию универсальных обучающих действий у дошкольников. Система физического воспитания выступает как средство становления гармонично развитой и социально ответственной личности.

 

Николаева В. Юные гидроэкологи Плещеево // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2023. - № 4. - С. 36-37 : фот.

 

Автор статьи делится опытом обучения детей дошкольного возраста правилам нравственного поведения в мире природы и людей, учит их взаимодействовать с природой, разумно и грамотно использовать ее ресурсы.

 

Реут А. Н. Средства образовательной техносферы и формирование социально-нравственных ориентиров у дошкольников / А. Н. Реут, А. Е. Кивель // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 77-81. 

Приемы развития инженерного мышления у дошкольников средствами образовательной техносферы и формирования социально-нравственных норм поведения.

 

Семенова Т. Н. Когнитивное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности / Т. Н. Семенова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 65-68. 

Значение развития игровой деятельности в раннем возрасте как условие успешного умственного развития, особенности детской игры в данном возрасте, ее механизмы.

 

Танцюра С. Ю. Нейропсихологическая коррекция: игры и упражнения // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 5. 

О роли нейропсихологической коррекции для детей раннего возраста.

 

Технологии развития воспитательного потенциала взрослых / Е. А. Кудрявцева, О. В. Гордеева, И. Н. Недомеркова [и др.] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 29-35.

Повышение компетенций всех участников образовательного процесса, механизмы образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых: интерактивный альбом, форма методической поддержки, технология неформального общения.

 

Третьякова Н. В. Ресурсная зона для детей с аутизмом в инклюзивном детском саду / Н. В. Третьякова, С. Б. Васильева, Л. А. Саидова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 52-60. 

Совместное обучение детей с расстройством аутистического спектра с нормотипичными сверстниками в общеразвивающих группах детского сада. Специальные технологии сопровождения и поддержки: прикладной анализ поведения, структурированное обучение, визуальная поддержка.

 

Хасдан В. И. Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей. Детское книгоиздание / В. И. Хасдан // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 82-85. 

Книгоиздание как форма приобщения к сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей и возможность познавать и воспроизводить окружающий мир через призму фантазии, открывать новые горизонты мышления, развивать эмоциональный интеллект.


Шлеменкова А. С. Мастерская педагогического просвещения родителей / А. С. Шлеменкова, Т. А. Румянцева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 4. - С. 24-28.

Реализация проекта "Мастерская педагогического просвещения родителей", включающего теоретические и практические материалы, посвященные развитию и воспитанию детей раннего возраста, основные его направления для родителей.

 

 

ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ

 

Абазян Е. Документы на новых воспитанников: какие собрать и оформить из-за ФОП и ФАОП // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 6-10. 

Представлены разъяснения, какие документы необходимо оформить психологу детского сада из-за новых целевых групп.

 

Акинкина Я. "Ваня, стой!", или Как отучить детей сбегать на прогулке // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 40-44. 

Представлены рекомендации, как провести беседу с воспитателями и родителями о детских побегах на прогулках.

 

Ващенкова Т. Дошкольник с "особенным" поведением. Как поэтапно адаптировать коммуникацию ребенка с РАС // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 30-39. 

Представлен авторский алгоритм формирования адаптивной коммуникации.

 

Войнова И. Шпаргалка начинающему психологу: документы и программы для работы // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 20-28. 

Представлены чек-листы с документами и таблица программ для работы с детьми с ОВЗ и нормой развития.

 

Дудкина И. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с УО и ТМНР // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 70-79. 

У детей с нарушением интеллекта и ТМНР отсутствует активный поиск. Воспитанники часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач. Чтобы заинтересовать детей, разработана картотека заданий разного уровня сложности.

Игнатова Е. Курс занятий педагога-психолога с детьми 6-7 лет "Развиваемся, играя": программа и конспекты // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 46-59. 

Представлены рекомендации и конспекты для занятий по программе подготовки будущих первоклассников.


Малахова Е.
Летние игры для детей с синдромом Дауна и умственной отсталостью // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 60-63. 

Представлена картотека игр для детей 3-7 лет с синдромом Дауна.

 

Папова Т. Программы для выпускников и летние игры для детей с УО // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 1. 

Предлагаются две программы. Первая поможет научить работать в команде конфликтных детей. А вторая - подготовить воспитанников к школе. Для летней работы с детьми с УО составлены две картотеки. Первая пригодится для занятий с детьми с синдромом Дауна. Вторая используется на занятиях с детьми с ТМНР.

 

Сорокоумова И. Программа "Азбука общения". Конспекты 1-2-го занятий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 64-68. 

Представлены первые два конспекта занятий по апробированной программе для детей 5-7 лет на основе работ О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" и Г. А. Широковой "Школа общения для дошкольников". Воспитанники научатся договариваться, принимать мнение другого.

Якель В. Игры с детьми с ОВЗ на лето в циклограмме на июнь // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 6. - С. 11-19. 

В циклограмме на июнь подготовлены три картотеки игр для разновозрастных групп с детьми с ОВЗ.


В  ПОМОЩЬ  ЛОГОПЕДУ

 

Андреева Л. А. Инновационный подход с применением методов проектной работы и ТРИЗ-технологии // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 11-18 : табл. 

О методе проектов как инновационной форме работы в дошкольных организациях. Также рассматриваются ТРИЗ-технология и метод "морфологического анализа" на примере проекта "Сказочные герои глазами детей". Согласно исследованию, проектная деятельность значительно улучшает творческие и познавательные способности детей, помогает привлечь к участию большее количество родителей.

 

Бабанина А. А. В гостях у бабушек и дедушек : воспитательное мероприятие для детей 5-7 лет с ОВЗ / А. А. Бабанина, В. П. Балашова, Ж. Г. Болдырева // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 92-100. 

Представлено воспитательное мероприятие, посвященное бабушкам и дедушкам. Детям прививаются нравственно-эстетические ценности посредством игровой деятельности, воспитывается уважение к старшим.

 

Балакина А. С. Забавные истории : авторские речевые упражнения для детей с ОВЗ // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 75-78. 

Приведены авторские речевые упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы с детьми с алалией и дизартрией подтверждает актуальность использования данных упражнений для активизации речевой деятельности дошкольников.


Баратова М. С. Удивительное путешествие по весеннему лесу : логопедическое занятие для детей 6-7 лет с ОВЗ // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 40-44.
 

Представлено логопедическое занятие для детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, су-джок терапии и логоритмики.

 

Каратеева И. В. Вежливость и доброта : внеклассное мероприятие в начальной школе для детей с нарушениями ОДА / И. В. Каратеева, А. И. Казакова // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 84-91. 

Представлено внеклассное мероприятие для младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата о правилах поведения и этикетных ситуациях, организованное в форме литературной гостиной.

 

Книжная полка // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 18, 39, 65, 83, 100 : фот., рис. 

Предлагаемые издания содержат логопедические методические пособия и материалы, учебно-игровые комплекты, сценарии и игры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Мазурова С. Г. В гостях у медвежонка Умки : логопедический досуг для детей 5-6 лет с ОНР / С. Г. Мазурова, Е. Ю. Пахомова // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 52-59 : фот. 

Представлен сценарий занятия в форме игровой деятельности, в которой у детей развивается умение составлять простые и сложноподчиненные предложения, формируется грамматический строй речи и закрепляется умение активно использовать словарь в самостоятельной речи.

 

Ноздрачева О. В. Тематический принцип в логопедической практике при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 19-25. 

Представлен тематический принцип организации материала при работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, раскрыты приемы и упражнения по формированию словаря, даны игры и задания при работе с грамматическим строем речи. Показаны лексический и грамматический подходы к подбору речевого материала.

 

Петухова Ю. И. Кинезиологические упражнения как средство здоровьесбережения детей с ТНР / Ю. И. Петухова, Л. В. Кравченко // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 6-10 : фот. 

Представлены кинезиологические упражнения для детей с тяжелыми нарушениями речи, способствующие развитию головного мозга через движения.


Степина И. В.
Спорт и музыка едины : речевое мероприятие по воспитанию нравственности и патриотизма / И. В. Степина, М. С. Лысова // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 60-65. 

Представлено спортивно-музыкальное развлечение по воспитанию нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

Шестеперова Т. В. Использование логопедических пособий и материалов в обучении детей-инофонов в начальной школе : из опыта работы учителя начальных классов // Логопед. - 2024. - № 3. - С. 101-105. 

Приводится опыт работы с детьми-инофонами, даются рекомендации и советы, помогающие детям не только лучше овладевать речью, но и социализироваться в обществе.

 

Составитель: Кабанова А.А. 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

телефон: (34370) 9-05-75

e-mail: oiopbngo@yandex.ru 

Web-сайт:  https://www.bibliongo.ru/ 


В избранное